Юд Зюсс (роман Фейхтвангера)
«Джуд Зюсс» — исторический роман Лиона Фейхтвангера 1925 года, основанный на жизни Йозефа Зюсса Оппенгеймера . [ 1 ]
Историческая справка
[ редактировать ]Йозеф Зюсс Оппенгеймер XVIII века, был придворным евреем на службе у герцога Карла Александра Вюртембергского находившимся в Штутгарте. В ходе своей работы на герцога Оппенгеймер нажил ряд могущественных врагов, некоторые из которых сговорились добиться его ареста и казни после смерти Карла Александра.
История Йозефа Зюсса Оппенгеймера на протяжении более века была предметом ряда литературных и драматических обработок; самой ранней из них была Вильгельма Гауфа 1827 года новелла . Самой успешной литературной адаптацией стал роман Фейхтвангера по пьесе, которую он написал в 1916 году, но впоследствии отказался от нее. Роман был переведен на английский Уиллой и Эдвином Мьюир. В послесловии к роману Фейхтвангер охарактеризовал повесть Гауфа как «наивно антисемитскую». [ 2 ]
Темы Фейхтвангера
[ редактировать ]Для Фейхтвангера Зюсс был предшественником, который символизировал эволюцию европейской философии и культурного менталитета, представляя собой сдвиг в сторону восточной философии, от Ницше к Будде, от «старого завета к новому». [ 3 ] Карл Лейдекер пишет:
Для Фейхтвангера « Юд Зюсс» был прежде всего романом идей, рассматривающим ряд философских оппозиций, таких как vita active и vita contemplativa, внешняя и внутренняя жизнь, видимость и сущность, сила и мудрость, стремление к своим желаниям и отрицание желания, Ницше против Будды. [ 4 ]
Сюжет
[ редактировать ]В романе рассказывается история еврейского бизнесмена Йозефа Зюсса Оппенгеймера , который благодаря своему исключительному таланту в области финансов и политики становится главным советником герцога Вюртембергского . Окруженный завистливыми и ненавистными врагами, Зюсс помогает герцогу создать коррумпированное государство, которое принесет ему огромное богатство и власть.
Тем временем Зюсс обнаруживает, что он незаконнорожденный сын уважаемого дворянина, но решает продолжать жить как еврей, так как гордится тем, что, несмотря на это, достиг такого положения. Тем временем герцог узнает о спрятанной дочери Зюсса и, пытаясь ее изнасиловать, случайно убивает ее. Зюсс опустошен. Он планирует и осуществляет свою месть. Он поощряет, а затем разоблачает план герцога по свержению парламента, тем самым приводя герцога в ярость до смерти. Впоследствии Зюсс понимает, что ничто не вернет его дочь, и апатично сдается властям. Обвиняемый в: мошенничестве, растрате, государственной измене, развратных отношениях с придворными дамами и получении взяток, ему вынесен приговор. Под давлением общественности суд приговаривает его к смертной казни через повешение. Несмотря на то, что ему дан последний шанс на отсрочку приговора, если он раскроет свое благородное происхождение или обратится в христианство, он умирает, читая Шма Исраэль , самую важную молитву в иудаизме.
Адаптации
[ редактировать ]Эшли Дьюкс и Пол Корнфельд также написали драматические адаптации романа Фейхтвангера. Орсон Уэллс дебютировал на сцене (в театре «Гейт» , 13 октября 1931 года) в экранизации Дюкса в роли герцога Карла Александра Вюртембергского. В 1934 году Лотар Мендес снял экранизацию романа с Конрадом Вейдтом в главной роли . [ 5 ] : 42–44
В нацистской Германии Йозеф Геббельс заставил Фейта Харлана снять яростный антисемитский фильм , чтобы противостоять филосемитизму романа Фейхтвангера и его адаптации Мендеса. Фильм Харлана нарушил почти все в героях романа и его чувствах. В фильме Харлана Зюсс насилует немецкую девушку-нееврея и пытает ее отца и жениха, прежде чем его казнят за свои преступления.
В пьесе и романе Фейхтвангера Йозеф Зюсс Оппенгеймер выступает в роли отца, а его вымышленная дочь Тамар (пьеса)/Наеми (роман) представляет собой одновременно идеальный центр и поворотный момент повествования. В нацистском фильме Харлана центральная женская фигура Доротея Штурм (в исполнении Кристины Седербаум ) снова представлена как идеал. Однако ее нарушение и последующее самоубийство превратили казнь Йозефа Зюсса Оппенгеймера (исторически это была судебная ошибка) в символ истинной праведности судебного суда, который приветствуют массы. Как и негативный образ, фильм представляет собой полную инверсию повествования Фейхтвангера, поскольку он отражает центральные элементы литературных текстов наоборот; Изображение Лионом Фейхтвангером пути Йозефа Зюсса Оппенгеймера от властолюбивого финансового и политического гения к более просвещенному человеку превратилось в антисемитскую пропагандистскую пьесу. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фейхтвангер, Лев (1935). Еврей Зюсс: исторический роман. Пер. Уилла и Эдвин Мьюир . М. Секер.
- ^ Уоллес, Ян (1 января 2009 г.). Фейхтвангер и кино . Питер Лэнг. п. 131. ИСБН 978-3-03911-954-7 . Проверено 2 декабря 2011 г.
- ^ Кан, Лотар (1975). Проницательность и действие: жизнь и творчество Лиона Фейхтвангера . Издательство Университета Фэрли Дикинсон. ISBN 978-0-8386-1314-6 . Проверено 2 декабря 2011 г.
- ^ Лейдекер, Карл (2006). Немецкие романисты Веймарской республики: пересечения литературы и политики . Бойделл и Брюэр. п. 65. ИСБН 978-1-57113-288-8 . Проверено 10 ноября 2011 г.
- ^ Б. Хейнс; С. Паркер (17 марта 2010 г.). ЭСТЕТИКА И ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ НЕМЕЦКОЙ КУЛЬТУРЕ . Питер Лэнг. ISBN 978-3-03911-355-2 . Проверено 27 октября 2011 г.
- ^ Шенфельд, Кристиана (2009). «Фейхтвангер и министерство пропаганды: перенос Юда Зюсса из романа в нацистский фильм». Исследования Фейхтвангера . 1 :125.