Яэко Мизутани
Яэко Мизутани | |
---|---|
![]() Яэко Мизутани в 1920-е годы держит игрушечную змею. | |
Рожденный | 1 августа 1905 г. Токио , Японская империя |
Умер | 1 октября 1979 г. Токио, Япония | ( 74 года
Занятие | Актриса |
Яэко Мизутани I (1 августа 1905 - 1 октября 1979) ( Яэко Мизутани по-японски или Сёдай Мизутани Яэко на кана) была «великой дамой японской сцены». [ 1 ] и в кино с 1920-х по 1970-е годы. Дочь Мизутани тоже актриса по имени Яэко Мизутани. [ 2 ] поэтому старшую Мизутани иногда называют с буквой «Я» после ее имени.
Ранний период жизни
[ редактировать ]
Мизутани родился в Кагуразаке, Токио . [ 3 ] дочь Тойозо и Томе Мацуно. Ее отец был часовщиком и умер, когда Яэко была маленьким ребенком. Она выросла в семье своей старшей сестры и зятя , писателя Мизутани Тикуси , чью фамилию она также использовала. Она училась в средней школе для девочек Футаба.
Карьера
[ редактировать ]Театр
[ редактировать ]Мизутани начал играть в спектаклях еще ребенком. [ 3 ] она сформировала труппу театра на открытом воздухе , а в середине 1920-х годов она принимала активное участие в нескольких труппах экспериментального и художественного театра. вместе с Томодой Кёсуке В молодости [ 4 ] Существует аудиозапись ее выступления в 1929 году в Shishi ni Kuwareru Onna ( «Женщина, съеденная львом »). [ 5 ] она сформировала театральную труппу Вместе с Масао Иноуэ в 1930-х годах. [ 6 ] и сыграл Гамлета в 1937 году. [ 7 ] После Второй мировой войны она была одним из столпов театра Шинпа (новая школа) в Токио. [ 8 ] Считается, что она участвовала в первом поцелуе на сцене японского театра в 1946 году. [ 9 ]
Кино и телевидение
[ редактировать ]Мизутани также снимался в японских фильмах, начиная со студийных фильмов Сётику в 1920-х годах. Ее первым фильмом стал немой «Канцубаки» ( «Зимняя камелия», 1921) с Масао Иноуэ. [ 10 ] Ее вторым фильмом стал «Отосан» (1923) режиссера Ясудзиро Симадзу . ее прозвали «японской Мэри Пикфорд ». Во время визита на Гавайи в 1926 году [ 11 ] Она появилась в первом звуковом фильме Симадзу « Дзёрику дай-иппо» («Первые шаги на берегу» , 1932). [ 12 ] Она сыграла трагическую главную роль в двух экранизациях «Тайи но мусумэ» ( «Капитанская дочка »), в 1929 и 1936 годах. [ 10 ]
В 1941 году она снялась в фильме Хироши Симидзу « Утадзё обоэгаки » ( «Записки странствующего артиста» ), сыграв актрису, которая становится репетитором в доме торговца чаем. [ 13 ] В 1950-е годы она часто играла материнские персонажи, например, в фильмах Кодзиро Сасаки «Хаха» ( «Мать» , 1950) и «Хахамачигуса» ( «Материнство» Кёши Саеки , 1951), «Араши но нака но хаха» ( «Мать в шторме» , 1952) и «Хаха, чтобы мусумэ» Сейджи Маруямы. (1953). В своих последних выступлениях на экране Мизутани была постоянным актером телепрограммы «Хёкэцу» ( «Пропавший без вести», 1962–1966).
Почести
[ редактировать ]Достижения Мизутани в театре в последующие годы были отмечены множеством наград. Она была награждена премией Кикучи Кан в 1957 году и премией культуры Асахи в 1972 году. [ 14 ] В 1971 году она была удостоена звания « Заслуженный деятель культуры» .
Личная жизнь
[ редактировать ]Отношения Мизутани с коллегой-актрисой Нара Мияко в 1929 году считались скандалом; играла Принца в постановке « Золушки» . Нара в то время [ 15 ] Она вышла замуж за Каню Мориту XIV в 1937 году. У них родилась дочь Ёсишиге (Ёсиэ) , родившаяся в 1939 году; дочь позже использовала имя Яэко Мизутани. [ 2 ] Мизутани умер от рака груди в 1979 году в возрасте 74 лет в Токио. [ 1 ] Журналист Такао Токуока прокомментировал, что «Она была неизменно привлекательной и в то же время выражала, как всегда великие актрисы, вечную женственность». [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Вехи» . Журнал «Тайм» . 114 (16). 15 октября 1979 года.
- ^ Jump up to: а б Пауэлл, Брайан (16 декабря 2013 г.). Современный театр Японии: век перемен и преемственности . Рутледж. п. 159. ИСБН 978-1-134-24194-1 .
- ^ Jump up to: а б Андерсон, Джозеф Л.; Ричи, Дональд (5 июня 2018 г.). Японский фильм: искусство и промышленность — расширенное издание . Издательство Принстонского университета. стр. 404–405. ISBN 978-0-691-18746-4 .
- ^ «Старые и новые идеи на Востоке» . Норт Бэй Наггет . 27 сентября 1933 г. с. 13 . Проверено 8 ноября 2022 г. - через Newspapers.com.
- ^ «Вводные руководства к историческим записям — «Прослушивание» драмы» . Коллекция исторических записей (Рекион) . Проверено 8 ноября 2022 г.
- ^ Пауэлл, Брайан (12 ноября 1990 г.). Кабуки в современной Японии: Маяма Сэйка и его пьесы Спрингер. п. 133. ИСБН 978-1-349-20945-3 .
- ^ «Исполнительские виды искусства» оккупировали Японию в 1945–1952 годах: пол, классовая раса (Мэрилендский технологический институт в области гуманитарных наук).
- ^ Брэндон, Джеймс Р.; Банхэм, Мартин (28 января 1997 г.). Кембриджский путеводитель по азиатскому театру . Издательство Кембриджского университета. п. 153. ИСБН 978-0-521-58822-5 .
- ^ Лейтер, Сэмюэл Л. (17 апреля 2013 г.). Кабуки на распутье: годы кризиса, 1952-1965 . Издательство Мартинуса Нийхоффа. стр. 100-1 56–57. ISBN 978-90-04-25114-4 .
- ^ Jump up to: а б Синобад, Зоран, составитель книги « Японские кинофильмы в Библиотеке Конгресса, часть 1: Художественные фильмы 1921–1945 годов» (Библиотека Конгресса, июнь 2022 г.).
- ^ «Японский Пикфорд дает здесь танцы» . Гонолулу Стар-Бюллетень . 5 июля 1926 г. с. 5 . Проверено 8 ноября 2022 г. - через Newspapers.com.
- ^ Суини, Р. Эмет (1 июня 2015 г.). «Дневник представителя: ранние японские звуковые фильмы» . Комментарий к фильму . Проверено 8 ноября 2022 г.
- ^ Скэнлон, Хейли (10 октября 2016 г.). «Записки странствующего исполнителя (Утадзё Омоэсё, Хироши Симидзу, 1941 г.)» 8 ноября . Проверено 2022 г. .
- ^ «Премия Асахи 1971–2000 | Профиль компании Asahi Shimbun» , ( на японском языке) получено 8 ноября 2022 г. .
- ^ Робертсон, Дженнифер (1991). «Театральное сопротивление, театры сдержанности: ревю Такарадзука и движение «государственного театра» в Японии» . Антропологический ежеквартальный журнал . 64 (4): 171–172. дои : 10.2307/3317210 . ISSN 0003-5491 . JSTOR 3317210 .
- ^ Токуока, Такао (10 октября 1979 г.). «Международные отношения: учимся у Японии» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 8 ноября 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Портрет Яэко Мизутани в образе Мадам Баттерфляй , выполненный в 1954 году, работы Оты Масамицу ; в коллекции Портлендского художественного музея
- Натори Сюнсен , «Мизутани Яэко в роли Цубаки-химэ в «Травиате» (1931), гравюра на дереве, на WikiArt
- Фотография Мизутани и ее мужа в день их свадьбы в 1937 году в цифровом репозитории Densho.
- Яэко Мизутани на IMDb