Норберт Шульце

Норберт Арнольд Вильгельм Рихард Шульце (26 января 1911 года в Брауншвейге — 14 октября 2002 года в Бад-Тёльце ) — плодовитый немецкий композитор музыки для кино , член НСДАП и штаба Йозефа Геббельса во время Второй мировой войны. Его лучше всего помнят за то, что он написал мелодию классической песни времен Второй мировой войны « Лили Марлен », первоначально стихотворение из книги Die kleine Hafenorgel» « Ганса Лейпа 1915 года .
Другими произведениями были оперы «Шварцер Петер» и «Das kalte Herz» , мюзикл «Käpt'n Bye-Bye» , из которого вышла вечнозеленая «Nimm' mich mit, Kapitän, auf die Reise» («Возьми меня в путешествие, капитан»), а также как многочисленные фильмы, такие как «Девочки из Имменгофа» (1955).
Псевдонимы, используемые Шульце, включают Фрэнка Норберта , Питера Корнфельда и Анри Иверсена .
Жизнь
[ редактировать ]Шульце получил аттестат зрелости в Брауншвейге и продолжил изучать игру на фортепиано, дирижирование, композицию и театральное искусство в Кельне и Мюнхене. Он отправился в столицу Баварии в 1930-х годах как композитор и работал под именем Франк Норберт актером в студенческом кабаре «Die Vier Nachrichter» («Четыре репортера»). За этим последовало участие в 1932–34 годах в Гейдельберге, а также в качестве дирижера в Дармштадте, Мюнхене, Лейпциге и Мангейме.
Третий Рейх
[ редактировать ]После нескольких проектов в качестве менеджера по производству в Telefunken , Шульце в 1936 году решил попытать счастья в качестве композитора-фрилансера для сцены и кино. Он написал серию сочинений для военных и пропагандистских песен, и в 1940 году ему посоветовали стать членом Национал-социалистической немецкой рабочей партии, чтобы не быть призванным в армию. В 1932 году он женился на своей первой жене, актрисе Вере Шпор, от которой у него родилось четверо детей. После развода в 1943 году он женился на болгарской актрисе, певице и писательнице Иве Вандже, которая написала либретти для нескольких его сценических произведений. У них было два сына.
По поручению пропаганды министра Йозефа Геббельса он создал такие произведения, как «От Финляндии до Черного моря», «Песня танковой группы Клейста», «Танки катятся по Африке» и «Бомбы на Англию».
Популярность этих боевых и солдатских песен привела к тому, что Норберт Шульце стал постоянно востребован национал-социалистической пропагандой. Он также написал музыку для поднимающего моральный дух фильма Фейта Харлана «Держись» « Кольберг » и главную тему военного документального фильма «Крещение огнем» ( Feuertaufe ). Его последующий комментарий относительно своей военной работы был: «Вы знаете, я был в лучшем возрасте для солдата, около 30 лет. Для меня альтернативой было: смириться или сдохнуть. Поэтому я решил в пользу первого». [1]
Шульце был определен при денацификации как «попутчик», и после уплаты «пошлины за оформление» в размере 3000 немецких марок он немедленно получил разрешение на работу. Его песни по сей день контролируются GEMA (Германия) , Шульце распорядился, чтобы все его гонорары с 1933 по 1945 год направлялись в Красный Крест Германии, как это происходит и по сей день.
В частности, его песня «Bomben auf Engeland» привела к тому, что немецкие авторы популярных мелодий в годы войны прозвали его «Бомбен-Шульце».
В немецкоязычном документальном фильме BBC о художниках, работающих с Йозефом Геббельсом, он заявил: «Написав мелодию для национальных культурных бомб в Англии, я сказал себе: Боже мой, что, если ПВО поразит моих родственников или друзей? был."
Лили Марлен
[ редактировать ]Мелодию к «Лили Марлен» Шульце написал из стихотворения Ганса Лейпа «Die kleine Hafenorgel» . В 1990 году он рассказал BBC исследователю Карен Либрейх , что мелодия изначально была написана для радиорекламы зубной пасты. Звукозаписи, сначала с певицей Лале Андерсен в 1939 году, поначалу продавались мало, но когда немецкий военный передатчик в Белграде несколько раз отключал запись певицы, письма слушателей вызвали живой спрос. Песня отвечала внутреннему настроению миллионов солдат всех армий, сражавшихся по обе стороны фронта, и была переведена примерно на пятьдесят языков, став одним из мировых культурных « индексных окаменелостей » Второй мировой войны. Это был первый немецкий экземпляр, проданный миллионным тиражом.
Послевоенный период
[ редактировать ]Шульце остался верен своей профессии и написал множество опер, оперетт (например, « Дождь в Париже »), мюзиклов, балетов ( Штрувельпетер написал их до войны во время работы в Telefunken) и «Макс и Мориц» ( снято в 1956 году ), музыку к более чем 50 фильмам. , и песни.
С 1961 года он был президентом Ассоциации немецких сценаристов и композиторов, а с 1973 по 1991 год был членом правления Ассоциации немецких композиторов. До 1996 года он занимал должности в совете GEMA, Попечительском совете Фонда социального обеспечения GEMA и Фонде поддержки немецких композиторов. Его дальнейшая жизнь прошла со своей третьей женой Бригиттой Сальватори (женился на Пасху 1992 года, на церемонии, проведенной его дочерью), в основном на Майорке, но также часто и в Баварии.
Публикации
[ редактировать ]- Как грустно, Лили Марлен . 1995 год ISBN 3-254-00206-7
Избранная фильмография
[ редактировать ]- Рената в квартете (1939)
- Дело Рёдерна (1944)
- Ночь двенадцати (1949)
- Двенадцать сердец для Чарли (1949)
- День придет (1950)
- За день до свадьбы (1952)
- Капитан Бэй-Бэй (1953)
- Танцующее сердце (1953)
- Любимая жизнь (1953)
- Капитан Вронский (1954)
- Жизнь ради дела (1954)
- Мамичка (1955)
- Девушки из Имменгофа (1955)
- Как однажды Лили Марлин (1956)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «100 величайших Брауншвейгеров», Braunschweiger Zeitung Special, выпуск 1, 2005.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1911 рождений
- 2002 смертей
- Музыканты из Брауншвейга
- Люди из герцогства Брауншвейгского
- Члены нацистской партии
- Немецкие оперные композиторы
- Немецкие оперные композиторы-мужчины
- Немецкие композиторы музыки к фильмам
- Немецкие композиторы-мужчины для фильмов
- Немецкие мужчины-дирижеры (музыка)
- Немецкие дирижеры ХХ века (музыка)
- Немецкие музыканты-мужчины 20-го века