Институционализация детей с ограниченными возможностями в России
![]() | статьи первый раздел Возможно, придется переписать . ( Октябрь 2013 г. ) |

Институционализация детей-инвалидов в России – это помещение детей, брошенных на произвол судьбы или чьи родители не могут их содержать, в учреждение, похожее на детский дом . Это часто происходит в странах, где альтернативные методы ухода недоступны. [ 1 ] Определение учреждения может быть неоднозначным; «Отчет Специальной экспертной группы по переходу от институционального ухода к уходу на уровне сообщества» [ 2 ] определяет учреждение на основе следующих принципов:
- Объект, отделенный от местного сообщества и не позволяющий нормального взаимодействия с сообществом. [ 3 ] : 119
- Учреждение, в котором проживает большая группа лиц, не являющихся членами семьи, которых заставляют следовать заранее запланированному графику, который может не соответствовать их индивидуальным потребностям. [ 3 ] : 119
- Учреждение, которое предоставляет жилье людям, которые изолированы из-за инвалидности и вынуждены жить в изоляции в течение длительных периодов времени. [ 3 ] : 119 Согласно статье 23 Конвенции о правах ребенка : «Государства-участники признают, что умственно или физически неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют самостоятельности и облегчают активное участие ребенка в жизни». сообщество». [ 4 ] Комитет по правам ребенка считает, что специальные учреждения стали широко распространенным вариантом размещения детей с ограниченными возможностями. В Замечании общего порядка № 9 от 2006 года сообщается об обеспокоенности отсутствием надлежащего лечения, а также повышенной уязвимостью к институциональному злоупотреблению и пренебрежению. [ 5 ] В России от 400 000 до 600 000 детей находятся под присмотром в специальных учреждениях, и эти дети подвержены опасениям, изложенным в отчете комитета. [ 6 ]
Советская идеология институционализации
[ редактировать ]В 1917 году русская революция привела к появлению советской идеологии, которая была сосредоточена вокруг идеи создания общества, свободного от аномалий. [ нужна ссылка ] . Таким образом, дети, рожденные с ограниченными возможностями, считались «дефектными», а политика «дефектологии» разрабатывалась постановлениями Совета Министров СССР. [ 7 ] По закону родители должны были отдать своих детей в специальные учреждения, поскольку семейный уход считался недостаточным для воспитания детей с особыми потребностями; государство сочло необходимым исправить такие нарушения, и было обещано предоставление необходимого лечения. На такую политику повлиял Институт дефектологии Льва Выготского , который основывался на идее, что всех детей необходимо корректировать, чтобы они могли нормально функционировать. [ нужна ссылка ] Если они не могли участвовать и отвечать требованиям «нормальных» стандартов при посещении школы, они считались «необучаемыми» и подвергались институционализации, изоляции и сегрегации от общественности. У школ не было возможности приспособиться к их потребностям. Установление социальной сегрегации было широко признано, и четкое разделение между людьми с ограниченными возможностями и остальной частью общества было частью повседневной жизни в России. Ранняя изоляция этих людей не была характерна для ранних лет, поскольку она продолжалась и во взрослой жизни из-за законов, которые группировали граждан с ограниченными возможностями в одну сферу занятости, что еще больше отчуждало их от общества. [ 6 ]
Влияние институционализации на детей
[ редактировать ]В докладе 1998 года « Выводы и рекомендации миссии по установлению фактов, спонсируемой ЮНИСЕФ в Российской Федерации », были обнаружены случаи, когда дети оставались без присмотра и подвергались ограничениям, а также случаи стереотипного поведения, такие как причинение самим себе физических повреждений и раскачивание в российских учреждениях. . [ 8 ] Также наблюдалось прикование детей к постели в течение нескольких часов и дней, а также сегрегация детей старшего возраста в отдельные классы учреждений, где они получали неадекватное образование. В отчете такие условия объясняются отсутствием необходимых ресурсов и перегруженностью персонала, который не в состоянии обеспечить необходимый уход всем детям. [ 9 ] Детей, помещенных в специальные учреждения, персонал часто приковывал к кроватям или кроваткам, если считалось, что ребенок заразен инфекционным заболеванием или если он был слишком слаб, чтобы его можно было вытащить из кровати. Детей, вызывавших наибольшую озабоченность у администрации приюта, насильно приковывали к постели и часто привязывали лохмотьями ткани к кроваткам в специально отведенных «комнатах для лежания». Обычно ребенка-инвалида в учреждении считают заразным из-за его психического состояния, включая детей с диагнозом шизофрения. Сотрудники детского дома пренебрегают детьми, считая, что забота их «испортит» ( доклад Хьюман Райтс Вотч ). Дети остаются лишенными возможности находиться на свежем воздухе и получать эмоциональное внимание. [ 10 ]
Исследования, связанные с институциональным уходом, были проведены в различных европейских странах и показали, что подобные условия приводят к множеству негативных последствий. Ниже приведены общие эффекты:
- Задержка развития распространена из-за отсутствия физической стимуляции и наличия ежедневного пренебрежения, а также задержки двигательных навыков, недостаточного развития мозга, нарушений социальных и когнитивных навыков и нарушений речи. расстройства привязанности Также распространены энурезе , тревожных расстройствах , расстройствах пищевого поведения , а также о трудностях в формировании здоровых отношений. , которые приводят к вредным действиям, причиняющим самому себе вред. Сообщалось также об [ 3 ] : 121 [ 11 ]
- Задержка физического развития происходит по самым разным причинам. Недоедание, отсутствие иммунизации, неправильное питание и депрессия, возникающая из-за отсутствия эмоционального внимания, — все это способствует задержке физического развития детей. широко распространенном инфекционном заболевании, проблемах со зрением, слухом, низком росте и весе, а также микроцефалии Сообщалось о . Хотя у детей могут быть исправимые врожденные дефекты, хирургическое вмешательство или необходимое лечение проводятся редко. [ 11 ] [ 12 ]
- Институциональное насилие широко распространено и приводит к дальнейшему физическому и эмоциональному ущербу. Сексуальное насилие также имеет место, но фактическая частота неизвестна. [ 3 ] : 121 [ 11 ]
Текущая ситуация
[ редактировать ]В 1993 году в Конституцию России были включены статьи, посвященные защите детей. Реализация этих статей должна была быть обеспечена различными нормативными актами, а также Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка», который вступил в силу 21 июля 1998 года и включает в себя принципы, изложенные в Конвенции о правах ребенка. Ребенок . [ 13 ] Несмотря на эти законы, услуги в России для детей с ограниченными возможностями отражают отношения, сложившиеся в советские времена, поскольку родители сообщают, что их по-прежнему поощряют оставлять своих детей под опекой специальных учреждений. В последнее время все больше семей игнорируют этот совет и предпочитают заботиться о своих детях, хотя некоторым из них пришлось последовать первоначальному совету позже из-за финансовых трудностей. [ 6 ] Матери также сообщают, что сталкиваются с общей враждебностью со стороны общества, когда решают позаботиться о своих детях вместо того, чтобы поместить их в государственные учреждения, а стигмы в отношении инвалидности по-прежнему распространены в российском обществе. [ 14 ]
С 2013 года Федеральный закон «Об образовании» предоставил детям с ограниченными возможностями право посещать общеобразовательные школы наряду с другими детьми без инвалидности, посещающими ближайшую к дому школу.
По итогам 2013 года в 10 школах Санкт-Петербурга развиваются программы инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями, финансирование составит 9,7 млн рублей, что эквивалентно 19,4 млн рублей в 2023 году. [ 15 ] [ 16 ] В последние годы дети с ограниченными возможностями постепенно получают доступ к большему количеству возможностей для получения обычного школьного и высшего образования.
В Минтруда и социальной защиты РФ сообщают, что среди населения России, получившего высшее образование, детей-инвалидов количество "в два раза ниже, чем у людей без инвалидности". [ 17 ]
Правительственные положения
[ редактировать ]Когда от новорожденных до четырехлетних детей родители по разным причинам отказываются, их отдают в Дома малютки, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения . Затем детей в возрасте четырех лет оценивают, чтобы определить, в какое учреждение их следует направить. В учреждениях, подведомственных Министерству образования и науки, размещаются дети, признанные способными к обучению, а остальные дети, признанные необучаемыми, отправляются в учреждения, поднадзорные Министерству труда и социального развития. Повзрослев, лиц, отнесенных к категории необучаемых, переводят в учреждения для взрослых, где в некоторых учреждениях люди остаются прикованными к постели. [ 6 ]
Когда детям-инвалидам в российских детских домах исполняется 18 лет, многих без согласия молодого человека переводят в закрытые государственные учреждения для взрослых.
Исследование Хьюман Райтс Вотч показало, что:
- В пяти городах России зафиксировано 28 случаев принудительного перевода детей в учреждения для взрослых после достижения ими 18-летнего возраста.
- А также 18 случаев перевода детей в петербургское учреждение для взрослых из нынешнего петербургского детского учреждения.
Исследование Хьюман Райтс Вотч 2020 года также показало, что существует множество случаев, когда детей, живущих в российских детских домах, принуждают подписать документы о поступлении в интернат для взрослых, не предлагая поддержки или знаний о том, как жить самостоятельно. Некоторых молодых людей без предварительного уведомления и согласия отвезли в учреждения для взрослых. [ 18 ]
Организация «Дети Павловска» создана Маргаретой фон дер Борхас — благотворительной организацией, созданной в 1992 году для помощи детям, достигшим 18-летнего возраста и не способным продолжать жить в российских детских домах. «Наша цель — превратить эти учреждения в учреждения поддержки семей». [ 19 ]
Специальное образование
[ редактировать ]По данным Библиотеки Конгресса США , около 1,6 миллиона детей в России нуждаются в доступе к специальному образованию. Несмотря на юридические постановления, которые разрешают детям посещать школу и требуют наличия специального образования, большинство из них не получают государственного образования. Однако были достигнуты успехи в предоставлении реабилитационных услуг в зависимости от инвалидности. [ 13 ] Существует восемь школ, которые обслуживают людей со следующими видами инвалидности: тяжелая умственное развитие, различные степени слепоты и глухоты, а также серьезные двигательные проблемы. [ 20 ] Библиотека Конгресса сообщает, что «в 2006 году в России было 1373 школы-интерната для 170 тысяч детей с патологией речи, слуха и языка, нарушениями зрения, умственной отсталостью, заболеваниями скелета и туберкулезом; и 1946 дневных школ для 236 тысяч учащихся-инвалидов». [ 13 ] Однако в первую очередь детей помещают в учреждения раннего возраста. С 1993 года Министерство образования давало рекомендации относительно создания классов для детей с ограниченными возможностями обучения, но такого рода социальные изменения все еще продолжаются. [ 20 ]
Инициативы
[ редактировать ]Предлагаемые международные планы
[ редактировать ]Несколько международных организаций разработали принципы, защищающие права детей с ограниченными возможностями. [ 3 ] : 121 В 2008 году инициатива Всемирной организации здравоохранения «Лучшее здоровье, лучшая жизнь» заявляет, что ее цель состоит в том, чтобы: «[E]гарантируйте, что все дети и молодые люди люди с ограниченными интеллектуальными возможностями полностью участвующие члены общества, живущие с их семьи, интегрированные в сообщество и получение медицинской помощи и поддержки, пропорциональных их потребностям». Конвенция о правах инвалидов содержит следующие статьи, в которых излагаются права детей-инвалидов, которые также защищают от институционализации.
- равенство и недискриминация (статья 5);
- право на жизнь (статья 10);
- равенство перед законом (статья 12);
- право на свободу и безопасность (статья 14);
- свобода от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания (статья 15);
- свобода от эксплуатации, насилия и злоупотреблений (статья 16);
- уважение физической и психической неприкосновенности (статья 17);
- право жить независимо и быть включенным в жизнь общества (статья 19);
- уважение частной жизни (статья 22); и
- уважение дома и семьи (статья 23). [ 21 ]
Обеспокоенность, связанная с нарушением статей КПИ, привела к проведению в Организации Объединенных Наций общего дня дискуссий, который в дальнейшем привел к принятию в 2009 году руководящих принципов ООН по альтернативному уходу за детьми. В пункте 22 говорится: «Признавая, что учреждения интернатного типа и семейные учреждения уход дополняет каждый другие в удовлетворении потребностей детей, где расположены крупные интернатные учреждения (учреждения) остаются, альтернативы должны быть разработаны в контексте общей деинституционализации стратегию с четкими целями и задачами, которая позволит их постепенное устранение». [ 22 ] Чтобы следовать руководящим принципам и положить конец практике институционализации, Европейское региональное отделение Управления ООН по правам человека разработало ряд предлагаемых решений в своем отчете «Права уязвимых детей в возрасте до трех лет: прекращение их помещения в институциональный уход». Эти решения включают в себя:
- Ресурсы для семей, такие как общественная поддержка, образование, здравоохранение и соответствующие уровни профилактических, поддерживающих или реабилитационных услуг в зависимости от потребностей. [ 21 ]
- Экономическая помощь для покрытия дополнительных расходов, связанных с обеспечением надлежащего ухода за детьми с ограниченными возможностями. Эта помощь может быть в форме грантов, социальных пенсий или любой другой формы финансовой помощи. [ 21 ]
- Соответствующие варианты ухода, если семьи не желают оставлять ребенка. Такие учреждения должны обеспечивать поддержку, образование и комплексные услуги. В обстоятельствах, когда родители хотят, но не могут заботиться о ребенке, у детей должна быть возможность как можно больше взаимодействовать со своими родителями. [ 21 ]
российское правительство
[ редактировать ]Библиотека Конгресса США сообщает, что «[до] 1979 года дети-инвалиды не были юридически признаны в Советском Союзе, поскольку инвалидность определялась как неспособность выполнять профессиональные функции из-за болезни или травмы». [ 13 ] В результате инвалидам не были предоставлены никакие льготы. 14 декабря 1979 года дети в возрасте до шестнадцати лет могли получать медицинские льготы при наличии у них определенного заболевания, как это предусмотрено Постановлением Министерства здравоохранения № 1265. [ 13 ] Ратификация Конституции России 1993 года положила начало прогрессу в области прав человека для всех, определив руководящие принципы, гарантирующие свободы всем людям. Хотя институционализация все еще широко распространена, когда детей оценивают по способностям, родителям предоставляются определенные гарантии. Родители должны быть проинформированы об оценке и договориться с выбранным учреждением до переезда ребенка. Адекватное помещение детей в надлежащие учреждения может быть неточным, поскольку необходимые ресурсы иногда отсутствуют. [ 13 ]
усыновление в США
[ редактировать ]В исследовании 2005 года среди 105 «постинституционализированных детей, усыновленных за рубежом» более половины из них, усыновленных в Соединенных Штатах, были выходцами из Китая и России. Дети из Восточной Европы первоначально «демонстрировали задержку роста на 1 месяц на каждые 5 месяцев, которые они провели в интернате. Они также демонстрировали задержку мелкой моторики (82%), крупной моторики (70%), речи (59%) и социально-эмоциональных способностей. (53%) навыки. [ 23 ] Анализ после усыновления показал, что 60,4% усыновителей сообщили об «отсутствии продолжающихся проблем со здоровьем или развитием у их детей». Хотя в этом исследовании представлены результаты, собранные у 105 детей, его авторы заявили, что необходимо собрать гораздо больше информации, чтобы оценить изменения, которые усыновление вносит в развитие и рост детей, которые ранее были помещены в специальные учреждения. [ 23 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Моррисон, Линн. «Наследие Чаушеску: семейная борьба и помещение детей в специальные учреждения в Румынии». Журнал семейной истории : 171.
- ^ «Отчет Специальной экспертной группы по переходу от институционального ухода к уходу на уровне сообщества» . Генеральный директорат по занятости, социальным вопросам и равным возможностям . Европейская комиссия . Проверено 30 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мулхейр, Жоржетта (2012). «Деинституционализация — приоритет прав человека для детей с ограниченными возможностями» (PDF) . Обзор равных прав . 9 . Проверено 20 октября 2013 г.
- ^ «Конвенция о правах ребенка» . ЮНИСЕФ: Управление исследований . ЮНИСЕФ . Проверено 20 октября 2013 г.
- ^ «Комитет по правам ребенка, Замечание общего порядка № 9, Права детей с ограниченными возможностями (Сорок третья сессия, 2007 г.), Документ ООН CRC/C/GC/9 (2007 г.)» . Университет Миннесоты: Библиотека по правам человека . Университет Миннесоты . Проверено 30 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д Розенталь, Эрик; Элизабет Бауэр; Мэри Ф. Хайден; Андреа Холли (1999). «Реализация права на интеграцию в общество для детей с ограниченными возможностями в России: рамки прав человека для международных действий». Здоровье и права человека . 4 (1): 83–84. дои : 10.2307/4065169 . JSTOR 4065169 . ПМИД 10438556 .
- ^ Коркунов Владимир Владимирович; Александр С. Нигаев; Линн Д. Рейнольдс; Джанет В. Лернер (март – апрель 1998 г.). «Специальное образование в России: история, реальность и перспективы». Журнал неспособности к обучению . 31 (2): 186–192. дои : 10.1177/002221949803100209 . ПМИД 9529789 . S2CID 44517080 .
- ^ Колосков, Сергей. «Отчаянное положение детей-инвалидов в российских учреждениях» . Мир инвалидов . Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 20 октября 2013 г.
- ^ «Выводы и рекомендации миссии по установлению фактов, спонсируемой ЮНИСЕФ, в Российскую Федерацию с 20 октября по 6 ноября 1998 года» . Дети в российских учреждениях: права человека и возможности реформ . Международная организация по правам психических инвалидов. Ноябрь 1998 года . Проверено 30 ноября 2013 г.
- ^ админ (19 декабря 2016 г.). «Инвалиды в России» . Ресурс для особых потребностей . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Исследование институционального ухода за детьми в Центральной и Восточной Европе и бывшем Советском Союзе» (PDF) . Семейные дела . Каждый ребенок. Архивировано из оригинала (PDF) 11 ноября 2011 года . Проверено 20 октября 2013 г.
- ^ Миллер, Лори (апрель 2000 г.). «Первоначальная оценка роста, развития и последствий институционализации детей, усыновленных за рубежом». Педиатрические летописи . 29 (4): 224–232. дои : 10.3928/0090-4481-20000401-08 . ПМИД 10782478 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Права детей: Российская Федерация» . Библиотека Конгресса . 3 мая 2012 года . Проверено 20 октября 2013 г.
- ^ Ярская-Смирнова, Елена (1999). « Я не знаю, что принесет будущее»: Материнство детей-инвалидов в России и политика исключения». Frontiers: Журнал женских исследований . 20 (2): 68–86. дои : 10.2307/3347014 . JSTOR 3347014 .
- ^ 1548–1675 А.Г. Виноградов, Народное хозяйство России 1515–2015 , 1703–1913 : Миронов, Б. (2010). Заработная плата и цены в императорской России, 1703-1913 гг. Русское обозрение , 69(1), 47-72. Получено 21 мая 2021 г., 1914–1956 : Ефремов, Стивен М., Роль инфляции в советской истории: цены, уровень жизни и политические изменения (2012), 1956–1984 : ЦРУ , СССР: оценки личных доходов и сбережений. С 1985 по 1990 год : Стэнли Фишер, 1994. Россия и Советский Союз тогда и сейчас , Главы NBER, в: Переходный период в Восточной Европе, Том 1, Страновые исследования, страницы 221–258, Национальное бюро экономических исследований, Inc., 1991. -2023 : Федеральная служба государственной статистики, Индексы потребительских цен на товары и услуги в Российской Федерации, ежемесячные данные (с 1991 г.).
- ^ Пригодные для жизни инвалиды: жизненные пути и структуры возможностей во времени (Отчет). КОРДИС. 1 февраля 2016 г. doi : 10.3030/647125 .
- ^ Ванг, Хоуа (2023). «Неравная включенность: влияние университетов на знания недостаточно представленных студентов о аспирантуре и доступ к ней» . Материалы ежегодного собрания AERA 2023 года . Вашингтон, округ Колумбия: AERA. дои : 10.3102/2018883 . S2CID 261318996 .
- ^ «Россия: Перспективы молодежи с ограниченными возможностями для взрослых туманны | Хьюман Райтс Вотч» . 6 декабря 2018 года . Проверено 12 декабря 2023 г.
- ^ Перспективы реализации междисциплинарных исследований: сборник статей международной научной конференции (Санкт-Петербург, июнь 2023 г.) Перспективы реализации междисциплинарных исследований: сборник статей международной научной конференции (Санкт-Петербург, Июнь 2023) . 6 июля 2023 г. doi : 10.58351/230615.2023.40.24.001 . ISBN 978-5-907676-81-7 .
- ^ Jump up to: а б Малофеев, Николай (1998). «Специальное образование в России: Исторические аспекты». Журнал неспособности к обучению . 31 (2): 181–185. дои : 10.1177/002221949803100208 . ПМИД 9529788 . S2CID 21574053 .
- ^ Jump up to: а б с д «Права уязвимых детей в возрасте до трех лет: прекращение их помещения в специальные учреждения» (PDF) . Европейский региональный офис . Организация Объединенных Наций: Управление Верховного комиссара по правам человека . Проверено 20 октября 2013 г.
- ^ «Руководство по альтернативному уходу за детьми» (PDF) . Генеральная Ассамблея . Объединенные Нации . Проверено 20 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Миз, Рут (сентябрь 2005 г.). «Несколько новых детей: постинституционализированные дети международного усыновления». Журнал специального образования . 39 (3): 162. дои : 10.1177/00224669050390030301 . S2CID 144029692 .