Jump to content

Ссо (обряд)

Ссо обряд инициации, в 19 и практиковавшийся бети Камеруна начале 20 веков. Участниками были молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет, которые, завершив обряд, становились взрослыми и пользовались дополнительными привилегиями, такими как проход на землю предков после смерти. Каждого мальчика спонсировал эсия Ссо ( отец Ссо ). Спонсором обряда был сельский староста ; Ожидалось, что он обеспечит гостей едой и жильем, а также оплатит несколько больших пиров в течение шестимесячного срока обряда. Другими важными фигурами были зум лоа , раскрывавший прошлые грехи , совершенные спонсором и которые должны были быть искуплены по завершении обряда, и мфек Ссо , который организовывал и проводил обряд.

Кандидаты в ССО жили вдали от резиденции спонсора, в казармах, называемых « эсам Ссо» . Обряд состоял из многочисленных пиршеств для спонсоров и старейшин и мучительных испытаний для кандидатов. У мальчиков не было никаких инструкций или присмотра, и, чтобы выжить, они полагались на охоту и воровство . Через пять месяцев мфек Ссо собрал кандидатов вокруг ритуального дерева Ссо и дал понять, что ритуал завершается. В последнем испытании мальчики танцевали вокруг своей территории, их опрыскивали муравьями или зудящим порошком, и они ползли по туннелю от эсам Ссо до территории спонсора. После последней охоты обряд был завершен, и мальчики получили статус взрослых.

ССО было важно , потому что оно предоставляло средство, с помощью которого несвязанные линии Бети могли образовывать узы, и, в отличие от брака, могли участвовать более двух линий. Кандидаты SSO были связаны друг с другом, а спонсор SSO связан с отцами и спонсорами мальчиков. Этот обряд занимал важное место в религии бети, поскольку рассматривался как средство, с помощью которого человек мог попасть на землю предков после смерти. Для других жителей деревни Ссо было источником развлечения и поводом для общения в больших группах. период Камеруна В колониальный колониальные власти выступали против этого обряда.

Организация и значение

[ редактировать ]

Ссо , был назван в честь антилопы на которую охотились бети, которая, согласно их фольклору, была чрезвычайно быстрой и не нуждалась во сне. [ 1 ] Несколько вождей обычно спонсировали один обряд Ссо , и события происходили на их территории. Спонсорство было дорогим; это включало в себя организацию многочисленных пиров, размещение гостей из других городов, развлечение больших групп и вербовку определенных людей, которые путешествовали из одной линии в другую для проведения соответствующих ритуалов. [ 2 ] Спонсорство приносило большой престиж человеку и его мвогу (родословной). [ 1 ] Спонсоры обычно могли рассчитывать на помощь своих родственников, поскольку они получали некоторый остаточный статус только за помощь. [ 2 ] Если Ссо завершалось успешно, спонсор должен был искупить какой-то прошлый проступок, часто инцест или раскрытие тайн Ссо , которые преследовали его и его родословную. [ 3 ]

Молодые люди, участвовавшие в ССО , известные как мвон , были в возрасте от 15 до 25 лет. [ 4 ] Они приехали издалека, чтобы принять участие, [ 2 ] потому что, выполнив обряд, они перешли от эбина ( непосвященного ) к мпангосу ( воину ). Это давало привилегии статуса взрослого : участие в советах племени , возможность есть более широкий выбор мяса и, возможно, самое главное, доступ на землю предков после смерти. [ 1 ] У трёх мвонов были особые обязанности. Асу зоа (слон) был выбран спонсором, чтобы возглавить остальных кандидатов. Обычно он был членом семьи спонсора. Бети Пословица гласит: «Там, где прошел слон, есть путь для других». Диб коа (ближе к линии) было поручено сопровождать охотничьи отряды мвонов . Предполагалось, что асу зоа и диб коа будут следить за порядком среди кандидатов. Зого ( слабак ) служил ритуальной мишенью шуток других. Мвоны . были разделены на несколько неконкурирующих групп численностью до 60 человек [ 2 ]

У каждого кандидата был личный эсия Ссо ( Ссо отец), человек, который сам совершил обряд. Эсия Ссо участвовала во всех праздниках и мероприятиях, связанных с ССО , и помогала организовывать задачи и испытания, с которыми столкнулись кандидаты. Участники и отцы Ссо смогли очень сблизиться; некоторые эсия Ссо помогали своим мвонам договариваться о выкупе за невесту для последующего брака, и мвону запрещалось жениться на дочери своего эсия Ссо , даже если эти два человека принадлежали к разным родам. [ 2 ]

Два других человека выполняли важные задачи. Зум лоа был оратором, который произносил речь в конце обряда, подробно описывая грехи спонсора, которые потребовали проведения обряда для состоявшихся. Его регалии включали шкуру антилопы, железные браслеты, красную шляпу и длинное копье. [ 3 ] Зум Лоа был известен своими способностями оратора. Его престиж был таков, что другие кланялись ему — любезность, не оказанная даже деревенским старостам. [ 5 ] Мфек Ссо (держатель мешка Ссо ) отвечал за фактическое проведение обряда Ссо . Его имя отсылало к его мешку с традиционными лекарствами, которые позже будут съедены или выпиты во время обряда. [ 2 ]

Обряд Ссо имел большое значение для общества Бети. Это была своего рода «школа воинов», окончив которую, юноша достигал статуса взрослого . [ 6 ] Поскольку группы братьев Ссо происходили из нескольких линий передачи, участники установили связи с людьми, с которыми в противном случае они мало общались бы. Фактически, брак был единственным способом связать Бети мвог вместе, и он затрагивал только две линии. Подобные связи также образовывались между мвонами и их отцами Ссо , между мвонами и спонсором обряда, а также между спонсором и отцами мальчиков. [ 1 ] Для жителей деревни Ссо было источником развлечения и поводом собраться большими группами и пообщаться со старыми друзьями. [ 7 ]

Ссо имели важное значение для религии бети . Считалось, что на землю предков будут допущены только мужчины, выполнившие ритуал. [ 1 ] Бети даже считали время по продолжительности между обрядами Ссо . [ 7 ] Тем не менее, Карл Атангана христианский , верховный вождь эвондо и бети во время немецкого колониального периода, выступил против ссо как языческого обряда. [ 8 ]

Ссо засушливого обычно начиналось в ноябре, во время сезона , и длилось около шести месяцев. Обряд начался с того, что отцы участников приняли участие в небольшом пиршестве, называемом эфеб нсен (одобрение суда), что позволило спонсору продемонстрировать свою способность обеспечить необходимые пиры до конца шестимесячного обряда. [ 2 ] Самой важной церемонией открытия была ндзом ссо (срубка дерева ссо ). Старейшины срубили дерево, а мвон лишил его ветвей. Они перевезли его на территорию спонсора, отгладили ствол и покрыли его резными изображениями животных и оружия; потом они танцевали на багажнике. Затем последовал еще один пир, во время которого наблюдатели воспевали достоинства кандидатов ССО и их семей, а также предлагались и устраивались браки. [ 5 ]

Испытания начались после пира. Участники жили группами в своего рода комплексе, известном как Эсам Ссо . У них не было никакого надзора или указаний, кроме того, что они должны были воздерживаться от половых сношений с сестрой брата Ссо и не позволять другому делать клеветнические замечания в адрес брата Ссо . [ 2 ] Они зарабатывали себе на жизнь охотой , воровством еды и скота на территории поселений. Жители деревни терпели это, и в бети помнят эту практику: «воровать, как мвон ». Время от времени кандидаты ссорились или дрались. [ 5 ]

Испытания были призваны доказать стойкость и решительность кандидатов. Некоторые из них были своего рода дедовщиной , с заданиями, которые варьировались от опрыскивания зудящим порошком до лазания по мокрым туннелям, лазания по деревьям, кишащим муравьями-погонщиками, чтобы добыть орехи колы , выдерживания избиений со стороны старейшин, участия в инсценированных битвах с инициаторами. воины, прыгающие через огонь и терпящие внезапные нападения во время охоты. Смерть мвона держалась в тайне до окончания обряда, когда родителям мальчика сообщили, что он стал одной из антилоп, в честь которых был назван обряд. [ 5 ]

Через пять месяцев мфек Ссо собрал кандидатов вокруг дерева Ссо . Он встал на его ствол, выстрелил из ружья и объявил, что « Ссо умрет через десять дней». Женщин и детей изгнали из села. Затем старейшины-мужчины вырыли туннель или траншею, которая вела от эсама Ссо участников к одному из трех выходов, последний из которых находился на территории спонсора. Туннель был засыпан листьями. Для финального испытания мвоны танцевали вокруг своего эсама Ссо несколько раз , и отцы Ссо приказали им пройти в туннель. Старшие обсыпали мальчиков муравьями или чесоточным порошком и велели им ползти до третьего выхода; Старейшины сказали им, что если они выберут один из первых выходов, их убьет раб с топором. Старейшины сделали это последнее испытание еще более устрашающим, ударив в барабаны со свободно обтянутыми шкурами. Как только кандидат прибыл на территорию спонсора, он вылез из туннеля и заявил: «Тара, мой отец, я убил Ссо » . [ 5 ] (комплекс) спонсора Он прикасался к входу в абаа и катался по земле, чтобы успокоить зудящую кожу. [ 9 ]

После того, как все кандидаты появились, спонсор танцевал и заявил о проступке, который вынудил его спонсировать ССО . Козу по кличке Ссо кормили растением, известным как акон, которое покрывало ее голосовые связки и не давало ей блеять. Старейшины расчленили животное конечность за конечностью, а затем перерезали ему горло. Если коза издавала звук, обряд признавался недействительным и его приходилось повторять. С другой стороны, если коза молча переносила свою смерть, люди объявляли Sso enru mbem , « Ссо мертв». Зум лоа повторил ошибки спонсора и заявил, что они искуплены. Он заявил, что любой, кто упомянет о них еще раз, будет виновен, как и спонсор, и должен будет искупить свою вину. [ 7 ]

Мвоны эсам пользовались большей свободой передвижения, но предполагалось, что они будут отдыхать в Ссо, пока не исцелятся от травм. Любому кандидату, проявившему исключительные навыки в охоте или бою, включая тех, кто убил своего коллегу-кандидата, разрешалось досрочно покинуть территорию. Мальчики отправились на последнюю групповую охоту, известную как сдкулу мвон , которая ознаменовала конец обряда. [ 7 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Куинн, «Общество Бети», 300.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Куинн, «Общество Бети», 301.
  3. ^ Перейти обратно: а б Куинн, «Общество Бети», 301–2.
  4. ^ Куинн, «Общество Бети», 300–1.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и Куинн, «Общество Бети», 302.
  6. ^ Куинн, «Общество Бети», 300, 303.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Куинн, «Общество Бети», 303.
  8. ^ Куинн, «Атангана», 487.
  9. ^ Куинн, «Общество Бети», 302–3.
  • Куинн, Фредерик (1980). «Общество Бети в девятнадцатом веке». Африка , Том. 50(3), с. 293–304.
  • Куинн, Фредерик (1980). «Чарльз Атангана из Яунде». Журнал африканской истории , Vol. 21, № 4, стр. 485–95. Издательство Кембриджского университета.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 14fe0ca28ff2d12560b31b48f8c0f4cf__1631777400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/14/cf/14fe0ca28ff2d12560b31b48f8c0f4cf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sso (rite) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)