Свободное падение (роман Голдинга)
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( август 2018 г. ) |
![]() Обложка первого издания | |
Автор | Уильям Голдинг |
---|---|
Художник обложки | Энтони Гросс |
Язык | Английский |
Издатель | Фабер и Фабер |
Дата публикации | 1959 |
Место публикации | Великобритания |
Тип носителя | Печать (в твердом и мягком переплете) |
«Свободное падение» — четвёртый роман английского писателя Уильяма Голдинга , впервые опубликованный в 1959 году. [ 1 ] Написанное от первого лица, это самоанализ английского художника Сэмюэля Маунтджоя, проведенный в немецком лагере для военнопленных во время Второй мировой войны .
Сюжет
[ редактировать ]Сэмюэл («Сэмми») Маунтджой, талантливый художник, но бесцельный и несчастный человек, находится в плену в Германии во время Второй мировой войны. Недавно несколько заключенных сбежали из его лагеря. Офицер гестапо доктор Хальде берет интервью у Сэмми, пытаясь узнать об организации побега; когда Сэмми отрицает, что знает что-либо, Халде запирает его в небольшой кладовой в ожидании возможных пыток. Под давлением тьмы, изоляции и ужасающего ожидания он постепенно ломается; в серии длинных воспоминаний он задается вопросом, что привело его в нынешнее состояние и, в частности, как он потерял свободу.
Будучи совсем маленьким ребенком, он был счастлив, несмотря на то, что жил в трущобах и никогда не знал своего отца. Его усыновил местный священник, и он посещал дневную школу и гимназию, где разрывался между двумя диаметрально противоположными родительскими фигурами – добрым учителем естественных наук Ником Шейлсом и садисткой Ровеной Прингл, преподававшей религиоведение. Он также отчаянно влюбился в девочку из своего класса Беатрис Ифор. Будучи студентом художественного колледжа, он сумел стать женихом Беатрис, а со временем и ее любовником, но когда она не смогла ответить на его бурную страсть, ему она наскучила, и он женился на другой женщине. Через несколько лет он обнаружил, что Беатрис сошла с ума.
В романе эти воспоминания чередуются с нарастающим ужасом и отчаянием Сэмми. Затем, когда он теряет всякий самообладание и взывает о помощи, его внезапно отпускает комендант лагеря, который извиняется, возмущаясь тем, что офицера пришлось так унизить.
Персонажи
[ редактировать ]- Сэмюэл Маунтджой — рассказчик. Он талантливый и известный художник («Я вишу в галерее Тейт»), но растерянный, беспокойный и несчастный человек. Несмотря на поиски какого-то смысла жизни (например, вступление в Коммунистическую партию), он так и не нашел ничего удовлетворяющего: «Я повесил все системы на стену, как ряд бесполезных шапок. Они не подходят... Эта марксистская шляпа в середине ряда, думал ли я когда-нибудь, что она прослужит мне всю жизнь? Что не так с христианской биреттой, которую я вообще почти не носил? На протяжении всей книги он постоянно задается вопросом, где он потерял ту свободу, которую помнит в детстве:
Когда я потерял свободу? На этот раз я был свободен... О свободе воли нельзя спорить, ее можно только пережить, как цвет или вкус картофеля. Я помню один такой опыт. Я был очень маленьким и сидел на каменном ограждении бассейна и фонтана в центре парка... От меня расходились гравийные дорожки парка: и вдруг меня охватило новое знание. Я мог бы выбрать любой из этих путей...
- Доктор Хальде — офицер гестапо, который берет интервью у Сэмми и запирает его в кладовой. До войны он был профессором психиатрии. В последней строке книги комендант лагеря, извиняясь перед Сэмми за такое унизительное обращение, говорит: «Господин доктор не разбирается в людях» – что иронично, поскольку ясно, что Хальде чрезвычайно острый знаток людей. Один критик отмечает, что «Доктор. Холд — это проницательный портрет человека двадцатого века, чье злодейство проистекает не из какого-то врожденного отсутствия духовного сострадания [...] и не из-за непонимания его собственной внутренней природы (как Ник Шейлз), а, скорее, из его сознательного выбора пожертвовать своей духовные способности и служить только своей способности рассуждать». [ 2 ]
- Отец Уоттс-Ватт — англиканский священник, усыновивший Сэмми. У него есть педофильные импульсы, которые он яростно подавляет и которые в конечном итоге заставляют его впадать в паранойю.
- Джонни Спрэгг — один из школьных друзей Сэмми. Он простой, экстравертный, веселый ребенок, мечтающий только стать пилотом. Он погиб во время полета на войне. Сэмми завидует ему за его «природную доброту и щедрость».
- Филип Арнольд — еще один главный школьный друг Сэмми. Он тонкий, хитрый и циничный (полная противоположность Джонни). Как и Сэмми, он стремится понять мир. Он хочет отвергнуть религию как простой фарс и убеждает Сэмми согласиться помочиться на алтарь местной церкви, чтобы увидеть, есть ли какое-либо «божественное возмездие». (В конце концов Сэмми просто плюет на это.)
- Беатрис Ифор — девушка, в которую влюбляется Сэмми. Она обладает, как ему кажется, чудесным спокойствием и самообладанием, но со временем выясняется, что на самом деле это результат ее психической хрупкости – она на грани шизофрении и со временем вообще срывается. Сэмми, наполненная чувством вины, никогда не может быть уверена, ускорили ли их отношения или отсрочили ее психический крах.
- Ровена Прингл — учительница религии в гимназии Сэмми. Она ненавистная фигура: «Она правила не любовью, а страхом. Ее оружием была не трость, оно было другим, тонким и жестоким, несправедливым и порочным. Это были маленькие лукавые сарказмы, которые заставляли других детей смеяться и рвать плоть...»
- Ник Шейлс — учитель естественных наук в школе Сэмми. Он добрый и порядочный человек: «Ник был лучшим учителем, которого я когда-либо знал. У него не было особого метода, и он не давал особой картины гениальности; просто у него было видение природы и страстное желание передать это». Оглядываясь назад, Сэмми решает, что настоящая потеря его свободы произошла, когда он был вынужден выбирать между двумя мирами науки и религии и выбрал рациональный, научный мир, вопреки своей истинной природе, потому что Шейлз был к нему добр, в то время как мисс Прингл не было:-
Я не верю, что рациональный выбор имел какой-либо шанс на осуществление. Я считаю, что разум моего ребенка был сделан за меня как выбор между добрыми и злыми феями. Мисс Прингл исказила свое преподавание. Ей не удалось убедить не тем, что она говорила, а тем, кем она была. Ник убедил меня в своей естественнонаучной вселенной тем, кем он был, а не тем, что он говорил. На мгновение я завис между двумя картинами Вселенной; потом рябь прошла по горящему кусту и я побежала к своему другу...
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Уильям Голдинг, 25.10.1959, Монитор — BBC One» . Би-би-си . 22 февраля 2013 года . Проверено 8 августа 2018 г.
- ^ Джонсон, Б.Р. «Первый аргумент Голдинга: тема и структура в свободном падении» в критических очерках Уильяма Голдинга. ред. Джеймс Р. Бейкер. Бостон, Массачусетс: GK Hall & Co, 1988 г.