Jump to content

Высшее образование в арабском мире

Вид на мечеть Аль-Азхар и университет в Каире.
Университет Аль-Азхар в Каире.

Высшее образование в арабском мире — это необязательное формальное образование, которое предоставляется после среднего образования в двадцати двух арабских государствах . Ландшафт высшего образования в арабском мире характеризуется динамичным развитием, отражающим разнообразные культурные и социально-экономические контексты региона в 22 странах Ближнего Востока и Северной Африки . [1] От своего зарождения в древних центрах обучения до современных институтов, формирующих сегодня интеллектуальный дискурс, этот сектор на протяжении всей истории претерпел значительные изменения. [2]

В арабском мире находится один из старейших университетов мира — Университет Аль-Азхар , основанный в десятом веке нашей эры в Каире . Первоначально основанный как центр для мужчин по изучению исламского права и теологии, Аль-Азхар теперь предлагает множество академических дисциплин как студентам мужского, так и женского пола. [3] Историческое повествование о высшем образовании в арабском мире отмечено интеллектуальным обменом, культурным распространением и академическим превосходством. [4] От новаторских образовательных учреждений исламской цивилизации Золотого века , которые сохранили и расширили знания, до современных учреждений, находящихся под влиянием колониального наследия и националистических движений, образование было краеугольным камнем общественного прогресса и формирования арабской идентичности. [5] Если оставить в стороне Аль-Азхар, современное высшее образование в арабском мире часто восходит к колониальным и миссионерским университетам, основанным Европой и Соединенными Штатами в начале девятнадцатого века. Эти учреждения были немногочисленны, и доступ к ним был ограничен представителями высшего сословия, живущими в крупных городах. [6]

Высшее образование в регионе резко выросло и претерпело множество изменений с момента его зарождения в колониальный период и особенно с середины двадцатого века. В 21 веке сектор высшего образования арабского мира сталкивается с многочисленными проблемами на фоне возможностей, которые открывает глобализация и технологический прогресс. [7] Обеспечение качества, доступность, актуальность и утечка мозгов являются ключевыми проблемами, побуждающими заинтересованные стороны участвовать в диалоге и принимать меры по улучшению. [8] Хотя существуют значительные различия между секторами высшего образования в каждой стране арабского мира, некоторые общие тенденции очевидны, включая управление силами глобализации и попытки расширить доступ и гендерное равенство. [9] Несмотря на значительные изменения, арабские университеты продолжают получать относительно низкие оценки от основных мировых систем рейтинга университетов .

Современная история

[ редактировать ]
Студенты прогуливаются по кампусу Американского университета в Бейруте.
Студенты Американского университета в Бейруте в кампусе.

До середины двадцатого века в регионе существовало десять университетов, в том числе Американский университет в Бейруте (тогда называвшийся Сирийским протестантским колледжем), Университет Святого Иосифа в Бейруте, Каирский университет (тогда называвшийся Египетским университетом), Университет Алжира и Университет Дамаска (тогда называвшийся Сирийским университетом). С упадком официального европейского колониализма и обретением независимости арабскими странами после Второй мировой войны число высших учебных заведений и набор студентов быстро увеличились. В то время как до обретения независимости учебные заведения были в основном частными и управляемыми иностранцами, университеты после обретения независимости были в основном государственными, управляемыми государством. В этот период сложилась четкая иерархия учебных дисциплин; Учащиеся с более высокими оценками в средней школе были приняты на факультеты естественных наук, а «более слабые» студенты были направлены на социальные, гуманитарные и исламские науки. [6]

Нестабильность, глобализация и общий экономический спад во многих арабских странах привели к новым реформистским тенденциям в высшем образовании, начавшимся в 1980-х годах и продолжающимся сегодня. Различные реформаторские движения обсуждаются различными заинтересованными сторонами (правительствами, местными и зарубежными учреждениями, студентами, гражданами) и приобретают разные характеристики в каждой арабской стране. Эти (не всегда успешные) реформы и тенденции включают усиление приватизации, призывы к более широкому доступу, улучшение способности университетов удовлетворять запросы общества, согласование образовательных «результатов» с потребностями рынка труда и ведение переговоров о конкурентном глобальном рынке образования. [10]

С последних лет двадцатого века в арабском мире наблюдается огромный рост высшего образования. Набор студентов подскочил с примерно 3 миллионов студентов в 1998/99 году до примерно 7,5 миллионов студентов в 2007/08 году, а количество университетов выросло почти в три раза за тот же период. Высшее образование в регионе также имеет тенденцию к увеличению приватизации, хотя между странами наблюдаются значительные различия; В Бахрейне, Ливане, Омане, Палестине и ОАЭ наблюдается самый высокий процент студентов, обучающихся в частных университетах (более 50 процентов), тогда как в Ираке, Ливии, Марокко и Судане наблюдается самый низкий процент студентов, обучающихся в частных университетах (20 процентов и менее). ). [10]

Палестинские студенты в Бирзейтском университете в 2016 году.

Сегодня в университетах исламоведение, социальные и гуманитарные науки обычно преподаются на арабском языке, тогда как «точные» науки, технологии и медицина обычно преподаются на английском или французском языке (на основе предыдущих колониальных правителей). Обучение на арабском языке почти исключительно ведется на современном стандартном арабском языке, в отличие от различных разговорных диалектов. Некоторые страны предложили – и в той или иной степени приняли – политику по увеличению объема обучения на арабском языке. Эта так называемая «арабизация» высшего образования является весьма спорным вопросом, вызывающим множество политических и культурных дебатов в различных арабских странах. [6]

Глобализация

[ редактировать ]
Кампус Иорданского университета в Аммане является первым высшим учебным заведением в Иордании, основанным в 1962 году.

Поскольку мир становится все более взаимосвязанным, образование рассматривается многими как важнейшее средство подготовки граждан к конкуренции в глобальной экономике, «основанной на знаниях». [11] В сфере высшего образования глобализация и растущая взаимосвязь проявляются в различных тенденциях, таких как рост числа студентов, получающих степени в университетах за пределами страны своего происхождения, [12] растущее число студентов, особенно из США, которые участвуют в программах «обучения за рубежом», [13] появление международных «филиалов» кампусов, присутствие международных преподавателей и глобальных систем рейтинга высшего образования. Стратегии глобализации во всем мире привели к все более гомогенизированному сектору высшего образования, поскольку правительства и учебные заведения стремятся соответствовать глобальным стандартам. [14] Более того, некоторые ученые утверждают, что растущая глобализация фактически привела к современной форме империализма, при которой экономические и культурные нормы и дискурсы навязываются доминирующими странами более слабым странам. [15] [16]

В последние годы государства-члены Всемирной торговой организации (ВТО) обсуждают применение Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) к сфере высшего образования. Эта политика свободной торговли влияет на статус ненациональных поставщиков образования, включая признание степеней, полученных в таких учреждениях, и имеет последствия для доступа к образованию и его качества, экономического развития и инноваций. Арабские члены ВТО не решаются вести переговоры по торговым соглашениям, связанным с ГАТС и свободной торговлей образовательными услугами (хотя некоторые арабские страны разрешают иностранным учреждениям работать в пределах своих границ). Среди опасений, разделяемых противниками свободной торговли образованием, — возможность того, что GATS приведет к маргинализации или ликвидации национальных университетов, которые не могут конкурировать в финансовом отношении с транснациональными учреждениями; что появление ненациональных институтов подорвет местные культурные аспекты образования; и что образовательная среда свободной торговли сократит доступ к высшему образованию и станет «элитарной системой». Сторонники GATS, тем временем, утверждают, что политика свободной торговли приведет к повышению эффективности, улучшению образовательных программ и снижению затрат для студентов. [17]

Здание на территории кампуса Education City в Дохе, Катар.
Здание на территории кампуса Education City в Дохе, Катар.

Арабские государства Персидского залива – Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты – приняли «западную» модель высшего образования, возможно, больше, чем любая другая арабская страна. В таких странах, как Катар и ОАЭ, это признание отражается во множестве иностранных «филиалов» кампусов, особенно в Education City в Катаре и Dubai Academic City . Примерно треть всех международных филиалов кампусов расположены в арабском мире, причем подавляющее большинство — в регионе Персидского залива , особенно в Катаре и ОАЭ. Одной из причин роста зарубежных филиалов кампусов является желание и способность арабских лидеров инвестировать большие суммы денег в проекты. Ученые нашли другие важные объяснения этой тенденции, такие как необходимость предоставить растущему молодому населению возможности образования, которые подготовят их к успеху в глобальной экономике, основанной на знаниях. Кувейт имеет ограниченные возможности выбора государственных институтов, но широкий выбор частных университетов. Эти частные университеты в Кувейте имеют впечатляющие кампусы, инфраструктуру и современные удобства. Все они быстрорастущие, принадлежат бизнес-домам, ориентированы на местных студентов и так или иначе связаны с западными университетами. Однако им не удалось произвести впечатление на глобальный рейтинг. Совет частных университетов (PUC) — государственный орган, контролирующий частные университеты Кувейта. Университеты Бахрейна не могут занять лидирующие позиции в арабском мире. Политические лидеры арабских государств Персидского залива используют специализированные «западные» университеты, чтобы конкурировать с местными вузами и заполнить пробелы в их образовательных программах. И хотя страны Персидского залива также все чаще отправляют своих граждан на обучение за границу, филиалы кампусов предоставляют больше возможностей тем студентам, которые не могут - по разным причинам - поехать за границу для обучения. [14] [18]

Кэссиди выделяет несколько областей, которыми арабские высшие учебные заведения должны заниматься, чтобы эффективно обучать студентов в современную эпоху глобализации, включая способность эффективно использовать новые технологии, способность и желание сотрудничать в глобальном масштабе, а также гибкость для адаптации в переменные обстоятельства. [11] Некоторые ученые и преподаватели пошли дальше, задаваясь вопросом, должны ли университеты по всему миру разрабатывать универсальные стандарты и ориентиры. Некоторые преподаватели утверждают, что стандартизация поможет университетам развиваться по образовательной «дорожной карте», в то время как другие утверждают, что диверсификация является сильной стороной высшего образования, и даже сомневаются в возможности разработки таких глобальных стандартов; другие специалисты в области образования, тем временем, утверждают, что глобальные рейтинговые системы уже начинают выполнять роль глобальной стандартизации. [19]

Гендерное равенство и доступ

[ редактировать ]

Гендерное равенство в высшем образовании варьируется от страны к стране и менялось с течением времени. [20] В исследовании Бхандари и Эль-Амина семи арабских стран (Иордания, Ливан, Марокко, Катар, Саудовская Аравия, Тунис и ОАЭ) исследователи обнаружили, что мужчины и женщины составляют около 50 процентов учащихся высших учебных заведений. Однако между университетами существуют существенные различия; например, несколько университетов в странах Персидского залива предназначены для одного пола (только для мужчин или только для женщин), и поэтому набор женщин колеблется от нуля (только для мужчин) до 100 процентов (только для женщин). Некоторые университеты, особенно в Саудовской Аравии, принимают как мужчин, так и женщин, но имеют отдельные кампусы для каждого пола, в то время как другие университеты допускают обучение обоих полов в одном кампусе, но обучают их в разных классах. Около 85 процентов университетов, проанализированных в этом исследовании, являются полностью совместными. Исследователи определили Марокко и Ливан как страны с самым высоким уровнем гендерного равенства с точки зрения зачисления и совместного обучения. [10]

В отдельном исследовании, посвященном Бахрейну, Египту, Иордании, Марокко и Саудовской Аравии, Кирдар утверждает, что, несмотря на большое количество женщин, обучающихся в арабских университетах, а также многих арабских женщин, обучающихся в Европе и США, патриархальные ограничения не позволяют многим женщинам от использования высокого уровня образования в социальном и политическом авторитете. [20] Другие ученые также отмечают, что высшее образование не обязательно приводит к более высокому уровню участия женщин или их успехам в политике или на рынке труда. [21] [22] [23]

Некоторые ученые также обеспокоены тем, что женщины, хотя и учатся в относительно большом количестве в большей части арабского мира, чрезмерно представлены в таких областях, как искусство, гуманитарные науки, образование и уход, и недостаточно представлены в профессиональных и научных областях. [20] [22] В Египте, например, женщины составляют примерно 72 процента от общего числа студентов, обучающихся в области искусства, гуманитарных наук и образования, и при этом составляют менее 30 процентов от общего числа студентов, обучающихся инженерным специальностям. [22]

Другие утверждают, что, хотя гендерное равенство в высшем образовании значительно улучшилось за последние десятилетия, [21] [24] справедливый доступ к высшему образованию остается проблемой среди бедных слоев населения (как мужчин, так и женщин) многих арабских стран. [20] [24]

Глобальные рейтинги

[ редактировать ]

Арабские университеты мало представлены в основных системах рейтингов университетов – Академическом рейтинге университетов мира (ARWU), Мировом рейтинге университетов (WUR) и Мировом рейтинге университетов QS (QS).

ARWU составлен Шанхайским университетом Цзяо Тонг . [25] и перечисляет 500 лучших университетов. Университеты ранжируются от 1 до 500, от 1 до 100 — индивидуально, от 101 до 200 — по группам по 50 (101–150, 151–200), а остальные — по группам по 100 (201–300, 301–400, 401-500). ARWU оценивает производительность, используя различные показатели, включая количество лауреатов Нобелевской премии среди выпускников и преподавателей, количество опубликованных статей в академических журналах, количество ссылок на статьи, опубликованные преподавателями университета, а также академическую успеваемость на душу населения. [26] Лучшим арабским университетом в ARWU является Университет короля Сауда (Саудовская Аравия), занимающий 151–200 места. Остальные арабские университеты в рейтинге: Университет короля Абдель Азиза (Саудовская Аравия, № 201–300); Университет нефти и полезных ископаемых имени короля Фахда (Саудовская Аравия, № 301-400); Каирский университет (№ 401-500); Университет науки и технологий короля Абдаллы (Саудовская Аравия, № 401-500); и Иорданский университет (№ 801-900). [27] [28]

WUR производится Times Higher Education, [29] в котором используются 13 «показателей эффективности» в пяти общих областях: преподавание, исследования, цитирование, доходы отрасли и международные перспективы. [30] Университеты ранжируются от 1 до 400, от 1 до 200 - индивидуально, от 201 до 300 - по группам по 25 (201-225, 226-250 и т. д.) и 301-400 - по группам по 50 (301-350, 351). -400). В число 400 лучших университетов WUR входят только два арабских университета, оба в Саудовской Аравии: Университет короля Абдель Азиза (№351–400) и Университет короля Сауда (№351–400). [31] Однако есть еще несколько университетов, включенных в отдельный «Рейтинг азиатских университетов»: Университет нефти и полезных ископаемых имени короля Фахда (Саудовская Аравия, #62); Университет Объединенных Арабских Эмиратов (№ 86); и Американский университет Бейрута (№ 87). [32]

Рейтинг QS, составленный Quacquarelli Symonds, [33] использует шесть показателей для ранжирования университетов: академическая репутация (согласно опросам), репутация работодателя (определенная из опросов), соотношение преподавателей и студентов, цитирование на факультет, доля иностранных студентов и доля иностранных преподавателей. [34] Университеты ранжируются от 1 до 800, от 1 до 399 - индивидуально, а 400-800 - в постепенно увеличивающиеся группы (последние 100 просто оцениваются как 700+). Самый популярный арабский университет снова находится в Саудовской Аравии: Университет нефти и полезных ископаемых имени короля Фахда (№ 216). Рейтинги QS включают наибольшее количество арабских университетов, в основном потому, что эта система оценивает гораздо больше университетов (800), чем ARWU (500) или WUR (400). Арабские университеты в рейтинге QS: Американский университет Бейрута (250-е место); Университет короля Сауда (Саудовская Аравия, № 253); Американский университет в Каире (№348); Университет короля Абдель Азиза (Саудовская Аравия, №360); Университет Объединенных Арабских Эмиратов (№ 421-430); Американский университет Шарджи (ОАЭ, № 431-440); Иорданский университет (№ 498); [35] Исламский университет имама Мохаммада ибн Сауда (Саудовская Аравия, № 491-500); Университет Султана Кабуса (Оман, № 501-550); Каирский университет (№ 551-600); Катарский университет (№ 551-600); Университет Умм Аль-Кура (Саудовская Аравия, № 551-600); Университет Абу-Даби (ОАЭ, №601-650); Университет Айн-Шамс (Египет, №601-650); Университет короля Халида (Саудовская Аравия, № 601-650); Университет Святого Иосифа (Ливан, № 601-650); Университет Аль-Азхар (Египет, №651-700); Иорданский университет науки и технологий (№ 651-700); Александрийский университет (Египет, №700+); Университет короля Фейсала (Саудовская Аравия, №700+); Кувейтский университет (№700+); Багдадский университет (#700+); и Университет Бахрейна (№ 700+). [36]

Три основные рейтинговые системы подразделяют свои рейтинги на основные мировые регионы. Рейтинги QS World University теперь публикуют региональный рейтинг для «Арабского региона». Пытаясь решить проблему отсутствия отдельного региона Ближнего Востока и Северной Африки, IIE опубликовал в 2012 году Классификацию высшего образования на Ближнем Востоке и в Северной Африке, в которой исследуются секторы высшего образования в Иордании, Ливане, Марокко, Катаре, Саудовской Аравии. Аравия, Тунис и Объединенные Арабские Эмираты. В исследовании оцениваются шесть аспектов высшего образования в этих странах: институциональные характеристики (т.е. государственные или частные), организация/система учебных программ, профиль студентов, культурная ориентация (арабская, американская, французская или британская), региональное и международное взаимодействие. Исследование столкнулось с рядом препятствий при сборе данных, включая нежелание участвовать со стороны правительств и учреждений, отсутствие централизованных институциональных данных и политическую нестабильность (исследование было разработано во время и после крупных протестов в 2011 году; по этой причине Египет был полностью исключен из исследования). [10]

Критика рейтингов университетов

[ редактировать ]

Хотя рейтинги университетов имеют большое влияние (часто используются учебными заведениями для разработки будущей политики) и широко обсуждаются в академических кругах, [37] многие ученые и преподаватели критикуют полезность рейтингов. В целом критики утверждают, что рейтинги весьма субъективны, а методологии ошибочны. Среди наиболее распространенных критических замечаний в адрес рейтингов можно назвать: то, что они слишком сильно полагаются на «репутацию», субъективный показатель, который определяется в результате всемирных опросов ученых и администраторов; что многие регионы мира за пределами США и Западной Европы недостаточно представлены в опросах; что «исследовательское воздействие» слишком сосредоточено на количестве публикаций, а не на качестве; что точки зрения студентов и работодателей явно отсутствуют в методологиях ранжирования; и что лауреатам Нобелевской премии придается непропорционально большое значение в методологиях (особенно в рейтингах ARWU). [38] [39] [40] Некоторые ученые и преподаватели в арабском мире присоединились к критике рейтингов, разделяя обеспокоенность тем, что предполагаемые «объективные» рейтинги на самом деле весьма субъективны, и далее утверждая, что рейтинги предвзяты в пользу западных университетов. Другие представители арабского мира указали на нехватку финансовых ресурсов (особенно за пределами арабских государств Персидского залива), трудности с публикацией исследований в англоязычных журналах и ограниченные возможности арабских ученых участвовать в международных конференциях и совместных проектах как важные факторы. Факторы, которые объясняют плохие результаты арабских университетов в рейтингах. [41] Тот факт, что Саудовская Аравия может похвастаться лучшим арабским университетом в каждой из трех рейтинговых систем, часто объясняется высоким уровнем государственного финансирования образования, упором на исследования в области науки и техники. [42]

Было проведено тщательное исследование нескольких методологий ранжирования университетов, включая известные системы, такие как QS University Rankings , Times Higher Education World University Rankings и Academic Ranking of World Universities . В ответ на очевидные ограничения арабские ученые предложили разработать две инновационные методологии, специально предназначенные для мирового рейтинга университетов и рейтинга арабских университетов. Их опасения были связаны с предполагаемыми предубеждениями, которые ставят университеты арабского региона в невыгодное положение в существующих системах рейтингов. В частности, они подчеркнули важность пересмотра взвешивания показателей для устранения упущенных из виду институциональных различий. Этот призыв к корректировке, поддержанный различными академическими источниками, подчеркивает острую необходимость справедливой и равноправной оценки университетов во всем мире, особенно в арабском регионе. [43] [44]

  1. ^ «Тенденции в глобальном высшем образовании: отслеживание академической революции» . unesdoc.unesco.org . Проверено 8 апреля 2024 г.
  2. ^ Вит, Ханс де (15 февраля 2020 г.). «Интернационализация высшего образования: необходимость более этического и качественного подхода» . Журнал иностранных студентов . 10 (1): i – iv. дои : 10.32674/jis.v10i1.1893 . ISSN   2166-3750 .
  3. ^ «Британская онлайн-энциклопедия» . Britannica.com . Проверено 26 марта 2014 г.
  4. ^ Макдиси, Джордж (1981). Рост колледжей: учебные заведения в исламе и на Западе . Издательство Эдинбургского университета. ISBN  978-0-85224-375-6 . JSTOR   10.3366/j.ctvxcrkxg .
  5. ^ Хурани, Альберт Хабиб (2002). История арабских народов . Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-01017-8 .
  6. ^ Jump up to: а б с Мазави, Андре Элиас (2005). «Контрастные взгляды на управление высшим образованием в арабских государствах», в Higher Education: Handbook of Theory and Research , 20: 133-189.
  7. ^ Альтбах, Филип Г.; Найт, Джейн (2007). «Интернационализация высшего образования: мотивы и реалии» . Журнал исследований в области международного образования . 11 (3–4): 290–305. дои : 10.1177/1028315307303542 . ISSN   1028-3153 .
  8. ^ Маргинсон, Саймон; Роудс, Гэри (1 апреля 2002 г.). «За пределами национальных государств, рынков и систем высшего образования: эвристика глобального агентства» . Высшее образование . 43 (3): 281–309. дои : 10.1023/А:1014699605875 . ISSN   1573-174X .
  9. ^ Форест, Джеймс Дж. Ф.; Альтбах, Филип Г., ред. (2007). «Международный справочник высшего образования» . СпрингерЛинк . дои : 10.1007/978-1-4020-4012-2 . ISBN  978-1-4020-4011-5 .
  10. ^ Jump up to: а б с д Бхандари, Раджика и Эль-Амин, Аднан (2012). Классификация высшего образования на Ближнем Востоке и в Северной Африке , Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Институт международного образования.
  11. ^ Jump up to: а б «Кэссиди, Томас (2002). «Образование в арабских государствах: подготовка к конкуренции в глобальной экономике», Отчет Всемирного экономического форума о глобальной конкурентоспособности за 2002–2003 годы ( PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 26 марта 2014 г. Проверено 26 марта 2014 г.
  12. ^ «Отчет IIE Open Doors 2013» . Iie.org . Проверено 26 марта 2014 г.
  13. ^ Хоффа, Уильям и ДеПол, Стивен (2010). «Введение» в книге Хоффа и ДеПола (редакторы) « История обучения в США за рубежом: 1965-настоящее время» , специальная публикация Frontiers: The Interdisciplinary Journal of Study Abroad , 1–13.
  14. ^ Jump up to: а б Донн, Гари и Аль Мантри, Яхья (2010). Глобализация и высшее образование в странах Персидского залива , Оксфорд: Книги симпозиума.
  15. ^ Хардт М. и Негри А. (2003). «Глобализация как империя», в Д. Хелде и А. МакГрю (редакторы). Читатель «Глобальные трансформации: введение в дебаты о глобализации» , Кембридж: Polity Press, 11-119.
  16. ^ Ян, Р. (2003). «Глобализация и развитие высшего образования: критический анализ», International Review of Education , 49(1), 269-291.
  17. ^ «Бубтана, А.Р. (2007) «ВТО/ГАТС: возможные последствия для высшего образования и исследований в арабских государствах». Представлено на региональном семинаре ЮНЕСКО « Влияние глобализации на высшее образование и исследования в арабских государствах » , Рабат, Марокко» (PDF) . Проверено 26 марта 2014 г.
  18. ^ Ханауэр, Элизабет и Фан, Ань-Хао (2011). Ближний Восток: самый смелый шаг глобального высшего образования , University World News
  19. ^ Фишер, Карин (2014). В поисках глобального контроля качества для университетов , Al-Fanar Media.
  20. ^ Jump up to: а б с д Кирдар, Серра (2007). «Влияние расширения прав и возможностей образования на женщин в арабском мире». В К. Броке и Л. Леверс (редакторы), «Аспекты образования на Ближнем Востоке и в Северной Африке» , Оксфорд: Symposium Books, 39–56.
  21. ^ Jump up to: а б Финдлоу, Салли (2007). «Женщины, высшее образование и социальные преобразования в странах Персидского залива». В К. Броке и Л. Леверсе (редакторы), «Аспекты образования на Ближнем Востоке и в Северной Африке» , Оксфорд: Symposium Books, 57-76.
  22. ^ Jump up to: а б с Мегахед, Нагва и Лак, Стивен (2011). «Колониальное наследие, права женщин и гендерное неравенство в образовании в арабском мире с особым упором на Египет и Тунис». Международное обозрение образования , 57(3-4): 397-418.
  23. ^ Янсен, Вилли (2006). «Гендер и расширение университетского образования в Иордании». Гендер и образование , 18(5): 473-90.
  24. ^ Jump up to: а б Аседо, К. (2011). «Достижения и проблемы высшего образования в арабских странах». Перспективы , 41(1): 1-3.
  25. ^ «Мировой рейтинг университетов 2013 | Академический рейтинг университетов мира» . Рейтинг Шанхая . Проверено 26 марта 2014 г.
  26. ^ «Рейтинговая методология академического рейтинга университетов мира – 2013» . Рейтинг Шанхая . Проверено 26 марта 2014 г.
  27. ^ «Университет Иордании. Рейтинг университетов Шанхая» . www.shanghairanking.com . Проверено 8 апреля 2024 г.
  28. ^ «Академический рейтинг университетов мира – 2013 | Топ-500 университетов | Шанхайский рейтинг – 2013 | Мировой рейтинг университетов – 2013» . Шанхайский рейтинг. Архивировано из оригинала 11 марта 2019 г. Проверено 26 марта 2014 г.
  29. ^ «Мировой рейтинг университетов — Главная» . Высшее образование Таймс . Проверено 26 марта 2014 г.
  30. ^ «Методология мирового рейтинга университетов 2013-2014» . Высшее образование Таймс . Проверено 26 марта 2014 г.
  31. ^ «Мировой рейтинг университетов 2013-2014» . Высшее образование Таймс . Проверено 26 марта 2014 г.
  32. ^ «Рейтинг 100 лучших университетов Азии 2013» . Высшее образование Таймс . Проверено 26 марта 2014 г.
  33. ^ «Рейтинги университетов, руководства, форумы и мероприятия» . Лучшие университеты . Проверено 26 марта 2014 г.
  34. ^ «QS Intelligence Unit | Мировой рейтинг университетов QS» . Iu.qs.com . Проверено 26 марта 2014 г.
  35. ^ «Университет Иордании» . Лучшие университеты . Проверено 8 апреля 2024 г.
  36. ^ «Мировой рейтинг университетов QS 2013» . Лучшие университеты. 27 августа 2013 г. Проверено 26 марта 2014 г.
  37. ^ Лаби, Аиша (2013). Рейтинги университетов растут, а вместе с ними появляются новые способы использования собираемых ими данных , Хроника высшего образования .
  38. ^ Лаби, Аиша (2010). «Times Higher Education» публикует новые рейтинги, но успокоят ли они скептиков? , Хроника высшего образования .
  39. ^ Мармолехо, Франциско (2010). Безумие рейтингов , Хроника высшего образования .
  40. ^ Лаби, Аиша (2011). Обзор рейтингов университетов предлагает всестороннюю критику процесса , Хроника высшего образования .
  41. ^ Макфедран, Чарльз (2013). Актуальны ли рейтинги университетов для арабского мира? , Аль-Фанар Медиа .
  42. ^ Макфедран, Чарльз (2013). Как саудовские университеты поднялись в мировых рейтингах , Al-Fanar Media .
  43. ^ Альтахайне, Абдель Рахман Митиб; Зибин, Асель (2 сентября 2021 г.). «Новый взгляд на методы рейтингования университетов во всем мире и в арабском регионе: факты и предложения» . Качество высшего образования . 27 (3): 282–305. дои : 10.1080/13538322.2021.1937819 . ISSN   1353-8322 .
  44. ^ Мохареб, Эсраа (12 июня 2015 г.). «Утвержден еще один рейтинг арабских университетов. Но нужен ли он?» . Аль-Фанар Медиа . Проверено 8 апреля 2024 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 26104985ab635b0687c3e424b932e372__1715621640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/26/72/26104985ab635b0687c3e424b932e372.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Higher education in the Arab world - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)