Бриджуотерские трактаты
«Бриджуотерские трактаты» (1833–1836 гг.) представляют собой серию из восьми работ, написанных ведущими научными деятелями, назначенными президентом Королевского общества во исполнение завещания в размере 8000 фунтов стерлингов, переданного Фрэнсисом Генри Эгертоном, 8-м графом Бриджуотера , для работайте над «Силой, Мудростью и Добротой Бога, проявленными в Творении». [1] [2]
Несмотря на то, что эта серия была объемной и дорогостоящей, она очень широко читалась и обсуждалась, став одним из наиболее важных вкладов в викторианскую литературу, посвященную взаимосвязи религии и науки . [3] Они оказали такое влияние, что Чарльз Дарвин начал книгу «Происхождение видов» с цитаты из Бриджуотерского трактата Уильяма Уэвелла . [4]
Завещание Бриджуотера
[ редактировать ]Прежде чем неожиданно стать 8-м графом Бриджуотера в 1823 году, Фрэнсис Генри Эгертон большую часть своей жизни провел в отъезде. Он опубликовал труды классической науки и выпустил другие, восхваляющие исторические достижения своей семьи, в том числе достижения двоюродного брата его отца, Фрэнсиса Эгертона, 3-го герцога Бриджуотера , «отца британского внутреннего судоходства». [5] В 1781 году он был избран членом Королевского общества; [6] после 1802 года он жил в основном в Париже, где собрал коллекцию рукописей, позже переданную в дар Британскому музею. [7] и приобрел репутацию чудака. [8] [9] использовать 8000 фунтов стерлингов Он умер в феврале 1829 года, оставив завещание от 25 февраля 1825 года, в котором предписывало президенту Королевского общества для назначения «человека или лиц»:
... написать, напечатать и опубликовать тысячу экземпляров работы « О силе, мудрости и благости Бога, проявленной в Творении»; иллюстрируя такую работу всеми разумными доводами, как, например, разнообразием и образованием Божьих созданий в животном, растительном и минеральном царствах; эффект пищеварения и, следовательно, конверсии; устройство руки человека и бесконечное разнообразие других аргументов, а также открытия, древние и современные, в искусствах, науках и во всей литературе . [10]
Президентом Королевского общества в то время был Дэвис Гилберт , который обратился за помощью к архиепископу Кентерберийскому Уильяму Хоули и епископу Лондона Чарльзу Джеймсу Бломфилду в выборе авторов. [11] Назначенными лицами с указанием названий и дат их трактатов были:
- Адаптация внешней природы к моральному и интеллектуальному состоянию человека (1833), Томас Чалмерс , Д.Д.
- Об адаптации внешней природы к физическому состоянию человека (1833), Джон Кидд , доктор медицины
- Астрономия и общая физика со ссылкой на естественное богословие (1833 г.), Уильям Уэвелл , доктор медицинских наук.
- Рука, ее механизм и жизненно важные ресурсы как план выселения (1833 г.), сэр Чарльз Белл .
- Физиология животных и растений, рассмотренная со ссылкой на естественное богословие (1834 г.), Питер Марк Роже .
- Геология и минералогия, рассмотренные со ссылкой на естественное богословие (1836 г.), Уильям Бакленд , доктор медицинских наук.
- «Об истории, привычках и инстинктах животных» (1835) Уильям Кирби .
- Химия, метеорология и функция пищеварения, рассмотренная со ссылкой на естественное богословие (1834 г.), Уильям Праут , доктор медицинских наук.
В разгар движения за реформу в Королевском обществе [12] и шум вокруг Закона о реформе 1832 года , управление завещанием подверглось широкой критике. Однако уровень и репутация авторов были высокого уровня, и в их число входили несколько выдающихся научных деятелей того времени. [13] [14]
Бриджуотерские трактаты
[ редактировать ]Восемь авторов, назначенных для написания «Бриджуотерских трактатов», получили мало информации о том, чего от них ожидают, а отдельные работы были разными. [15] В частности, хотя эту серию иногда рассматривают прежде всего как вклад в естественное богословие , [16] авторы не пришли к единому мнению относительно того, в какой степени люди могут познать Бога путем наблюдения и рассуждений без помощи богооткровенного знания. Вместо этого сериал предлагал «рабочее воплощение каждой из основных отраслей естествознания, и ожидалось, что его окончательное воздействие продемонстрирует высший смысл порядка природы и [...] «облагородит» эмпирические открытия до уровня морали. " [17]
Церковные профессора: Уэвелл и Чалмерс
[ редактировать ]Трактаты богословски способных университетских профессоров Уильяма Уэвелла и Томаса Чалмерса представляли собой наибольшую богословскую сложность. [18] В своей работе по «астрономии и общей физике» Уэвелл утверждал, что его цель состояла в том, чтобы «побудить друзей религии смотреть с уверенностью и удовольствием на прогресс физических наук, показывая, насколько замечательно каждый прогресс в наших знаниях о Вселенной». гармонирует с верой в мудрейшего и благого Бога». [19] В частности, он утверждал, что научная точка зрения о том, что природа «управляется законами », не противоречит вере в творца. [20] аргумент, позже использованный Чарльзом Дарвином . В трактате шотландского священнослужителя Томаса Чалмерса о «моральной и интеллектуальной конституции человека» утверждалось, что человеческое сознание и механизм общества проявляют моральные качества Бога, во многом опираясь на его ранее опубликованные взгляды как мальтузианского политэконома . [21] [22] Тем не менее, в последней главе, посвященной «недостаткам и использованию естественного богословия», он наложил строгие ограничения на естественное богословие. [23]
Практикующие врачи: Кидд и Белл, Роже и Праут.
[ редактировать ]Два профессора медицины Джон Кидд и Чарльз Белл написали более короткие и теологически легкие статьи. Утверждалось, что работа Кидда о «физической конституции человека» стоит «всего лишь умеренную тысячу фунтов». [24] Как и Белл, чьим ограниченным предметом была «рука», Кидд намеревался показать, что современные достижения в анатомии не поддерживают ни материализм , ни трансмутацию видов , а вместо этого подтверждают веру в реальность божественного замысла. Два других автора-медика, Питер Марк Роже и Уильям Праут , написали более обширные статьи, посвященные тому, как появление физиологических законов усилило веру в божественный замысел, а не уменьшило ее. [25] В своем трактате о «физиологии животных и растений» Роже утверждал, что законы «философской анатомии» обеспечивают более грандиозное видение божественного действия. [26] Трактат Праута о «химии, метеорологии и функции пищеварения» был более амбивалентным, утверждая, что действие Бога поразительно очевидно в законах химического действия, но также и то, что многие явления, казалось, подрывают общие законы. [27]
Библия и наука: Кирби и Бакленд
[ редактировать ]Последние два трактата, Уильяма Кирби и Уильяма Бакленда , рассматривали связь Библии с научными исследованиями, но с совершенно разных точек зрения. Трактат верховного церковника Кирби об «истории, повадках и инстинктах животных» начинался с цитаты немецкого натуралиста Генриха Морица Геде, в которой говорилось: «Мы должны войти в величественный храм природы с Библией в руках». [28] Последователь точки зрения богослова Джона Хатчинсона (1674–1737) о том, что Библия содержит скрытые символические значения, он утверждал, что современные натуралисты, такие как трансмутационист Жан-Батист Ламарк, сбились с пути, не уважая Библию. [29] В противоположность этому, Оксфордского университета профессор геологии Уильям Бакленд заявил в своей первой главе, что в Библии нет ничего, что могло бы указывать на то, что Земле, возможно, не очень много лет. Он утверждал, что признание геологических фактов только укрепило христианство, предложив новые доказательства замысла и опровергнув идею трансмутации видов . [30]
В Бриджуотерских трактатах, охватывающих всю науку, использовались разные подходы, пытаясь продемонстрировать, как наука поддерживает христианство. В целом они имели тенденцию подразумевать, что ни естественные законы, ни исторический процесс творения несовместимы с христианством. Однако они были против как материализма , так и трансмутации видов . [31]
Прием и ответы
[ редактировать ]«Бриджуотерские трактаты» были опубликованы лондонским издателем Уильямом Пикерингом , и хотя они были очень дорогими (цена их составляла от 9 шиллингов 6 пенсов до 1 10 шиллингов), тем не менее, они очень быстро продавались. [32] Трактат Бакленда по геологии сразу же был продан первым тиражом в 5000 экземпляров, и сразу же было выпущено второе издание того же размера. [33] Серия получила очень широкое рецензирование и переиздание, а трактаты были куплены также большим количеством библиотек, в том числе библиотеками Механических институтов . [34] В 1836 году Томас Дибдин считал, что Бриджуотерские трактаты должны были «пересечь всю цивилизованную часть земного шара». [35] Продажи упали в 1840-х годах, но серия была переиздана в Научной библиотеке Генри Бона с 1850-х годов, а некоторые трактаты остались в печати в 1880-х годах. [36] Бриджуотерские трактаты были переизданы в Соединенных Штатах как нью-йоркскими издателями Harper & Bros., так и филадельфийскими издателями Кэри, Ли и Бланшар . Они были переведены на немецкий язык штутгартским издателем Паулем Неффом , а некоторые трактаты появились на французском, голландском и шведском языках. [37]
Работы имеют неодинаковую ценность и вызвали критику с разных точек зрения. Некоторые религиозные комментаторы критиковали их за чрезмерный упор на естественное богословие , за отвлечение читателей от утверждений Библии или за подрыв библейского авторитета. [38] [39] Некоторые научные комментаторы подвергли критике их взгляды на науку. Роберт Нокс , эдинбургский хирург и главный сторонник радикальной морфологии , называл их «Трактатами Билджвотера», высмеивая то, что он называл «ультрателеологической школой» анатомии. [40] Хотя эта фраза и запоминается, она переоценивает влияние телеологии в сериале за счет идеализма таких, как Кирби и Роже. [41] [42] Тем не менее, сериал оказался очень успешным в создании впечатления, что современная наука находится в гармонии с протестантским христианством, и стал символом этой гармонии в викторианской Британии и за ее пределами. [43]
Большой успех серии побудил авторов публиковать работы по подражанию. Самый известный из них был написан Чарльзом Бэббиджем и назван «Девятый Бриджуотерский трактат: фрагмент» (1836 г.). Как говорится в предисловии Бэббиджа, этот том не был частью серии, а, скорее, его собственными соображениями по этому вопросу, написанными в ответ на утверждение в трактате Уэвелла о том, что «мы можем с величайшим правом отказать философам-механикам и математикам в в последнее время какой-либо авторитет в отношении своих взглядов на управление вселенной». [44] Бэббидж опирался на свою собственную работу по вычислительным машинам, чтобы представить Бога как божественного программиста, устанавливающего сложные законы в основу того, что мы считаем чудесами, а не чудесного создания новых видов по творческой прихоти. [45] Фрагментарное приложение «Фрагменту к Томаса Хилла Бэббиджа» было опубликовано посмертно. [46]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Бриджуотерские трактаты» . victorianweb.org . Проверено 12 сентября 2022 г.
- ^ Робсон, Джон М. (1990). «Указ и палец Бога: Бриджуотерские трактаты». В Хельмштадтере, Ричард Дж.; Лайтман, Бернард В. (ред.). Викторианская вера в кризис: очерки преемственности и изменений в религиозных убеждениях девятнадцатого века . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-1602-4 .
- ^ Топхэм, Джонатан Р. (2022). Чтение книги природы. Как восемь бестселлеров воссоединили христианство и науку накануне викторианской эпохи . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-82080-4 . OCLC 1338838756 .
- ^ Дарвин, Чарльз (1859). О происхождении видов путем естественного отбора, или о сохранении избранных рас в борьбе за жизнь . Лондон: Джон Мюррей. стр. ii.
- ^ Кэри, Джон (1795). Внутреннее судоходство; или «Избранные планы нескольких судоходных каналов по всей Великобритании» . Лондон: Дж. Кэри. п. 13.
- ^ «Обозреватель коллекций» . каталоги.royalsociety.org . Проверено 12 сентября 2022 г.
- ^ «Онлайн-коллекции, Британский музей» . www.britishmuseum.org . Проверено 12 сентября 2022 г.
- ^ Брок, WH (1966). «Выбор авторов Бриджуотерских трактатов» . Заметки и отчеты Лондонского королевского общества . 21 (2): 162–179. дои : 10.1098/rsnr.1966.0016 . ISSN 0035-9149 . JSTOR 531066 . S2CID 145411440 .
- ^ Топхэм, Джонатан Р. (2022). Чтение книги природы: как восемь бестселлеров воссоединили христианство и науку накануне викторианской эпохи . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-82080-4 . OCLC 1338838756 .
- ^ Уэвелл, Уильям (1833). Астрономия и общая физика со ссылкой на естественное богословие . ASC – Библиотеки Йоркского университета. Лондон: Уильям Пикеринг.
- ^ Брок, WH (1966). «Выбор авторов Бриджуотерских трактатов» . Заметки и отчеты Лондонского королевского общества . 21 (2): 162–179. дои : 10.1098/rsnr.1966.0016 . ISSN 0035-9149 . JSTOR 531066 . S2CID 145411440 .
- ^ Холл, Мари; Холл, Мари Боас (20 июня 2002 г.). Все ученые сейчас: Королевское общество в девятнадцатом веке . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-89263-6 .
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Бриджуотерские трактаты» . www.newadvent.org . Проверено 12 сентября 2022 г.
- ^ «Авторы Бриджуотерских трактатов (акт. ок. 1833–1836)» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. 2004. doi : 10.1093/ref:odnb/96360 . ISBN 978-0-19-861412-8 . Проверено 12 сентября 2022 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Топхэм, Джонатан Ричард (1993). «Бесконечное разнообразие аргументов»: Бриджуотерские трактаты и британское естественное богословие 1830-х годов (докторская диссертация). Университет Ланкастера.
- ^ Янг, Роберт (1985). Метафора Дарвина: место природы в викторианской культуре . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 128.
- ^ Гиллиспи, Чарльз Коулстон (1996). Бытие и геология: исследование взаимосвязей научной мысли, естественного богословия и общественного мнения в Великобритании, 1790–1850 гг . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-34481-5 .
- ^ Топхэм, Джонатан Р. (2022). Чтение книги природы. Как восемь бестселлеров воссоединили христианство и науку накануне викторианской эпохи . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-82080-4 . OCLC 1338838756 .
- ^ Уэвелл, Уильям (1833). Астрономия и общая физика рассматриваются со ссылкой на естественное богословие . ASC – Библиотеки Йоркского университета. Лондон: Уильям Пикеринг.
- ^ Уэвелл, Уильям (1833). Астрономия и общая физика рассматриваются со ссылкой на естественное богословие . ASC – Библиотеки Йоркского университета. Лондон: Уильям Пикеринг.
- ^ Хилтон, Бойд (1988). Эпоха искупления: влияние евангелизма на социальную и экономическую мысль, 1795–1865 гг . Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-820107-6 .
- ^ Янг, Роберт (1985). Метафора Дарвина: место природы в викторианской культуре . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 31–39.
- ^ Чалмерс, Томас (1833). О силе, мудрости и благости Бога: как они проявляются в адаптации внешней природы к моральной и интеллектуальной конституции человека . Уильям Пикеринг.
- ^ «Обзор Бриджуотерского трактата Уэвелла». Зритель (13 апреля 1833 г.): 331–32.
- ^ Топхэм, Джонатан Р. (2022). Чтение книги природы: как восемь бестселлеров воссоединили христианство и науку накануне викторианской эпохи . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-82080-4 . OCLC 1338838756 .
- ^ Десмонд, Адриан (15 февраля 2011 г.). Политика эволюции: морфология, медицина и реформа в радикальном Лондоне . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-14453-5 .
- ^ Спурвей, Нил (18 сентября 2015 г.). Законы природы, законы Бога?: Материалы конференции Форума науки и религии, 2014 . Ньюкасл-апон-Тайн: Издательство Cambridge Scholars Publishing. стр. 91–114. ISBN 978-1-4438-8303-0 .
- ^ Кирби, Уильям (1835). О силе, мудрости и благости Бога, проявленной в создании животных и в их истории, привычках и инстинктах . Лондон: Уильям Пикеринг. стр. ii.
- ^ Кларк, Джон Ф.М. (2009). Баги и викторианцы . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-15091-9 .
- ^ Рупке, Николаас А. (1983). Великая цепь истории: Уильям Бакленд и английская геологическая школа (1814–1849) . Интернет-архив. Оксфорд: Кларендон Пресс; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-822907-0 .
- ^ Топхэм, Джонатан Р. (2022). Чтение книги природы: как восемь бестселлеров воссоединили христианство и науку накануне викторианской эпохи . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-82080-4 . OCLC 1338838756 .
- ^ Топхэм, младший (1998). «За пределами «общего контекста»: создание и чтение Бриджуотерских трактатов» . Исида . 89 (2): 233–262. дои : 10.1086/384000 . ISSN 0021-1753 . JSTOR 237755 . S2CID 144400681 .
- ^ Рупке, Николаас А. (1983). Великая цепь истории: Уильям Бакленд и английская геологическая школа (1814–1849) . Интернет-архив. Оксфорд: Кларендон Пресс; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-822907-0 .
- ^ Топхэм, Джонатан (1992). «Наука и народное образование в 1830-х годах: роль «Бриджуотерских трактатов» » . Британский журнал истории науки . 25 (4): 397–430. дои : 10.1017/S0007087400029587 . ISSN 0007-0874 . JSTOR 4027047 . ПМИД 11612912 . S2CID 46185372 .
- ^ Дибдин, Томас Фрогналл (1836). Воспоминания о литературной жизни . Лондон: Джон Мейджор. стр. 904–05.
- ^ Топхэм, Джонатан Р. (2022). Чтение книги природы. Как восемь бестселлеров воссоединили христианство и науку накануне викторианской эпохи . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-82080-4 . OCLC 1338838756 .
- ^ Топхэм, Джонатан Ричард (1993). «Бесконечное разнообразие аргументов»: Бриджуотерские трактаты и британское естественное богословие 1830-х годов (докторская диссертация). Университет Ланкастера.
- ^ Рупке, Николаас А. (1983). Великая цепь истории: Уильям Бакленд и английская геологическая школа (1814–1849) . Интернет-архив. Оксфорд: Кларендон Пресс; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-822907-0 .
- ^ Топхэм, Джонатан (1992). «Наука и народное образование в 1830-х годах: роль «Бриджуотерских трактатов» » . Британский журнал истории науки . 25 (4): 397–430. дои : 10.1017/S0007087400029587 . ISSN 0007-0874 . JSTOR 4027047 . ПМИД 11612912 . S2CID 46185372 .
- ^ Блейк, К. Картер (1870–1871). «Жизнь доктора Нокса» . Журнал антропологии . 1 (3): 332–38. дои : 10.2307/3024816 . ISSN 1356-0123 . JSTOR 3024816 .
- ^ Александр, Денис Р.; Числа, Рональд Л. (2010). Биология и идеология от Декарта до Докинза . Издательство Чикагского университета. п. 71. ИСБН 978-0-226-60842-6 .
- ^ Ребок, Филип Ф. (1983). Философские натуралисты: темы британской биологии начала девятнадцатого века . Университет Висконсина Пресс. ISBN 978-0-299-09430-0 .
- ^ Топхэм, Джонатан Р. (2022). Чтение книги природы: как восемь бестселлеров воссоединили христианство и науку накануне викторианской эпохи . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-82080-4 . OCLC 1338838756 .
- ^ Бэббидж, Чарльз (1837). Девятый Бриджуотерский трактат: фрагмент . Дж. Мюррей.
- ^ Снайдер, Лаура Дж. (22 февраля 2011 г.). Клуб философских завтраков: четыре замечательных друга, которые изменили науку и изменили мир . Корона. ISBN 978-0-307-71617-0 .
- ^ Томас Хилл, Чарльз Бэббидж (1874). Геометрия и вера: фрагментарное дополнение к девятому Бриджуотерскому трактату . ГП Патнэм.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аддинал, Питер (1991). Философия и библейская интерпретация: исследование конфликта девятнадцатого века . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Александр, Денис Р.; Числа, Рональд Л. (2010). Биология и идеология от Декарта до Докинза . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-60842-6 .
- « Авторы Бриджуотерских трактатов (действ. ок. 1833–1836 гг.) ». Оксфордский национальный биографический словарь . doi : 10.1093/ref:odnb/96360 . Проверено 12 сентября 2022 г.
- Брок, WH (1966). « Выбор авторов Бриджуотерских трактатов ». Заметки и отчеты Лондонского королевского общества . 21 (2): 162–179. ISSN 0035-9149 .
- Кларк, Джон Ф.М. (2009). Баги и викторианцы . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-15091-9 .
- Десмонд, Адриан. Политика эволюции: морфология, медицина и реформа в радикальном Лондоне . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-14453-5 .
- Гиллиспи, Чарльз Коулстон (1996). Бытие и геология: исследование взаимосвязей научной мысли, естественного богословия и общественного мнения в Великобритании, 1790–1850 гг . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-34481-5 .
- Хилтон, Бойд (1988). Эпоха искупления: влияние евангелизма на социальную и экономическую мысль, 1795–1865 гг . Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-820107-6 .
- Ребок, Филип Ф. (1983). Философские натуралисты: темы британской биологии начала девятнадцатого века . Университет Висконсина Пресс. ISBN 978-0-299-09430-0 .
- Робсон, Джон М. «Указ и палец Бога: Бриджуотерские трактаты». В Хельмштадтере, Ричард Дж.; Лайтман, Бернард В. (ред.). Викторианская вера в кризис: очерки преемственности и изменений в религиозных убеждениях девятнадцатого века . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-1602-4 .
- Рупке, Николаас А. (1983). ISBN 978-0-19-822907-0 .
- Снайдер, Лаура Дж. (22 февраля 2011 г.). Клуб философских завтраков: четыре замечательных друга, которые изменили науку и изменили мир . Корона. ISBN 978-0-307-71617-0 .
- Спурвей, Нил. Законы природы, законы Бога?: Материалы конференции Форума науки и религии, 2014 . Ньюкасл-апон-Тайн: Издательство Cambridge Scholars Publishing. стр. 91–114. ISBN 978-1-4438-8303-0 .
- Топхэм, Джонатан Р. (1992). « Наука и народное образование в 1830-х годах: роль «Бриджуотерских трактатов» ». Британский журнал истории науки . 25 (4): 397–430. ISSN 0007-0874 .
- Топэм, Джонатан Р. (1993). «Бесконечное разнообразие аргументов»: Бриджуотерские трактаты и британское естественное богословие 1830-х годов (докторская диссертация). Университет Ланкастера.
- Топхэм, Джонатан Р. (1998). « За пределами «общего контекста»: создание и чтение Бриджуотерских трактатов ». Исида . 89 (2): 233–262. ISSN 0021-1753 .
- Топхэм, Джонатан Р. (2022). Чтение книги природы: как восемь бестселлеров воссоединили христианство и науку накануне викторианской эпохи , University of Chicago Press; ISBN 978-0-226-81576-3
- Янг, Роберт (1985). Метафора Дарвина: место природы в викторианской культуре . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.