Чарльз Атангана

Чарльз Атангана (ок. 1880 – 1 сентября 1943), также известный под своим именем при рождении Нтсама и немецким именем , Карл был главным вождем этнических групп эвондо и бане на протяжении большей части колониального периода в Камеруне. Несмотря на ничем не примечательное происхождение, лояльность и дружба Атанганы с колониальными священниками и администраторами обеспечили ему все более видные посты в колониальном правительстве . Он показал себя умным и дипломатичным администратором и активным сотрудником, и в конечном итоге он был назначен верховным вождем двух подгрупп бети-пауинов , народов эвондо и бейн. [ 1 ] Его лояльность и молчаливое согласие с Германской империей не подвергались сомнению, и он даже сопровождал немцев при бегстве из Африки во время Первой мировой войны .
После недолгого пребывания в Европе Атангана вернулся на родину в Камерун, который к тому времени был мандатной территорией Лиги Наций под управлением Третьей французской республики . Французы поначалу сомневались в его лояльности, но Атангана служил им с тем же рвением, с каким он выказывал немцам, и восстановил свой пост верховного вождя. В течение оставшейся части своей жизни он курировал вестернизацию своих подданных и улучшение своих владений, несмотря на ослабление своих полномочий из-за политики Франции и волнений среди его народа. Он никогда не выступал за сопротивление европейским державам, предпочитая использовать европейцев как средство личного обогащения и служения африканским интересам. [ 2 ] После его смерти в 1943 году об Атангане практически забыли. Однако после обретения Камеруном независимости в 1960 году он стал предметом нового внимания камерунских ученых.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Атангана родился где-то между 1876 и 1885 годами в Мволье , небольшой деревне на территории современного Яунде , Камерун. [ 3 ] Родители дали ему барабанное имя «Тот, кого знают народы». [ 4 ] Он был одиннадцатым из двенадцати детей, рожденных Эссомбой Атанганой, главой сублинии Мвог Атеменге этнической группы эвондо. Эссомба Атангана был одним из тысяч второстепенных лидеров бети , живших между реками Санага и Ньонг , каждому из которых было поручено обеспечивать свое поселение, а также большую семью и рабов, живших там. [ 5 ] Его отец умер, когда Нцама Атангане было около шести лет. [ 6 ]

О детстве Атанганы мало что известно. Как и другие мальчики Бети, он научился ловить рыбу, охотиться и ловить ловушки, а также запомнил генеалогию своей семьи и народную мудрость. Исследователи из Германской империи появились возле его деревни в 1887 году в поисках прямого пути к торговле слоновой костью в саваннах на севере. [ 4 ] Они заявили права на земли Бети как часть своей Камерунской колонии в 1884 году, а к февралю 1889 года создали в этом районе постоянную базу, которую назвали Яунде в честь местных жителей. Эвондо поначалу выступили против иностранцев, хотя Атангана, вероятно, был еще недостаточно взрослым, чтобы участвовать в боевых действиях. После поражения Омгбы Биссого в 1895 году и ему подобных, сопротивление эвондо ослабло. [ 6 ] Немцы случайным образом назначали вождей и мэров в свое подчинение и брали местную молодежь для выполнения черной работы; [ 7 ] Среди них был Атангана, которого дядя послал в качестве прислуги. [ 8 ]
Эвондо, которые учились, пользовались большим благосклонностью в первые дни колониального режима. [ 7 ] Командир станции Ганс Доминик отправил четырех таких людей для обучения в миссионерской школе немецких отцов-паллоттинцев в Криби , поселении на побережье. [ 9 ] Там Атангана выучил немецкий язык, историю и географию; математика; и римский католицизм . [ 7 ] отцу Генриху Фитеру . Особенно мальчик понравился [ 10 ] и Атангана стал первым эвондо, крестившим католика; [ 6 ] он взял христианское имя Карл. [ 4 ] Обучение Атанганы только что закончилось, когда члены этнической группы булу, тесно связанной с эвондо, вторглись в Криби и разграбили школу и церковь в 1899 году. Атангана пережидал восстание в Дуале вместе с отцами , пока колониальная милиция не разгромила повстанцев в следующем году. год. [ 6 ]
Ранняя карьера
[ редактировать ]В августе 1900 года командующий немецкими войсками в Виктории (современный Лимбе ) назначил Атангану переводчиком для 500 заложников Булу, которых принуждали к родам . Атангана проработала на этом посту шесть месяцев и взяла на себя дополнительные обязанности медсестры. Затем колонизаторы отправили Атангану в Буэа работать клерком . [ нужна ссылка ] В какой-то момент между окончанием обучения в Криби и окончанием службы в Виктории Атангана встретил Мари Билоа, женщину из деревни Мекумба. Хотя она была немного старше и жила на содержании немецкого чиновника, Атангана женился на ней. [ 11 ] В конце концов она родила ему двоих детей: Жана Нденге и Катерину (или Кэтрин) Эдзимби. [ нужна ссылка ]
Атангана был набожным христианином и на протяжении всей своей жизни поддерживал церковь землей и подарками. Он выступал против популярных синкретистских практик бети и был противником обряда инициации эвондо, называемого Ссо ; [ 7 ] его усилия привели к его окончательному искоренению в обществе Бети. [ 12 ] В 1901 году он предоставил отцам Паллоттине землю для строительства миссии в Яунде, тем самым открыв Восточный и Южный Камерун для католического прозелитизма . Тем не менее, Атангана поддерживала традиционные обычаи эвондо в отношении брака. О вдовах он сказал:
Мои коллеги и я. . . может ответить только требованием соблюдения обычая, который требует, чтобы вдова была собственностью наследника до ее освобождения, что может вступить в силу только после возвращения ей выкупа. Она должна оставаться с ним до тех пор, пока не произойдет это возвращение. [ 13 ]
В начале 1902 года колониальное правительство назначило его своим представителем народа эвондо, а также переводчиком и клерком немцев, дислоцированных в Яунде. [ 14 ] Ему было поручено организовать систему переписи населения и сбора налогов. Он выбрал 300 старост в качестве сборщиков налогов, из которых немцы утвердили 233. Атангана, к их большому удовольствию, договорился о сокращении сборов в размере 5%. [ 7 ]

Ганс Доминик стал командиром поста Яунде в 1904 году. В течение следующих шести лет Атангана сопровождал его как минимум в пятнадцати административных патрулях и испытательных экскурсиях. [ 15 ] Атангана оказался проницательным дипломатом: в одном случае он вел переговоры с группой мятежных мангисса и таким образом предотвратил конфронтацию между соплеменниками и немцами. Атангана помог открыть посты в таких обширных местах, как Бафия , Абонг-Мбанг , Мулуду , Нгаундере , Гаруа и Маруа . [ 6 ] Немцы в основном держались отдельно от своих африканских подданных, но Доминик и Атангана бросили вызов этим стандартам и сблизились, иногда даже обедая вместе в одной палатке. Вернувшись в Яунде, Атангана получил обязанности, ценимые режимом, например, надзор за подушным налогом в октябре 1908 года. [ 16 ]
В 1907 году члены сублинии Мвог Ада восстали против колониального правительства из-за назначения Атанганы их официальным переводчиком. В заговор входил заговор с целью отравить Атангану, но до него дошли слухи. Он сообщил об этом своим хозяевам, и 11 апреля шестеро заговорщиков были казнены, а двое заключены в тюрьму. [ 17 ]
Доминик умер 16 ноября 1910 года. В том же году Атангана вернулся в Яунде и получил административную должность, возможно, в качестве главы суда Эвондо-Бейн, который председательствовал на гражданских спорах и мелких исках и был каналом, через который немцы передавали коммюнике ( и оценил реакцию на них). [ 18 ] Однако он оставил этот пост, когда умер глава его сублинии; Атангана занял пост главы сублинии и деревни Мволье. [ 19 ]
В конце 1911 года Атангана отправился в Германию, чтобы преподавать эвондо в Колониальном институте Гамбургского университета . Он пробыл там около года и записал историю и фольклор эвондо для перевода на немецкий язык. Его сочинения в конечном итоге стали Jaunde-Texte , важным исходным документом по истории и культуре эвондо. [ 15 ] В 1913 году он встретился с кайзером Вильгельмом II в Германии и папой Пием X в Риме. В следующем году он вернулся в Камерун. [ 6 ]
Верховный руководитель
[ редактировать ]
Немцы добились определенных успехов в объединении разрозненных групп под руководством отдельных лиц, называемых верховными вождями ( Oberhäuptlinge ). Атангана был выбран на эту должность среди эвондо и Бэйна либо перед поездкой в Германию, либо вскоре после нее. [ 20 ] Технически это было лишь временное назначение; его подданные должны были одобрить его год спустя, чтобы сделать его постоянным. У них не было альтернативы; Атангана уже была основным каналом передачи информации к немцам и от них. [ 21 ]
От всех вождей ожидалось некоторое подражание европейским манерам и одежде. [ 22 ] но Атангана, похоже, искренне предпочитал европейские стили африканским. Он стремился соответствовать немецкому образцу идеального администратора. Он писал: «Чтобы осмелиться приблизиться к немцам, необходимо отказаться от черт, которые им неприятны, стать их другом и затем быть оцененными ими». [ 23 ] Соответственно, Атангана ел немецкую еду; сформировал оркестр из 20 человек в европейском стиле; и приказал построить большой германский особняк. Последний проект требует строительства кирпичного завода и лесопильного завода. [ 6 ] и заслужил Атангане еще один прозвище, Миндили Эбулу, «человек, чей дом настолько велик, что его крыша разделена на девять секций вместо двух секций обычного жилища». Число девять имеет большое значение в фольклоре Бети. [ 24 ]
Атангана с подозрением относился к любому, кто мог заменить его в качестве фаворита немцев. Он написал:
Ряд лиц, связавших себя с европейцами и доказавших свою полезность белым людям, добились положения в туземном обществе путем мошенничества и вымогательства. Но европейцы, заметив это, остановили это. В них можно было отличить выходцев из знатного сословия по их преданности и честности. [ 25 ]
Атангана привлек на свою сторону других вождей и старейшин с помощью подарков, снижения налогов, лести и вмешательства от их имени. [ 26 ] Он уделял внимание гостям из других городов, разрешая им останавливаться в своем дворце и пользоваться его лошадьми, угощая их пиршествами. Это не только льстило им, но и позволяло следить за их деятельностью и отношениями с колониальными властями. [ 21 ] Назначенные им клерки в Яунде информировали его о действиях как немцев, так и его подданных. [ 26 ] Атангана приобрел значительное богатство. [ 27 ] Он владел мастерскими и продавал продукцию с пяти плантаций, чтобы произвести впечатление на железнодорожных строителей. [ 28 ]
Верховный вождь сохранял некоторую лояльность к своим подданным. Он убедил немцев провести улучшения инфраструктуры, такие как строительство дорог, школ, поликлиник и церквей; и он защищал своих подданных от колониальных репрессий. В одном случае переводчик-эвондо выстрелил из пистолета во время спора с немцем, что каралось суровым тюремным заключением. Атангана вмешался, и наказание мужчине было сокращено до работы носильщиком . [ 26 ] Однако верховный вождь оставался полностью лояльным губернаторам. В 1914 году, например, представители Дуала лидера Рудольфа Дуала Манга Белла пытались заручиться поддержкой Атанганы для панкамерунского восстания. Атангана держал заговор в тайне, но поручил посланнику убедить Мангу Белл пересмотреть свое решение. [ 26 ]
Назначение Атанганы вызвало раздражение представителей этнической группы булу. Они боялись, что однажды могут потерять расположение Германии или, что еще хуже, попасть под власть эвондо. Кульминацией этого стало восстание Булу в 1912 году, которое возглавил Мартин-Поль Самба , человек, получивший образование в Германии, очень похожий на Атангану. Восстание было подавлено, а Самба казнен. [ 29 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]союзников Западноафриканская кампания во время Первой мировой войны достигла Камеруна в 1914 году. Дуала пала 17 сентября, и немцы перегруппировались в Яунде. Информаторы Бети предупредили Атангану о прогрессе союзников, и, поскольку потеря Яунде казалась неизбежной, Атангана приготовился к бегству со своими хозяевами. [ 30 ] Он и его вожди передали свои посты более слабым родственникам, чтобы им было легче вернуть их обратно в случае возвращения немцев. Они продержались в Яунде до 1 января 1916 года, когда войска британской армии захватили город. [ 31 ] а немецкие солдаты и миссионеры бежали в лес. Атангана и 72 вождя эвондо и бане, а также 14–20 000 жителей деревни (в основном солдаты и их семьи) провели их. [ 32 ] Народная песня бети «Атангана Нтсама, война окончена» рассказывает об отступлении и показывает конфликт между теми бети, которые поддерживали Атангану, и теми, кто выступал против него:
- Атангана Нцама, война окончена. . .
- Ре! Атангана Нцама, война окончена!
- Пушки сломаны,
- Пойди, скажи это сыну Ндоно Эдоа,
- Великому человеку, сыну Ндоно Эдоа,
- Беги скорей, чего ты там томишься?
- Все вы, эвондо, приходите и бегите скорее,
- Приходите и бегите скорее, братья;
- Иди и скажи это Миндили Эбулу, сыну Ндоно Эдоа.
- Как ты хочешь, чтобы я оставил так много вещей?
- Он! Они удивят вас своей жадностью!
- Такое богатство. Я должен взять немного!
- Вы, остальные, отойдите, что вы там делаете?
- Друг, товаров было столько же, сколько на рынке;
- Друг, мы прошли через все это, ничего не взяв! [ 33 ]
В феврале они достигли Испанской Гвинеи и сдались неприсоединившимся представителям Испании в период Реставрации . Испанское правительство Альваро Фигероа Торреса предоставило бети землю для заселения и согласилось переправить немцев на близлежащий остров Фернандо-По . Их сопровождали Атангана и члены его семьи. В 1918 году немцы отправили Атангану и шесть других вождей в Испанию, где они, при необходимости, засвидетельствовали бы, что немцы гуманно обращались со своими африканскими подданными. [ 34 ] В сентябре 1919 года Атангана встретился с королем Испании Альфонсо XIII и призвал его поддержать немцев в этом процессе. Атангана оставался в Мадриде два года и месяц пробыл в Барселоне, чтобы получить деньги, которые он внес через Базельскую миссию . [ 35 ]
Тем временем земли эвондо перешли под управление Третьей французской республики в соответствии с мандатом Лиги Наций . Атангана, ныне известный под французской версией своего имени Шарль, написал французскому правительству письмо с присягой на верность и требованием возвращения на родину. [ 6 ] Он исполнил свое желание в июне 1920 года и прибыл в Дуалу 28 ноября 1920 года. [ 36 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Неизменная лояльность и подчинение Атанганы Германии помешали французам когда-либо полностью доверять ему. [ 15 ] Его первой задачей при новом колониальном режиме был надзор за бандами подневольных рабочих-дорожников в городе Дшанг . В отсутствие Атанганы французы назначили старосту Бети по имени Джозеф Атеменге своим местным представителем в Яунде (теперь известном под французским написанием Яунде). Однако Атеменге никогда не пользовался той популярностью, которую Атангана имела среди бети. Атангана пытался заключить с ним союз, отправив свою 20-летнюю дочь Катерину, получившую немецкое образование, выйти за него замуж, но в конце концов она сбежала из гораздо более старшего Атеменге и вернулась к своему отцу. [ 34 ] Работа Атанганы убедила французов позволить ему вернуться в Яунде в конце 1921 или начале 1922 года. [ 37 ]
Вскоре после этого Атеменге стал главой местного суда, а Атангана снова был назначен верховным вождем ( chef superieur ). [ 38 ] Он получил место в Совете знати , органе, который французы создали для связи со своими подданными и советников администрации. [ 39 ] Атангана сформировал кабинет на основе тех, которые он наблюдал в Испании, но он никогда не позволял ему многое делать, а его члены не были привычны к управлению в европейском стиле. Расформирована в 1925 году. [ 40 ]
Французы предоставили вождям значительно меньшую власть, чем их немецкие предшественники. [ 2 ] Основная роль Атанганы была проста: обеспечивать соблюдение диктата французского правления. [ 41 ] Генерал-губернатор Ван Волленховен писал в 1917 году, что «вожди не имеют никакой собственной власти, потому что в круге нет двух властей: французской власти и местной власти; есть только одна. Командует только командир круга. " [ 42 ] Ожидалось, что как колониальный администратор Атангана будет собирать налоги, помогать французам создавать какао и кофе плантации и мобилизовать вождей для обеспечения рабочей силы для обработки этих поместий. В 1924 году французы ввели систему реквизиции для закупки продуктов питания для городского сообщества Яунде и железнодорожных рабочих; Атангана отвечал за сплочение вождей для сбора необходимых продовольствия у сельских фермеров; точные методы, используемые вождями, были оставлены на их усмотрение. [ 43 ] Производство какао в южных и центральных провинциях росло даже во время Великой депрессии , частично в результате этих усилий. [ 44 ] Он реорганизовал вождей и их обязанности и попытался вестернизировать своих подданных, поощряя их носить одежду в европейском стиле, использовать новые методы строительства и стиль дома, а также работать над улучшением дорог. [ 6 ]
Большинство вождей уважали Атангану как своего представителя и лидера, а бети в целом доверяли ему престиж и власть. [ 45 ] При его правлении сложилась новая система статуса: группа мелких бюрократов, посланников, переводчиков и офисного персонала работала на Атангану и других вождей, независимых от французского правительства, и полностью зависела от вождей. Например, Атангана создала частную полицию, известную как фулус на Эвондо . Весь класс признал свою зависимость от вождей и оказал им лояльность в обмен на защиту и оплату, а вожди полагались на этих функционеров в быстром выполнении своих обязанностей перед французским режимом. [ 46 ]
Тем не менее, Бети в целом ненавидели французскую практику принудительного труда и налоги. Некоторые люди сбежали в кусты до прибытия сборщика налогов; другие обходили налоги, считая жен приезжими из города или откладывая оплату до последней минуты, тем самым уменьшая долю сборщиков налогов. Если налоги не будут собраны к удовлетворению колониальных администраторов, ожидалось, что сам Атангана частично компенсирует разницу. [ 40 ] Чтобы противостоять этим мелким восстаниям, вожди могли наказывать своих подданных 15 днями тюремного заключения или штрафом в 100 франков без надлежащей правовой процедуры. Предполагалось, что это будет применяться только к определенным нарушениям, но Атангана и другие вожди истолковали это в широком смысле, включив в него все виды трудного поведения. [ 47 ] Ожидалось, что Атангана и его заместители будут заниматься такими сложными предметами. Он оказывал постоянное давление на заместителей вождя, которые, в свою очередь, оказывали постоянное давление на жителей деревни, заставляя их платить налоги и поставлять рабочую силу. [ 41 ]
Тем не менее его богатство продолжало расти. В 1922 году его зарплата составляла 6000 франков в год, а в 1938 году она выросла до 24000 франков в год. Атангана также получал 2% всех налогов, собираемых нижестоящими вождями, плату за свою юридическую роль и стипендии за организацию дорожного строительства. [ 45 ] Устные информаторы сообщают, что еще в 1924 году он владел огромными плантациями площадью до 1 км2. 2 какао, 1,1 км 2 пальм, 5 км 2 продовольственных культур и 500 голов скота. Суммы могут быть преувеличены, но Атангана, судя по всему, был богатым человеком. [ 48 ] К 1926 году у него было два грузовика и автомобиль, на которых он возил продукцию со своих плантаций. [ 47 ] К 1930-м годам такие важные вожди, как Атангана, могли зарабатывать более 400 000 франков в год только на сборе налогов. [ 40 ]
К середине 1920-х годов 278 вождей бети, находившихся под контролем Атанганы, начали выступать против его главенства. Его контроль особенно падал среди Бэйнов. В 1924 году Бэйн подал жалобу на Атангану в суд, заявив: «Мы всегда работаем, и именно Атангана получает деньги. ничего не получили». [ 49 ] Они замышляли возвысить своего верховного вождя и вызвать настроения против Атанганы среди простых людей. Французы арестовали заговорщиков за отказ платить налоги и предоставить рабочую силу. В результате Атангана по-прежнему возглавлял Бэйна, но его влияние было сильно ограничено. [ нужна ссылка ]
В 1925 году французы сократили число вождей бети до 40 и вывели вождей Яунде из-под прямого контроля Атанганы. Однако в 1928 году вожди Яунде были признаны сварливыми и некомпетентными, и над ними снова поставили Атангану. В 1929 году он написал работу о традиционном обществе бети, в которой пытался скрыть свое ничем не примечательное детство, приняв титул «короля» и заявив о своем происхождении от вымышленной королевской линии эвондо. [ 50 ] К концу десятилетия он был главой примерно 130 000 человек, главой деревни Мволье и руководителем восьми глав участков и 72 деревенских старост. На самом деле его позиция была престижной, но малой реальной властью. [ 51 ]
В течение десятилетия сбор налогов и поиск рабочей силы становились все труднее благодаря расширению доступа к оплачиваемой работе в Яунде и на плантациях. [ 52 ] Предложение Атанганы 1938 года о реорганизации администрации Яунде показывает разочарование, которое он испытал в то время:
местные жители не знают, что такое выносливость. . . [и] работают недоброжелательно на администрацию или на частные предприятия, когда они ищут убежища в качестве гарантии, когда администрация отдает вождям приказ в общественных интересах или для их собственного блага. [ 53 ]
Далее он жаловался: «Известные люди, с их уменьшенным влиянием, почти инертны по отношению к растущему числу своих непокорных подданных», и предположил, что вождь вряд ли сможет контролировать более 5000 человек. [ 54 ] Атангана даже не упоминается во французском отчете об их африканских лидерах за 1939 год. Однако он сохранил за собой право объявить о назначении новых вождей и заявить, что их выбрали и он, и французы. [ 55 ]
Атангана часто путешествовал во французский колониальный период. Например, он обязательно посещал свадьбы и похороны своих подданных. [ 55 ] У него было больше возможностей посетить Европу, включая Парижскую колониальную выставку в 1931 году и Французскую колониальную конференцию в 1935 году. [ 6 ] В 1938 году умерла его жена. Атангана был красивым мужчиной по меркам эвондо: сильным, ухоженным, с репутацией хорошего бойца, танцора и мужа. [ 56 ] 6 января 1940 года он женился повторно на Жюльенне или Юлиане Нгоноа, молодой женщине бети из сублинии Мвог Манга из деревни Нколафамба. У них было двое детей: Мари-Тереза и Рене Грегуар. [ 57 ] Атангана, похоже, придерживался католической критики многоженства, несмотря на то, что у других вождей Бети в то время было несколько сотен жен. [ 58 ]
В дальнейшей жизни Атангана лоббировал интересы общественного здравоохранения, такие как искоренение сонной болезни . Он никогда не поддерживал расширение системы государственных школ Камеруна , поскольку считал, что образованные люди однажды могут бросить вызов его правлению. [ 2 ] Здоровье Атанганы начало ухудшаться начиная с августа 1943 года. 1 сентября он умер в Мволье, Яунде. [ 6 ]
Наследие
[ редактировать ]После смерти Атанганы никто не занял пост верховного вождя. Его роскошный дворец остался пустым и превратился в руины. Однако традиционные камерунские вожди были восстановлены 11 июля 1977 года Указом № 77/609, и к 1990-м годам камерунские этнические группы возродили эти дремлющие традиции. Дочь Атанганы Мари-Тереза стала новым верховным вождем эвондо. [ 59 ] В декабре 2000 года она начала реконструкцию его дворца в Эфулане, Яунде, проект, стоимость которого оценивается в 150 000 000 франков КФА . [ 60 ]
Утверждается, что колониализм, который поддерживал Атангана, оказал негативное влияние на экономическое развитие Камеруна. Производство было сосредоточено на обогащении вождей, привлечении иностранных инвестиций и аппарата колониальной администрации, а также на создании только той инфраструктуры, которая способствовала бы транспортировке и экспорту товарных культур. [ 61 ] Тем не менее история Атанганы стала частью фольклора Бети. Например, рассказчики Бети рассказывали его историю в устных стихах и песнях, на чтение которых уходила целая ночь. [ 62 ] После его смерти и обретения Камеруном независимости его наследие было в значительной степени забыто всей нацией. Однако националистическая наука, расцветшая после обретения Камеруном независимости в 1960 году, возродила его историю. [ 27 ] Авеню Чарльза Атангана в центре Яунде названа в его честь. [ 63 ] Статуя по его подобию возвышается на холме неподалеку, который к 2000 году пришел в упадок. [ 64 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Куинн, «Тропический лес», 98.
- ^ Перейти обратно: а б с Куинн, «Атангана», 495.
- ↑ Источники расходятся во мнениях относительно года и места рождения Атанганы. Аханда говорит c. 1883 г. в Яунде; ДеЛэнси и ДеЛэнси, с. 34, скажем, 1885 год в Мволах [ так в оригинале ]; Нгох, 349 лет, говорит, что ок. 1882 год, место рождения не указано; Нде говорит c. 1876 г. в Онголе (раннее бети-название Яунде); Куинн, «Атангана», 485, и Куинн, «Тропический лес», 90, скажем, ок. 1880 г., место рождения не указано.
- ^ Перейти обратно: а б с Куинн, «Атангана», 486.
- ^ Куинн, «Тропический лес», 90.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Аханда.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Куинн, «Атангана», 487.
- ↑ Аханда говорит, что это произошло в 1896 году, но это противоречит другим источникам.
- ^ Куинн, «Атангана», 487, говорит, что это произошло в 1895 году; Нгох, 349 лет, и Аханда говорят, что 1896 год; Нде говорит, что это 1897 год.
- ^ Нде.
- ↑ Аханда говорит, что встретил ее в Буэа, но Куинн, «Атангана», 487, говорит, что встретил ее в Криби.
- ^ Мататею 45.
- ^ Цитируется по Гайеру, «Наследство вдовы Бети», 208.
- ^ Куинн, «Атангана», 487; Нгох 349.
- ^ Перейти обратно: а б с Куинн, «Атангана», 488.
- ^ Куинн, «Тропический лес», 91.
- ^ Нгох 111.
- ↑ Аханда и Нде говорят, что в это время он был назначен верховным вождем эвондо и Бэйна. Однако 98-летний Куинн, «Тропический лес», говорит, что ему назначили встречу в суде. С другой стороны, Куинн, «Атангана», 489, относит назначение суда на 1913 год или позже.
- ^ Нгох 349.
- ^ Аханда и Нде относят это событие к 1911 году; Куинн «Атангана», 489 лет, и Куинн «Бети», 98 лет, скажем, 25 марта 1914 года.
- ^ Перейти обратно: а б Куинн, «Атангана», 489.
- ^ Гайер 596.
- ^ Цитируется по Куинну, «Тропический лес», 98.
- ^ Куинн, «Песни», 34.
- ^ Цитируется по Куинну, «Атангана», 488.
- ^ Перейти обратно: а б с д Куинн, «Тропический лес», 99.
- ^ Перейти обратно: а б ДеЛэнси и ДеЛэнси 35.
- ^ Гайер, «Продовольственная экономика», 550, примечание 13.
- ^ Нгох 114.
- ^ Куинн, «Атангана», 490.
- ^ Нгох 126.
- ^ Хигоннет 151; Куинн, «Тропический лес», 101.
- ^ Цитируется по Куинну, «Песни», 34.
- ^ Перейти обратно: а б Куинн, «Атангана», 491.
- ^ Куинн, «Тропический лес», 102.
- ^ Куинн, «Атангана», 491; готовый
- ↑ Аханда говорит 26 ноября, но Куинн, «Он не встречался», 491, говорит декабрь.
- ↑ Аханда относит эти события к началу 1922 года, но Куинн, «Атангана», говорит о декабре 1921 года.
- ^ Выкуп 349.
- ^ Перейти обратно: а б с Куинн, «Атангана», 492.
- ^ Перейти обратно: а б Гешире 154.
- ^ Цитируется в Geschiere 154.
- ^ Гайер, «Продовольственная экономика», 581, 583.
- ^ Остин и Деррик 167.
- ^ Перейти обратно: а б Гайер, «Продовольственная экономика», 584.
- ^ Гайер, «Продовольственная экономика», 584–5.
- ^ Перейти обратно: а б Гайер, «Продовольственная экономика», 589.
- ^ Гайер, «Продовольственная экономика», 595 и 595, примечание 78. Илифф 221 сообщает, что в это время у него было пять квадратных километров масличных пальм и квадратный километр какао-деревьев.
- ^ Р. Бьюэлл, «Проблема коренных народов », 327, цитируется по Гайеру, «Продовольственная экономика», 589».
- ^ Куинн, «Атангана», 488–9.
- ↑ Куинн, «Атангана», 493.
- ^ Куинн, «Атангана», 493–4.
- ↑ Цитируется по Куинну, «Атангана», 493.
- ^ Цитируется по Куинну, «Атангана», 494.
- ^ Перейти обратно: а б Куинн, «Атангана», 494.
- ^ Илифф 103.
- ^ Готово; Куинн, «Атангана», 494.
- ^ Geschiere 170, примечание 10.
- ^ Диагностика 17.
- ^ «Шато Шарль Атангана наконец будет спасен» .
- ^ Гайтер, «Продовольственная экономика», 597.
- ^ Александр 2.
- ^ Запад 171.
- ^ Асомбанг 26.
Ссылки
[ редактировать ]- Аханда, Мари-Тереза Ассига (2003): «Чарльз сбивает с толку » Бонабери.com. По состоянию на 30 октября 2006 г. [ ненадежный источник? ]
- Александр, Пьер (1974). «Введение в жанр устного искусства клыков: мвет Габона и Камеруна». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета , Том 37, № 1.
- Асомбанг, Раймонд Н. (2000). «Будущее прошлого Камеруна». Управление культурными ресурсами в современном обществе: перспективы управления и представления прошлого . Лондон: Рутледж.
- Остин, Ральф А. и Деррик, Джонатан (1999). Посредники рек Камеруна: Дуала и их внутренние районы, ок. 1600 – ок. 1960 год . Издательство Кембриджского университета.
- « Le château Charles Atangana sera enfin sauvé ». 2 февраля 2001 г. Камерун-Инфо. Сеть, доступ 30 октября 2006 г. [ ненадежный источник? ]
- ДеЛэнси, Марк В., и ДеЛэнси, Марк Дайк (2000): Исторический словарь Республики Камерун (3-е изд.). Лэнхэм, Мэриленд: The Scarecrow Press.
- Диагностика городской преступности в Яунде . 2002. Найроби: ООН-Хабитат.
- Ганн, Л.Х. (1977). Правители Германской Африки, 1844–1914 гг . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
- Гешир, Питер (1993). «Вожди и колониальное правление в Камеруне: изобретение вождя во французском и британском стиле». Африка: Журнал Международного африканского института , Vol. 63, № 2.
- Гайер, Джейн И. (1986). «Закон о наследстве и браке вдов Бети: социальная история». Вдовы в африканских обществах . Издательство Стэнфордского университета.
- эадем. (1978). «Продовольственная экономика и французское колониальное правление в Центральном Камеруне». Журнал африканской истории , Vol. 19, № 4.
- Игонне, Маргарет Р. (1994). «Вопрос Кассандры: пишут ли женщины военные романы?» Бордерворк: феминистское взаимодействие со сравнительной литературой . Издательство Корнельского университета.
- Илифф, Джон (2005). Честь в истории Африки . Издательство Кембриджского университета.
- Мататею, Эммануэль (1996). «Африканская культура и духовность у истоков литературного творчества: Дела о богочеловеке Биссо, гробнице Солнца и Пуде». Франкоязычная литература . Университет Валенсии.
- Нде, Пол. «Нтсама, Чарльз Атангана» . Словарь африканской христианской биографии . По состоянию на 30 октября 2006 г.
- Нго, Виктор Юлиус (1996): История Камеруна с 1800 года . Лимбе: Presbook.
- Куинн, Фредерик (октябрь 1980 г.). «Чарльз Атангана из Яунде». Журнал африканской истории . 21 (4): 485–495. дои : 10.1017/S0021853700018703 .
- то же самое (лето 1971 г.). «Восемь песен Бети». Африканское искусство , Том 4., № 4.
- то же самое. (1990): «Встречи в тропическом лесу: Бети встречают немцев, 1887–1916». Введение в историю Камеруна в девятнадцатом и двадцатом веках . Пэлгрейв Макмиллан
- То же (2006): В поисках соли. Изменения в обществе Бети (Камерун), 1880–1960 гг ., Камерунские исследования, Том. 6, Berghahn Books, Нью-Йорк/Оксфорд, 2006 г. ISBN 1-84545-006-X
- Уэст, Бен (2004). Камерун: Путеводитель по Брэдту . Гилфорд, Коннектикут: The Globe Pequot Press Inc.
- рождение 1880-х годов
- 1943 смертей
- Камерунские медсестры
- Камерунские традиционные правители
- Камерунские переводчики
- Камерунские писатели-мужчины
- Переходит в католицизм из языческих религий.
- Камерунские католики
- Люди из Яунде
- Камерунские писатели XX века
- Переводчики 20-го века
- Писатели-мужчины 20-го века