Самопробуждение
![]() | |
Автор | Роберто Мангабейра Унгер |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | Философия |
Издатель | 2007 ( Издательство Гарвардского университета ) |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Страницы | 277 |
ISBN | 978-0-674-02354-3 (твердый переплет); 978-0-674-03496-9 (мягкая обложка) |
ОКЛК | 63680074 |
Класс ЛК | Б832.У55 2006 г. |
Предшественник | Что должны предложить левые? |
С последующим | Переосмысление свободной торговли |
«Пробуждение самого себя: освобожденный прагматизм» — книга философа и политика Роберто Мангабейры Унгера, вышедшая в 2007 году . В книге Унгер излагает теорию человеческой природы, философский взгляд на время, природу и реальность, а также предлагает внести изменения в социальные и политические институты, чтобы они наилучшим образом питали качество, выходящее за пределы контекста, которое Унгер видит в основе человеческое существование. Написанная в пророческой и поэтической манере, сравнимой с работами Уитмена и Эмерсона, [ 1 ] и углубляясь в вопросы экзистенциального затруднительного положения человечества в манере, которая, по мнению одного критика, напоминала Сартра, [ 2 ] «Самопробуждённый» также представляет собой суммирование многих основных принципов работы Унгера.
Обзор
[ редактировать ]Унгер открывает книгу, описывая затруднительное положение людей, которые рождены в определенном мире и ограничены определенными контекстами, но также обладают способностью сопротивляться и ниспровергать данные структуры организации и убеждений, в которых они находятся. Он спрашивает, каким должно быть наше отношение к этим контекстам – структурам и институтам, которые в то же время, кажется, ограничивают нас, но никогда полностью не сдерживают нашу способность ниспровергнуть их? [ 3 ] Доминирующим ответом на эту ситуацию стал ряд убеждений, обычно называемых « вечной философией », которая утверждает, что мир явлений и различий является иллюзией и что истинная реальность — это единое, неизменное существо или божество. [ 4 ]
Воображение выше догмы, уязвимость выше безмятежности, стремление выше обязательства, комедия выше трагедии, надежда выше опыта, пророчество выше памяти, удивление выше повторения, личное выше безличного, время выше вечности, жизнь выше всего.
— Роберто Мангабейра Унгер, «Пробуждение самого себя» , с. 237
Унгер утверждает, что вечная философия является неудовлетворительным ответом на человеческую ситуацию, поскольку она основана на отрицании трансформации, различий и времени, которые он считает центральными для осмысленной жизни. Вечная философия призывает к снижению интенсивности жизни, в отличие от жизни, полной риска и участия, которую защищает Унгер. [ 5 ] Унгер утверждает, что наиболее плодотворная и многообещающая философская позиция для расширения человеческой свободы — это форма радикального прагматизма. [ 6 ] Отвергая искаженный прагматизм, который маскирует представления о человечестве под представления о знании и бытии, радикальный прагматизм Унгера прославляет примат личного над безличным и этику уязвимости над стремлением к неуязвимости. [ 7 ] Изложив свою теорию гуманности и выступив за радикальный прагматизм, Унгер затем излагает программу обновления общества в сферах демократии: [ 8 ] общественная жизнь, [ 9 ] религия, [ 10 ] и философия, [ 11 ] все это, как он призывает, будет преобразовано на благо человечества с помощью экспериментаторских практик, повышенной уязвимости и социального фонда, который дает людям уверенность в том, что они смогут принять эти взгляды и практики.
Ключевые идеи
[ редактировать ]Следующие идеи являются центральными в аргументации Унгера в «Пробуждении себя» :
- Природа людей как агентов, превосходящих контекст . Что отличает человека, так это его способность охватывать и разрушать любой контекст, в котором он находится. По мнению Унгера, социальные структуры, чтобы питать качество человеческой жизни, выходящее за пределы контекста, должны быть спроектированы таким образом, чтобы они были открыты для пересмотра. [ 12 ] В противном случае мертвые будут слишком сильно контролировать живых. [ 13 ]
- Концепция радикального прагматизма : Прагматизм является наиболее многообещающей философской ориентацией радикального проекта, который предлагает Унгер, а именно, его привилегии личного над безличным, [ 14 ] его оценка уязвимости выше неуязвимости, [ 15 ] и его определение знания как всего, что помогает нам добиться успеха в наших проектах. [ 16 ] Унгер прославляет мышление, которое предполагает экспериментирование, импровизацию и риск, способ работы, который ищет инструменты по мере необходимости. [ 17 ] Прагматизм в своей самой чистой форме выражает такой способ работы и понимания. Но, по мнению Унгера, классическая традиция американского прагматизма ошибочно приняла понимание человеческой жизни за понимание знания. Он хочет «радикализировать» прагматизм и вернуть его акцент на его центральную идею — «персоналистскую» философию. [ 18 ] [ 19 ]
- Отказ от вечной философии . По мнению Унгера, вечная философия — это тупик, потому что она стремится приглушить нашу интенсивность как цену безмятежности. Он отрицает реальность времени и трансформации. Унгер утверждает, что наша жизненная сила — это все, что у нас есть, и философия, которая стремится уменьшить нашу жизненную силу, тем самым лишает нас самого ценного для нас качества, качества, которое делает нас богоподобными. [ 20 ]
- Пропитанная временем природа мира . Ничто, утверждает Унгер, не остается незатронутым временем. Даже законы природы имеют свою историю и, возможно, менялись в ходе истории Вселенной. [ 21 ]
- Реальность различий и трансформаций : Унгер утверждает, что для того, чтобы мы могли жить с жизненной силой и в полной мере ощущать свою жизнь в качестве агентов, превосходящих контекст, мы должны принять реальность различий и трансформаций. [ 22 ]
- Важность экспериментирования с различными институциональными выражениями демократических идеалов : Унгер утверждает, что американское выражение демократических идеалов слишком часто искажается преувеличенной верой в способность людей подняться собственными усилиями без наличия социальных структур, способствующих их социальному развитию. мобильность и предоставить социальные возможности, которые дадут им уверенность в том, что они могут рисковать. [ 23 ] Унгер утверждает, что мы должны экспериментировать с социальными структурами, пытаясь лучше выполнить демократические обещания. [ 24 ]
- Будущее : Унгер утверждает, что нам нужно жить ради будущего как способа жить в настоящем. [ 25 ] [ 26 ]
- Американское искажение прагматизма : Американская прагматическая традиция ошибочно приняла свое понимание человечества за понимание эпистемологии и метафизики. Унгер хочет вернуть прагматизму акцент на «персоналистском» измерении, которое он считает его наиболее многообещающей чертой. [ 27 ] Он также утверждает, что прагматизм сочетался с формой институциональной догмы, демократическим перфекционизмом, который умаляет его смысл. [ 28 ]
- Важность этики уязвимости . Воспитание этики уязвимости, при которой люди будут иметь больше возможностей идти на риск в личных отношениях и в качестве предприимчивых и творческих агентов, должно быть основной задачей экспериментальной демократии, как ее представляет Унгер. [ 29 ]
- Необходимость реформирования общества, чтобы сделать его более восприимчивым к трансформации . Повышение восприимчивости общества к трансформации поможет достичь того, что Унгер считает высоким идеалом того типа государства, который он себе представляет: в котором общество моделируется по образцу воображения и открыто для рекурсивные, бесконечные, выходящие за рамки контекста качества человеческого разума. [ 30 ]
- Возможность подлинной новизны : Унгер утверждает, что традиция вечной философии и многие другие философские взгляды отрицают возможность подлинной новизны и имеют приниженное чувство возможности «нового». Положения дел, согласно этому приниженному взгляду, являются лишь полутенями реального, как актеры, ожидающие выхода на сцену. Унгер, опираясь на свое понимание «пропитанной временем» природы мира, в котором трансформация занимает центральное место, считает возможной подлинную новизну. [ 31 ]
- Разум как воображение . Воображение — это центральный аспект разума, который придает человеческой жизни силу, позволяющую выходить за рамки контекста. [ 32 ] [ 33 ] Три тенденции в сегодняшних гуманитарных и социальных науках — рационализация, гуманизация и эскапизм — обезоруживают воображение. [ 34 ]
- Философия как дисциплина, посвященная расширению диапазона вещей, о которых можно сказать : Философия не является ни сверхнаукой, ни формой самопомощи, утверждает Унгер; он наиболее эффективен, когда принимает на себя третью миссию, которая должна быть дисциплиной, посвященной тревожению, подрыву, ниспровержению и расширению диапазона вещей, которые можно сказать. [ 35 ]
- Создание смуты и иконоборчество : Идея о том, что люди должны быть свободными и поощряться «искать неприятности», быть иконоборцами, потому что это образ жизни ради будущего как определенный образ жизни в настоящем. [ 36 ] [ 29 ] [ 37 ]
Прием
[ редактировать ]Ли Смолин сделал рецензию на книгу в приложении к The Times Higher Education . Смолин похвалил масштаб и амбиции книги Унгера: «В наши дни немногие профессиональные ученые исповедуют амбиции великих философов прошлого... Единственным исключением из этого является Роберто Мангабейра Унгер, чья книга « Пробуждение самого себя» показывает, что он был одним из них. из немногих ныне живущих философов, чье мышление имеет диапазон великих философов прошлого». Смолин оценил книгу как «весьма доступную для широко образованного читателя. Она написана ярким прозаическим стилем, в котором точная юридическая аргументация сочетается с поэтическими и метафорическими отрывками поразительной живости. Это полемика и призыв к действию, но чему она бросает вызов» Больше всего нам нужно экспериментировать с тем, как мы живем и думаем. Прошло много лет с тех пор, как меня вдохновляла и провоцировала научно-популярная книга». Смолин заключил: «Это философия столь же амбициозная, как и все, что пишутся сейчас». [ 38 ]
Дуглас МакДермид, пишущий в « Обзоре политики» , описал «Пробуждение себя» как «написанное тремя Роберто Унгерс: поэт-проповедник, философ и политический теоретик». Макдермид раскритиковал « Пробуждение самого себя » , заявив: «Книга выходит далеко за рамки: всего на 256 страницах (без библиографии, без примечаний, без цитат) Унгер рассказывает нам то, что он думает о метафизике, эпистемологии, этике, религии, науке, экономике, искусстве, математика, общество, образование, политика, сознание, природа, человеческая природа, генная инженерия, жизнь и любовь...» [ 39 ] Осуждая «недостаток тщательной аргументации» Унгера, Макдермид утверждает, что «отсутствие его взаимодействия с реальными или воображаемыми оппонентами придает книге странное солипсическое, замкнутое ощущение - иронично, учитывая ее название». [ 40 ] Макдермид резко критикует использование Унгером термина «прагматизм» для описания своей философии, заявляя, что такое описание оказывает Унгеру медвежью услугу:
На мой взгляд, было бы гораздо полезнее и поучительнее рассматривать его как моралиста в традициях Эмерсона. И Эмерсон, и Унгер — жизнерадостные оптимисты, проповедующие доктрину «бесконечности частного человека»; оба подчеркивают эпифанический характер обычного опыта; оба ведут красноречивую войну против тирании обычаев; оба изображают жизнь как непрерывный процесс, как изменение без границ и конца; и оба сияют, когда избегают диалектики и просто высказывают свое «скрытое убеждение» — часто в форме запоминающихся и захватывающих апофегм. Короче говоря, лучшие части The Self Awakened ..., как и лучшие произведения Эмерсона, одновременно поучительны и провокационны, проницательны и полны надежд. [ 41 ]
Луи Гроарк сделал рецензию на книгу «Пробуждение себя» в журнале Heythrop Journal . Гроарк признает, что книга «написана с неоспоримым талантом и космополитическим красноречием, объединяя различные аспекты социально-прогрессивной идеологии во всеобъемлющую метафизику». Но Гроарк утверждает, что «знающий читатель не найдет ничего такого, что не было бы сказано много раз другими авторами в более точных или убедительных терминах. Это не по-настоящему оригинальная работа. объективный аргумент». [ 42 ]
Рут Левитас рассматривает как «Пробуждение себя» , так и реализацию демократии в своей статье «Прагматизм, утопия и антиутопия». Левитас пишет, что «[т] радикальный потенциал прагматизма ярко выражен» в «Пробуждении себя » . Сравнивая «Пробуждение личности» с Ричарда Рорти книгой «Достижение нашей страны» , Левитас пишет, что, хотя оба автора придерживаются прагматического подхода к продвижению прогрессивных целей, Левитас пишет, что Унгер дистанцируется от «сморщенного прагматизма» Рорти, который ассоциируется со своего рода «демократическим перфекционизмом». ... это фактически отрицает изменчивость социальной жизни, фетишизируя определенный набор институциональных механизмов». [ 43 ] Вопреки «антиутопической» точке зрения Рорти, пишет Левитас, Унгер «на самом деле может быть утопическим в лучшем смысле этого слова». [ 44 ]
Левитас также рассматривал «Пробуждение самого себя» в эссе о наследии мая 1968 года . Она утверждает, что утопическая энергия, высвобожденная событиями мая 68-го, «в значительной степени угасла», но называет идеи Унгера в «Пробуждении себя» редким современным проявлением духа мая 68-го.
Поиски альтернативного будущего должны... привести к политически эффективным действиям. Роберто Унгер предположил, что это действие ведет к своего рода утопическому прагматизму — импровизации новых институтов, новых социальных процессов, новых способов существования. Унгер выступает за чувство пророческой идентичности, которое противоречит современной политике идентичности и действительно перекликается с ощущением 1968 года: мы должны определять себя с точки зрения того, кем мы можем стать, а не того, откуда мы пришли. [ 45 ]
Мартин Стоун резко похвалил книгу « Пробуждение самого себя» в «Философских обзорах Нотр-Дама» . Стоун описал книгу как
винтажный Унгер: поучительный, глубоко романтичный, полный моральной напряженности, безжалостно обнадеживающий, маргинальный по отношению к профессиональной философии. Работа представляет собой частично эссе (по мотивам Эмерсона или немецких романтиков), частично проповедь, частично политический манифест и частично критическую теорию. Это леворомантико-экзистенциально-политический тревожный звонок. В этом тоже есть американский оптимизм и энергия. В духовном плане он кажется более близким к Уитмену или Эмерсону, чем к «прагматикам», которых он прославляет. [ 2 ]
Стоун также похвалил яркое качество письма Унгера: «Звук письма — одна из отличительных черт Унгера: Послание к Римлянам соответствует апелляционному изложению юриста. И это не случайно. Это часть амбиций Унгера — привнести дальновидный образ мышления. — те, которые иногда называют пророческими или поэтическими, — ближе к языку институциональной рациональности». [ 2 ] Но Стоун критикует способ решения философских проблем Унгером, утверждая, что его философский метод противоречит его посланию о пластичности, трансцендентности и встрече:
Хотя его идеями являются солидарность и сочувствие, произведения Унгера особенно нетерпеливы и пренебрежительны, стирая те места, где следует критиковать или отвечать. Он говорит о радикальном потенциале личной встречи, но подавляет другого, вовлекая его во множество «тезисов» и «альтернативных взглядов», жестко структурирующих его интеллектуальное пространство. Желая пластичности и доступности для переживания, оно замирает и фиксируется.... [ 2 ]
Стоун заключает, что « Пробуждение себя » «вдохновляет своим обзором западной мысли, а также радикализацией либеральных политических тем», но что «оно неизбежно как будоражит, так и разочаровывает читателя-философа». [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Макдермид 2008 , стр. 306–309.
- ^ Jump up to: а б с д и Стоун 2007 .
- ^ Унгер 2007 , с. 3.
- ^ Унгер 2007 , стр. 10–11.
- ^ Унгер 2007 , стр. 14–15: «Вечная философия черпает вдохновение из стремления противостоять этому невыносимому контрасту между трансцендентным импульсом сознания и нашей ловушкой смертности и тайны. Природа ее ответа состоит в том, чтобы переопределить нашу ситуацию так, чтобы Вечная философия делает это, однако, только путем отрицания предельного. реальность представлений о различиях и изменениях, определяющих нашу картину мира и жизни в обществе, оказывается, что это отрицание влечет за собой более ужасную цену, чем те страдания, от которых оно нас избавит… бедствие вакуума инициативы. и вера».
- ^ Унгер 2007 , стр. 27–51.
- ^ Унгер 2007 , стр. 52–53.
- ^ Унгер 2007 , стр. 182–195, Глава 10: Политика: демократия как анти-судьба.
- ^ Унгер 2007 , стр. 171–181, Глава 9: Общество: постоянное изобретение будущего.
- ^ Унгер 2007 , стр. 208–229, Глава 12: Религия: Самопробуждённое.
- ^ Унгер 2007 , стр. 230–237, Глава 13: Философия: за пределами сверхнауки и самопомощи.
- ^ Унгер 2007 , стр. 54–55.
- ^ Унгер 2007 , с. 69: «Натурализованное устройство общества и культуры... демонстрирует и облегчает власть мертвых над живыми».
- ^ Унгер 2007 , с. 54: «[В] последствиях утверждения о приоритете личного над безличным… мы можем найти как самое загадочное, так и самое многообещающее в прагматизме…»
- ^ Унгер 2007 , с. 53: «Путь к самообладанию и самостроительству проходит через избирательное снижение защиты, создание зон повышенной взаимной уязвимости».
- ^ Unger 2007 , стр. 34–35: «Идеи и меры — это инструменты, позволяющие [человеку] справиться со своей ситуацией; их наиболее важной особенностью является их инструментальный характер».
- ^ Унгер 2007 , с. 142: «Чем свободнее мы будем переопределять практические задачи в ходе их выполнения, развивать режим сотрудничества, который будет в максимально возможной степени благоприятен для постоянных инноваций, и смягчать контраст между порядком и хаосом или дизайном и импровизацией, тем больше у нас шансов на ускорение экономического роста и технических инноваций. Мы отделяем наши отношения друг от друга от устоявшихся сценариев общества и культуры и превращаем их в коллективное представление экспериментальных исследований».
- ^ Унгер 2007 , с. 51: «Результат [радикализации прагматизма Унгером] заслуживает названия прагматизма, если что-то вообще так, потому что он говорит о том, что с самого начала имело наибольшее значение и было наиболее многообещающим в этой традиции мысли».
- ^ Унгер 2007 , стр. 53–54: «В рамках какого понимания мира, себя, общества и мысли мы можем лучше всего развить этот революционный импульс в нашей цивилизации, проверяя его возможности и прорабатывая его последствия? Прагматизм, который стоит сохранить, — это всего лишь еще одно название философии, которая принимает этот вопрос как свой собственный. Самый неприятный элемент в этом философском предприятии — это его самый первый шаг: утверждение примата личного над безличным. решимость начать там, где мы находимся, в нашем человеческом мире».
- ^ Унгер 2007 , стр. 10–25.
- ^ Унгер 2007 , стр. 81–110.
- ^ Унгер 2007 , с. 18: «То, что люди могут делать со своей жизнью, зависит от способа организации общества и от их места в социальном порядке, а также от достижений и удачи. То, что происходит в биографическое время, во многом зависит от того, что происходит в историческое время. Только по этой причине история является ареной решительных действий, и все, что в ней происходит, является, как и сама индивидуальность, по-настоящему, а не иллюзорным или отвлекающим эпифеноменом, затемняющим вневременную реальность.... Реальность различия и трансформации, уходит корнями в основные факты индивидуального опыта становятся моделью, на основе которой мы видим и сталкиваемся со всем миром».
- ^ Унгер 2007 , с. 24: «Институциональная догма, порочащая демократический перфекционизм, создает основу для культа уверенности в своих силах».
- ^ Унгер 2007 , с. 185: «Никакая часть этой работы не является более важной, чем реконструкция демократии, учитывая роль политики в установлении внешних границ для пересмотра каждого аспекта жизни общества».
- ^ Унгер 2007 , с. 141: «Высшая форма участия без капитуляции — это жить ради будущего и бороться за его направление как определенный образ жизни прямо сейчас…»
- ^ Унгер 2007 , с. 234: «[П]илософия... несет послание. Послание состоит в том, что мы должны жить ради будущего как способ жить все более и более полно в настоящем, непокоренные, с широко открытыми глазами».
- ^ Унгер 2007 , с. 36: «В каждой [из трёх характерных идей прагматической традиции] понимание человечности и самосознания ставится под угрозу, будучи представлено — непреднамеренно — как утверждение о знании и природе в целом... Каждая из них навязывает прагматизм. наложение натурализма».
- ↑ Unger 2007 , стр. 50–51: «[П]рагматизм снова женился на этом демократическом перфекционизме как философском выражении набора национальных взглядов. Цена... заключалась в том, чтобы исказить выражение и радикализировать [ лежащие в основе темы прагматизма] от рук того, что на самом деле является западной ересью».
- ^ Jump up to: а б Унгер 2007 , с. 140: «В течение последних двухсот лет группа верований о человечности и обществе... отвергает попытки найти счастье в спокойствии и спокойствие в неуязвимости. Оно рекомендует искать проблемы... принимать повышенную уязвимость как цена трансформации и самопреобразования».
- ^ Унгер 2007 , с. 176: «[t]o расширить в социальной жизни восприимчивость всех механизмов и практик к экспериментальной трансформации (принцип пересмотра).... в наших интересах [принять] практики и институты, которые сокращают расстояние между нашим контекстом -сохраняющие и преобразующие контекст ходы..."
- ^ Унгер 2007 , с. 61: «С точки зрения рефлективного действия... возможное является не предшественником действительного, а его следствием. В мире появилось что-то новое, что-то, что мы, возможно, сами создали. Это могло возникнуть в нарушение правил Затем мы организуем наш взгляд на ограничения на трансформацию определенных частей мира. Эта перестановка и есть наш образ возможного. — это послесвечение, которое мы теперь ошибочно принимаем за предшествующий свет».
- ^ Унгер 2007 , с. 132: «Наша самая важная врожденная способность — это структура, позволяющая охватить и перестроить все структуры. Эта структура — разум в его наименее вычислимом и наименее модульном аспектах: то, что мы называем воображением».
- ^ Унгер 2007 , с. 135: «Разум... демонстрирует две характерные способности: силу рекурсивной бесконечности и силу неформульной инициативы. Силой рекурсивной бесконечности разум создает бесконечные комбинации из конечных элементов. Силой неформульной инициативы он делает вещи, которые не связаны правилами».
- ^ Unger 2007 , стр. 111–124: «Три образа мышления — рационализация, гуманизация, эскапизм — находятся на подъеме. Штаб-квартира каждого из них находится в отдельной группе дисциплин. Приверженцы каждого из них выступают против сторонников других. Тем не менее, , они неосознанно работают вместе, чтобы обезоружить превосходящее воображение и подавить преобразующую волю».
- ^ Унгер 2007 , с. 233: «Философия не является ни дисциплиной среди других, ни главной дисциплиной. Это война воображения, исследующая то, что устоявшиеся методы и дискурсы не позволяют думать и говорить».
- ^ Унгер 2007 , с. 70: «Импульс иконоборчества: отказ от безусловной реальности и ценности случайных и ошибочных миров, которые мы строим, и утверждение, что в нас, индивидуально и коллективно, всегда есть больше, чем когда-либо может быть в них.
- ^ Унгер 2007 , с. 148: «То, что я предлагаю, — это точка зрения, дающая нам повод искать проблемы».
- ^ Смолин 2007 .
- ^ Макдермид 2008 , стр. 306–307.
- ^ Макдермид 2008 , стр. 307–308.
- ^ Макдермид 2008 , с. 309.
- ^ Гроарк 2012 , с. 531.
- ^ Левитас 2008b , стр. 53–54.
- ^ Левитас 2008b , с. 58.
- ^ Левитас 2008a , с. 92.
Источники
[ редактировать ]- Гроарк, Луи (2012). «Обзор книги «Пробуждение себя: освобожденный прагматизм ». Журнал Хейтропа . 53 (3): 531–532. дои : 10.1111/j.1468-2265.2011.00729_25.x .
- Левитас, Рут (2008a). «Будьте реалистами: требуйте невозможного». Новые образования: журнал культуры, теории и политики . 65 (65): 78–93. дои : 10.3898/NEWF.65.05.2008 .
- Левитас, Рут (май 2008b). «Прагматизм, утопия и антиутопия». Критические горизонты: журнал философии и социальной теории . 9 (1): 42–59. дои : 10.1558/crit.v9i1.42 . S2CID 144761406 .
- Макдермид, Дуглас (весна 2008 г.). «Обзор книги «Пробуждение себя: освобожденный прагматизм ». Обзор политики . 70 (2): 306–309. дои : 10.1017/s0034670508000429 . S2CID 146591766 .
- Смолин, Ли (31 августа 2007 г.). «Нет вечных истин, только божественные достижения» . Приложение Times о высшем образовании . Проверено 18 декабря 2015 г.
- Стоун, Мартин (1 августа 2007 г.). «Обзор книги «Пробуждение себя: освобожденный прагматизм » . Философские обзоры Нотр-Дама . Проверено 18 декабря 2015 г.
- Унгер, Роберто Мангабейра (2007). Самопробуждённое: освобожденный прагматизм . Кембридж: Издательство Гарвардского университета.