Jump to content

2010–2013 конституционная реформа Исландии

Конституционный совет Исландии ( Stjórnlagaráð ) с целью пересмотра Конституции Республики . был назначен резолюцией Альтинга , парламента Исландии, 24 марта 2011 года [ 1 ] Были проведены выборы для создания органа Конституционной ассамблеи ( Stjórnlagaþing ), но, учитывая некоторые избирательные недостатки, они были признаны недействительными Верховным судом Исландии 25 января 2011 года, в результате чего парламент включил большинство победивших кандидатов в Конституционный совет. с аналогичной миссией. [ 2 ] Вопрос о том, должен ли текст предложенной конституции служить основой для будущей конституции, был вынесен на необязательный референдум , на котором он получил одобрение 67% избирателей. [ 3 ] [ 4 ] Однако срок полномочий правительства закончился до того, как законопроект о реформе был принят, и последующие правительства не предприняли никаких действий по нему.

Действующая конституция Исландии была принята в 1944 году. Критики конституции утверждают, что она «была составлена ​​в спешке с минимальными корректировками конституции 1874 года как часть декларации независимости Исландии от оккупированной нацистами Дании». [ 5 ] Более того, критики утверждали, что финансовый кризис 2008–2011 годов в Исландии выявил недостатки этого документа, который изначально задумывался как временный. После «революции кухонной утвари» парламентские выборы в Исландии в 2009 году привели к власти коалиционное правительство Социал-демократического альянса и Лево-зелёного движения . Это правительство обязалось создать новую конституцию, впервые в истории Исландии, пересмотрев широкие области конституции. [ 6 ]

Национальные собрания 2009 и 2010 годов.

[ редактировать ]

В 2009 году частные лица и группы гражданского общества организовали Национальную ассамблею из 1500 человек — 1200 выбранных случайным образом из национального реестра и 300 выбранных в качестве представителей компаний, учреждений и других групп — для обсуждения основных ценностей, на которых должно основываться исландское управление.

За Национальным собранием 2009 года в ноябре 2010 года последовало организованное правительством собрание , в котором приняли участие 950 случайно выбранных граждан. [ 7 ] [ 5 ] Граждане, выбранные случайным образом, были репрезентативными по полу, географическому и возрастному составу Исландии. Конституционный комитет, назначенный парламентом, составил двухтомный отчет о мнениях, высказанных Национальным собранием 2010 года, и представил основные выводы на пресс-конференции после собрания. Было заявлено, что 97% участников считают формат встречи хорошим, 95% считают, что встреча прошла хорошо, а 75% считают проведение встречи образцовым. Около 93% участников считали, что результаты встречи принесут пользу Учредительному собранию в его работе над новой конституцией. Кроме того, они сообщили, что ценностями, которые участники считали наиболее важными для построения конституции, были: равенство, права человека, демократия, честность, справедливость, уважение, свобода и ответственность. Ассамблея также пришла к выводу, что новая конституция «должна содержать некоторые ключевые положения, касающиеся, например, избирательной реформы и владения природными ресурсами, которые долгое время были двумя наиболее спорными политическими вопросами в Исландии». [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]

Назначение Конституционного собрания

[ редактировать ]

Закон о Конституционном собрании

[ редактировать ]

Правительство приняло Закон о Конституционном собрании №. 90/2010, издающий закон о созыве специального Конституционного собрания для пересмотра Конституции Исландской Республики . Ассамблея должна была состоять из 25 делегатов, избираемых прямыми личными выборами. Ассамблея должна была собраться к 15 февраля 2011 года и завершить свою работу не позднее 15 апреля 2011 года. Пересмотренная конституция должна была быть проголосована Альтингом, а затем вынесена на референдум.

Полномочия были:

# Основы исландской конституции и ее фундаментальные концепции;

  1. Организация законодательной и исполнительной власти и пределы их полномочий;
  2. Роль и положение Президента Республики;
  3. Независимость судебной власти и ее надзор за другими обладателями государственных полномочий;
  4. Положения о выборах и избирательных округах;
  5. Участие общественности в демократическом процессе, включая определение времени и организацию референдума, включая референдум по законопроекту о конституционном акте;
  6. Передача суверенных полномочий международным организациям и ведение иностранных дел;
  7. Экологические вопросы, включая право собственности и использование природных ресурсов.

Конституционное собрание также было уполномочено решать дополнительные вопросы, помимо «пересмотра Конституции республики».

Выборы в собрание были проведены 27 ноября 2010 года с использованием STV-PR по взвешенному инклюзивному методу Грегори. В выборах приняли участие 522 человека, что более чем вдвое превышает самые оптимистичные оценки. [ 11 ]

Явка избирателей составила 36%. Были избраны 15 мужчин и 10 женщин, что соответствует требуемой квоте в 40% женщин. [ 12 ] Избранными кандидатами стали:

Кандидат Профессия Голосование за первые предпочтения Общий

Количество

Голоса

Торвальдур Гильфасон Профессор экономики университета 7,192 28,807
Сальвар Нордаль Директор Исландского университета Института этики 2,842 19,727
Омар Торфиннур Рагнарссон Медиа-ведущий 2,440 24,411
Андрес Магнуссон Врач 2,175 13,518
Питер Гуннлаугссон Юрист и радиоведущий 1,989 5,727
Торкелл Хельгасон Математик 1,930 12,729
Ари Тейтссон Фермер 1,686 10,713
Иллюги Йокульссон Журналист 1,593 23,707
Фрейя Харальдсдоттир Менеджер 1,089 15,404
Силья Бара Омарсдоттир Преподаватель международной политики 1,054 13,613
Орн Бардур Йонссон Пастор 806 11,180
Эйрикур Бергманн Эйнарссон Читатель политологии 753 13,106
Дёгг Хардардоттир Менеджер отдела архитектуры Художественного музея Рейкьявика 674 5,038
Вильялмур Торстейнссон Председатель CCP Games 672 8,251
Торхильдур Торлейфсдоттир Режиссер театра 584 11,156
Павел Бартошек Математик 584 6,532
Арнфридур Гудмундсдоттир Профессор университета 531 7,276
Эрлингур Сигурдарсон Бывший директор музея и преподаватель 526 10,245
Инга Линд Карлсдоттир Медиа-ведущий и студент университета 493 7,774
Катрин Оддсдоттир Адвокат 479 8,984
Гудмундур Гуннарссон Председатель профсоюза 432 10,922
Катрин Фьелстед Врач 418 11,154
Астрос Гуннлаугсдоттир Политолог и студент университета 396 7,153
Гисли Трюггвасон Представитель потребителей 348 9,659
Лидур Арнасон Кинорежиссер и врач 347 7,853
Источник: [1]

Верховный суд признал выборы недействительными

[ редактировать ]

Верховный суд Исландии своим решением от 25 января 2011 года признал выборы в Конституционное собрание недействительными. [ 13 ] Шесть судей Верховного суда рассмотрели жалобы на избирательный процесс. Судьями были: Гардар Гисласон , Арни Кольбейнссон , Гуннлаугур Классен , Йон Стейнар Гуннлаугссон , Палл Хрейнссон и Видар Мар Маттиассон .

В Верховный суд Исландии поступили жалобы от Одина Сигторссона, Скафти Хардарсона и Торгримура С. Торгримссона. По словам заявителей, жалобы касались различных нарушений избирательного процесса. Верховный суд Исландии обнаружил пять отдельных нарушений избирательного процесса, из которых два он посчитал серьезными.

  • На избирательных бюллетенях были напечатаны штрих-коды в последовательном числовом порядке; это было сочтено серьезным недостатком избирательного процесса и нарушением законов, предписывающих тайное голосование, что Суд счел «основополагающим положением Конституции Исландии, касающимся публичных выборов». [ 14 ]
  • Вместо избирательных кабин использовались картонные перегородки в нарушение исландского законодательства, требующего использования закрытых кабин для голосования избирателей. Использование картонных разделителей считалось недостатком избирательного процесса, «тот факт, что можно было просмотреть избирательный бюллетень избирателя, заполнение которого занимало некоторое время, если были использованы все варианты, вероятно, ограничивало право избирателя на свободно осуществлять свой голос, если кто-то, от кого он зависит, мог наблюдать за ним или если у избирателя были основания подозревать, что это может произойти». [ 15 ]
  • Законодательное требование о том, что избирательные бюллетени должны быть сложены перед подачей, не было соблюдено. По мнению Верховного суда, это правило было призвано «закрепить право избирателя проголосовать тайно». [ 16 ] Большинство членов Верховного суда сочли это ошибкой избирательного процесса. Судьи Верховного суда Гардар Гисласон и Видар Мар Маттиассон придерживались другого мнения по этому поводу и не считали процесс незаконным.
  • По мнению Верховного суда, урны для голосования не соответствовали исландскому законодательству, поскольку их невозможно было запереть. Кроме того, Верховный суд посчитал, что урны для голосования «изготовлены таким образом, что их можно было без особых усилий разобрать и получить доступ к избирательным бюллетеням. Таким образом, марка и качество урн для голосования способствовали снижению безопасности и тайны выборов». . [ 17 ] Это было расценено как ошибка избирательного процесса.
  • По данным Верховного суда, законодательные акты, касающиеся выборов, предписывают Национальной избирательной комиссии набирать лиц для наблюдения за избирательным процессом. Верховный суд заявил, что, поскольку были сомнения относительно того, как интерпретировать 13–15% голосов во время выборов, такие наблюдатели имели особое значение для защиты прав кандидатов. Верховный суд посчитал это серьезным недостатком избирательного процесса. [ 18 ]

Верховный суд сослался на тот факт, что роль законодательного органа заключалась в установлении четких и недвусмысленных правил проведения публичных выборов, которые учитывают обстоятельства, вытекающие из их особого характера. Однако для правительства было незаконно отклоняться от четких положений законов, касающихся выборов, из-за количества кандидатов или из-за новых процедур, которые считались подходящими для электронного подсчета голосов.

Суд далее указал на прецедентное право, подтверждающее его решение. Был прецедент объявления выборов недействительными, когда избирательный процесс нарушал закон и позволял нарушить тайну выборов. Например, выборы в Хельгафелльссвейте по вопросу объединения муниципалитетов были признаны недействительными, поскольку избирательный бюллетень был такого размера, что сквозь него можно было увидеть надпись, даже если он был сложен. В своей аргументации по этому делу Верховный суд заявил:

Таким образом, избирательный бюллетень не гарантирует, что выборы будут тайными в соответствии со статьей 17 Закона №. 8/1986, которое является одним из основных положений исландского законодательства, касающегося публичных выборов, в соответствии со статьями 87 и 91 Закона №. 80/1987 и статья 31 Конституции Исландии. Ошибка в этом отношении по самой своей природе способствует влиянию на исход выборов. [ 19 ]

Другим прецедентом стали выборы в муниципальную комиссию в Гейтеллнахреппуре 25 июня 1978 года, объявленные недействительными из-за нарушений в тайне выборов. Избирательные бюллетени были такого качества, что в сложенном виде сквозь них можно было видеть написанное. Верховный суд заявил:

Мы согласны с решением районного суда о том, что избирательный бюллетень не был того типа, который предусмотрен законом в статье 50 Закона №. 52/1959, в соответствии со статьей 1 Закона №. 5/1962, в соответствии со статьей 1 Закона №. 5/1966 и основное правило статьи 7, 2. параграфа Закона №. 5/1962 и не гарантирует тайны выборов. Положения статьи 15., 1. ч. Закона №. 58/1961, который предусматривает, что эти выборы должны быть тайными, безусловно, входит в число фундаментальных положений исландского законодательства, касающихся публичных выборов. [ 20 ]

По словам Торвалдура Гюльфасона (самого популярного кандидата на выборах), это была «причудливая техническая жалоба на то, как проводились выборы в учредительное собрание».

После получения избирательного удостоверения (kjörbréf) 2 декабря 2010 г. [ 21 ] 27 января 2011 года избранные делегаты были проинформированы о том, что избирательные свидетельства были аннулированы Национальной избирательной комиссией. [ 22 ] На следующий день все члены комиссии подали в отставку, сославшись на возникшие обстоятельства и согласие, необходимое комиссии для выполнения своих функций. [ 23 ]

Нелегальная оппозиция была более широко распространена и не ограничивалась Партией независимости. Прогрессисты, которые ранее выражали решительную поддержку новой конституции, изменили курс и присоединились к оппозиции реформам. Даже внутри новой правящей коалиции Социал-демократического альянса и Лево-зеленого движения существовали очаги пассивного сопротивления переменам, а также среди некоторых ученых, очевидно разочарованных тем, что их не попросили переписать конституцию. [ 5 ]

Парламент назначает кандидатов

[ редактировать ]

В тот же день парламент начал обсуждать, следует ли продолжать этот процесс и если да, то как. 25 февраля 2011 года было решено, что избранные члены собрания будут назначены парламентом в Конституционный совет с практически той же ролью. Была принята резолюция, согласно которой было назначено большинство избранных делегатов. Парламент проголосовал так:

Голосование Считать Процент
Да 30 47.6%
Нет 21 33.3%
Воздержался 7 11.1%
Нет 5 8%
Источник: [2]

Все члены парламента от Партии независимости были против этого решения. [ 24 ] Шесть из семи воздержавшихся были членами правящей коалиции. [ 25 ]

Предложения Ассамблеи

[ редактировать ]

Проект конституции был завершен 29 июля 2011 года и в тот же день представлен парламенту. [ 3 ]

Предложения включали в себя большинство рекомендаций Национального собрания 2010 года и были единогласно поддержаны самим Конституционным собранием. [ 5 ] Среди наиболее важных были:

  • «один человек — один голос» (в существующей системе кандидату «нужно гораздо больше голосов, чтобы быть избранным депутатом в Рейкьявике, чем в одном из сельских районов»). [ 5 ]
  • референдум об упразднении государственной церкви (опросы показали, что 73% проголосовали бы за отделение церкви от государства ); [ 26 ]
  • ряд изменений в правительстве, в том числе отказ от автоматического назначения лидера крупнейшей партии премьер-министром, введение десятилетнего ограничения на срок полномочий премьер-министра , а также то, что вотум недоверия должен включать предлагаемую замену премьер-министра . [ 27 ]
  • обязав государство обеспечить доступ в Интернет всем гражданам;
  • введение ограничения срока полномочий президента на три срока;
  • разрешение 15% избирателей вносить законопроекты в парламент или призывать к референдуму по предложенным законам;
  • ограничение размера правительства десятью министрами и запрет министрам одновременно быть депутатами; и
  • объявить природные ресурсы Исландии государственной собственностью. [ 28 ]

По словам Торвальдура Гильфасона,

После внесения законопроекта в парламент конституционный совет распустился. Парламент взял на себя инициативу, потребовав дальнейших комментариев от местных юристов, а также, в конечном итоге, от Венецианской комиссии . Парламенту было предложено перевести законопроект на английский язык, чтобы иметь возможность запросить мнение иностранных экспертов, но он не ответил. Вместо этого перевод был организован и оплачен Конституционным обществом, частной некоммерческой организацией. Этот перевод позволил всемирно известным экспертам по конституционному праву, таким как профессор Джон Эльстер из Колумбийского университета и профессор Том Гинзбург из Чикагского университета, выразить свои полезные взгляды на законопроект. [ 5 ]

референдум

[ редактировать ]

состоялся необязательный конституционный референдум . в Исландии 20 октября 2012 года [ 29 ] Первоначально планировалось, что оно совпадет с президентскими выборами в июне 2012 года, но было отложено из-за противодействия со стороны Партии независимости и Прогрессивной партии .

Избирателям был задан вопрос, одобряют ли они шесть предложений, включенных в новый проект конституции: [ 30 ] [ 31 ]

  1. Желаете ли вы, чтобы предложения Конституционного совета легли в основу нового проекта Конституции?
  2. Хотите ли вы, чтобы в новой Конституции природные ресурсы , не находящиеся в частной собственности, были объявлены национальной собственностью?
  3. Хотели бы вы увидеть в новой Конституции положения об учрежденной (национальной) церкви в Исландии?
  4. Хотели бы вы увидеть в новой конституции положение, разрешающее избрание отдельных лиц в Альтинг в большей степени, чем это имеет место сейчас?
  5. Хотели бы вы, чтобы в новой Конституции было положение, обеспечивающее равный вес голосам, поданным во всех частях страны?
  6. Хотели бы вы увидеть в новой Конституции положение о том, что определенная часть избирателей может требовать вынесения вопросов на референдум?

Все шесть вопросов были одобрены избирателями, включая вопрос 3, который противоречил предложению Ассамблеи. [ 32 ]

Приостановка принятия законопроекта перед парламентскими выборами 2013 года

[ редактировать ]

Референдум предоставил исландскому избирателю четкое, но необязательное руководство для своих политиков. как предложение Чтобы стать законом, он должен был быть принят в Альтинге .

Дальнейшее обсуждение включало комментарии СМИ от ряда сторон, большинство из которых были негативными. Однако Торвальдур Гильфасон отмечает, что эти партии имели возможность высказать свои взгляды перед референдумом, но не сделали этого, предполагая, что «похоже, что несогласные ученые надеялись, что законопроект будет отклонен на референдуме, и считали ненужным его обсуждение». '. [ 5 ] Венецианская комиссия (консультативный орган Совета Европы , состоящий из независимых экспертов в области конституционного права ) также подготовила доклад по конституции, что привело к некоторым изменениям.

Теперь законопроект был готов к голосованию в парламенте и был поддержан большинством депутатов. Однако отчасти из-за обструкции оппозиции законопроект не был представлен на голосование в парламенте до объявления перерыва перед парламентскими выборами в Исландии в 2013 году . На этих выборах победили противники новой конституции, хотя конституция не была основной частью их предвыборной платформы. Законопроект, судя по всему, был заморожен, и его будущее остается неопределенным. Решение Торвальдура Гильфасона таково:

Одно дело не провести обещанный референдум по парламентскому законопроекту, как это было сделано на Фарерских островах. Совсем другое дело — не уважать подавляющее большинство результатов конституционного референдума, заморозив демократию, как это сейчас пытаются сделать в Исландии, передав новую конституцию, уже принятую избирателями, в руки парламентского комитета, возглавляемого заклятым врагом конституционного строя. реформа, как если бы референдума не было. Парламент играет с огнем. Это рискует вытеснением Исландии из клуба полноценных демократий. [ 33 ]

Более позитивно то, что в другом месте он написал: «Однако, как всегда, после этого будет новый парламент. Когда-нибудь, скорее всего, конституционный законопроект, одобренный народом Исландии на референдуме 2012 года или аналогичный ему, станет законом страны». [ 5 ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  1. ^ «930/139 вкл. в целом: назначение Конституционного Совета» . Альтинг . Проверено 29 августа 2015 г.
  2. ^ «Верховный суд Исландии» . haestirettur.is . Проверено 29 августа 2015 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б «Предложение по новой конституции Республики Исландия» (PDF) . Стьорнлагарад . Проверено 29 августа 2015 г.
  4. ^ «1019/140 в целом: консультативный референдум по предложениям Конституционного совета по законопроекту о конституционном законе» . Альтинг . Проверено 29 августа 2015 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Торвальдур Гильфасон, «Демократия на льду: вскрытие исландской конституции», « Открытая демократия: свободное мышление для мира» , 19 июня 2013 г. http://www.opendemocracy.net/can-europe-make-it/thorvaldur -gylfason/democracy-on-ice-post-mortem-of-icelandic-constitution . Архивировано 13 апреля 2014 года в Wayback Machine .
  6. ^ «Выборы Конституционного собрания в Исландии 2010» . Ирландский политический форум . 22 октября 2010 г. Проверено 29 августа 2015 г.
  7. ^ «Национальное собрание 2010 – английский» . thjodfundur2010.is . Проверено 29 августа 2015 г.
  8. ^ «Информационная страница Стьёрнлагарада» . стьёрнлагарад . Стьёрнлагарад . Проверено 22 августа 2022 г.
  9. ^ Отчет Конституционной комиссии за 2011 г. (PDF) . Рейкьявик: Конституционный комитет. 24 февраля 2011 г. ISBN.  978-9979-70-907-7 . Проверено 22 августа 2022 г.
  10. ^ Отчет Конституционной комиссии за 2011 г. (PDF) . Рейкьявик: Конституционный комитет. 24 февраля 2011 г. ISBN.  978-9979-70-909-1 . Проверено 22 августа 2022 г.
  11. ^ http://www.icelandreview.com/icelandreview/daily_news/?cat_id=16568&ew_0_a_id=369131 . Архивировано 29 марта 2012 г. в Wayback Machine ; Торвальдур Гильфасон, «Демократия на льду: вскрытие исландской конституции», « Открытая демократия: свободное мышление для мира» , 19 июня 2013 г. http://www.opendemocracy.net/can-europe-make-it/thorvaldur -gylfason/democracy-on-ice-post-mortem-of-icelandic-constitution. Архивировано 13 апреля 2014 г. в Wayback. Машина .
  12. ^ Если бы было избрано меньше женщин, до шести женщин, наиболее близких к избранию по обычному методу, были бы объявлены избранными для выполнения квоты: http://www.huffingtonpost.com/silja-b/you-say-you-want -a-consti_b_790359.html .
  13. ^ «Острова Хастиреттур» . haestirettur.is . Архивировано из оригинала 22 января 2016 года . Проверено 29 августа 2015 г.
  14. Часть VI.1 решения Верховного суда Исландии от 25 января 2011 г.
  15. Часть VI.2 решения Верховного суда Исландии от 25 января 2011 г.
  16. Часть VI.3 решения Верховного суда Исландии от 25 января 2011 г.
  17. Часть VI.4 решения Верховного суда Исландии от 25 января 2011 г.
  18. Часть VI.5 решения Верховного суда Исландии от 25 января 2011 г.
  19. Решение Верховного суда Исландии от 8 декабря 1994 г. по делу №. 425/1994
  20. Решение Верховного суда Исландии от 9 февраля 1982 г. по делу №. 96/1980
  21. ^ «Конституционные парламентарии получили избирательные бюллетени» . РУВ . 2 декабря 2010 года . Проверено 29 августа 2015 г.
  22. ^ «Отправленные бюллетени считаются недействительными» . mbl.is Проверено 29 августа 2015 г.
  23. ^ «Висир – Национальная избирательная комиссия уходит в отставку» . visir.is 28 января 2011 года . Проверено 29 августа 2015 г.
  24. ^ «Конституционное собрание избирает назначенных в совет» . Обзор Исландии . Архивировано из оригинала 28 февраля 2011 года . Проверено 29 августа 2015 г.
  25. ^ «Голосование» . Альтинг . Проверено 29 августа 2015 г.
  26. ^ «Отделение Церкви от Государства (КХ)» . Обзор Исландии . Архивировано из оригинала 29 марта 2012 года . Проверено 29 августа 2015 г.
  27. ^ «Радикальные идеи обсуждались в Конституционном совете» . Обзор Исландии . Архивировано из оригинала 15 июня 2011 года . Проверено 29 августа 2015 г.
  28. ^ «Конституционный совет Исландии представляет проекты документов» . IceNews.is . Архивировано из оригинала 22 июля 2011 года . Проверено 29 августа 2015 г.
  29. ^ «Референдум – 20 октября 2012 г. – Исландия – Предложения» . thjodaratkvaedi.is . Проверено 29 августа 2015 г.
  30. Референдум по конституции Исландии будет проведен. Архивировано 18 июня 2012 г. в Wayback Machine Island Review Online, 25 мая 2012 г.
  31. ^ Реклама о референдуме, который состоится 20 октября 2012 г. - Министерство внутренних дел Исландии.
  32. Большинство ответило утвердительно на все вопросы RÚV, 21 октября 2012 г. (на исландском языке)
  33. ^ Торвальдур Гильфасон, «Исландия: как это могло произойти?», Рабочий документ CESifo no. 4605, Категория 6: Фискальная политика, макроэкономика и рост (январь 2014 г.); https://notendur.hi.is/gylfason/cesifo1_wp4605.pdf. Архивировано 21 октября 2014 г. в Wayback Machine.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 13bd36037e5d1c228adae38b3e52efc0__1687602960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/13/c0/13bd36037e5d1c228adae38b3e52efc0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
2010–2013 Icelandic constitutional reform - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)