Межрегиональные отношения между Северной Африкой и странами Африки к югу от Сахары

Северная Африка и Африка к югу от Сахары — это два отдельных, но взаимосвязанных региона, которые имеют множество культурных, религиозных, экономических, миграционных, политических и других социальных компонентов, которые влияют на межрегиональные отношения между обеими соответствующими континентальными зонами. Хотя не существует единого стандартизированного определения того, какие страны составляют тот или иной регион, Северная Африка в широком смысле определяется как северная часть Африки, охватывающая Марокко, Алжир, Тунис, Ливию и Египет, иногда включая Западную Сахару и Судан. Напротив, Африка к югу от Сахары обычно относится к штатам и территориям, которые полностью или частично лежат к югу от пустыни Сахара . [ 1 ] Общие связи между обоими регионами проистекают из множества элементов, в том числе: традиционных религиозных и культурных связей, общих экономических интересов и интересов развития, внутрирегиональной миграции между странами обоих регионов, а также развивающихся политических и дипломатических отношений между государствами.

Традиционно ученые считали это двумя отдельными образованиями (Северная Африка обычно изучается наряду с Ближним Востоком как регион Ближнего Востока и Северной Африки ), но недавние исследования пересмотрели воздействие и влияние, которые оба региона оказывают друг на друга, особенно в контексте современных событий и дел. Это способствовало общему сдвигу в панафриканском дискурсе и диалоге в последние десятилетия, при этом более инклюзивный трансконтинентальный взгляд постепенно стал приниматься в основных научных кругах. Такие научные взгляды согласуются с историческими данными, которые указывают на то, что оба образования являются тесно связанными сферами с общей историей культурного распространения и обмена населением. [ 2 ]
Однако на популярном уровне этот трансконтинентальный взгляд на панафриканизм встретил определенное сопротивление, особенно со стороны жителей Северной Африки и членов отдельных групп этнических меньшинств, многие из которых считают себя уникальными по сравнению со своими коллегами из стран южнее Сахары или этническим большинством. . [ 3 ] Однако такие системные обмены между странами Северной Африки и странами Африки к югу от Сахары со временем уменьшили эту резкую демаркационную линию, иллюстрируя сложность отношений между обоими регионами. Это явление особенно отчетливо можно наблюдать в случае стран Африки к югу от Сахары, граничащих с Северной Африкой, например, в странах, расположенных в регионе Сахеля и в Восточной Африке. [ 4 ] Уровни интеграции между обоими регионами со временем менялись, а нынешние всеобъемлющие цели международных отношений между государствами двух регионов формализуют и закрепляют эти отношения.
Религия, культура и общество
[ редактировать ]Исламская идентичность
[ редактировать ]В VII веке нашей эры Северная Африка была завоевана арабами-мусульманами , что обеспечило контекст, в котором ислам в конечном итоге распространился среди населения Африки к югу от Сахары, особенно в Восточной и Западной Африке, в последующие столетия благодаря их последующему воздействию исламизированных берберских торговцев. , учёные и священнослужители Северной Африки. [ 2 ] Обращение в ислам ускорилось во время вторжения Альморавидов , берберской кочевой группы, что вызвало волну исламского обращения в Империи Гана в 11 веке. [ 5 ] Считается, что ислам распространился по всей Африке в целом мирным, постепенным и асимметричным образом, за исключением ограниченного количества военных кампаний и жестоких конфликтов. [ 4 ] Во многих случаях принятие ислама было стимулировано его преимуществом в торговле с арабами. [ 2 ]
Именно в этом отношении ислам в Африке эволюционировал, чтобы кооптировать и существовать параллельно с множеством различных традиционных практик и ритуалов, присущих различным регионам, где он был принят. Одним из таких случаев является Кумби-Салех , столица Ганской империи, которая в середине XI века была разделена на два отдельных города, один из которых был преимущественно мусульманским и имел двенадцать мечетей, а другой имел традиционные анимистские святыни. [ 2 ] Вообще говоря, африканское искусство также адаптировалось к исламскому влиянию: были построены мечети со сложными геометрическими узорами, импортированы североафриканские методы ткачества и заменены традиционные талисманы кораническими амулетами. [ 5 ]
Языковые связи
[ редактировать ]
Арабский язык — один из самых распространенных языков в Африке, с большой степенью внутреннего разнообразия между его многочисленными диалектами. Некоторые примеры преобладающих африканских арабских диалектов включают североафриканский, египетский и суданский. Это также язык меньшинства в ряде стран Африки к югу от Сахары, таких как Нигерия, Чад и Эритрея. Это отражает его природу как языка, который имеет высокую степень взаимосвязи с исламской культурой и традициями. [ 6 ]
В середине VIII века купцы-мусульмане родом из Аравии и Египта основали постоянные поселения рядом с ранее существовавшими городами и торговыми центрами на побережье Суахили. Взаимодействие и смешанные браки этих арабов с коренными народами банту в конечном итоге привели к формированию квазикреолизованной культуры, уникальной для побережья Суахили. Центральным элементом этой идентичности была не только исламская вера, но и смесь арабского языка с местными лингвистическими диалектами банту, в результате чего появился пиджин-язык суахили. [ 2 ]
Французский является еще одним основным языком, общим для нескольких стран обоих соответствующих регионов, таких как Алжир, Тунис, Кот-д'Ивуар, Сенегал и Демократическая Республика Конго. По данным франкоязычной организации La Francophonie , к 2050 году 85% франкоговорящих людей во всем мире могут проживать в Африке. Во многом это связано с колониальным наследием Франции как в Северной, так и в Западной Африке, а также сравнительно высоким уровнем рождаемости в Африке. эти франкоязычные африканские страны. Граждане нефранкоязычных африканских стран также стремились выучить французский язык как второстепенный или высший язык. Это позволило французскому языку выступать в качестве лингва франка между людьми из разных стран Северной Африки и Африки к югу от Сахары. [ 7 ]
Экономические связи
[ редактировать ]
Северная Африка и страны к югу от Сахары имеют обширный исторический опыт торговли и коммерции, насчитывающий более тысячи лет торговые сети арабских купцов. [ 2 ] Эта традиция экономических сделок между соседними странами на континенте приобрела новое значение в современную эпоху, поскольку формирование региональных экономических сообществ и общие интересы развития имеют приоритет в современных африканских делах.
Африканский союз
[ редактировать ]Предшественником современного Африканского союза (АС) был альянс африканских государств, которые стремились сотрудничать на основе общих интересов в качестве недавно деколонизированных и независимых управляющих образований. Он был вдохновлен антиколониалистскими и панафриканистскими настроениями, которые преобладали в начале 1960-х годов, когда африканские страны получили независимость от европейских имперских держав. Оно было вызвано маргинализацией Африки в глобальной сфере, энтузиазм, который можно проследить еще в 19 веке. [ 1 ] Эта группа, Организация африканского единства (ОАЕ), была сформирована в 1963 году после встречи тридцати двух глав государств в Аддис-Абебе, Эфиопия. [ 8 ] ОАЕ стремилась содействовать солидарности между африканскими государствами в достижении своих амбиций по искоренению колониализма, защите территориального суверенитета и обеспечению лучшей жизни для всех народов Африки. [ 9 ] Аналогичным образом, цели и задачи Африканского Союза обычно рассматриваются как основанные на панафриканских настроениях, например, через его цели, относящиеся к достижению большей политической координации и социально-экономической интеграции между его пятьдесят пятью государствами-членами. [ 10 ]
Хотя панафриканизм можно истолковать как символ единства чернокожих, в частности, в странах Африки к югу от Сахары, его также поддержали нечерные африканцы. Одним из таких сторонников этой политической философии и дальнейшей интеграции континента был Муаммар аль-Каддафи из Ливии, который направил свои панарабистские настроения на установление более глубоких отношений со своими африканскими коллегами посредством расширения участия в Африканском Союзе. [ 10 ] Это контрастирует с отношениями других стран Северной Африки с АС, таких как Марокко, которое покинуло организацию на 33 года, прежде чем вновь присоединиться к ней из-за признания независимости Западной Сахары . [ 10 ] АС также активно осуществляет межрегиональное сотрудничество, уделяя особое внимание членству и координации между более мелкими региональными экономическими организациями, такими как Союз арабского Магриба и Экономическое сообщество западноафриканских государств.
Межрегиональные союзы
[ редактировать ]Региональные экономические сообщества (РЭС) — это региональные организации африканских государств, которые были созданы в соответствии с Лагосским планом действий 1980 года и признаны Африканским союзом. Основная цель этих групп состоит в том, чтобы лучше облегчить региональную экономическую интеграцию среди членов различных субрегионов Африки и укрепить более широкое Африканское экономическое сообщество (АЭС), которое само было создано в 1991 году в соответствии с Абуджийским договором . [ 11 ] Они выступают в качестве основополагающих опор на пути дальнейшей интеграции континента.

Восемь РЭК, признанных в настоящее время АС, включают:
- Союз арабского Магриба (САМ)
- Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА)
- Сообщество государств Сахеля и Сахары (CEN-SAD)
- Восточноафриканское сообщество (ВАС)
- Экономическое сообщество центральноафриканских государств (ЭСЦАГ)
- Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС)
- Межправительственный орган по развитию (IGAD)
- Сообщество развития юга Африки (САДК)
Межрегиональная миграция
[ редактировать ]Миграционные модели и тенденции
[ редактировать ]Статистические исследования показывают, что более трети африканцев задумывались об эмиграции из места своего нынешнего происхождения. [ 12 ] Исследование, проведенное панафриканской исследовательской сетью Afrobarometer, показало, что африканцы, которые, скорее всего, желали эмиграции, были в среднем молодыми людьми и теми, кто имел более высокий уровень образования, например, среднее и высшее образование. Кроме того, мужчины мигрируют чаще, чем женщины: только 17% межафриканских мигрантов составляют женщины. [ 13 ] Наиболее частыми направлениями миграции африканских эмигрантов были те, которые находились внутри континента, особенно в аналогичном географическом регионе или в других частях Африки. Фактически, более 80% африканской миграции происходит внутри континента. [ 14 ]
Мотивирующие факторы
[ редактировать ]Сложное множество переменных определяет обстоятельства, при которых многие африканцы в конечном итоге решают мигрировать в другие места, и не ограничиваются лишь непосредственными причинами. Среди основных факторов, названных опрошенными респондентами в качестве причин, по которым они стремились эмигрировать, были факторы, связанные с улучшением экономических перспектив или избежанием финансовых трудностей. Примерно 44% респондентов указали, что они «ищут работу», а 29% отметили, что «избегают бедности и экономических трудностей». [ 12 ] Исследования, проведенные Афробарометром, показали, что каждый пятый опрошенный африканец по крайней мере частично зависит от денежных переводов, отправляемых ему членами семьи, проживающими за границей, и что примерно у 25% опрошенных хотя бы один член семьи проживал за границей в течение последних трех лет. . [ 12 ]
Несмотря на популярное представление и широкое освещение в СМИ, подавляющее большинство африканских мигрантов иммигрируют в другие места континента. [ 15 ] В период с 2015 по 2017 год количество африканцев, проживающих за пределами континента, увеличилось лишь на небольшую разницу в миллион по сравнению с увеличением на 3 миллиона тех, кто живет в других частях региона. [ 16 ] Эти цифры иллюстрируют, насколько межрегиональная миграция опередила внерегиональную миграцию за последнее десятилетие.
Современные проблемы и влияние
[ редактировать ]
Межрегиональные мигранты в Африке могут столкнуться с целым рядом логистических проблем на любом этапе своего миграционного процесса. Одной из перспективных проблем, с которыми сталкивается большинство африканцев, стремящихся иммигрировать, является ограничение их мобильности на основании строгих визовых требований и других юридических препятствий. Согласно индексу паспортов Henley and Partners за 2018 год, только три африканские страны входят в число самых мобильных паспортов в мире. Это, в свою очередь, отражает статус развития государств: более богатые страны в среднем занимают более высокие места в индексе паспортной мобильности. [ 16 ] Таким образом, миграция для выходцев из развивающихся стран значительно затруднена. В контексте межконтинентальной миграции в Африке, которая подпитывается преимущественно экономическими мотивами или политическими раздорами, это подчеркивает степень координации между государствами в решении проблемы межрегиональной миграции. В отсутствие таких положений сети нелегальной миграции и торговли людьми могут процветать в результате отсутствия законных средств для миграции.
Хотя чистая иммиграция играет важную роль в экономическом развитии стран-получателей, очень немногие страны внедрили конкретные структурные политические рамки для управления своим мигрантским населением. Таким образом, эти страны оказываются неспособными в полной мере воспользоваться этой дополнительной рабочей силой из-за таких факторов, как существование широко распространенного неформального экономического сектора , неадекватная практика управления трудом и повсеместное отсутствие трудового законодательства . Сюда входит иммиграция в страны Северной Африки, которые сравнительно богаче своих стран к югу от Сахары, таких как Египет, Алжир и Марокко. Предварительные исследования показывают, что улучшение результатов развития коррелирует с улучшением сетей социального обеспечения трудовых мигрантов. [ 14 ]
Это оказывает существенное влияние на межрегиональную интеграцию, поскольку одной из заявленных целей Африканского экономического сообщества и его государств-членов является создание условий для обеспечения свободного передвижения между странами и регионами Африки. В 2018 году Африканский союз принял общеконтинентальное соглашение о свободной торговле, которое предусматривало свободное передвижение людей. Он предусматривает три последовательных этапа реализации, которые включают отмену визовых ограничений и особые условия передвижения для приграничных сообществ, студентов и исследователей. Он также предполагает положения, обеспечивающие защиту мигрантов, чтобы они не подвергались эксплуатации. Однако Протокол о свободном передвижении Африканского союза был ратифицирован только четырьмя государствами-членами, и до сих пор сталкивается с серьезными проблемами при его принятии и реализации на всем континенте. [ 17 ]
Политические и дипломатические отношения
[ редактировать ]В XXI веке возникающие проблемы, общие для африканских государств как Северной Африки, так и стран Африки к югу от Сахары, позволили этим двум регионам переоценить свои отношения друг с другом. Некоторые из наиболее насущных проблем, которые странам Африки придется решать в ближайшие десятилетия, включают международные права на водопользование, влияние изменения климата на сельское хозяйство и экономику, а также борьбу с транснациональным терроризмом и повстанческими движениями.

Экологические проблемы
[ редактировать ]В условиях ускорения изменения климата и его все более ощутимого воздействия на сельское хозяйство по всей Африке правительства стремились стимулировать проведение институциональных и экономических реформ, которые повышают устойчивость к изменению климата на местном и транснациональном уровне. [ 18 ] Это имеет особую актуальность, поскольку многие ученые считают, что Африка является территорией, наиболее уязвимой к изменчивости климата , особенно с учетом сильной зависимости экономики Африки от натурального сельского хозяйства . Несмотря на резкие различия климата в разных зонах континента, все они сталкиваются с огромными препятствиями в поддержании сельскохозяйственного производства. Большинство исследований указывают на чистое негативное воздействие изменения климата на производство сельскохозяйственных культур, что иллюстрирует, почему межрегиональные африканские организации уделяют приоритетное внимание борьбе с последствиями изменения климата посредством сотрудничества по увеличению адаптационного потенциала фермеров . [ 18 ]
Еще одной проблемой, связанной с изменением климата, является тема международных прав на водопользование. Одним из ярких примеров является река Нил , течение которой на протяжении всей истории вызывало большие споры. С ростом уровня изменения климата большая часть воды теряется в результате испарения. Ситуация также усугубляется демографическим бумом в странах Африки к югу от Сахары, который, как ожидается, создаст дополнительную нагрузку на эти ограниченные водные ресурсы. [ 19 ] Египет, за которым следует Судан, в настоящее время является крупнейшим потребителем воды Нила и разработал стратегии монополизации ее использования. В этом случае предложение превышает спрос; все стороны заявляют о своей потребности в водах Нила в качестве дополнения к своим собственным целям развития. Это привело к напряженным отношениям со странами верхнего течения, такими как Кения и Уганда, а также к более чем десятилетним безуспешным попыткам договориться о справедливых мерах по разделению воды. [ 19 ]

Терроризм и повстанческие движения
[ редактировать ]Проблемой, которая мешает стабильному управлению в ряде африканских стран, является распространенность исламских экстремистских движений и повстанческих движений. Такие перемещения объясняют смешанными социальными факторами, такими как бедность или отсутствие возможностей получения образования. Кроме того, считается, что социально-экономические, политические и этнические переменные играют роль в успешном сохранении этих движений и подрыве государственной власти. [ 20 ] Общая политизация ислама в странах с мусульманским большинством как в Северной Африке, так и в странах Африки к югу от Сахары рассматривается некоторыми как реакция на навязывание западных идеологий и принципов посредством наследия колониализма или культурного распространения. Сильные символы исламской идентичности, укоренившиеся в этих регионах, выступают в качестве катализатора, из-за которого конфликт может возникнуть и даже выйти за пределы границ. Яркий пример этого можно увидеть в случае с Боко Харам , воинственной исламистской террористической группировкой, возникшей в Нигерии, которая совершила несколько актов массового насилия по всему региону Большого Сахеля. Страны Африки в последнее время сосредоточили усилия на снижении уровня радикализации и устранении оперативных угроз со стороны таких групп. [ 20 ]
См. также
[ редактировать ]- Демография Африки
- Внутриафриканская миграция
- Ислам в Африке
- Панафриканизм
- Экономика Африки
- Африканский Союз
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Цели и органы Африканского союза: https://au.int/en/au-nutshell
- Организация Объединенных Наций | Обзор Африки: https://www.un.org/en/global-issues/africa
- Всеобщая история Африки ЮНЕСКО: https://en.unesco.org/general-history-africa.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Мурити, Тимоти (12 июля 2017 г.). Африканский союз: панафриканизм, миростроительство и развитие (1-е изд.). Рутледж. дои : 10.4324/9781315241470 . ISBN 978-1-315-24147-0 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Распространение ислама в Древней Африке» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 13 мая 2022 г.
- ^ «AD516: Связывающие узы? Свидетельства единства и разделения в 34 африканских странах» . www.afrobarometer.org . Проверено 13 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Коколе, Омари Х. (1984). «Афро-арабские отношения: культурная перспектива» . Индия ежеквартально . 40 (1): 1–36. дои : 10.1177/097492848404000101 . ISSN 0974-9284 . JSTOR 45071930 . S2CID 150817254 .
- ^ Jump up to: а б «Торговля и распространение ислама в Африке» . www.metmuseum.org . Октябрь 2001 года . Проверено 13 мая 2022 г.
- ^ Оуэнс, Джонатан (26 марта 2020 г.), Воссен, Райнер; Диммендал, Геррит Дж. (ред.), «Арабский язык в Африке» , Оксфордский справочник африканских языков , Oxford University Press, стр. 904–916, doi : 10.1093/oxfordhb/9780199609895.013.68 , ISBN 978-0-19-960989-5 , получено 13 мая 2022 г.
- ^ «Почему будущее французского языка – африканское» . Новости Би-би-си . 07.04.2019 . Проверено 13 мая 2022 г.
- ^ «Организация африканского единства (1963-2002)*» . 10 мая 2009 г. Проверено 13 мая 2022 г.
- ^ «Организация африканского единства (ОАЕ)/Африканский союз (АС)» . www.dirco.gov.za . Проверено 13 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Беджауи, Мохаммед (01 января 2012 г.), «От панафриканского движения к Африканскому союзу. Краткий исторический обзор шагов к африканскому единству» , Африканский союз: правовая и институциональная основа , Brill | Найхофф, стр. 7–23, номер документа : 10.1163/9789004227729_003 , ISBN. 9789004221000 , получено 13 мая 2022 г.
- ^ «Региональные экономические сообщества (РЭЦ) | Африканский союз» . au.int . Проверено 13 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Африканская миграция: пять вещей, которые мы узнали» . Новости Би-би-си . 26 марта 2019 г. Проверено 13 мая 2022 г.
- ^ «Африканские мигранты: куда они идут и почему?» . Лаборатория иммиграционной политики . Проверено 13 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Благосостояние беженцев может улучшиться благодаря миграции внутри Африки» . Обмен . 09.05.2022 . Проверено 13 мая 2022 г.
- ^ Шимелес, Абебе (декабрь 2010 г.). «Модели миграции, тенденции и проблемы политики в Африке» (PDF) . Серия рабочих документов № 119 – через Африканский банк развития.
- ^ Jump up to: а б «Африканская миграция: о чем на самом деле говорят нам цифры» . Всемирный экономический форум . 7 июня 2018 года . Проверено 13 мая 2022 г.
- ^ Доклад о миграции в Африке бросает вызов этому повествованию . Адеранти Адепожу, Международная организация по миграции, Комиссия Африканского союза. Аддис-Абеба. 2020. ISBN 978-92-9068-842-6 . OCLC 1280684973 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Чаллинор, Эндрю; Уилер, Тим; Гарфорт, Крис; Крауфурд, Питер; Кассам, Амир (27 июня 2007 г.). «Оценка уязвимости систем продовольственных культур в Африке к изменению климата» . Климатические изменения . 83 (3): 381–399. Бибкод : 2007ClCh...83..381C . дои : 10.1007/s10584-007-9249-0 . ISSN 0165-0009 . S2CID 153411875 .
- ^ Jump up to: а б Милас, Сейфулазиз Лео (2013). Разделение Нила: Египет, Эфиопия и геополитика воды . Лондон: Плутон Пресс. ISBN 978-1-84964-813-4 . OCLC 856541908 .
- ^ Jump up to: а б Окафор, Икенна (2016), «Исламский экстремизм в Западной Африке: исторический и теологический анализ кризиса религиозного разбоя в исламе» , Религия, власть и государство , Нью-Йорк: Palgrave Macmillan, США, стр. 101–120, дои : 10.1057/978-1-137-59990-2_5 , ISBN 978-1-137-59989-6 , получено 13 мая 2022 г.