Ссо (обряд)
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( июль 2010 г. ) |
Ссо — обряд инициации, в 19 и практиковавшийся бети Камеруна начале 20 веков. Участниками были молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет, которые, завершив обряд, становились взрослыми и пользовались дополнительными привилегиями, такими как проход на землю предков после смерти. Каждого мальчика спонсировал эсия Ссо ( отец Ссо ). Спонсором обряда был сельский староста ; Ожидалось, что он обеспечит гостей едой и жильем, а также оплатит несколько больших пиров в течение шестимесячного срока обряда. Другими важными фигурами были зум лоа , раскрывавший прошлые грехи , совершенные спонсором и которые должны были быть искуплены по завершении обряда, и мфек Ссо , который организовывал и проводил обряд.
Кандидаты в ССО жили вдали от резиденции спонсора, в казармах, называемых « эсам Ссо» . Обряд состоял из многочисленных пиршеств для спонсоров и старейшин и мучительных испытаний для кандидатов. У мальчиков не было никаких инструкций или присмотра, и, чтобы выжить, они полагались на охоту и воровство . Через пять месяцев мфек Ссо собрал кандидатов вокруг ритуального дерева Ссо и дал понять, что ритуал завершается. В последнем испытании мальчики танцевали вокруг своей территории, их опрыскивали муравьями или зудящим порошком, и они ползли по туннелю от эсам Ссо до территории спонсора. После последней охоты обряд был завершен, и мальчики получили статус взрослых.
ССО было важно , потому что оно предоставляло средство, с помощью которого несвязанные линии Бети могли образовывать узы, и, в отличие от брака, могли участвовать более двух линий. Кандидаты SSO были связаны друг с другом, а спонсор SSO связан с отцами и спонсорами мальчиков. Этот обряд занимал важное место в религии бети, поскольку рассматривался как средство, с помощью которого человек мог попасть на землю предков после смерти. Для других жителей деревни Ссо было источником развлечения и поводом для общения в больших группах. период Камеруна В колониальный колониальные власти выступали против этого обряда.
Организация и значение
[ редактировать ]Ссо , был назван в честь антилопы на которую охотились бети, которая, согласно их фольклору, была чрезвычайно быстрой и не нуждалась во сне. [ 1 ] Несколько вождей обычно спонсировали один обряд Ссо , и события происходили на их территории. Спонсорство было дорогим; это включало в себя организацию многочисленных пиров, размещение гостей из других городов, развлечение больших групп и вербовку определенных людей, которые путешествовали из одной линии в другую для проведения соответствующих ритуалов. [ 2 ] Спонсорство приносило большой престиж человеку и его мвогу (родословной). [ 1 ] Спонсоры обычно могли рассчитывать на помощь своих родственников, поскольку они получали некоторый остаточный статус только за помощь. [ 2 ] Если Ссо завершалось успешно, спонсор должен был искупить какой-то прошлый проступок, часто инцест или раскрытие тайн Ссо , которые преследовали его и его родословную. [ 3 ]
Молодые люди, участвовавшие в ССО , известные как мвон , были в возрасте от 15 до 25 лет. [ 4 ] Они приехали издалека, чтобы принять участие, [ 2 ] потому что, выполнив обряд, они перешли от эбина ( непосвященного ) к мпангосу ( воину ). Это давало привилегии статуса взрослого : участие в советах племени , возможность есть более широкий выбор мяса и, возможно, самое главное, доступ на землю предков после смерти. [ 1 ] У трёх мвонов были особые обязанности. Асу зоа (слон) был выбран спонсором, чтобы возглавить остальных кандидатов. Обычно он был членом семьи спонсора. Бети Пословица гласит: «Там, где прошел слон, есть путь для других». Диб коа (ближе к линии) было поручено сопровождать охотничьи отряды мвонов . Предполагалось, что асу зоа и диб коа будут следить за порядком среди кандидатов. Зого ( слабак ) служил ритуальной мишенью шуток других. Мвоны . были разделены на несколько неконкурирующих групп численностью до 60 человек [ 2 ]
У каждого кандидата был личный эсия Ссо ( Ссо отец), человек, который сам совершил обряд. Эсия Ссо участвовала во всех праздниках и мероприятиях, связанных с ССО , и помогала организовывать задачи и испытания, с которыми столкнулись кандидаты. Участники и отцы Ссо смогли очень сблизиться; некоторые эсия Ссо помогали своим мвонам договариваться о выкупе за невесту для последующего брака, и мвону запрещалось жениться на дочери своего эсия Ссо , даже если эти два человека принадлежали к разным родам. [ 2 ]
Два других человека выполняли важные задачи. Зум лоа был оратором, который произносил речь в конце обряда, подробно описывая грехи спонсора, которые потребовали проведения обряда для состоявшихся. Его регалии включали шкуру антилопы, железные браслеты, красную шляпу и длинное копье. [ 3 ] Зум Лоа был известен своими способностями оратора. Его престиж был таков, что другие кланялись ему — любезность, не оказанная даже деревенским старостам. [ 5 ] Мфек Ссо (держатель мешка Ссо ) отвечал за фактическое проведение обряда Ссо . Его имя отсылало к его мешку с традиционными лекарствами, которые позже будут съедены или выпиты во время обряда. [ 2 ]
Обряд Ссо имел большое значение для общества Бети. Это была своего рода «школа воинов», окончив которую, юноша достигал статуса взрослого . [ 6 ] Поскольку группы братьев Ссо происходили из нескольких линий передачи, участники установили связи с людьми, с которыми в противном случае они мало общались бы. Фактически, брак был единственным способом связать Бети мвог вместе, и он затрагивал только две линии. Подобные связи также образовывались между мвонами и их отцами Ссо , между мвонами и спонсором обряда, а также между спонсором и отцами мальчиков. [ 1 ] Для жителей деревни Ссо было источником развлечения и поводом собраться большими группами и пообщаться со старыми друзьями. [ 7 ]
Ссо имели важное значение для религии бети . Считалось, что на землю предков будут допущены только мужчины, выполнившие ритуал. [ 1 ] Бети даже считали время по продолжительности между обрядами Ссо . [ 7 ] Тем не менее, Карл Атангана христианский , верховный вождь эвондо и бети во время немецкого колониального периода, выступил против ссо как языческого обряда. [ 8 ]
Обряды
[ редактировать ]Ссо засушливого обычно начиналось в ноябре, во время сезона , и длилось около шести месяцев. Обряд начался с того, что отцы участников приняли участие в небольшом пиршестве, называемом эфеб нсен (одобрение суда), что позволило спонсору продемонстрировать свою способность обеспечить необходимые пиры до конца шестимесячного обряда. [ 2 ] Самой важной церемонией открытия была ндзом ссо (срубка дерева ссо ). Старейшины срубили дерево, а мвон лишил его ветвей. Они перевезли его на территорию спонсора, отгладили ствол и покрыли его резными изображениями животных и оружия; потом они танцевали на багажнике. Затем последовал еще один пир, во время которого наблюдатели воспевали достоинства кандидатов ССО и их семей, а также предлагались и устраивались браки. [ 5 ]
Испытания начались после пира. Участники жили группами в своего рода комплексе, известном как Эсам Ссо . У них не было никакого надзора или указаний, кроме того, что они должны были воздерживаться от половых сношений с сестрой брата Ссо и не позволять другому делать клеветнические замечания в адрес брата Ссо . [ 2 ] Они зарабатывали себе на жизнь охотой , воровством еды и скота на территории поселений. Жители деревни терпели это, и в бети помнят эту практику: «воровать, как мвон ». Время от времени кандидаты ссорились или дрались. [ 5 ]
Испытания были призваны доказать стойкость и решительность кандидатов. Некоторые из них были своего рода дедовщиной , с заданиями, которые варьировались от опрыскивания зудящим порошком до лазания по мокрым туннелям, лазания по деревьям, кишащим муравьями-погонщиками, чтобы добыть орехи колы , выдерживания избиений со стороны старейшин, участия в инсценированных битвах с инициаторами. воины, прыгающие через огонь и терпящие внезапные нападения во время охоты. Смерть мвона держалась в тайне до окончания обряда, когда родителям мальчика сообщили, что он стал одной из антилоп, в честь которых был назван обряд. [ 5 ]
Через пять месяцев мфек Ссо собрал кандидатов вокруг дерева Ссо . Он встал на его ствол, выстрелил из ружья и объявил, что « Ссо умрет через десять дней». Женщин и детей изгнали из села. Затем старейшины-мужчины вырыли туннель или траншею, которая вела от эсама Ссо участников к одному из трех выходов, последний из которых находился на территории спонсора. Туннель был засыпан листьями. Для финального испытания мвоны танцевали вокруг своего эсама Ссо несколько раз , и отцы Ссо приказали им пройти в туннель. Старшие обсыпали мальчиков муравьями или чесоточным порошком и велели им ползти до третьего выхода; Старейшины сказали им, что если они выберут один из первых выходов, их убьет раб с топором. Старейшины сделали это последнее испытание еще более устрашающим, ударив в барабаны со свободно обтянутыми шкурами. Как только кандидат прибыл на территорию спонсора, он вылез из туннеля и заявил: «Тара, мой отец, я убил Ссо » . [ 5 ] (комплекс) спонсора Он прикасался к входу в абаа и катался по земле, чтобы успокоить зудящую кожу. [ 9 ]
После того, как все кандидаты появились, спонсор танцевал и заявил о проступке, который вынудил его спонсировать ССО . Козу по кличке Ссо кормили растением, известным как акон, которое покрывало ее голосовые связки и не давало ей блеять. Старейшины расчленили животное конечность за конечностью, а затем перерезали ему горло. Если коза издавала звук, обряд признавался недействительным и его приходилось повторять. С другой стороны, если коза молча переносила свою смерть, люди объявляли Sso enru mbem , « Ссо мертв». Зум лоа повторил ошибки спонсора и заявил, что они искуплены. Он заявил, что любой, кто упомянет о них еще раз, будет виновен, как и спонсор, и должен будет искупить свою вину. [ 7 ]
Мвоны эсам пользовались большей свободой передвижения, но предполагалось, что они будут отдыхать в Ссо, пока не исцелятся от травм. Любому кандидату, проявившему исключительные навыки в охоте или бою, включая тех, кто убил своего коллегу-кандидата, разрешалось досрочно покинуть территорию. Мальчики отправились на последнюю групповую охоту, известную как сдкулу мвон , которая ознаменовала конец обряда. [ 7 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Куинн, «Общество Бети», 300.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Куинн, «Общество Бети», 301.
- ^ Перейти обратно: а б Куинн, «Общество Бети», 301–2.
- ^ Куинн, «Общество Бети», 300–1.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Куинн, «Общество Бети», 302.
- ^ Куинн, «Общество Бети», 300, 303.
- ^ Перейти обратно: а б с д Куинн, «Общество Бети», 303.
- ^ Куинн, «Атангана», 487.
- ^ Куинн, «Общество Бети», 302–3.
Ссылки
[ редактировать ]- Куинн, Фредерик (1980). «Общество Бети в девятнадцатом веке». Африка , Том. 50(3), с. 293–304.
- Куинн, Фредерик (1980). «Чарльз Атангана из Яунде». Журнал африканской истории , Vol. 21, № 4, стр. 485–95. Издательство Кембриджского университета.