Большой Джон Додо
Большой Джон Додо | |
---|---|
Рожденный | Джон Додо Нангкирини в. 1910 возле станции Богемия-Даунс , Западная Австралия |
Умер | (в возрасте ок. 93) |
Место отдыха | Бидьяданга, Западная Австралия |
Известный | Скульптуры головы человека |
Стиль | Каменная скульптура |
Движение | Искусство коренных народов Австралии |
Джон Додо Нангкирини ( ок. 1910–2003 ), более известный как Большой Джон Додо , был культурным лидером и художником коренных народов Австралии . Он был лидером Караджарри народа региона Кимберли в Западной Австралии . Как художник он был известен своей резьбой человеческих голов из песчаника.
Биография
[ редактировать ]Додо родился примерно в 1910 году в Йилиле, местности недалеко от станции Богемия-Даунс , примерно в 32 километрах (20 милях) от общины Бидьяданга, Западная Австралия . [ 1 ] Он был известен как опытный скотовод и работал на различных скотоводческих станциях в Кимберли . [ 2 ] Его работа включала «брендинг, ограждение, поддержание запасов воды и перегон скота в Микатарру в поездке верхом, которая могла занять от 12 до 16 недель». [ 3 ] Додо десятилетия жил на станции Анна-Плейнс, но он и его жена Рози Манро были выселены в 1960-х годах, когда Анна-Плейнс была продана новым владельцам. Они прожили на другой станции около 18 месяцев, прежде чем переехать в миссию Ла Гранж в Бидьяданге. [ 3 ] где Додо провел большую часть оставшейся жизни. Он умер в Бруме в 2003 году и был похоронен в Бидьяданге. [ 4 ] [ 5 ]
Культурное лидерство
[ редактировать ]Додо был инициированным членом народа караджарри , чьи традиционные земли расположены вокруг залива Лагранж в Западном Кимберли. [ 6 ] Однако он получил посвящение в Явинье, расположенном на станции Анна-Плейнс на традиционных землях Ньянгумарты . [ 3 ] Поселившись в Бидьяданге, Додо сыграл ключевую роль в сохранении особой культурной самобытности караджарри после насильственного переселения правительством штата людей мангарла и ньигина из Великой песчаной пустыни в миссию Ла Гранж. [ 7 ] Его считали пирркой ( авторитетом племенного права). [ 8 ]
В 1995 году Додо инициировал иск коренных жителей на традиционные земли Караджарри, который был предоставлен в 2002 году на имя «Джона Дуду Нангкирини и других от имени народа Караджарри». [ 9 ] [ 10 ] Федерального суда Судья Энтони Норт провел слушания по доказыванию в Бидьяданге, где Додо, 90 лет, представил доказательства мест, которые он посетил в детстве со своими родителями, а также взаимосвязей между физическими местами и пукаррикарра Караджарри ( «Сновидения »). [ 8 ]
произведение искусства
[ редактировать ]
По словам Додо, свою первую голову он сделал примерно в 1938 или 1939 году, когда работал в компании Anna Plains, вырезая человеческое лицо из грязи перочинным ножом. Его работа привлекла внимание приглашенного антрополога Гельмута Петри . [ 11 ] Додо возобновил свои скульптуры человеческих голов в 1960-х годах после того, как поселился в Бидьяданге, сначала используя глину и дерево, а затем перейдя на известняк и песчаник. Его попросили вырезать каменную голову Иисуса для миссионерской церкви. он использовал изображение Туринской плащаницы В качестве модели , а полученную скульптуру использовал в качестве алтаря . [ 1 ]
Основным источником песчаника Додо была гора Фире (Караджарри: Паярр ), небольшой холм, расположенный недалеко от Восьмидесятимильного пляжа, примерно в 96 километрах (60 миль) к югу от Бидьяданги. Холм был окружен разбросанными кусками камня, которые, согласно рассказу Додо о Сновидениях Караджарри, были созданы, когда семья предков нарушила табу на употребление яиц вараны . Затем семья спряталась от Радужного Змея на горе Файр, который «напал на саму гору, откусывая большие куски камня». [ 12 ]
Коммерциализация
[ редактировать ]В 1970-х годах головы Додо привлекли внимание арт-дилера Мэри Маха, которая регулярно приезжала в Кимберли и продавала несколько голов из своей галереи в Перте . Его работа позже привлекла внимание британского бизнесмена лорда Макэлпайна , промоутера туризма в Бруме . Макэлпайн заказал у Додо 100 голов по цене 1000 австралийских долларов за голову. [ 13 ] По словам антрополога Джона Стэнтона, это представляло собой «невероятную сумму денег в период высокого уровня безработицы в Австралии и для отдаленных аборигенов, которые были одними из самых бедных в стране». [ 14 ]
Работа Додо положила начало тому, что Джон Мэтир назвал «почти неизвестным второстепенным художественным движением [...], которое сейчас плохо известно даже среди историков искусства коренных народов». Другие люди из Караджарри, в том числе Ян Гилберт, Мэтью Гилберт, Тедди Хантер и Дарси Хантер, были вдохновлены прибыльным характером работы Додо по созданию собственных скульптур человеческих голов. [ 15 ]
Прием и анализ
[ редактировать ]Работы Додо хранятся в Национальной галерее Австралии (NGA) в Канберре, Музее антропологии Берндта в Перте и Национальном институте культуры аборигенов Танданья в Аделаиде. Его головы первоначально выставлялись вместе с другими произведениями искусства коренных народов Австралии , но позже были включены в общую портретную живопись, включая две выставки в Национальной портретной галерее в 1999 и 2003 годах. [ 16 ]
Две работы Додо были представлены на Тактильность выставке NGA 2003 года « », куратором которой стала Бренда Л. Крофт , куратор которой отметил «сходство с западной традицией создания бюстов в виде портретов, которые были популярны в конце 19 и начале 20 веков». [ 2 ] Историк искусства Даррен Йоргенсен назвал работы Додо «переходной» формой искусства коренных народов Австралии, «ни классической, имитирующей доколониальные формы, ни современной , созданной с использованием совершенно новых материалов, таких как краски и холст». [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б МакКелсон 2000 , с. 575.
- ^ Jump up to: а б Крофт, Бренда Л.; Дженкинс, Сьюзен (2003). «Изображение образного» . Тактильность: два века предметов, текстиля и волокна . Национальная галерея Австралии: 12–17.
- ^ Jump up to: а б с Йоргенсен 2019 , с. 82.
- ^ Йоргенсен 2019 , с. 77.
- ^ Йоргенсен 2019 , с. 88.
- ^ Йоргенсен 2019 , стр. 77, 82.
- ^ Йоргенсен 2019 , с. 80.
- ^ Jump up to: а б Бэнхэм, Синтия (22 июля 2000 г.). «Путешествие на север». The Sydney Morning Herald – через ProQuest.
- ^ Jump up to: а б Йоргенсен 2019 , стр. 79–80.
- ^ «WCD2002/001 — Народ караджарри (зона А)» . Национальный реестр коренных титулов . Национальный трибунал по титулам коренных жителей . Проверено 30 августа 2023 г.
- ^ Йоргенсен 2019 , стр. 83–84.
- ^ МакКелсон 2000 , стр. 575–576.
- ^ Йоргенсен 2019 , стр. 85.
- ^ Йоргенсен 2019 , стр. 86.
- ^ Материя 2017 , стр. 37–38.
- ^ Йоргенсен 2019 , стр. 89.
Источники
[ редактировать ]- Йоргенсен, Даррен (2019). «Истории Большого Джона Додо и Караджарри» (PDF) . История аборигенов . 43 . АНУ Пресс: 77–92. дои : 10.22459/AH.43.2019.04 .
- Матер, Джон (2017). «Невидимые жанры, или о виртуальном и актуальном» (PDF) . Вестерли . 62 (2): 23–48.
- МакКелсон, Кевин (2000). «Додо, «Большой» Джон». В Ниле, Сильвия; Нил, Марго (ред.). Оксфордский справочник по искусству и культуре аборигенов . Издательство Оксфордского университета. стр. 575–576. ISBN 9780195506495 .