Жак Перк
Жак Фабрис Герман Перк (10 июня 1859 – 1 ноября 1881) был выдающимся голландским поэтом конца 19 века. Его венец сонетов «Матильда» , опубликованный Виллемом Клоосом , был первым важным заявлением об обновлении голландской поэзии , вызванном художниками, которые стали известны как Тахтигеры . Лирические стихи Перка о природе, особенно его сонеты, находились под влиянием Перси Биши Шелли и имели большое значение для голландской поэзии.
Биография
[ редактировать ]Молодежь и образование
[ редактировать ]Жак Перк родился в известной семье; он был сыном Мари Адриан Перк , служителя Валлонской церкви (часть Голландской реформатской церкви ), и племянником Бетси Перк , важной суфражистки. Отец Перка проповедовал на французском языке и был прогрессивным человеком с большими литературными интересами и знакомствами. Перк вырос в среде, которая больше напоминала европейскую аристократию, чем голландскую буржуазию.
Эта литературная среда благоприятствовала юному Жаку, который начал писать стихи примерно в 10 лет. В 1872 году семья переехала из Бреды в Амстердам , где Перк посещал Hogere Burgerschool . Под влиянием своего голландского учителя Виллема Дооренбоса , [ 1 ] у него появился сильный интерес к идеалу всестороннего образования эпохи Возрождения. Разочарованный интеллектуальным климатом HBS, он покинул его в 1877 году, и к следующему году его отец нашел ему должность в Algemeen Handelsblad , важной либеральной газете, где он переводил и редактировал с французского. Он также написал множество коротких стихотворений, большинство из которых посвящено любви его юности к Мари Шампури, дочери его учителя французского языка в HBS. Ее отец не верил ни в какие отношения, которые его дочь могла бы установить с бросившим учебу, слишком интересовавшимся литературой, а сама Мари, хотя и была удостоена чести, не поддалась романтизму молодого поэта, который он выражал в стихах и в пяти - актовый спектакль «Герман и Марта» .
После решительного отказа Мари Перк безуспешно попытался присоединиться к полярной экспедиции на судне «Виллем Баренц» . Он начал читать и внимательно изучать сонеты Петрарки , Шекспира , Гете и Альфонса де Ламартина . Впервые одно из его стихотворений было опубликовано в ежемесячном журнале Jan ten Brink 's Nederland . Он начал отходить от веры своего отца, стал одеваться более экстравагантно и проводил ночи, обсуждая жизнь со своими друзьями, в том числе с более поздним писателем и социалистом Франком ван дер Гусом . Его уже уволили из « Хандельсблада» за слишком литературные выражения.
Матильда, Клоос и поэзия
[ редактировать ]
он встретил молодую франкоязычную женщину Матильду Томас В 1879 году во время семейного отдыха в бельгийских Арденнах (возможно, он встретил там Оскара Уайльда , хотя убедительных доказательств нет). В живописной обстановке скал, руин замка, ручьев и гор две семьи провели пять дней в играх и дружбе. Когда они прощались в Ла-Рош-ан-Арденн , [ 2 ] Матильда подарила Перку и его сестрам прощальное стихотворение, вдохновленное Альфонсом де Ламартином , и восхищение Перка превратилось в любовь, смешанную с поклонением. Это, в свою очередь, дало ему вдохновение воссоздать Матильду в стихах, и в результате получился венец сонетов , состоящий из более чем сотни стихотворений, которые он намеревался опубликовать как Mathilde, een sonnettenkrans . Он разослал отрывки в литературные журналы, в том числе Карела Восмаера » «Spectator Тэна Бринка и «Nederland» , но ни один из них не был опубликован; его современный лиризм с его ярко выраженными индивидуальными чувствами не был тем, что искали традиционные литературные критики.
В 1880 году он поступил в юридическую школу в Амстердаме, но в это же время познакомился с молодым поэтом Виллемом Клоосом , с которым у него сложилась близкая дружба. Четыре его сонета «Матильда» были опубликованы в литературном журнале Восмаера «Spectator» , а несколько недель спустя еще пять были опубликованы в Нидерландах . Перк считал юридическую школу неизбежным злом, просто способом заработать на жизнь, но его больше интересовали занятия философией и литературой. Дружба с Клоосом привела его к написанию цикла сонетов Verzen aan een vriend («Стихи другу»), написанного с игровой легкостью. Клоос, которому приходилось гораздо усерднее работать над своими стихами, но имел те же проблемы, что и Перк при их публикации, был глубоко впечатлен, даже когда он критиковал стихи Перка и, с его разрешения, редактировал его произведения.
Вместе с Клоосом он отправился в Брюссель в 1880 году, а затем в Ла-Рош, где годом ранее провел пять страстных дней с Матильдой. Хотя его сестра Дора поддерживала с ней активную переписку, Жак не чувствовал необходимости снова увидеть настоящую Матильду: ее место заняло более божественное изображение ее в его стихах. Когда он вернулся, Восмаер попросил его писать для Spectator , включая литературную критику; он написал мастерское стихотворение De schim van PC Hooft к 300-летию PC Hooft .
Последний год, Джоанна
[ редактировать ]В 1881 году, готовясь к свадьбе сестры, Перк познакомился с сестрой жениха Джоанной Бланке и писал ей страстные письма. Он предпринял попытку переделать свой цикл о Матильде , поставив ее в центральное место, но Джоанна стала слишком важной, и его охватили любовь и лиризм. Он прекратил дружбу с Клоосом. Джоанна, однако, была помолвлена с другим мужчиной, и хотя она разорвала эту помолвку, в своем одиночестве она оказалась для него недоступной. Он пытался преодолеть разрыв между ними посредством писательства, надеясь завоевать ее таким образом, и к концу 1881 года опубликовал в журнале Spectator цикл под названием Eene helle-en hemelvaart («Путешествие через ад и рай»), который включал в себя ряд сонетов из цикла «Матильда» , переработанных для Джоанны. Его стихотворение «Ирис», созданное под влиянием Шелли и опубликованное незадолго до его смерти, посвящено Джоанне, а его последние строки говорят об одиночестве, желании и смерти. Реакция Джоанны на публикацию Перком своих чувств к ней неизвестна. В конце сентября Перк заболел после гребли на реке. Амстел , у него поднялась температура и появился постоянный кашель. Тем временем его литературная звезда была на подъеме: Йозеф Альбердингк Тийм и Восмаер хвалили его работы, последний сравнивал его с Данте Алигьери .
Но в середине октября стало ясно, что Перку осталось жить всего несколько недель из-за абсцесса на одном из легких, который беспокоил его раньше. Он попрощался со своей семьей в воскресенье, 30 октября, сказав им, что совершенно сознательно направляется в вечность. Он умер 1 ноября около пяти часов дня. Он был похоронен 5 ноября на площади Ауде-Оостербеграаф в Амстердаме, а в 1900 году был перезахоронен на площади Ньюве-Оостербеграаф (вак 1, № 19). Его могила является памятником Рейксу .
Посмертные публикации
[ редактировать ]Перка «Gedichten» были опубликованы после его смерти Восмаером и Клоосом (которые значительно изменили последовательность стихов и внесли множество редакционных изменений). Введение, написанное Клоосом, стало основополагающим манифестом Тахтигеров .
Первичная библиография
[ редактировать ]- 1881 г. Призрак ПК Хофта. В: De Nederlandsche Spectator, 26 марта 1881 г. Гаага, Нейхофф.
- 1881 Ад и Вознесение. в: De Nederlandsche Spectator, 3 сентября 1881 г. Гаага, Нейхофф.
- 1881 Ирис. В: Зеркало времени за октябрь 1881 года. Амстердам, Вена.
- 1882 г. Стихи. С предисловием Карела Восмаера и введением Виллема Клооса. Сник, Пийтерсен.
- 1894 г. Стихи Жака Перка, опубликованные Виллемом Клоосом. в: De Nieuwe Gids, том 9. Амстердам, Верслуйс .
- 1941 г. Жак Перкс Венок Матильды, полностью изданный по рукописи Г. Стуивлинга, в трех частях (научное издание). Гаага, Буше.
- 1957 Сборник стихов по рукописям, изданным Гармтом Стуйвелингом. Амстердам, Арбайдерсперс.
Биография
[ редактировать ]- Перк, Бетси (1902). Жак Перк, сделанный для «Молодых Нидерландов XX века», с неопубликованными прозаическими произведениями, стихами и портретами поэта. Амстердам, С.Л. ван Лой.
- Стьювелинг, Г. (1939). Влюбленный поэт. Письма Жака Перка Джоанне Бланке, отредактированные и представленные Г. Стуивелингом , Гаага, Леопольд.
- Стьювелинг, Г. (1957). Короткая жизнь Жака Перка. Амстердам, Керидо.
- Хорвег, К. (2014). От Матильды до Мэй. Поэты 1880 года и сонеты дружбы Жака Перка и Виллема Клооса Барна, Выдающегося. ISBN 978-90-79272-38-9
Ссылки
[ редактировать ]- ^ О его влиянии на Тахтигеров см. Коррадо Хорвег: Флорилегиум - гуманистическое течение в голландской поэзии с 1880 года (Baarn, 2014), стр. 17 и далее.
- ↑ Здесь есть памятник его отцу, Мари Адриен Перк.
Внешние ссылки
[ редактировать ]