Карина Ари
Карина Ари | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Мария Карина Виктория Янссон 14 апреля 1897 г. Стокгольм , Швеция |
Умер | 24 декабря 1970 г. Буэнос-Айрес , Аргентина | (73 года)
Национальность | Шведский |
Род занятий | балерина, хореограф, скульптор, филантроп |
Годы активности | 1913–1951 |
Известный | создание Фонда Карины Ари |
Карина Ари (14 апреля 1897 — 24 декабря 1970) — творческое имя Марии Карины Виктории Янссон , танцовщицы шведского происхождения. После выдающейся танцевальной и хореографической карьеры, продолжавшейся с 1913 по 1939 год, в основном в Париже, Ари женился и переехал в Аргентину. Занявшись лепкой, она создала бюсты нескольких выдающихся деятелей. Начиная с 1951 года, она создавала фонды для ухода за танцорами, фонды для ухода за больными или стареющими танцорами, для продвижения новых талантов, а также основала библиотеку в Швеции для поощрения изучения танца. Библиотека Карины Ари в Стокгольме хранит одну из самых обширных коллекций архивных материалов по танцу в Европе.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мария Карина Виктория Янссон родилась 14 апреля 1897 года в Стокгольме , Швеция. [ 1 ] [ 2 ] Выросшая в бедности, с вопросами о своем происхождении и из-за смуглого цвета лица, Янссон с юных лет мечтала стать танцовщицей. В 1911 году она поступила в танцевальную школу при Шведской королевской опере , которую окончила в 1913 году. [ 3 ]
Карьера
[ редактировать ]По завершении учебы Янссон поступила в кордебалет Шведского королевского балета (RSB). [ 3 ] В 1913 году Михаил Фокин присоединился к РСБ в качестве его художественного руководителя. [ 4 ] Его подход отличался от того, что делалось в прошлом: продвижение танцоров на должности основывалось на способностях, а не на их ранге в труппе. Фокин отобрал Янссон для участия в кордебалете для постановки « Сильфиды» , а в следующем году выбрал ее на небольшую роль в «Шехерезаде» . Деятельность балетной труппы была приостановлена во время Первой мировой войны , но в 1918 году и снова в 1919 году Янсонн участвовал с Фокиным в двух гостевых выступлениях за лето в театре Садов Тиволи . Во время первого из этих выступлений Янсонн сменила артистическое имя на Карина Ари. [ 5 ]
В 1919 году Ари ушел из Королевского балета, взял деньги в долг и переехал в Шарлоттенлунд, Дания, чтобы учиться у Фокина, снявшего там виллу. Окончив обучение у Фокина и получив от него одобрение своих хореографических способностей, она вернулась в Стокгольм. [ 6 ] Ее нанял Мауриц Стиллер для постановки балета «Шанаме» для его фильма «Эротикон» (1920). Балетная сцена была обширной, и для выступления требовался весь Королевский балет. [ 7 ] Вскоре после окончания съемок она покинула Стокгольм и переехала в Париж. С 1920 по 1923 год она работала солисткой в Рольфа де Маре и Suédois Ballets отличалась плавными движениями рук. [ 1 ] [ 8 ] Первая постановка компании, «Ибера», была написана Исааком Альбенисом на испанские темы и соответствовала как мрачной внешности Ари, так и ее танцевальному стилю. Она также появилась в «Играх» и «Ночи Сен-Жана» , чтобы похвалить: [ 9 ] а затем в 1922 году Жан Бёрлен , другой солист и хореограф, написал «Танец Анитры» специально для нее . Она исполнила пьесу, получив хорошие отзывы и приглашение на бис, но полученное ею уведомление вызвало конфликт с Бёрлином, который запретил ей танцевать это произведение снова. [ 10 ] Ари покинул компанию после сезона 1923 года. [ 11 ]
Затем Ари был нанят солистом в Комическую оперу , где Дезире-Эмиль Ингельбрехт работал музыкальным руководителем. Они поженились в 1925 году, в том же году, когда она запустила «Scénes Dansées» . Балет, который она поставила и станцевала, [ 11 ] представлен полный симфонический оркестр, детальные декорации и восемь сольных танцев. [ 8 ] без перерывов. Между танцами Ари бегала за кулисы и быстро переодевалась перед следующим танцем. [ 11 ] Спектакль был одним из первых, в котором балерина с классическим образованием появилась в театральной постановке такого масштаба и приблизилась к современному танцу больше, чем к своим классическим корням . Ее отзывы были превосходными, и до 1939 года она гастролировала по Европе с постановкой. [ 12 ] В 1928 году Ари была нанята Парижской оперой для постановки хореографии, и она создала «Rayon de Lune» , танцуя в одной из главных ролей. [ 8 ] Музыка к балету была основана на теме «Тема и вариации» , написанной Габриэлем Форе . [ 13 ] В следующем году она основала собственную труппу и была нанята хореографом для Фестиваля нарциссов, проходившего в Монтрё , Швейцария. Затем в сезоне 1929–1930 годов она работала балетмейстером Алжирского национального театра Махиддин Бахтарзи в Алжире . Вернувшись в Париж, она стала руководителем балета в Комической опере до 1933 года. В период с 1935 по 1937 год она выступала в Стокгольме в Королевской опере. [ 8 ] В 1938 году Ари был принят солистом на роль Суламиты в оперу «Le Cantique des Cantiques Сержа Лифаря » . Хотя у него был выбор из множества звезд Парижской оперы, он выбрал Ари из-за ее гибкости и более современного стиля. Ее последнее выступление состоялось 30 марта 1939 года, когда она исполнила свои «Танцевальные сцены» в Комической опере. [ 14 ]
Страдая от ревматизма, Ари отправилась в Экс-ле-Бен на юге Франции, где познакомилась с Яном Хенриком Мольцером , одним из руководителей голландской фирмы по производству напитков Bols. Она и Ингельбрехт расстались, Ари женился на Мольцере и в 1940 году переехал в Буэнос-Айрес , Аргентина. Ари начал вторую карьеру скульптора. Ее наиболее известные произведения — бюсты Дага Хаммаршельда , Сержа Лифаря и Рольфа де Маре. Ее бюст Хаммаршельда выставлен в башне, носящей его имя в Нью-Йорке. После смерти мужа в 1951 г. [ 15 ] Ари начала тратить свое состояние на помощь больным или стареющим танцорам. [ 3 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Ари умер 24 декабря 1970 года в Буэнос-Айресе. В 1961 году она учредила ежегодную стипендию для присуждения многообещающему молодому танцору, а также ежегодную медаль в знак признания тех, кто способствует развитию танца в Швеции. [ 1 ] [ 16 ] В 1969 году Ари пожертвовала второй фонд, носящий ее имя, на создание Библиотеки Карины Ари. Библиотека является частью Музея танца Швеции и содержит самый полный архив танцевальной литературы в Северной Европе . [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Шведский институт кино, 2014 .
- ^ Мозессон 2014 , с. 34.
- ^ Перейти обратно: а б с Нэслунд 1989 , с. 70.
- ^ Нэслунд 1989 , с. 72.
- ^ Нэслунд 1989 , с. 73.
- ^ Нэслунд 1989 , с. 74.
- ^ Нэслунд 1989 , стр. 74–75.
- ^ Перейти обратно: а б с д Нэслунд 2005 .
- ^ Нэслунд 1989 , стр. 75.
- ^ Нэслунд 1989 , стр. 75–76.
- ^ Перейти обратно: а б с Нэслунд 1989 , с. 76.
- ^ Нэслунд 1989 , стр. 77.
- ^ Нэслунд 1989 , с. 78.
- ^ Нэслунд 1989 , с. 79.
- ^ Нэслунд 1989 , стр. 79–80.
- ^ Дэнс Тиднинген, 2015 .
- ^ Dance Research 1986 , стр. 78–79.
Библиография
[ редактировать ]- Мозессон, Микаэль (2014). Паблик-арт в Гетеборге (на шведском языке). Гетеборг, Швеция: Издательство книг Mimer. ISBN 978-91-87593-36-9 .
- Нэслунд, Эрик (2005). «Ари, Карина». В Коэне, Сельма Жанна (ред.). Международная энциклопедия танца (1-е изд. в мягкой обложке). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-195-17369-7 . - через Oxford University Press онлайн-справочник (требуется подписка)
- Нэслунд, Эрик (осень 1989 г.). «Карина Ари». Танцевальные исследования . 7 (2). Эдинбург, Шотландия: Издательство Эдинбургского университета : 70–80. дои : 10.2307/1290772 . ISSN 0264-2875 . JSTOR 1290772 .
- «Архивы танца: Музей танца, Стокгольм». Танцевальные исследования . 4 (2). Эдинбург, Шотландия: Издательство Эдинбургского университета : 78–80. Осень 1986 года. doi : 10.2307/1290728 . ISSN 0264-2875 . JSTOR 1290728 .
- «Карина Ари» . База данных шведских фильмов (на шведском языке). Стокгольм, Швеция: Шведский институт кино. 2014. Архивировано из оригинала 22 сентября 2014 года . Проверено 18 июля 2017 г.
- «Медали и золотой дождь для датских художников». Данс Тиднинген (на шведском языке). Стокгольм, Швеция: Стокгольмская экономическая ассоциация. 22 мая 2015 года. Архивировано из оригинала 18 июля 2017 года . Проверено 18 июля 2017 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- 1897 рождений
- 1970 смертей
- Художники из Стокгольма
- Шведские танцовщицы
- Шведские хореографы
- Шведские женщины-хореографы
- Шведские филантропы ХХ века
- Аргентинские филантропы
- Шведские скульпторы ХХ века
- Шведские женщины-скульпторы
- Аргентинские скульпторы
- Аргентинские женщины-скульпторы
- Аргентинские хореографы
- Аргентинские женщины-хореографы
- Шведские эмигранты в Аргентину
- Женщины-скульпторы XX века.