Руриций
Руриций I (ок. 440 – ок. 510) был галло-римским аристократом и епископом Лиможа с ок. С 485 по 510 год. Он один из писателей, чьи письма сохранились из позднеримской Галлии и отражают влияние вестготов на римский образ жизни. Его не следует путать с его зятем святым Рустиком (архиепископом Лионского) .
Жизнь
[ редактировать ]О жизни Руриция мало что известно, и часть имеющейся информации не является достоверной. Он один из четырех галло-римских аристократов пятого-шестого веков, чьи письма сохранились в большом количестве: среди других - Сидоний Аполлинарий , городской префект Рима в 468 году и епископ Клермона (умер в 485 году), Алким Экдиций Авитус , епископ Вьен (умерла в 518 г.); и Магнус Феликс Эннодий Арльский, епископ Тицинумский (умер в 534 г.). Все они были связаны в тесно связанную галло-римскую аристократическую сеть, которая обеспечивала епископов католической Галлии. [ 1 ]
Хотя информации о жизни Руриция мало, известно, что он в конце концов стал дедушкой, что позволяет предположить, что он, должно быть, дожил как минимум до 65 или 70 лет. дата его рождения около 440 г. [ 2 ] Точно так же нет никакой информации о его месте рождения, хотя он, похоже, имел прочные связи с Аквитанией в регионе Каор, и имеется значительная информация о его семье.
Родословная
[ редактировать ]Согласно Венантию Фортунату , Руриций был членом семьи Аникий , одной из самых важных аристократических семей в Риме . [ 3 ] Подробности его происхождения были предметом споров; [ 4 ] Объяснение Матисена состоит в том, что Руриций был сыном «Констанция» и «Леонтии», основываясь на его предположении, что его дедом по отцовской линии мог быть Флавий Констанций Феликс , а его мать — членом аристократической семьи Понтий Леонтий из Бурдигалии в Аквитании. Дополнительные доказательства, которые он предоставляет, включают (1) для Констанция существование консульского диптиха из слоновой кости для Фл. Констанций Феликс ( cos. 428), патриций и военный магистр с 425 по 430 год в Лиможе. [ 5 ] и тот факт, что у Руриция был сын с таким именем, и (2) для Леонтии, [ 6 ] использование имени Леонтий для брата и сына Руриция.
Кристиан Сеттипани соглашается, что мать Руриция была членом Понтий Леонтиев, возможной дочери Адельфия I, епископа Лиможа , но не делает никаких конкретных указаний относительно того, кем мог быть отец Руриция. [ 7 ] Он утверждает, что имя консула 428 года на самом деле было Флавий Феликс и что имя «Констанций» было добавлено по ошибке, что сделало этого человека одним из Эннодиев, и что Эннодии не породнились с Рурицием до следующего поколения через женился на одном из своих сыновей от эннодийской матери Парфения. [ 8 ]
Моммартс и Келли предполагают, что Руриций может быть сыном африканского проконсула, имя которого пока неизвестно, но иначе идентифицировано (по титулу) Сидонием в его письме Монтию как отец указанного Камилла. Это сделало бы Руриция братом Камилла и Фирмина Арля. [ 9 ] Возражение против этой гипотезы заключалось в том, что она делает безымянного африканского проконсула незасвидетельствованным в остальном сыном императора-цареубийцы Петрония Максима и что среди непосредственных потомков Руриция нет никаких имен Фирминидов. Сеттипани теперь признает Петрония Максима Аницием, но утверждает, что неназванный африканский проконсул вряд ли был сыном Максимуса. [ 10 ] В поддержку гипотезы Келли/Моммартса содержатся данные в его письмах о сильных связях Руриция с Арлем, а также аргумент о том, что имя «Фирминус» на самом деле вошло в употребление среди Ферреоли благодаря женитьбе на Папианилле, которая, как они предполагают, была сестра Руриция Тонантию Ферреолу; однако вопрос об отцовском наследии Руриция остается спорным.
Возможно, самым странным является нехарактерное для Сидония отсутствие энтузиазма по поводу отца Руриция, кем бы он ни был. Возможно, поскольку Руриций, очевидно, в какой-то момент был протеже Сидония, Сидоний, возможно, посчитал это как-то неуместным. Некоторые предполагают, что, тем не менее, Руриций, возможно, не был Аницием, поскольку в своих сохранившихся письмах он не упоминает о своем родстве и не общается ни с одним известным членом семьи. [ 11 ] В целом свидетельства Венанция Фортуната гораздо более убедительны.
Брак и дети
[ редактировать ]Руриций женился на Гиберии, дочери арвернского сенатора Омматия, потомка патриция . [ 12 ] живший в IV веке по имени Филагрий. [ 13 ] Отмечается, что она участвовала в его обращении к религиозной жизни и, таким образом, в престолонаследии епископской кафедры Лиможа примерно в 485 году. [ 14 ]
Хотя прямых доказательств того, были ли у них дочери, не сохранилось, известно, что у Руриция и Гиберии было пять сыновей: Омматий (старший), Епархий, Констанций, Леонтий и Аврелиан. Кроме того, у Руриция было несколько внуков и как минимум один правнук. [ 15 ] Тем не менее, предполагалось, что их дочь была женой Рустика, архиепископа Лиона . [ 10 ] [ 7 ] [ 8 ]
Епископ
[ редактировать ]Во время поздней империи и после захвата имперской Галлии вестготами галло-римские аристократы обычно находили убежище в церковных офисах, что позволяло не только сохранить местное влияние, но и некоторую личную безопасность. [ 16 ] Между прочим, Руриций был назначен епископом Лиможа после смерти короля Эврика 28 декабря 484 года. Еврику наследовал его сын Аларих II . Он правил на протяжении всего времени, когда Руриций был епископом, по-видимому, хорошо используя, среди прочего, юридическую хватку Руриция, пока Руриций не сошел со сцены, как говорилось ранее, между концом 506 и 510 годами. [ 17 ] Помимо его писем, единственное известное физическое наследие Руриция — это монастырь и церковь Святого Августина , которые он построил ок. 485. [ 18 ]
Сочинения
[ редактировать ]Коллекция Руриция, состоящая из 83 писем, из которых 12 адресованы ему, сохранилась в единственной рукописи под названием Codex Sangallensis 190 . [ 19 ] Они охватывают период около 30 лет и описывают, что произошло в Галлии после окончательного ухода римлян незадолго до 480 года. Письма дают представление о том, какой была жизнь грамотного римского населения под властью варваров; что изменилось, а что осталось. Например, они почти не обращают внимания на влияние вестготов на местную жизнь и деятельность, ставя вопрос о том, сильно ли это повлияло на местных жителей. [ 20 ] Большая часть корреспонденции Руриция была адресована близлежащим епископам и членам его семьи. [ 21 ] Хотя у него есть известные корреспонденты, по большей части они малоизвестны. Наконец, письма Руриция проливают свет на основные обстоятельства битвы при Вуйе близ Пуатье в 507 году; фундаментальное сражение в галльской истории, поскольку именно здесь франки победили вестготов. [ 20 ]
Историографический вклад
[ редактировать ]Споры вокруг актуальности
[ редактировать ]Ральф В. Матисен, переводчик последней серии писем Рурициуса, пишет, что они имеют большое значение для нашего понимания выживания классической литературы и развития западноевропейской религии и общества. [ 20 ] Однако некоторые историки критикуют письма из-за их исторической нерелевантности. Д-р Брэдли отмечает, что письма дают недостаточно информации ни для церковного историка, ни для богослова, поскольку они игнорируют основные современные события. Его главный аргумент состоит в том, что Руриций имел привычку отправлять устные сообщения носителем своих писем; поэтому его письма не дают никакого представления о событиях в Вестготской Галлии. [ 22 ]
Отношение к современникам
[ редактировать ]Подобно историографическим спорам, утверждается, что по сравнению с другими авторами писем, такими как Сидоний Аполлинарий , Авит Вьенский и Эннодий Павийский , Рюриций крайне молчалив о современных исторических событиях. [ 22 ] Например, Руриций не упоминает в своих письмах о таких событиях, как вторжения франков в вестготское королевство, но можно предположить, что они вызывали большую тревогу. [ 23 ] Таким образом, переписка Руриция более репрезентативна для типичных письменных сделок позднеримской аристократии. Таким образом, он предлагает иную и ценную точку зрения на свидетельства более политически активных авторов писем, таких как Августин, Сидоний, Авит, Эннодий и Кассиодор . Его письма отличаются от писем, написанных, например, Сидонием, многие из писем которого были написаны, когда Галлия еще была частью Римской империи. [ 20 ] Матисен отмечает, что пренебрежение Рурицием в переводе вызывает сожаление, поскольку он дает картину жизни в позднеримской Галлии, которая значительно дополняет картину Сидония. [ 20 ] Руриций — действительный представитель «галльского риторического стиля». [ 24 ]
Эпистолография
[ редактировать ]Письма Руриция демонстрируют важность письма, также известного как эпистолография . У него было много известных современных корреспондентов, чьи письма дополняли его собственные, и наоборот. Эпистолография была важнейшим средством сохранения аристократических связей в период упадка литературы в позднеримской Галлии, когда имперские литературные традиции были уничтожены. [ 1 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Матисен 1981, стр.107.
- ^ Матисен 1999, стр.19.
- ^ Венантий Фортунат, Кармина , 4,5; переведено в Mathisen, p. 253
- ^ между Стэнфордом Моммертсом и Дэйвом Келли (1992), Кристианом Сеттипани (1991) и Ральфом Матисеном (1999).
- ^ Матисен 1999, стр.21.
- ^ Матисен 1999, стр.24.
- ^ Jump up to: а б Сеттипани 1991, с. 196, 218.
- ^ Jump up to: а б Сеттипани 2002, с. 11.
- ^ Келли и Моммертс, 1992, стр. 114.
- ^ Jump up to: а б Сеттипани 2000, с. 381.
- ^ Матисен 1999, стр.4.
- ^ Гиллиард 1979, стр.686.
- ^ Матисен 1999, с. 22.
- ^ Матисен 1999, стр.23.
- ^ Матисен 1999, стр.25.
- ^ Матисен 1984, стр.168.
- ^ Матисен 1999, стр.12.
- ^ Матисен 1999, стр.36.
- ^ Матисен 1981, стр.108.
- ^ Jump up to: а б с д и Матисен 1999, стр.3.
- ^ Матисен 1999, стр.31.
- ^ Jump up to: а б Брэдли 1954, стр.268.
- ^ Матисен 1999, стр.39.
- ^ Брэдли 1954, стр.168.
Источники
[ редактировать ]- Брэдли, Д.Р. «Обзор: Письма Рюриция». Классический обзор , Новая серия 4, вып. 3/4 (1954): 268–269.
- Гиллиард, Фрэнк. «Сенаторы Галлии шестого века». Speculum , 54 (1979): 685–697.
- Матисен, Р. В. Руриций Лиможский и друзья: Сборник писем из Вестготской Галлии . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета, 1999.
- Матисен, Р.В. «Варварские епископы и церкви «в Barbaricis Gentibus» во время поздней античности». Speculum , 72 (1997): 664-697.
- Матисен, Р.В. Римские аристократы в варварской Галлии: стратегии выживания в переходный период . Остин, Техас: Издательство Техасского университета, 1993.
- Матисен, Р.В. Исследования в области истории, литературы и общества поздней античности . Амстердам: Хакерт, 1991.
- Матисен, Р.В. Церковная фракционность и религиозные противоречия в Галлии пятого века . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки, 1989.
- Матисен, Р.В. «Тема упадка литературы в позднеримской Галлии». Классическая филология , 83 (1988): 45–52.
- Матисен, Р.В. «Эмигранты, изгнанники и выжившие: аристократические варианты в вестготской Аквитании». Феникс , 38 (1984): 159–170.
- Матисен, Р.В. «Эпистолография, литературные круги и семейные связи в позднеримской Галлии». Труды Американской филологической ассоциации , 111 (1981): 95–109.
- Матисен, РВ и Данута Шанзер. Общество и культура в позднеантичной Галлии: обращение к источникам . Мичиган: Ашгейт, 2001.
- Моммертс, Т. Стэнфорд, и Келли, Дэвид Х. «Аникии Галлии и Рима», в Галлии пятого века: кризис идентичности? Под редакцией Джона Дринкуотера и Хью Элтона. Кембридж, 1992.
- Нери, Марино (редактор), Рурисио ди Лимож: Lettere (Пиза: Edizioni ETS, 2009) (Публикации факультета литературы и философии Университета Павии, 122).
- Сеттипани, Кристиан. Предки Карла Великого (Франция: Éditions Christian, 1989).
- Сеттипани, Кристиан. «Руриций, первый епископ Лиможа и его семейные союзы». Франция , 18 (1991).
- Сеттипани, Кристиан. Нееврейская преемственность и семейная преемственность в римских сенаторских семьях в имперскую эпоху: миф и реальность . Оксфорд: Отдел просопографических исследований, Колледж Линакр, Оксфордский университет, 2000.
- Сеттипани, Кристиан. ДОПОЛНЕНИЕ и ИСПРАВЛЕНИЯ (июль 2000 г. - октябрь 2002 г.) к журналу Continuite Gentilice et Continuite Familiae Das Les Familles Senatoriales Romaines a L'Epoque Imperialle: Myth et Realite . http://users.ox.ac.uk/~prosop/publications/volume-two.pdf. Архивировано 4 июня 2011 г. в Wayback Machine (2002 г.).
Внешние ссылки
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хагендал, Харальд. « Переписка Руриция», Acta Universitatis Gotenburgensis 58.3 (Гетеборг) 1952.
- Круш, Б. Послания Руриция в Мон. Гер. Хист. АА8 (Берлин) 1887 г.; А. Энглбрехт, изд. Rurici Epistolarum Libri Duo (Вена) 1891 г. Современные издания отсутствуют.