Олоф (шведский король 852 г.)
Олаф | |
---|---|
Протоисторический король шведов | |
Царствование | в. 852 |
Предшественник | Эрик |
Преемник | Кольцо |
Дом | Мунсё (?) |
Олоф ( древнескандинавский : Óláfr ) был шведским монархом или местным правителем, который правил Биркой , важным портовым городом, и, возможно, Упсалой , важным ранним политическим центром Швеции, примерно в 852 году, когда католический миссионер Святой Ансгар совершил свое второе путешествие из От Германии до Бирки примерно в 851 или 852 году нашей эры. Он имел двойственное отношение к христианству и был известен как успешный король-воин в Балтийском регионе .
Олоф не упоминается в исландских сагах 12-го и 13-го веков, которые дают другую линию преемственности предполагаемых шведских правителей эпохи викингов, но в « Вите Ансгари» , почти современных сочинениях компаньона Ансгара Римберта , и отчете 11-го века Об Адаме Бременском оба упоминают его и обычно считаются более надежными, чем саги. [ 1 ]
Религиозные настроения
[ редактировать ]Ансгар проводил миссионерскую работу среди шведов в 829–831 годах и заложил основы хрупкой общины, базирующейся в важном торговом городе Бирка . К началу 850-х годов Ансгар, который теперь был архиепископом Гамбург-Бременским , начал беспокоиться о будущем общины, оставшейся без священника. Он получил согласие восточно-франкского правителя Людовика Немецкого лично поехать в Швецию и получил личное письмо к шведскому королю Олофу. [ 2 ] Когда он прибыл в Данию , король Хорик I предоставил ему посланника и послание, в котором просил Олофа разрешить Ансгару свободно миссионерскую деятельность.
Биограф Ансгара Римберт в своей «Вите Ансгари» («Жизнь Ансгара») рассказывает, что архиепископ прибыл в Бирку после 20-дневного плавания. Год неизвестен, но, похоже, это был 851 или 852 год. [ 3 ] Там он обнаружил, что король Олоф и большая часть народа пострадали от языческого контрдвижения. Провидец утверждал, что участвовал в совете асов , выразивших свое недовольство христианским богом. В случае, если нынешних богов людям будет недостаточно, боги решили принять бывшего короля Эрика ( Эрик Бьернссон , или Эрик Рефилссон ?) в своей обители. Видению провидца поверили широко, в честь давно умершего Эрика было построено святилище, и люди приносили ему жертвы. [ 4 ]
Обосновавшись в Бирке, Ансгар пригласил конунга Улофа к себе и угостил его едой и подарками. Король объявил, что был бы рад помочь Ансгару, но не осмелился ничего предпринять, пока не исследовал волю народа и не было проведено гадание. «А именно, среди них распространено то, что каждый общественный вопрос решается скорее единодушной волей народа, чем посредством применения королевской власти». [ 5 ] Некоторое время спустя в Бирке состоялось мероприятие , где глашатай объявил о просьбе Ансгара провести миссионерскую деятельность среди шведов. После должного обсуждения вещь согласилась разрешить присутствие среди них христианских священников и святых таинств. Второе событие, состоявшееся в другом месте королевства, подтвердило сказанное. Король вызвал Ансгара и повелел построить церкви, предоставив архиепископу участок земли в Бирке для часовни. [ 6 ]
Экспедиция викингов в Курляндию
[ редактировать ]Курши в когда - Латвии то находились под властью Швеции. Однако они давно восстали против шведов и отказались платить им дань . Датчане, зная об этом, увидели возможность захватить шведские владения в Курляндии . Во время второго визита Ансгара в Бирку они собрали большой флот и отплыли в Курляндию, чтобы забрать их товары и вместо этого заставить куршей платить дань датчанам . Курши собрали войска из всех пяти своих городов и перебили половину датской армии, после чего разграбили датские корабли, заполучив много золота , серебра и других ценностей.
Когда шведы и король Улоф услышали о неудаче датчан, они решили завоевать репутацию того, что шведы могут сделать то, чего не могут датчане, и заставить куршей снова платить дань. Следовательно, шведы собрали огромную армию и напали на Курляндию. Первый город, на который они напали, назывался Зеебург . В нем было 7000 вооруженных людей, но город был разграблен, разорен и сожжен шведами. Шведы оставили свои корабли у побережья и отправились в пятидневную экспедицию во внутренние районы страны. Они достигли города Апулия (вероятно, современный Апуоле ). В городе насчитывалось до 15 000 вооруженных людей.
Шведы штурмовали город, но он яростно защищался, и после восьми дней битвы многие люди пали безрезультатно. К девятому дню шведы устали от боя и обсуждали, стоит ли продолжать его. Решили бросить жребий с рунами , но безрезультатно. Затем Римберт рассказывает, что некоторые шведы слышали о христианской вере и решили бросить жребий, спрашивая христианского бога, как им поступить. Они интерпретировали результаты как полную поддержку христианского бога и решили снова напасть на город.
Когда курши увидели, что шведы собираются возобновить атаку, они сдались и предложили шведам все золото, серебро и оружие, которые они отобрали у датчан в прошлом году. Они также предложили заплатить полфунта серебра за каждого жителя города, возобновить выплату дани шведам и выдать заложников в качестве залога для уплаты. Они заявили, что хотят быть подданными шведских королей, как и прежде.
Король Улоф удовлетворил их просьбу, и шведы вернулись домой с бесчисленными сокровищами и тридцатью заложниками в качестве гарантии будущей лояльности куршей. [ 7 ]
Информация в Vita предварительно объединена с археологическими находками в Латвии. По мнению археолога Биргера Нермана , это указывает на шведское присутствие в регионе в ок. 650-800. Кроме того, Нерман обнаружил стрелы и другие следы битвы 9-го века в Апуоле , а Зеебург был отождествлен с Гробинью на побережье, где есть могилы, указывающие на связь с Готландом и долиной Меларен . [ 8 ] Тем не менее, существуют и другие интерпретации топонимов, упомянутых в « Житии» ; Апулия могла быть Пильтеном в Вентспилсе , который также был известен как Ампуле, а Зеебург мог быть Селебургом на реке Даугава . [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Олоф упоминается Адамом Бременским (ок. 1075 г.), который указывает порядок преемственности как Анунд - Медведь - Олоф. Адам Дрю из « Вита Ансгари», но, возможно, также слышал это имя от датского короля Свейна Эстридсена ; см. Адам Бременский (1984), «Истории Гамбургской епархии и ее епископов» . Стокгольм: Проприус, с. 60 (книга I, глава 61).
- ↑ Вита Ансгари, Глава 25.
- ^ Ансгар (1986) Книга Ансгара . Стокгольм: Проприус, с. 103, 228.
- ↑ Вита Ансгари, Глава 26.
- ↑ Вита Ансгари, Глава 26.
- ↑ Вита Ансгари, Глава 27.
- ↑ Вита Ансгари, Глава 30.
- ^ Нерман, Биргер (1945) Когда Швеция была христианизирована . Скоглунды.
- ^ Ансгар (1986) Книга Ансгара . Стокгольм: Проприус, стр. 106.
Литература
[ редактировать ]Одельберг, Май (1995), «Олоф», азбука эпохи викингов , Шведский музей национальных древностей , ISBN 9171929843 , заархивировано из оригинала 1 сентября 2007 г. , получено 18 августа 2007 г.