Обучение эффективности родителей
Обучение эффективности родителей ( PET ) – это программа обучения родителей, основанная на модели Гордона Томаса Гордона . Гордон преподавал первый курс ПЭТ в 1962 году, и эти курсы оказались настолько популярными среди родителей , что он начал обучать инструкторов по всей территории Соединенных Штатов для преподавания этого курса в своих сообществах. В течение следующих нескольких лет курс распространился на все 50 штатов. 1 ноября 1970 года Гордон написал книгу «Тренинг эффективности родителей» (PET) . Она стала бестселлером и была обновлена в переработанной книге 2000 года .
Центральное место в философии ПЭТ занимает то, как родители могут воспитывать детей без применения карательных мер , которые наносят ущерб родителю, ребенку и их отношениям. [1] Вместо этого Гордон выступал за беспроигрышный метод разрешения конфликтов, при котором и родитель, и ребенок удовлетворяют свои потребности.
Модель Гордона, на которой основан курс ПЭТ, представляет собой набор концепций и навыков для более демократических отношений сотрудничества. Основными навыками являются активное слушание , «я-сообщения» , «переключение передач» и «разрешение конфликтов без проигрыша». Понимание того, когда использовать каждый навык, облегчается с помощью «Окна поведения», которое стремится к ясности относительно того, «чья это проблема?» «кто владеет проблемой» пропагандируется как большой первый шаг к успешному разрешению межличностных конфликтов.
Gordon Training International, организация, которую основал Гордон, имеет сеть представителей и инструкторов PET в 53 странах (по состоянию на 2020 год), которые делают курс доступным для родителей любого культурного, расового и религиозного происхождения.
Активное слушание
[ редактировать ]Активное слушание — это способ отразить то, что сказал другой человек, чтобы дать ему понять, что вы слушаете, и проверить, насколько вы понимаете, что он имеет в виду. Это повторение всего общения другого человека: слов сообщения плюс сопровождающих его чувств.
Я-сообщения
[ редактировать ]Существует несколько типов Я-сообщений, каждый из которых передает информацию о себе. При решении проблемы, ответственность за которую лежит на родителе, поощряется использование конфронтационных Я-сообщений. Эти сообщения должны включать поведение, вызывающее проблему, влияние на родителя и то, как родитель относится к ситуации. Я-сообщения должны включать как можно меньше суждений. Например, вместо того, чтобы сказать «ты груб и невнимателен», родитель может сказать что-то вроде: «Мне не нравится, когда ты говоришь так громко во время новостей, потому что я этого не слышу».
Беспроигрышное разрешение конфликтов
[ редактировать ]Беспроигрышное разрешение конфликтов основано на шести шагах Джона Дьюи к творческому решению конфликтов . Цель состоит в том, чтобы найти решение, приемлемое для обоих участников конфликта. Никто не проигрывает, оба выигрывают.
Окно поведения
[ редактировать ]Окно поведения — это визуальная диаграмма, используемая для определения того, кому принадлежит проблема, когда она возникает в отношениях. Окно разделено на четыре части: проблема принадлежит ребенку, область без проблем, проблема принадлежит родителю, проблема принадлежит обоим. В зависимости от того, у кого возникла проблема, Модель Гордона предлагает конкретные навыки общения и разрешения конфликтов для ее успешного решения.