Jump to content

Чарльз Атангана

Чарльз Атангана

Чарльз Атангана (ок. 1880 – 1 сентября 1943), также известный под своим именем при рождении Нтсама и немецким именем , Карл был главным вождем этнических групп эвондо и бане на протяжении большей части колониального периода в Камеруне. Несмотря на ничем не примечательное происхождение, лояльность и дружба Атанганы с колониальными священниками и администраторами обеспечили ему все более видные посты в колониальном правительстве . Он показал себя умным и дипломатичным администратором и активным сотрудником, и в конечном итоге он был назначен верховным вождем двух подгрупп бети-пауинов , народов эвондо и бейн. [ 1 ] Его лояльность и молчаливое согласие с Германской империей не подвергались сомнению, и он даже сопровождал немцев при бегстве из Африки во время Первой мировой войны .

После недолгого пребывания в Европе Атангана вернулся на родину в Камерун, который к тому времени был мандатной территорией Лиги Наций под управлением Третьей французской республики . Французы поначалу сомневались в его лояльности, но Атангана служил им с тем же рвением, с каким он выказывал немцам, и восстановил свой пост верховного вождя. В течение оставшейся части своей жизни он курировал вестернизацию своих подданных и улучшение своих владений, несмотря на ослабление своих полномочий из-за политики Франции и волнений среди его народа. Он никогда не выступал за сопротивление европейским державам, предпочитая использовать европейцев как средство личного обогащения и служения африканским интересам. [ 2 ] После его смерти в 1943 году об Атангане практически забыли. Однако после обретения Камеруном независимости в 1960 году он стал предметом нового внимания камерунских ученых.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Атангана родился где-то между 1876 и 1885 годами в Мволье , небольшой деревне на территории современного Яунде , Камерун. [ 3 ] Родители дали ему барабанное имя «Тот, кого знают народы». [ 4 ] Он был одиннадцатым из двенадцати детей, рожденных Эссомбой Атанганой, главой сублинии Мвог Атеменге этнической группы эвондо. Эссомба Атангана был одним из тысяч второстепенных лидеров бети , живших между реками Санага и Ньонг , каждому из которых было поручено обеспечивать свое поселение, а также большую семью и рабов, живших там. [ 5 ] Его отец умер, когда Нцама Атангане было около шести лет. [ 6 ]

Майор Ганс Доминик

О детстве Атанганы мало что известно. Как и другие мальчики Бети, он научился ловить рыбу, охотиться и ловить ловушки, а также запомнил генеалогию своей семьи и народную мудрость. Исследователи из Германской империи появились возле его деревни в 1887 году в поисках прямого пути к торговле слоновой костью в саваннах на севере. [ 4 ] Они заявили права на земли Бети как часть своей Камерунской колонии в 1884 году, а к февралю 1889 года создали в этом районе постоянную базу, которую назвали Яунде в честь местных жителей. Эвондо поначалу выступили против иностранцев, хотя Атангана, вероятно, был еще недостаточно взрослым, чтобы участвовать в боевых действиях. После поражения Омгбы Биссого в 1895 году и ему подобных, сопротивление эвондо ослабло. [ 6 ] Немцы случайным образом назначали вождей и мэров в свое подчинение и брали местную молодежь для выполнения черной работы; [ 7 ] Среди них был Атангана, которого дядя послал в качестве прислуги. [ 8 ]

Эвондо, которые учились, пользовались большим благосклонностью в первые дни колониального режима. [ 7 ] Командир станции Ганс Доминик отправил четырех таких людей для обучения в миссионерской школе немецких отцов-паллоттинцев в Криби , поселении на побережье. [ 9 ] Там Атангана выучил немецкий язык, историю и географию; математика; и римский католицизм . [ 7 ] отцу Генриху Фитеру . Особенно мальчик понравился [ 10 ] и Атангана стал первым эвондо, крестившим католика; [ 6 ] он взял христианское имя Карл. [ 4 ] Обучение Атанганы только что закончилось, когда члены этнической группы булу, тесно связанной с эвондо, вторглись в Криби и разграбили школу и церковь в 1899 году. Атангана пережидал восстание в Дуале вместе с отцами , пока колониальная милиция не разгромила повстанцев в следующем году. год. [ 6 ]

Ранняя карьера

[ редактировать ]

В августе 1900 года командующий немецкими войсками в Виктории (современный Лимбе ) назначил Атангану переводчиком для 500 заложников Булу, которых принуждали к родам . Атангана проработала на этом посту шесть месяцев и взяла на себя дополнительные обязанности медсестры. Затем колонизаторы отправили Атангану в Буэа работать клерком . [ нужна ссылка ] В какой-то момент между окончанием обучения в Криби и окончанием службы в Виктории Атангана встретил Мари Билоа, женщину из деревни Мекумба. Хотя она была немного старше и жила на содержании немецкого чиновника, Атангана женился на ней. [ 11 ] В конце концов она родила ему двоих детей: Жана Нденге и Катерину (или Кэтрин) Эдзимби. [ нужна ссылка ]

Атангана был набожным христианином и на протяжении всей своей жизни поддерживал церковь землей и подарками. Он выступал против популярных синкретистских практик бети и был противником обряда инициации эвондо, называемого Ссо ; [ 7 ] его усилия привели к его окончательному искоренению в обществе Бети. [ 12 ] В 1901 году он предоставил отцам Паллоттине землю для строительства миссии в Яунде, тем самым открыв Восточный и Южный Камерун для католического прозелитизма . Тем не менее, Атангана поддерживала традиционные обычаи эвондо в отношении брака. О вдовах он сказал:

Мои коллеги и я. . . может ответить только требованием соблюдения обычая, который требует, чтобы вдова была собственностью наследника до ее освобождения, что может вступить в силу только после возвращения ей выкупа. Она должна оставаться с ним до тех пор, пока не произойдет это возвращение. [ 13 ]

В начале 1902 года колониальное правительство назначило его своим представителем народа эвондо, а также переводчиком и клерком немцев, дислоцированных в Яунде. [ 14 ] Ему было поручено организовать систему переписи населения и сбора налогов. Он выбрал 300 старост в качестве сборщиков налогов, из которых немцы утвердили 233. Атангана, к их большому удовольствию, договорился о сокращении сборов в размере 5%. [ 7 ]

Атангана (на переднем плане, справа) во время немецкого колониального периода.

Ганс Доминик стал командиром поста Яунде в 1904 году. В течение следующих шести лет Атангана сопровождал его как минимум в пятнадцати административных патрулях и испытательных экскурсиях. [ 15 ] Атангана оказался проницательным дипломатом: в одном случае он вел переговоры с группой мятежных мангисса и таким образом предотвратил конфронтацию между соплеменниками и немцами. Атангана помог открыть посты в таких обширных местах, как Бафия , Абонг-Мбанг , Мулуду , Нгаундере , Гаруа и Маруа . [ 6 ] Немцы в основном держались отдельно от своих африканских подданных, но Доминик и Атангана бросили вызов этим стандартам и сблизились, иногда даже обедая вместе в одной палатке. Вернувшись в Яунде, Атангана получил обязанности, ценимые режимом, например, надзор за подушным налогом в октябре 1908 года. [ 16 ]

В 1907 году члены сублинии Мвог Ада восстали против колониального правительства из-за назначения Атанганы их официальным переводчиком. В заговор входил заговор с целью отравить Атангану, но до него дошли слухи. Он сообщил об этом своим хозяевам, и 11 апреля шестеро заговорщиков были казнены, а двое заключены в тюрьму. [ 17 ]

Доминик умер 16 ноября 1910 года. В том же году Атангана вернулся в Яунде и получил административную должность, возможно, в качестве главы суда Эвондо-Бейн, который председательствовал на гражданских спорах и мелких исках и был каналом, через который немцы передавали коммюнике ( и оценил реакцию на них). [ 18 ] Однако он оставил этот пост, когда умер глава его сублинии; Атангана занял пост главы сублинии и деревни Мволье. [ 19 ]

В конце 1911 года Атангана отправился в Германию, чтобы преподавать эвондо в Колониальном институте Гамбургского университета . Он пробыл там около года и записал историю и фольклор эвондо для перевода на немецкий язык. Его сочинения в конечном итоге стали Jaunde-Texte , важным исходным документом по истории и культуре эвондо. [ 15 ] В 1913 году он встретился с кайзером Вильгельмом II в Германии и папой Пием X в Риме. В следующем году он вернулся в Камерун. [ 6 ]

Верховный руководитель

[ редактировать ]
Атангана как верховный вождь

Немцы добились определенных успехов в объединении разрозненных групп под руководством отдельных лиц, называемых верховными вождями ( Oberhäuptlinge ). Атангана был выбран на эту должность среди эвондо и Бэйна либо перед поездкой в ​​Германию, либо вскоре после нее. [ 20 ] Технически это было лишь временное назначение; его подданные должны были одобрить его год спустя, чтобы сделать его постоянным. У них не было альтернативы; Атангана уже была основным каналом передачи информации к немцам и от них. [ 21 ]

От всех вождей ожидалось некоторое подражание европейским манерам и одежде. [ 22 ] но Атангана, похоже, искренне предпочитал европейские стили африканским. Он стремился соответствовать немецкому образцу идеального администратора. Он писал: «Чтобы осмелиться приблизиться к немцам, необходимо отказаться от черт, которые им неприятны, стать их другом и затем быть оцененными ими». [ 23 ] Соответственно, Атангана ел немецкую еду; сформировал оркестр из 20 человек в европейском стиле; и приказал построить большой германский особняк. Последний проект требует строительства кирпичного завода и лесопильного завода. [ 6 ] и заслужил Атангане еще один прозвище, Миндили Эбулу, «человек, чей дом настолько велик, что его крыша разделена на девять секций вместо двух секций обычного жилища». Число девять имеет большое значение в фольклоре Бети. [ 24 ]

Атангана с подозрением относился к любому, кто мог заменить его в качестве фаворита немцев. Он написал:

Ряд лиц, связавших себя с европейцами и доказавших свою полезность белым людям, добились положения в туземном обществе путем мошенничества и вымогательства. Но европейцы, заметив это, остановили это. В них можно было отличить выходцев из знатного сословия по их преданности и честности. [ 25 ]

Атангана привлек на свою сторону других вождей и старейшин с помощью подарков, снижения налогов, лести и вмешательства от их имени. [ 26 ] Он уделял внимание гостям из других городов, разрешая им останавливаться в своем дворце и пользоваться его лошадьми, угощая их пиршествами. Это не только льстило им, но и позволяло следить за их деятельностью и отношениями с колониальными властями. [ 21 ] Назначенные им клерки в Яунде информировали его о действиях как немцев, так и его подданных. [ 26 ] Атангана приобрел значительное богатство. [ 27 ] Он владел мастерскими и продавал продукцию с пяти плантаций, чтобы произвести впечатление на железнодорожных строителей. [ 28 ]

Верховный вождь сохранял некоторую лояльность к своим подданным. Он убедил немцев провести улучшения инфраструктуры, такие как строительство дорог, школ, поликлиник и церквей; и он защищал своих подданных от колониальных репрессий. В одном случае переводчик-эвондо выстрелил из пистолета во время спора с немцем, что каралось суровым тюремным заключением. Атангана вмешался, и наказание мужчине было сокращено до работы носильщиком . [ 26 ] Однако верховный вождь оставался полностью лояльным губернаторам. В 1914 году, например, представители Дуала лидера Рудольфа Дуала Манга Белла пытались заручиться поддержкой Атанганы для панкамерунского восстания. Атангана держал заговор в тайне, но поручил посланнику убедить Мангу Белл пересмотреть свое решение. [ 26 ]

Назначение Атанганы вызвало раздражение представителей этнической группы булу. Они боялись, что однажды могут потерять расположение Германии или, что еще хуже, попасть под власть эвондо. Кульминацией этого стало восстание Булу в 1912 году, которое возглавил Мартин-Поль Самба , человек, получивший образование в Германии, очень похожий на Атангану. Восстание было подавлено, а Самба казнен. [ 29 ]

Первая мировая война

[ редактировать ]

союзников Западноафриканская кампания во время Первой мировой войны достигла Камеруна в 1914 году. Дуала пала 17 сентября, и немцы перегруппировались в Яунде. Информаторы Бети предупредили Атангану о прогрессе союзников, и, поскольку потеря Яунде казалась неизбежной, Атангана приготовился к бегству со своими хозяевами. [ 30 ] Он и его вожди передали свои посты более слабым родственникам, чтобы им было легче вернуть их обратно в случае возвращения немцев. Они продержались в Яунде до 1 января 1916 года, когда войска британской армии захватили город. [ 31 ] а немецкие солдаты и миссионеры бежали в лес. Атангана и 72 вождя эвондо и бане, а также 14–20 000 жителей деревни (в основном солдаты и их семьи) провели их. [ 32 ] Народная песня бети «Атангана Нтсама, война окончена» рассказывает об отступлении и показывает конфликт между теми бети, которые поддерживали Атангану, и теми, кто выступал против него:

Атангана Нцама, война окончена. . .
Ре! Атангана Нцама, война окончена!
Пушки сломаны,
Пойди, скажи это сыну Ндоно Эдоа,
Великому человеку, сыну Ндоно Эдоа,
Беги скорей, чего ты там томишься?
Все вы, эвондо, приходите и бегите скорее,
Приходите и бегите скорее, братья;
Иди и скажи это Миндили Эбулу, сыну Ндоно Эдоа.
Как ты хочешь, чтобы я оставил так много вещей?
Он! Они удивят вас своей жадностью!
Такое богатство. Я должен взять немного!
Вы, остальные, отойдите, что вы там делаете?
Друг, товаров было столько же, сколько на рынке;
Друг, мы прошли через все это, ничего не взяв! [ 33 ]

В феврале они достигли Испанской Гвинеи и сдались неприсоединившимся представителям Испании в период Реставрации . Испанское правительство Альваро Фигероа Торреса предоставило бети землю для заселения и согласилось переправить немцев на близлежащий остров Фернандо-По . Их сопровождали Атангана и члены его семьи. В 1918 году немцы отправили Атангану и шесть других вождей в Испанию, где они, при необходимости, засвидетельствовали бы, что немцы гуманно обращались со своими африканскими подданными. [ 34 ] В сентябре 1919 года Атангана встретился с королем Испании Альфонсо XIII и призвал его поддержать немцев в этом процессе. Атангана оставался в Мадриде два года и месяц пробыл в Барселоне, чтобы получить деньги, которые он внес через Базельскую миссию . [ 35 ]

Тем временем земли эвондо перешли под управление Третьей французской республики в соответствии с мандатом Лиги Наций . Атангана, ныне известный под французской версией своего имени Шарль, написал французскому правительству письмо с присягой на верность и требованием возвращения на родину. [ 6 ] Он исполнил свое желание в июне 1920 года и прибыл в Дуалу 28 ноября 1920 года. [ 36 ]

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

Неизменная лояльность и подчинение Атанганы Германии помешали французам когда-либо полностью доверять ему. [ 15 ] Его первой задачей при новом колониальном режиме был надзор за бандами подневольных рабочих-дорожников в городе Дшанг . В отсутствие Атанганы французы назначили старосту Бети по имени Джозеф Атеменге своим местным представителем в Яунде (теперь известном под французским написанием Яунде). Однако Атеменге никогда не пользовался той популярностью, которую Атангана имела среди бети. Атангана пытался заключить с ним союз, отправив свою 20-летнюю дочь Катерину, получившую немецкое образование, выйти за него замуж, но в конце концов она сбежала из гораздо более старшего Атеменге и вернулась к своему отцу. [ 34 ] Работа Атанганы убедила французов позволить ему вернуться в Яунде в конце 1921 или начале 1922 года. [ 37 ]

Вскоре после этого Атеменге стал главой местного суда, а Атангана снова был назначен верховным вождем ( chef superieur ). [ 38 ] Он получил место в Совете знати , органе, который французы создали для связи со своими подданными и советников администрации. [ 39 ] Атангана сформировал кабинет на основе тех, которые он наблюдал в Испании, но он никогда не позволял ему многое делать, а его члены не были привычны к управлению в европейском стиле. Расформирована в 1925 году. [ 40 ]

Французы предоставили вождям значительно меньшую власть, чем их немецкие предшественники. [ 2 ] Основная роль Атанганы была проста: обеспечивать соблюдение диктата французского правления. [ 41 ] Генерал-губернатор Ван Волленховен писал в 1917 году, что «вожди не имеют никакой собственной власти, потому что в круге нет двух властей: французской власти и местной власти; есть только одна. Командует только командир круга. " [ 42 ] Ожидалось, что как колониальный администратор Атангана будет собирать налоги, помогать французам создавать какао и кофе плантации и мобилизовать вождей для обеспечения рабочей силы для обработки этих поместий. В 1924 году французы ввели систему реквизиции для закупки продуктов питания для городского сообщества Яунде и железнодорожных рабочих; Атангана отвечал за сплочение вождей для сбора необходимых продовольствия у сельских фермеров; точные методы, используемые вождями, были оставлены на их усмотрение. [ 43 ] Производство какао в южных и центральных провинциях росло даже во время Великой депрессии , частично в результате этих усилий. [ 44 ] Он реорганизовал вождей и их обязанности и попытался вестернизировать своих подданных, поощряя их носить одежду в европейском стиле, использовать новые методы строительства и стиль дома, а также работать над улучшением дорог. [ 6 ]

Большинство вождей уважали Атангану как своего представителя и лидера, а бети в целом доверяли ему престиж и власть. [ 45 ] При его правлении сложилась новая система статуса: группа мелких бюрократов, посланников, переводчиков и офисного персонала работала на Атангану и других вождей, независимых от французского правительства, и полностью зависела от вождей. Например, Атангана создала частную полицию, известную как фулус на Эвондо . Весь класс признал свою зависимость от вождей и оказал им лояльность в обмен на защиту и оплату, а вожди полагались на этих функционеров в быстром выполнении своих обязанностей перед французским режимом. [ 46 ]

Тем не менее, Бети в целом ненавидели французскую практику принудительного труда и налоги. Некоторые люди сбежали в кусты до прибытия сборщика налогов; другие обходили налоги, считая жен приезжими из города или откладывая оплату до последней минуты, тем самым уменьшая долю сборщиков налогов. Если налоги не будут собраны к удовлетворению колониальных администраторов, ожидалось, что сам Атангана частично компенсирует разницу. [ 40 ] Чтобы противостоять этим мелким восстаниям, вожди могли наказывать своих подданных 15 днями тюремного заключения или штрафом в 100 франков без надлежащей правовой процедуры. Предполагалось, что это будет применяться только к определенным нарушениям, но Атангана и другие вожди истолковали это в широком смысле, включив в него все виды трудного поведения. [ 47 ] Ожидалось, что Атангана и его заместители будут заниматься такими сложными предметами. Он оказывал постоянное давление на заместителей вождя, которые, в свою очередь, оказывали постоянное давление на жителей деревни, заставляя их платить налоги и поставлять рабочую силу. [ 41 ]

Тем не менее его богатство продолжало расти. В 1922 году его зарплата составляла 6000 франков в год, а в 1938 году она выросла до 24000 франков в год. Атангана также получал 2% всех налогов, собираемых нижестоящими вождями, плату за свою юридическую роль и стипендии за организацию дорожного строительства. [ 45 ] Устные информаторы сообщают, что еще в 1924 году он владел огромными плантациями площадью до 1 км2. 2 какао, 1,1 км 2 пальм, 5 км 2 продовольственных культур и 500 голов скота. Суммы могут быть преувеличены, но Атангана, судя по всему, был богатым человеком. [ 48 ] К 1926 году у него было два грузовика и автомобиль, на которых он возил продукцию со своих плантаций. [ 47 ] К 1930-м годам такие важные вожди, как Атангана, могли зарабатывать более 400 000 франков в год только на сборе налогов. [ 40 ]

К середине 1920-х годов 278 вождей бети, находившихся под контролем Атанганы, начали выступать против его главенства. Его контроль особенно падал среди Бэйнов. В 1924 году Бэйн подал жалобу на Атангану в суд, заявив: «Мы всегда работаем, и именно Атангана получает деньги. ничего не получили». [ 49 ] Они замышляли возвысить своего верховного вождя и вызвать настроения против Атанганы среди простых людей. Французы арестовали заговорщиков за отказ платить налоги и предоставить рабочую силу. В результате Атангана по-прежнему возглавлял Бэйна, но его влияние было сильно ограничено. [ нужна ссылка ]

В 1925 году французы сократили число вождей бети до 40 и вывели вождей Яунде из-под прямого контроля Атанганы. Однако в 1928 году вожди Яунде были признаны сварливыми и некомпетентными, и над ними снова поставили Атангану. В 1929 году он написал работу о традиционном обществе бети, в которой пытался скрыть свое ничем не примечательное детство, приняв титул «короля» и заявив о своем происхождении от вымышленной королевской линии эвондо. [ 50 ] К концу десятилетия он был главой примерно 130 000 человек, главой деревни Мволье и руководителем восьми глав участков и 72 деревенских старост. На самом деле его позиция была престижной, но малой реальной властью. [ 51 ]

В течение десятилетия сбор налогов и поиск рабочей силы становились все труднее благодаря расширению доступа к оплачиваемой работе в Яунде и на плантациях. [ 52 ] Предложение Атанганы 1938 года о реорганизации администрации Яунде показывает разочарование, которое он испытал в то время:

местные жители не знают, что такое выносливость. . . [и] работают недоброжелательно на администрацию или на частные предприятия, когда они ищут убежища в качестве гарантии, когда администрация отдает вождям приказ в общественных интересах или для их собственного блага. [ 53 ]

Далее он жаловался: «Известные люди, с их уменьшенным влиянием, почти инертны по отношению к растущему числу своих непокорных подданных», и предположил, что вождь вряд ли сможет контролировать более 5000 человек. [ 54 ] Атангана даже не упоминается во французском отчете об их африканских лидерах за 1939 год. Однако он сохранил за собой право объявить о назначении новых вождей и заявить, что их выбрали и он, и французы. [ 55 ]

Атангана часто путешествовал во французский колониальный период. Например, он обязательно посещал свадьбы и похороны своих подданных. [ 55 ] У него было больше возможностей посетить Европу, включая Парижскую колониальную выставку в 1931 году и Французскую колониальную конференцию в 1935 году. [ 6 ] В 1938 году умерла его жена. Атангана был красивым мужчиной по меркам эвондо: сильным, ухоженным, с репутацией хорошего бойца, танцора и мужа. [ 56 ] 6 января 1940 года он женился повторно на Жюльенне или Юлиане Нгоноа, молодой женщине бети из сублинии Мвог Манга из деревни Нколафамба. У них было двое детей: Мари-Тереза ​​и Рене Грегуар. [ 57 ] Атангана, похоже, придерживался католической критики многоженства, несмотря на то, что у других вождей Бети в то время было несколько сотен жен. [ 58 ]

В дальнейшей жизни Атангана лоббировал интересы общественного здравоохранения, такие как искоренение сонной болезни . Он никогда не поддерживал расширение системы государственных школ Камеруна , поскольку считал, что образованные люди однажды могут бросить вызов его правлению. [ 2 ] Здоровье Атанганы начало ухудшаться начиная с августа 1943 года. 1 сентября он умер в Мволье, Яунде. [ 6 ]

Наследие

[ редактировать ]

После смерти Атанганы никто не занял пост верховного вождя. Его роскошный дворец остался пустым и превратился в руины. Однако традиционные камерунские вожди были восстановлены 11 июля 1977 года Указом № 77/609, и к 1990-м годам камерунские этнические группы возродили эти дремлющие традиции. Дочь Атанганы Мари-Тереза ​​стала новым верховным вождем эвондо. [ 59 ] В декабре 2000 года она начала реконструкцию его дворца в Эфулане, Яунде, проект, стоимость которого оценивается в 150 000 000 франков КФА . [ 60 ]

Утверждается, что колониализм, который поддерживал Атангана, оказал негативное влияние на экономическое развитие Камеруна. Производство было сосредоточено на обогащении вождей, привлечении иностранных инвестиций и аппарата колониальной администрации, а также на создании только той инфраструктуры, которая способствовала бы транспортировке и экспорту товарных культур. [ 61 ] Тем не менее история Атанганы стала частью фольклора Бети. Например, рассказчики Бети рассказывали его историю в устных стихах и песнях, на чтение которых уходила целая ночь. [ 62 ] После его смерти и обретения Камеруном независимости его наследие было в значительной степени забыто всей нацией. Однако националистическая наука, расцветшая после обретения Камеруном независимости в 1960 году, возродила его историю. [ 27 ] Авеню Чарльза Атангана в центре Яунде названа в его честь. [ 63 ] Статуя по его подобию возвышается на холме неподалеку, который к 2000 году пришел в упадок. [ 64 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Куинн, «Тропический лес», 98.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Куинн, «Атангана», 495.
  3. Источники расходятся во мнениях относительно года и места рождения Атанганы. Аханда говорит c. 1883 г. в Яунде; ДеЛэнси и ДеЛэнси, с. 34, скажем, 1885 год в Мволах [ так в оригинале ]; Нгох, 349 лет, говорит, что ок. 1882 год, место рождения не указано; Нде говорит c. 1876 ​​г. в Онголе (раннее бети-название Яунде); Куинн, «Атангана», 485, и Куинн, «Тропический лес», 90, скажем, ок. 1880 г., место рождения не указано.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Куинн, «Атангана», 486.
  5. ^ Куинн, «Тропический лес», 90.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Аханда.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и Куинн, «Атангана», 487.
  8. Аханда говорит, что это произошло в 1896 году, но это противоречит другим источникам.
  9. ^ Куинн, «Атангана», 487, говорит, что это произошло в 1895 году; Нгох, 349 лет, и Аханда говорят, что 1896 год; Нде говорит, что это 1897 год.
  10. ^ Нде.
  11. Аханда говорит, что встретил ее в Буэа, но Куинн, «Атангана», 487, говорит, что встретил ее в Криби.
  12. ^ Мататею 45.
  13. ^ Цитируется по Гайеру, «Наследство вдовы Бети», 208.
  14. ^ Куинн, «Атангана», 487; Нгох 349.
  15. ^ Перейти обратно: а б с Куинн, «Атангана», 488.
  16. ^ Куинн, «Тропический лес», 91.
  17. ^ Нгох 111.
  18. Аханда и Нде говорят, что в это время он был назначен верховным вождем эвондо и Бэйна. Однако 98-летний Куинн, «Тропический лес», говорит, что ему назначили встречу в суде. С другой стороны, Куинн, «Атангана», 489, относит назначение суда на 1913 год или позже.
  19. ^ Нгох 349.
  20. ^ Аханда и Нде относят это событие к 1911 году; Куинн «Атангана», 489 лет, и Куинн «Бети», 98 лет, скажем, 25 марта 1914 года.
  21. ^ Перейти обратно: а б Куинн, «Атангана», 489.
  22. ^ Гайер 596.
  23. ^ Цитируется по Куинну, «Тропический лес», 98.
  24. ^ Куинн, «Песни», 34.
  25. ^ Цитируется по Куинну, «Атангана», 488.
  26. ^ Перейти обратно: а б с д Куинн, «Тропический лес», 99.
  27. ^ Перейти обратно: а б ДеЛэнси и ДеЛэнси 35.
  28. ^ Гайер, «Продовольственная экономика», 550, примечание 13.
  29. ^ Нгох 114.
  30. ^ Куинн, «Атангана», 490.
  31. ^ Нгох 126.
  32. ^ Хигоннет 151; Куинн, «Тропический лес», 101.
  33. ^ Цитируется по Куинну, «Песни», 34.
  34. ^ Перейти обратно: а б Куинн, «Атангана», 491.
  35. ^ Куинн, «Тропический лес», 102.
  36. ^ Куинн, «Атангана», 491; готовый
  37. Аханда говорит 26 ноября, но Куинн, «Он не встречался», 491, говорит декабрь.
  38. Аханда относит эти события к началу 1922 года, но Куинн, «Атангана», говорит о декабре 1921 года.
  39. ^ Выкуп 349.
  40. ^ Перейти обратно: а б с Куинн, «Атангана», 492.
  41. ^ Перейти обратно: а б Гешире 154.
  42. ^ Цитируется в Geschiere 154.
  43. ^ Гайер, «Продовольственная экономика», 581, 583.
  44. ^ Остин и Деррик 167.
  45. ^ Перейти обратно: а б Гайер, «Продовольственная экономика», 584.
  46. ^ Гайер, «Продовольственная экономика», 584–5.
  47. ^ Перейти обратно: а б Гайер, «Продовольственная экономика», 589.
  48. ^ Гайер, «Продовольственная экономика», 595 и 595, примечание 78. Илифф 221 сообщает, что в это время у него было пять квадратных километров масличных пальм и квадратный километр какао-деревьев.
  49. ^ Р. Бьюэлл, «Проблема коренных народов », 327, цитируется по Гайеру, «Продовольственная экономика», 589».
  50. ^ Куинн, «Атангана», 488–9.
  51. Куинн, «Атангана», 493.
  52. ^ Куинн, «Атангана», 493–4.
  53. Цитируется по Куинну, «Атангана», 493.
  54. ^ Цитируется по Куинну, «Атангана», 494.
  55. ^ Перейти обратно: а б Куинн, «Атангана», 494.
  56. ^ Илифф 103.
  57. ^ Готово; Куинн, «Атангана», 494.
  58. ^ Geschiere 170, примечание 10.
  59. ^ Диагностика 17.
  60. ^ «Шато Шарль Атангана наконец будет спасен» .
  61. ^ Гайтер, «Продовольственная экономика», 597.
  62. ^ Александр 2.
  63. ^ Запад 171.
  64. ^ Асомбанг 26.
  • Аханда, Мари-Тереза ​​Ассига (2003): «Чарльз сбивает с толку » Бонабери.com. По состоянию на 30 октября 2006 г. [ ненадежный источник? ]
  • Александр, Пьер (1974). «Введение в жанр устного искусства клыков: мвет Габона и Камеруна». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета , Том 37, № 1.
  • Асомбанг, Раймонд Н. (2000). «Будущее прошлого Камеруна». Управление культурными ресурсами в современном обществе: перспективы управления и представления прошлого . Лондон: Рутледж.
  • Остин, Ральф А. и Деррик, Джонатан (1999). Посредники рек Камеруна: Дуала и их внутренние районы, ок. 1600 – ок. 1960 год . Издательство Кембриджского университета.
  • « Le château Charles Atangana sera enfin sauvé ». 2 февраля 2001 г. Камерун-Инфо. Сеть, доступ 30 октября 2006 г. [ ненадежный источник? ]
  • ДеЛэнси, Марк В., и ДеЛэнси, Марк Дайк (2000): Исторический словарь Республики Камерун (3-е изд.). Лэнхэм, Мэриленд: The Scarecrow Press.
  • Диагностика городской преступности в Яунде . 2002. Найроби: ООН-Хабитат.
  • Ганн, Л.Х. (1977). Правители Германской Африки, 1844–1914 гг . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
  • Гешир, Питер (1993). «Вожди и колониальное правление в Камеруне: изобретение вождя во французском и британском стиле». Африка: Журнал Международного африканского института , Vol. 63, № 2.
  • Гайер, Джейн И. (1986). «Закон о наследстве и браке вдов Бети: социальная история». Вдовы в африканских обществах . Издательство Стэнфордского университета.
  • эадем. (1978). «Продовольственная экономика и французское колониальное правление в Центральном Камеруне». Журнал африканской истории , Vol. 19, № 4.
  • Игонне, Маргарет Р. (1994). «Вопрос Кассандры: пишут ли женщины военные романы?» Бордерворк: феминистское взаимодействие со сравнительной литературой . Издательство Корнельского университета.
  • Илифф, Джон (2005). Честь в истории Африки . Издательство Кембриджского университета.
  • Мататею, Эммануэль (1996). «Африканская культура и духовность у истоков литературного творчества: Дела о богочеловеке Биссо, гробнице Солнца и Пуде». Франкоязычная литература . Университет Валенсии.
  • Нде, Пол. «Нтсама, Чарльз Атангана» . Словарь африканской христианской биографии . По состоянию на 30 октября 2006 г.
  • Нго, Виктор Юлиус (1996): История Камеруна с 1800 года . Лимбе: Presbook.
  • Куинн, Фредерик (октябрь 1980 г.). «Чарльз Атангана из Яунде». Журнал африканской истории . 21 (4): 485–495. дои : 10.1017/S0021853700018703 .
  • то же самое (лето 1971 г.). «Восемь песен Бети». Африканское искусство , Том 4., № 4.
  • то же самое. (1990): «Встречи в тропическом лесу: Бети встречают немцев, 1887–1916». Введение в историю Камеруна в девятнадцатом и двадцатом веках . Пэлгрейв Макмиллан
  • То же (2006): В поисках соли. Изменения в обществе Бети (Камерун), 1880–1960 гг ., Камерунские исследования, Том. 6, Berghahn Books, Нью-Йорк/Оксфорд, 2006 г. ISBN   1-84545-006-X
  • Уэст, Бен (2004). Камерун: Путеводитель по Брэдту . Гилфорд, Коннектикут: The Globe Pequot Press Inc.


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 29af8fd6a6fed443c357c8dea16ab721__1722166140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/29/21/29af8fd6a6fed443c357c8dea16ab721.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Charles Atangana - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)