Jump to content

Церковь Нотр-Дам в Дижоне

Координаты : 47 ° 19'22 "N 5 ° 02'29" E  /  47,32278 ° N 5,04139 ° E  / 47,32278; 5.04139
Церковь Нотр-Дам в Дижоне

Церковь Нотр-Дам в Дижоне римско-католическая церковь в Дижоне . Считающийся шедевром готической архитектуры 13-го века , он расположен в самом сердце сохранившегося старого центра города. Он расположен на площади Нотр-Дам, недалеко от дворца герцогов Бургундских , напротив улицы Мюзетт.

Работы над церковью начались около 1230 года. [ 1 ] В церкви находится статуя Нотр-Дам де Бон-Эспуар, ранее называвшаяся Черной Мадонной . В украшения церкви также входят два символа Дижона: жакемар (автомат, ударяющий в колокола) и сова. Церковь была отнесена к историческим памятникам в Списке исторических памятников 1840 года . Часовня Успения, ризница и соединяющая их галерея с 5 июля 2002 года внесены в список исторических памятников.

Нотр-Дам де Дижон: вид на южную сторону начала XIX века с бывшей башней.

До второй половины XII века на месте сегодняшнего Нотр-Дама располагалась простая часовня Сент-Мари, находившаяся за пределами городских стен. Около 1150 года эта часовня была перестроена в романском стиле. Затем, примерно в 1220 году, жители Дижона построили на этом месте готическую церковь, которую мы видим сегодня.

Оно располагалось в центре популярного квартала, поэтому места для здания не хватало. Архитектор, имя которого сейчас неизвестно, применил множество новых приемов. Например, весь вес каркаса и крыши приходится на колонны, а не на аркбутаны , что позволяет максимально использовать площадь пола внутри.

С 18 века у этой церкви были поклонники, в том числе Вобан и Эжен Виолле-ле-Дюк . Последний написал в своем «Резонном словаре французской архитектуры» , что Нотр-Дам де Дижон был «шедевром разума».

Церковь была восстановлена ​​с 1865 по 1884 год парижским архитектором Жаном Шарлем Лене, а не Виолле-ле-Дюком, как иногда ошибочно пишут. Работа заключалась в возвращении церкви ее первоначального вида. Для этого были удалены более поздние пристройки к зданию, башня на переправе восстановлена ​​как фонарная , а разрушенные скульптуры переделаны.

Интерьер

[ редактировать ]

План церкви имеет латинский крест . Центральное пространство, окруженное колоннами, имеет три уровня: шесть высоких аркад, поддерживаемых цилиндрическими колоннами, затем над ним трифорий, покрытый плитами, служащими полом, до третьего уровня, галереи с высокими окнами.

трансепту Также особое внимание уделяется . Над полным основанием пять стрельчатых окон , а над ним окно-розетка. На пересечении трансепта находится фонарная башня, состоящая из трифория, увенчанного восемью окнами. Есть две апсидиолы , по одной в каждом углу между рукавами трансепта и хором.

Хор имеет четыре уровня: цоколь, украшенный слепыми аркадами-трилистниками, затем уровень со стрельчатыми окнами, затем трифорий, пронизанный в 17 веке большими окулами , и последний уровень с высокими окнами.

Западный фасад и крыльцо

[ редактировать ]
Западный фасад

Некоторые историки отметили оригинальность западного фасада, поскольку он гораздо более плоский, чем обычно во французской готической архитектуре. По сути, это экран высотой 28,6 метра, шириной 19,5 метра и глубиной 6,2 метра. Есть три уровня. Самый нижний имеет три большие аркады, образующие вход на крыльцо, своды которого поддерживаются двумя рядами колонн. Это крыльцо имеет три двери, ведущие в неф. Дверные проемы и тимпаны раньше украшались статуями и скульптурами, но они были разрушены в январе 1794 года.

Над этими аркадами расположены две аркадные галереи, одна над другой. На каждом из этих двух верхних уровней арки опираются на 17 небольших колонн, каждая с капителью. Верх и низ этих галерей подчеркивают три струнных ряда, состоящих из фиктивных (то есть не переносящих воду) горгулий, чередующихся с метопами .

Фасад обрамлен парой угловых контрфорсов, каждый из которых увенчан башенкой, окружающей винтовую лестницу и увенчанной конической крышей.

Первоначально над фасадом должна была быть пара квадратных башен, но сохранился только фундамент. Южная служит опорой для жакемара.

Горгульи

[ редактировать ]
Горгульи на западном фасаде

51 горгулья (или гротеск ) на западном фасаде являются манекенами, поскольку они скорее являются декоративными, чем сливными желобами. Однако на боковых стенах церкви и стенах апсиды есть функциональные горгульи .

По словам монаха Этьена де Бурбона, оригинальные горгульи находились на месте лишь короткое время: их убрали около 1240 года в результате несчастного случая со смертельным исходом. На церковном дворе был убит ростовщик, собиравшийся венчаться: каменная фигура, изображавшая ростовщика, оторвалась и упала на него. Его коллеги организовали уничтожение всех макетов горгулий на фасаде, кроме одной в правом верхнем углу, которая сохранилась до 1960-х годов, когда ее заменили. На некоторых гравюрах XIX века эта горгулья не изображена, но ее можно увидеть на фотографиях, сделанных до 1880 года. Горгульи по бокам и сзади фасада сохранились.

Макеты горгулий, которые сегодня украшают фасад и изображают людей, животных и монстров, были изготовлены в 1880-1882 годах во время реставрации церкви. Согласно архивам, это были работы семи парижских скульпторов: Шапо, Корбеля, Жоффруа, Лагуля (также известного как Делагул), Паскаля, Тьебо и Турнье.

Жакмар
Крупный план Жакмара

Часы с жакемаром расположены на колокольне, возвышающейся у основания недостроенной южной башни западного фасада. Он имеет четыре металлических автомата . Двое из них, Жакмар и Жаклин, отбивают часы, ударяя молотком в большой колокол. Двое других, их «дети», Жаклин и Жаклинетта, отбивают четверть часа каждый на маленьком колокольчике.

Автомат Жакмар и большой колокол были привезены из Кортрейка (или Куртре) в Бельгии после разграбления города войсками Филиппа Смелого (герцога Филиппа II Бургундского) в 1382 году. В том же году он отправился в поход на принести помощь своему тестю, графу Фландрскому , застигнутому врасплох восстанием, которое распространилось от Лилля до Кортрейка. Город Дижон предоставил герцогу для этой кампании тысячу вооруженных людей. Одержав победу, Филип уволил Кортрейк. Среди добычи были часы, установленные на башне здания рынка. В этих часах было чудо — автомат, который отбивал час в колокол. Герцог приказал разобрать часы и передать их Дижону, своей столице.

Колокол, сломанный при транспортировке, был отлит в Дижоне заново. Семья герцога и жители Дижона объединили ресурсы, чтобы разместить часы и автомат на западном фасаде церкви Нотр-Дам в 1383 году. Происхождение слова « жакемар» неясно - его использование для обозначения дижонского автомата засвидетельствовано только с 1458 года.

Второй автомат, изображающий женщину, был добавлен в 1651 году, чтобы чередоваться с Жакмаром при отбивании часов. Жители Дижона назвали этот новый автомат Жаклин.

В 1714 году дижонский поэт Эме Пирон попросил муниципалитет предоставить супругам детей. В том же году или около того был добавлен ребенок-автомат по имени Жаклинет, чтобы отбивать получасовые часы, и, наконец, в 1884 году был добавлен второй ребенок-автомат, Жаклинет, чтобы отбивать четверть часа вместе со своим братом.

Статуя Богоматери Доброй Надежды

[ редактировать ]
Богоматерь Доброй Надежды в мантии, 2007 г.

В южной апсидиоле над алтарем ювелирного дела находится деревянная статуя под названием Нотр-Дам де Бон-Эспуар (Богоматерь Доброй Надежды). Эта статуя Богородицы, датируемая 11 или 12 веком, считается одной из старейших во Франции. Первоначально она сидела на троне, держа на коленях младенца Иисуса. Позже трон убрали, а спину статуи отпилили и заменили куском дерева. Младенец Иисус исчез во время Французской революции , в 1794 году. К 18 веку руки Богородицы были потеряны. Напротив, ее лицо почти не повреждено. На протяжении нескольких столетий статую часто изображали коронованной и одетой в мантию. С 1959 года было решено больше не использовать эти украшения, чтобы каждый мог увидеть романскую статую целиком.

Первоначально скульптурная одежда Богородицы имела романский полихромный орнамент, а лицо было бледно-коричневым. В 16 или 17 веке статую по неизвестной причине покрасили в черный цвет. В 1945 году этот слой краски был удален, открыв первоначальные цвета. Однако, чтобы сохранить традицию, черный оттенок наносился только на лицо. В 1963 году его удалили, и лицу вернулся первоначальный цвет. Теперь статую уже нельзя считать Черной Девой — скорее, это бывшая Черная Дева.

Эта статуя сейчас называется Нотр-Дам де Бон-Эспуар (Богоматерь Доброй Надежды), но в 15 веке у нее было два названия: Нотр-Дам де л'Аппорт (Богоматерь Рынка) и Нотр-Дам де Л'Аппорт (Богоматерь Доброй Надежды). 'Эспуар (Богоматерь надежды). Последнее название преобладало со времени освобождения Дижона от осады 1513 года. В 17 веке он принял свое нынешнее название.

Чудеса, приписываемые Богоматери Доброй Надежды

[ редактировать ]
Окно-розетка и стрельчатые окна в северном трансепте

Собору Нотр-Дам де Бон-Эспуар приписывают несколько чудес. В сентябре 1513 года швейцарская армия осадила Дижон и подвергла его бомбардировке. Ситуация казалась отчаянной. 11 сентября жители Дижона пронесли статую Нотр-Дама в процессии по соседству с церковью. Два дня спустя, 13 сентября, швейцарцы неожиданно покинули свой лагерь. Граждане увидели в этом освобождении вмешательство Богородицы. Около 1515 года в память об этом событии был соткан гобелен. Он украшал церковь вплоть до революции, когда ее продали. Мэр Дижона купил его еще в 1803 году и хранил в ратуше. Оттуда в 1832 году он перешел в Музей изящных искусств Дижона , где и выставлен.

Второе событие освобождения, приписываемое Богородице, произошло в сентябре 1944 года. Дижон был оккупирован немецкой армией, которая, казалось, намеревалась противостоять наступлению французских войск. 10 сентября во время церемонии в церкви Нотр-Дам епископ Дижона публично обратился к Нотр-Дам де Бон-Эспуар с просьбой защитить город от разрушительных действий, которых опасались люди. В ночь с 10 на 11 сентября немцы покинули Дижон, а французская армия вошла 11 сентября, в день годовщины шествия 1513 года. Верующие восприняли это как чудо. , посвященный избавлениям 1513 и 1944 годов гобелен под названием Террибилис По инициативе некоторых людей из Дижона художнику и монаху Дому Роберту был заказан . Изготовленная между 1946 и 1950 годами на Мануфактуре гобеленов , она была помещена в 1950 году в церковь, где и сегодня выставлена ​​под органом.

Сова после 2001 года.

На северной стороне церкви находится часовня, граничащая с пешеходной улицей Рю де ла Шуэтт (Совиная улица). В углу контрфорса этой часовни изображена скульптурная птица, предположительно изображающая сову. Возможно, орнамент являлся личным знаком каменщика. Это не может быть подпись архитектора первоначальной церкви, как иногда предполагают, поскольку часовня была построена в конце 15 или начале 16 века, то есть через несколько столетий после первоначальной церкви. Сову носили на протяжении веков из-за суеверия, что удача сопутствует тому, кто погладит птицу левой рукой, загадывая желание. В результате скульптуре не хватает деталей.

5 января 2001 года вандал несколькими ударами молотка повредил сову. Модель совы, сделанная в 1988 году экспертом из Лувра , послужила моделью для ремонта, завершившегося в феврале 2001 года. Отреставрированная сова, находящаяся теперь под видеонаблюдением, была официально открыта 12 мая 2001 года.

Скульптура продолжает служить символом города. В 2001 году управление туризма выбрало сову в качестве символа Parcours de la Chouette (Совиная прогулка), туристической тропы вокруг исторического центра. Дорожку обозначают 22 квадратных таблички, на каждой из которых изображена сова. Городской футбольный клуб Dijon Football Côte d'Or уже давно использует сову в качестве своей эмблемы.

В 13 веке в церкви были . качественные витражи Сохранилось только пять из них, изготовленных около 1235 года; это стрельчатые окна северного трансепта. Это эпизоды из жизни святого Петра (первые два слева) и святого Андрея (трое других).

С 1874 по 1897 год художник-витражист Эдуард Дидрон создал 58 новых окон, вдохновленный этими пятью оригиналами. Самыми большими являются окна-розетки северного и южного трансептов, каждое диаметром 6 метров.

  1. ^ Франц фон Ребер . История средневекового искусства . 1887. «Нотр-Дам в Дижоне, строительство которого началось около 1230 года, в то время, когда французская готика уже достигла своего наивысшего расцвета.»
[ редактировать ]

47 ° 19'22 "N 5 ° 02'29" E  /  47,32278 ° N 5,04139 ° E  / 47,32278; 5.04139

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1d8cdce12dbde55223814d686985eec8__1665529620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1d/c8/1d8cdce12dbde55223814d686985eec8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Church of Notre-Dame of Dijon - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)