Высшее образование в арабском мире
Эту статью необходимо обновить . ( апрель 2024 г. ) |
Высшее образование в арабском мире — это необязательное формальное образование, которое предоставляется после среднего образования в двадцати двух арабских государствах . Ландшафт высшего образования в арабском мире характеризуется динамичным развитием, отражающим разнообразные культурные и социально-экономические контексты региона в 22 странах Ближнего Востока и Северной Африки . [1] От своего зарождения в древних центрах обучения до современных институтов, формирующих сегодня интеллектуальный дискурс, этот сектор на протяжении всей истории претерпел значительные изменения. [2]
В арабском мире находится один из старейших университетов мира — Университет Аль-Азхар , основанный в десятом веке нашей эры в Каире . Первоначально основанный как центр для мужчин по изучению исламского права и теологии, Аль-Азхар теперь предлагает множество академических дисциплин как студентам мужского, так и женского пола. [3] Историческое повествование о высшем образовании в арабском мире отмечено интеллектуальным обменом, культурным распространением и академическим превосходством. [4] От новаторских образовательных учреждений исламской цивилизации Золотого века , которые сохранили и расширили знания, до современных учреждений, находящихся под влиянием колониального наследия и националистических движений, образование было краеугольным камнем общественного прогресса и формирования арабской идентичности. [5] Если оставить в стороне Аль-Азхар, современное высшее образование в арабском мире часто восходит к колониальным и миссионерским университетам, основанным Европой и Соединенными Штатами в начале девятнадцатого века. Эти учреждения были немногочисленны, и доступ к ним был ограничен представителями высшего сословия, живущими в крупных городах. [6]
Высшее образование в регионе резко выросло и претерпело множество изменений с момента его зарождения в колониальный период и особенно с середины двадцатого века. В 21 веке сектор высшего образования арабского мира сталкивается с многочисленными проблемами на фоне возможностей, которые открывает глобализация и технологический прогресс. [7] Обеспечение качества, доступность, актуальность и утечка мозгов являются ключевыми проблемами, побуждающими заинтересованные стороны участвовать в диалоге и принимать меры по улучшению. [8] Хотя существуют значительные различия между секторами высшего образования в каждой стране арабского мира, некоторые общие тенденции очевидны, включая управление силами глобализации и попытки расширить доступ и гендерное равенство. [9] Несмотря на значительные изменения, арабские университеты продолжают получать относительно низкие оценки от основных мировых систем рейтинга университетов .
Современная история
[ редактировать ]До середины двадцатого века в регионе существовало десять университетов, в том числе Американский университет в Бейруте (тогда называвшийся Сирийским протестантским колледжем), Университет Святого Иосифа в Бейруте, Каирский университет (тогда называвшийся Египетским университетом), Университет Алжира и Университет Дамаска (тогда называвшийся Сирийским университетом). С упадком официального европейского колониализма и обретением независимости арабскими странами после Второй мировой войны число высших учебных заведений и набор студентов быстро увеличились. В то время как до обретения независимости учебные заведения были в основном частными и управляемыми иностранцами, университеты после обретения независимости были в основном государственными, управляемыми государством. В этот период сложилась четкая иерархия учебных дисциплин; Учащиеся с более высокими оценками в средней школе были приняты на факультеты естественных наук, а «более слабые» студенты были направлены на социальные, гуманитарные и исламские науки. [6]
Нестабильность, глобализация и общий экономический спад во многих арабских странах привели к новым реформистским тенденциям в высшем образовании, начавшимся в 1980-х годах и продолжающимся сегодня. Различные реформаторские движения обсуждаются различными заинтересованными сторонами (правительствами, местными и зарубежными учреждениями, студентами, гражданами) и приобретают разные характеристики в каждой арабской стране. Эти (не всегда успешные) реформы и тенденции включают усиление приватизации, призывы к более широкому доступу, улучшение способности университетов удовлетворять запросы общества, согласование образовательных «результатов» с потребностями рынка труда и ведение переговоров о конкурентном глобальном рынке образования. [10]
С последних лет двадцатого века в арабском мире наблюдается огромный рост высшего образования. Набор студентов подскочил с примерно 3 миллионов студентов в 1998/99 году до примерно 7,5 миллионов студентов в 2007/08 году, а количество университетов выросло почти в три раза за тот же период. Высшее образование в регионе также имеет тенденцию к увеличению приватизации, хотя между странами наблюдаются значительные различия; В Бахрейне, Ливане, Омане, Палестине и ОАЭ наблюдается самый высокий процент студентов, обучающихся в частных университетах (более 50 процентов), тогда как в Ираке, Ливии, Марокко и Судане наблюдается самый низкий процент студентов, обучающихся в частных университетах (20 процентов и менее). ). [10]
Сегодня в университетах исламоведение, социальные и гуманитарные науки обычно преподаются на арабском языке, тогда как «точные» науки, технологии и медицина обычно преподаются на английском или французском языке (на основе предыдущих колониальных правителей). Обучение на арабском языке почти исключительно ведется на современном стандартном арабском языке, в отличие от различных разговорных диалектов. Некоторые страны предложили – и в той или иной степени приняли – политику по увеличению объема обучения на арабском языке. Эта так называемая «арабизация» высшего образования является весьма спорным вопросом, вызывающим множество политических и культурных дебатов в различных арабских странах. [6]
Глобализация
[ редактировать ]Поскольку мир становится все более взаимосвязанным, образование рассматривается многими как важнейшее средство подготовки граждан к конкуренции в глобальной экономике, «основанной на знаниях». [11] В сфере высшего образования глобализация и растущая взаимосвязь проявляются в различных тенденциях, таких как рост числа студентов, получающих степени в университетах за пределами страны своего происхождения, [12] растущее число студентов, особенно из США, которые участвуют в программах «обучения за рубежом», [13] появление международных «филиалов» кампусов, присутствие международных преподавателей и глобальных систем рейтинга высшего образования. Стратегии глобализации во всем мире привели к все более гомогенизированному сектору высшего образования, поскольку правительства и учебные заведения стремятся соответствовать глобальным стандартам. [14] Более того, некоторые ученые утверждают, что растущая глобализация фактически привела к современной форме империализма, при которой экономические и культурные нормы и дискурсы навязываются доминирующими странами более слабым странам. [15] [16]
В последние годы государства-члены Всемирной торговой организации (ВТО) обсуждают применение Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) к сфере высшего образования. Эта политика свободной торговли влияет на статус ненациональных поставщиков образования, включая признание степеней, полученных в таких учреждениях, и имеет последствия для доступа к образованию и его качества, экономического развития и инноваций. Арабские члены ВТО не решаются вести переговоры по торговым соглашениям, связанным с ГАТС и свободной торговлей образовательными услугами (хотя некоторые арабские страны разрешают иностранным учреждениям работать в пределах своих границ). Среди опасений, разделяемых противниками свободной торговли образованием, — возможность того, что GATS приведет к маргинализации или ликвидации национальных университетов, которые не могут конкурировать в финансовом отношении с транснациональными учреждениями; что появление ненациональных институтов подорвет местные культурные аспекты образования; и что образовательная среда свободной торговли сократит доступ к высшему образованию и станет «элитарной системой». Сторонники GATS, тем временем, утверждают, что политика свободной торговли приведет к повышению эффективности, улучшению образовательных программ и снижению затрат для студентов. [17]
Арабские государства Персидского залива – Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты – приняли «западную» модель высшего образования, возможно, больше, чем любая другая арабская страна. В таких странах, как Катар и ОАЭ, это признание отражается во множестве иностранных «филиалов» кампусов, особенно в Education City в Катаре и Dubai Academic City . Примерно треть всех международных филиалов кампусов расположены в арабском мире, причем подавляющее большинство — в регионе Персидского залива , особенно в Катаре и ОАЭ. Одной из причин роста зарубежных филиалов кампусов является желание и способность арабских лидеров инвестировать большие суммы денег в проекты. Ученые нашли другие важные объяснения этой тенденции, такие как необходимость предоставить растущему молодому населению возможности образования, которые подготовят их к успеху в глобальной экономике, основанной на знаниях. Кувейт имеет ограниченные возможности выбора государственных институтов, но широкий выбор частных университетов. Эти частные университеты в Кувейте имеют впечатляющие кампусы, инфраструктуру и современные удобства. Все они быстрорастущие, принадлежат бизнес-домам, ориентированы на местных студентов и так или иначе связаны с западными университетами. Однако им не удалось произвести впечатление на глобальный рейтинг. Совет частных университетов (PUC) — государственный орган, контролирующий частные университеты Кувейта. Университеты Бахрейна не могут занять лидирующие позиции в арабском мире. Политические лидеры арабских государств Персидского залива используют специализированные «западные» университеты, чтобы конкурировать с местными вузами и заполнить пробелы в их образовательных программах. И хотя страны Персидского залива также все чаще отправляют своих граждан на обучение за границу, филиалы кампусов предоставляют больше возможностей тем студентам, которые не могут - по разным причинам - поехать за границу для обучения. [14] [18]
Кэссиди выделяет несколько областей, которыми арабские высшие учебные заведения должны заниматься, чтобы эффективно обучать студентов в современную эпоху глобализации, включая способность эффективно использовать новые технологии, способность и желание сотрудничать в глобальном масштабе, а также гибкость для адаптации в переменные обстоятельства. [11] Некоторые ученые и преподаватели пошли дальше, задаваясь вопросом, должны ли университеты по всему миру разрабатывать универсальные стандарты и ориентиры. Некоторые преподаватели утверждают, что стандартизация поможет университетам развиваться по образовательной «дорожной карте», в то время как другие утверждают, что диверсификация является сильной стороной высшего образования, и даже сомневаются в возможности разработки таких глобальных стандартов; другие специалисты в области образования, тем временем, утверждают, что глобальные рейтинговые системы уже начинают выполнять роль глобальной стандартизации. [19]
Гендерное равенство и доступ
[ редактировать ]Гендерное равенство в высшем образовании варьируется от страны к стране и менялось с течением времени. [20] В исследовании Бхандари и Эль-Амина семи арабских стран (Иордания, Ливан, Марокко, Катар, Саудовская Аравия, Тунис и ОАЭ) исследователи обнаружили, что мужчины и женщины составляют около 50 процентов учащихся высших учебных заведений. Однако между университетами существуют существенные различия; например, несколько университетов в странах Персидского залива предназначены для одного пола (только для мужчин или только для женщин), и поэтому набор женщин колеблется от нуля (только для мужчин) до 100 процентов (только для женщин). Некоторые университеты, особенно в Саудовской Аравии, принимают как мужчин, так и женщин, но имеют отдельные кампусы для каждого пола, в то время как другие университеты допускают обучение обоих полов в одном кампусе, но обучают их в разных классах. Около 85 процентов университетов, проанализированных в этом исследовании, являются полностью совместными. Исследователи определили Марокко и Ливан как страны с самым высоким уровнем гендерного равенства с точки зрения зачисления и совместного обучения. [10]
В отдельном исследовании, посвященном Бахрейну, Египту, Иордании, Марокко и Саудовской Аравии, Кирдар утверждает, что, несмотря на большое количество женщин, обучающихся в арабских университетах, а также многих арабских женщин, обучающихся в Европе и США, патриархальные ограничения не позволяют многим женщинам от использования высокого уровня образования в социальном и политическом авторитете. [20] Другие ученые также отмечают, что высшее образование не обязательно приводит к более высокому уровню участия женщин или их успехам в политике или на рынке труда. [21] [22] [23]
Некоторые ученые также обеспокоены тем, что женщины, хотя и учатся в относительно большом количестве в большей части арабского мира, чрезмерно представлены в таких областях, как искусство, гуманитарные науки, образование и уход, и недостаточно представлены в профессиональных и научных областях. [20] [22] В Египте, например, женщины составляют примерно 72 процента от общего числа студентов, обучающихся в области искусства, гуманитарных наук и образования, и при этом составляют менее 30 процентов от общего числа студентов, обучающихся инженерным специальностям. [22]
Другие утверждают, что, хотя гендерное равенство в высшем образовании значительно улучшилось за последние десятилетия, [21] [24] справедливый доступ к высшему образованию остается проблемой среди бедных слоев населения (как мужчин, так и женщин) многих арабских стран. [20] [24]
Глобальные рейтинги
[ редактировать ]Арабские университеты мало представлены в основных системах рейтингов университетов – Академическом рейтинге университетов мира (ARWU), Мировом рейтинге университетов (WUR) и Мировом рейтинге университетов QS (QS).
ARWU составлен Шанхайским университетом Цзяо Тонг . [25] и перечисляет 500 лучших университетов. Университеты ранжируются от 1 до 500, от 1 до 100 — индивидуально, от 101 до 200 — по группам по 50 (101–150, 151–200), а остальные — по группам по 100 (201–300, 301–400, 401-500). ARWU оценивает производительность, используя различные показатели, включая количество лауреатов Нобелевской премии среди выпускников и преподавателей, количество опубликованных статей в академических журналах, количество ссылок на статьи, опубликованные преподавателями университета, а также академическую успеваемость на душу населения. [26] Лучшим арабским университетом в ARWU является Университет короля Сауда (Саудовская Аравия), занимающий 151–200 места. Остальные арабские университеты в рейтинге: Университет короля Абдель Азиза (Саудовская Аравия, № 201–300); Университет нефти и полезных ископаемых имени короля Фахда (Саудовская Аравия, № 301-400); Каирский университет (№ 401-500); Университет науки и технологий короля Абдаллы (Саудовская Аравия, № 401-500); и Иорданский университет (№ 801-900). [27] [28]
WUR производится Times Higher Education, [29] в котором используются 13 «показателей эффективности» в пяти общих областях: преподавание, исследования, цитирование, доходы отрасли и международные перспективы. [30] Университеты ранжируются от 1 до 400, от 1 до 200 - индивидуально, от 201 до 300 - по группам по 25 (201-225, 226-250 и т. д.) и 301-400 - по группам по 50 (301-350, 351). -400). В число 400 лучших университетов WUR входят только два арабских университета, оба в Саудовской Аравии: Университет короля Абдель Азиза (№351–400) и Университет короля Сауда (№351–400). [31] Однако есть еще несколько университетов, включенных в отдельный «Рейтинг азиатских университетов»: Университет нефти и полезных ископаемых имени короля Фахда (Саудовская Аравия, #62); Университет Объединенных Арабских Эмиратов (№ 86); и Американский университет Бейрута (№ 87). [32]
Рейтинг QS, составленный Quacquarelli Symonds, [33] использует шесть показателей для ранжирования университетов: академическая репутация (согласно опросам), репутация работодателя (определенная из опросов), соотношение преподавателей и студентов, цитирование на факультет, доля иностранных студентов и доля иностранных преподавателей. [34] Университеты ранжируются от 1 до 800, от 1 до 399 - индивидуально, а 400-800 - в постепенно увеличивающиеся группы (последние 100 просто оцениваются как 700+). Самый популярный арабский университет снова находится в Саудовской Аравии: Университет нефти и полезных ископаемых имени короля Фахда (№ 216). Рейтинги QS включают наибольшее количество арабских университетов, в основном потому, что эта система оценивает гораздо больше университетов (800), чем ARWU (500) или WUR (400). Арабские университеты в рейтинге QS: Американский университет Бейрута (250-е место); Университет короля Сауда (Саудовская Аравия, № 253); Американский университет в Каире (№348); Университет короля Абдель Азиза (Саудовская Аравия, №360); Университет Объединенных Арабских Эмиратов (№ 421-430); Американский университет Шарджи (ОАЭ, № 431-440); Иорданский университет (№ 498); [35] Исламский университет имама Мохаммада ибн Сауда (Саудовская Аравия, № 491-500); Университет Султана Кабуса (Оман, № 501-550); Каирский университет (№ 551-600); Катарский университет (№ 551-600); Университет Умм Аль-Кура (Саудовская Аравия, № 551-600); Университет Абу-Даби (ОАЭ, №601-650); Университет Айн-Шамс (Египет, №601-650); Университет короля Халида (Саудовская Аравия, № 601-650); Университет Святого Иосифа (Ливан, № 601-650); Университет Аль-Азхар (Египет, №651-700); Иорданский университет науки и технологий (№ 651-700); Александрийский университет (Египет, №700+); Университет короля Фейсала (Саудовская Аравия, №700+); Кувейтский университет (№700+); Багдадский университет (#700+); и Университет Бахрейна (№ 700+). [36]
Три основные рейтинговые системы подразделяют свои рейтинги на основные мировые регионы. Рейтинги QS World University теперь публикуют региональный рейтинг для «Арабского региона». Пытаясь решить проблему отсутствия отдельного региона Ближнего Востока и Северной Африки, IIE опубликовал в 2012 году Классификацию высшего образования на Ближнем Востоке и в Северной Африке, в которой исследуются секторы высшего образования в Иордании, Ливане, Марокко, Катаре, Саудовской Аравии. Аравия, Тунис и Объединенные Арабские Эмираты. В исследовании оцениваются шесть аспектов высшего образования в этих странах: институциональные характеристики (т.е. государственные или частные), организация/система учебных программ, профиль студентов, культурная ориентация (арабская, американская, французская или британская), региональное и международное взаимодействие. Исследование столкнулось с рядом препятствий при сборе данных, включая нежелание участвовать со стороны правительств и учреждений, отсутствие централизованных институциональных данных и политическую нестабильность (исследование было разработано во время и после крупных протестов в 2011 году; по этой причине Египет был полностью исключен из исследования). [10]
Критика рейтингов университетов
[ редактировать ]Хотя рейтинги университетов имеют большое влияние (часто используются учебными заведениями для разработки будущей политики) и широко обсуждаются в академических кругах, [37] многие ученые и преподаватели критикуют полезность рейтингов. В целом критики утверждают, что рейтинги весьма субъективны, а методологии ошибочны. Среди наиболее распространенных критических замечаний в адрес рейтингов можно назвать: то, что они слишком сильно полагаются на «репутацию», субъективный показатель, который определяется в результате всемирных опросов ученых и администраторов; что многие регионы мира за пределами США и Западной Европы недостаточно представлены в опросах; что «исследовательское воздействие» слишком сосредоточено на количестве публикаций, а не на качестве; что точки зрения студентов и работодателей явно отсутствуют в методологиях ранжирования; и что лауреатам Нобелевской премии придается непропорционально большое значение в методологиях (особенно в рейтингах ARWU). [38] [39] [40] Некоторые ученые и преподаватели в арабском мире присоединились к критике рейтингов, разделяя обеспокоенность тем, что предполагаемые «объективные» рейтинги на самом деле весьма субъективны, и далее утверждая, что рейтинги предвзяты в пользу западных университетов. Другие представители арабского мира указали на нехватку финансовых ресурсов (особенно за пределами арабских государств Персидского залива), трудности с публикацией исследований в англоязычных журналах и ограниченные возможности арабских ученых участвовать в международных конференциях и совместных проектах как важные факторы. Факторы, которые объясняют плохие результаты арабских университетов в рейтингах. [41] Тот факт, что Саудовская Аравия может похвастаться лучшим арабским университетом в каждой из трех рейтинговых систем, часто объясняется высоким уровнем государственного финансирования образования, упором на исследования в области науки и техники. [42]
Было проведено тщательное исследование нескольких методологий ранжирования университетов, включая известные системы, такие как QS University Rankings , Times Higher Education World University Rankings и Academic Ranking of World Universities . В ответ на очевидные ограничения арабские ученые предложили разработать две инновационные методологии, специально предназначенные для мирового рейтинга университетов и рейтинга арабских университетов. Их опасения были связаны с предполагаемыми предубеждениями, которые ставят университеты арабского региона в невыгодное положение в существующих системах рейтингов. В частности, они подчеркнули важность пересмотра взвешивания показателей для устранения упущенных из виду институциональных различий. Этот призыв к корректировке, поддержанный различными академическими источниками, подчеркивает острую необходимость справедливой и равноправной оценки университетов во всем мире, особенно в арабском регионе. [43] [44]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Тенденции в глобальном высшем образовании: отслеживание академической революции» . unesdoc.unesco.org . Проверено 8 апреля 2024 г.
- ^ Вит, Ханс де (15 февраля 2020 г.). «Интернационализация высшего образования: необходимость более этического и качественного подхода» . Журнал иностранных студентов . 10 (1): i – iv. дои : 10.32674/jis.v10i1.1893 . ISSN 2166-3750 .
- ^ «Британская онлайн-энциклопедия» . Britannica.com . Проверено 26 марта 2014 г.
- ^ Макдиси, Джордж (1981). Рост колледжей: учебные заведения в исламе и на Западе . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-85224-375-6 . JSTOR 10.3366/j.ctvxcrkxg .
- ^ Хурани, Альберт Хабиб (2002). История арабских народов . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-01017-8 .
- ^ Jump up to: а б с Мазави, Андре Элиас (2005). «Контрастные взгляды на управление высшим образованием в арабских государствах», в Higher Education: Handbook of Theory and Research , 20: 133-189.
- ^ Альтбах, Филип Г.; Найт, Джейн (2007). «Интернационализация высшего образования: мотивы и реалии» . Журнал исследований в области международного образования . 11 (3–4): 290–305. дои : 10.1177/1028315307303542 . ISSN 1028-3153 .
- ^ Маргинсон, Саймон; Роудс, Гэри (1 апреля 2002 г.). «За пределами национальных государств, рынков и систем высшего образования: эвристика глобального агентства» . Высшее образование . 43 (3): 281–309. дои : 10.1023/А:1014699605875 . ISSN 1573-174X .
- ^ Форест, Джеймс Дж. Ф.; Альтбах, Филип Г., ред. (2007). «Международный справочник высшего образования» . СпрингерЛинк . дои : 10.1007/978-1-4020-4012-2 . ISBN 978-1-4020-4011-5 .
- ^ Jump up to: а б с д Бхандари, Раджика и Эль-Амин, Аднан (2012). Классификация высшего образования на Ближнем Востоке и в Северной Африке , Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Институт международного образования.
- ^ Jump up to: а б «Кэссиди, Томас (2002). «Образование в арабских государствах: подготовка к конкуренции в глобальной экономике», Отчет Всемирного экономического форума о глобальной конкурентоспособности за 2002–2003 годы ( PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 26 марта 2014 г. Проверено 26 марта 2014 г.
- ^ «Отчет IIE Open Doors 2013» . Iie.org . Проверено 26 марта 2014 г.
- ^ Хоффа, Уильям и ДеПол, Стивен (2010). «Введение» в книге Хоффа и ДеПола (редакторы) « История обучения в США за рубежом: 1965-настоящее время» , специальная публикация Frontiers: The Interdisciplinary Journal of Study Abroad , 1–13.
- ^ Jump up to: а б Донн, Гари и Аль Мантри, Яхья (2010). Глобализация и высшее образование в странах Персидского залива , Оксфорд: Книги симпозиума.
- ^ Хардт М. и Негри А. (2003). «Глобализация как империя», в Д. Хелде и А. МакГрю (редакторы). Читатель «Глобальные трансформации: введение в дебаты о глобализации» , Кембридж: Polity Press, 11-119.
- ^ Ян, Р. (2003). «Глобализация и развитие высшего образования: критический анализ», International Review of Education , 49(1), 269-291.
- ^ «Бубтана, А.Р. (2007) «ВТО/ГАТС: возможные последствия для высшего образования и исследований в арабских государствах». Представлено на региональном семинаре ЮНЕСКО « Влияние глобализации на высшее образование и исследования в арабских государствах » , Рабат, Марокко» (PDF) . Проверено 26 марта 2014 г.
- ^ Ханауэр, Элизабет и Фан, Ань-Хао (2011). Ближний Восток: самый смелый шаг глобального высшего образования , University World News
- ^ Фишер, Карин (2014). В поисках глобального контроля качества для университетов , Al-Fanar Media.
- ^ Jump up to: а б с д Кирдар, Серра (2007). «Влияние расширения прав и возможностей образования на женщин в арабском мире». В К. Броке и Л. Леверс (редакторы), «Аспекты образования на Ближнем Востоке и в Северной Африке» , Оксфорд: Symposium Books, 39–56.
- ^ Jump up to: а б Финдлоу, Салли (2007). «Женщины, высшее образование и социальные преобразования в странах Персидского залива». В К. Броке и Л. Леверсе (редакторы), «Аспекты образования на Ближнем Востоке и в Северной Африке» , Оксфорд: Symposium Books, 57-76.
- ^ Jump up to: а б с Мегахед, Нагва и Лак, Стивен (2011). «Колониальное наследие, права женщин и гендерное неравенство в образовании в арабском мире с особым упором на Египет и Тунис». Международное обозрение образования , 57(3-4): 397-418.
- ^ Янсен, Вилли (2006). «Гендер и расширение университетского образования в Иордании». Гендер и образование , 18(5): 473-90.
- ^ Jump up to: а б Аседо, К. (2011). «Достижения и проблемы высшего образования в арабских странах». Перспективы , 41(1): 1-3.
- ^ «Мировой рейтинг университетов 2013 | Академический рейтинг университетов мира» . Рейтинг Шанхая . Проверено 26 марта 2014 г.
- ^ «Рейтинговая методология академического рейтинга университетов мира – 2013» . Рейтинг Шанхая . Проверено 26 марта 2014 г.
- ^ «Университет Иордании. Рейтинг университетов Шанхая» . www.shanghairanking.com . Проверено 8 апреля 2024 г.
- ^ «Академический рейтинг университетов мира – 2013 | Топ-500 университетов | Шанхайский рейтинг – 2013 | Мировой рейтинг университетов – 2013» . Шанхайский рейтинг. Архивировано из оригинала 11 марта 2019 г. Проверено 26 марта 2014 г.
- ^ «Мировой рейтинг университетов — Главная» . Высшее образование Таймс . Проверено 26 марта 2014 г.
- ^ «Методология мирового рейтинга университетов 2013-2014» . Высшее образование Таймс . Проверено 26 марта 2014 г.
- ^ «Мировой рейтинг университетов 2013-2014» . Высшее образование Таймс . Проверено 26 марта 2014 г.
- ^ «Рейтинг 100 лучших университетов Азии 2013» . Высшее образование Таймс . Проверено 26 марта 2014 г.
- ^ «Рейтинги университетов, руководства, форумы и мероприятия» . Лучшие университеты . Проверено 26 марта 2014 г.
- ^ «QS Intelligence Unit | Мировой рейтинг университетов QS» . Iu.qs.com . Проверено 26 марта 2014 г.
- ^ «Университет Иордании» . Лучшие университеты . Проверено 8 апреля 2024 г.
- ^ «Мировой рейтинг университетов QS 2013» . Лучшие университеты. 27 августа 2013 г. Проверено 26 марта 2014 г.
- ^ Лаби, Аиша (2013). Рейтинги университетов растут, а вместе с ними появляются новые способы использования собираемых ими данных , Хроника высшего образования .
- ^ Лаби, Аиша (2010). «Times Higher Education» публикует новые рейтинги, но успокоят ли они скептиков? , Хроника высшего образования .
- ^ Мармолехо, Франциско (2010). Безумие рейтингов , Хроника высшего образования .
- ^ Лаби, Аиша (2011). Обзор рейтингов университетов предлагает всестороннюю критику процесса , Хроника высшего образования .
- ^ Макфедран, Чарльз (2013). Актуальны ли рейтинги университетов для арабского мира? , Аль-Фанар Медиа .
- ^ Макфедран, Чарльз (2013). Как саудовские университеты поднялись в мировых рейтингах , Al-Fanar Media .
- ^ Альтахайне, Абдель Рахман Митиб; Зибин, Асель (2 сентября 2021 г.). «Новый взгляд на методы рейтингования университетов во всем мире и в арабском регионе: факты и предложения» . Качество высшего образования . 27 (3): 282–305. дои : 10.1080/13538322.2021.1937819 . ISSN 1353-8322 .
- ^ Мохареб, Эсраа (12 июня 2015 г.). «Утвержден еще один рейтинг арабских университетов. Но нужен ли он?» . Аль-Фанар Медиа . Проверено 8 апреля 2024 г.