Уильям Уайт (миссионер)
Уильям Уайт | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Инглтон, графство Дарем , Англия | 11 февраля 1794 г.
Умер | 25 ноября 1875 г. Окленд , Новая Зеландия | (81 год)
Род занятий | Миссионер Трейдер |
Супруг | Элиза Уайт |
Уильям Уайт английского происхождения (11 февраля 1794 – 25 ноября 1875) был миссионером Уэслианской церкви в ранней колониальной Новой Зеландии .
Родившийся в Англии, Уайт приехал в Новую Зеландию в 1823 году, чтобы основать первую веслианскую миссию в стране, в Каео , недалеко от гавани Вангароа . Позже он возглавил миссию Мангунгу в Хокианге , а тем временем вернулся в Англию, чтобы найти жену. Дальнейшие станции были установлены вдоль западного побережья Северного острова . Будучи непростой личностью, он вскоре оттолкнул других миссионеров из-за управления миссией и был отозван в Англию в 1836 году. После расследования он был уволен из Уэслианского служения два года спустя, поскольку считалось, что он вел ненадлежащую коммерческую деятельность, находясь руководил миссиями в Новой Зеландии. Некоторое время он работал в новозеландской компании , пока не поссорился с ее руководителями. Он вернулся в Новую Зеландию и поселился в Хокианге, проповедуя и торгуя. Его деловые интересы пострадали, когда в результате кораблекрушения погиб груз леса. Он умер в Окленде в возрасте 81 года.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Уильям Уайт родился в Инглтоне , графство Дарем , 11 февраля 1794 года и был старшим сыном Фрэнсиса и Ханны Уайт. По профессии он был краснодеревщиком, но также был мирским проповедником в Уэслианской церкви . Он был рукоположен в сан миссионера Уэслианского миссионерского общества (WMS) 23 января 1822 года и отправлен в Новую Зеландию, чтобы помочь преподобному Сэмюэлю Ли в формировании первой миссии WMS в стране. [ 1 ] [ 2 ]
Миссионер
[ редактировать ]Вскоре после своего рукоположения Уайт отправился в Австралию на борту « Деверона» , где перевёлся на « Сент-Майкл» , перевозивший припасы для предполагаемой станции WMS. [ 1 ] Он прибыл в Новую Зеландию в мае 1823 года и вместе с Ли основал станцию в Каео , недалеко от гавани Вангароа . [ 3 ] К ним присоединились и другие миссионеры, в том числе Джон Хоббс и Джеймс Стэк . [ 4 ] Однако вскоре Уайт оказался у руля, поскольку Ли переехал в Сидней из-за плохого здоровья. Вскоре возник конфликт с местными маори , которых больше интересовали коммерческие возможности, предоставляемые магазинами миссии, чем адаптация к христианству. Напряженность в этом районе была такой, что Уайт искал возможные места для новой станции, дойдя до центрального Вайкато в 1825 году. [ 1 ] Услышав о возможных планах англиканских миссионеров открыть станции в этом районе, он призвал к созданию дальнейших миссий WMS. [ 5 ]
В 1826 году Уайт вернулся в Англию в поисках жены. При этом он работал в ряде приходов, в том числе в Нортгемптоне, а затем в Корнуолле. [ 6 ] Он должным образом женился на Элизе Ли , которой было 20 лет, 30 июня 1829 года в Блантишеме в Хантингдоншире . [ 1 ] [ 7 ] [ 8 ] Тем временем первоначальная станция WMS в Каео была заброшена после набега местных маори, а уэслианские миссионеры переехали в Хокиангу . [ 3 ] [ 9 ] новая станция «Миссия Мангунгу» Там была открыта , и в январе 1830 года Уайт и его жена прибыли, чтобы взять на себя управление. Через несколько месяцев первый ребенок пары родился мертвым. В следующем году родился сын, но умер в возрасте шести месяцев. [ 10 ]

Целью Уайта в Мангунгу было расширение зоны действия WMS, и он должным образом организовал дальнейшие миссии в Кавиа и Вайнгароа , на западном побережье Северного острова . Он хотел открыть станцию в Вангапе , но этого не произошло из-за нехватки персонала. [ 11 ] Вскоре он вступил в конфликт с Хоббсом по поводу управления миссией, который через несколько недель после прибытия Уайта написал в WMS в Лондоне с просьбой о новом назначении. [ 12 ] В конце концов в сентябре Хоббса отправили в Тонгу , хотя Уайт утверждал, что их рабочие отношения были гармоничными. [ 13 ]
На Хокианге наблюдалась большая коммерческая деятельность, в основном с древесиной каури . Вскоре Уайт вступил в конфликт с колонистами в этом районе, стремясь уменьшить их влияние на местных маори и предотвратить их эксплуатацию. Он контролировал доступ к миссионерским магазинам, разрешая вступать в торговлю только тем колонистам, которых считал приемлемым. Он пришел к соглашению, согласно которому он купил землю и вернул ее местному иви (племени) в обмен на распиловку и продажу древесины на земле WMS. Вырученные деньги будут зачтены в счет суммы, уплаченной за землю. Колонисты были расстроены тем, что эта тактика оказалась в невыгодном положении, но Уайт также раздражал своих коллег-миссионеров WMS, которым приходилось выполнять работу по распиловке, и считал, что это ставит под угрозу их проповедь. [ 1 ]
Его падение произошло в 1836 году, когда Уайт стремился помешать Томасу Макдоннеллу , который владел магазином в соседнем Хореке и имел официальную роль в этом районе в качестве дополнительного британского резидента , подчинявшегося Джеймсу Басби в Заливе Островов , от покупки земли в Кайпаре . Он также пытался отменить торговлю алкоголем в Хокианге, но получил отказ со стороны Макдоннелла, который отказался принять меры против колонистов. Уайт пригрозил использовать силу маори, чтобы добиться подчинения колонистов. Басби был вызван, чтобы помочь уладить этот вопрос, но безуспешно. В ответ Макдоннелл выдвинул против Уайта обвинения в супружеской измене. [ 1 ] Он получил показания как минимум от двух женщин-маори, а подтверждающие доказательства были предоставлены обиженными коллегами Уайта в Мангунгу. В результате в июле Уайт был отозван в Англию. [ 1 ] [ 14 ]
После расследования, проведенного комитетом из 11 членов, в который входили несколько уэслианских суперинтендантов и секретарей миссий, Уайт был уволен со службы в Уэсли в марте 1838 года. хотя это было предназначено для предотвращения эксплуатации маори. Хотя обвинения в супружеской измене не удалось доказать, и фактически большая часть доказательств была полностью отвергнута, его все равно критиковали за его личное поведение. Коллеги считали его психически неуравновешенным и обладающим вспыльчивым характером. [ 1 ] [ 15 ] [ 16 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Во время расследования WMS его поведения в Мангунгу Уайт нашел работу в новозеландской компании . Его роль там заключалась в консультировании по поводу перспектив эмиграции. Хотя рабочие отношения изначально были дружескими, вскоре он пришел к выводу, что компания будет использовать закулисную тактику, чтобы получить землю от маори, и разошлись. Получив подтверждение об увольнении из WMS, он вернулся в Новую Зеландию. Прибыв в декабре 1838 года, Уайт снова поселился в Мангунгу, живя по соседству со станцией WMS. [ 1 ] Он пытался подорвать деятельность Новозеландской компании в Вайкато и Таранаки, совершая частые поездки в эти регионы и отговаривая местных маори продавать свою землю. [ 17 ]
Жизнь в Мангунгу отличалась напряженностью в отношениях со своими бывшими коллегами, и Уайт часто относился к ним уничижительно. [ 18 ] В 1839 году он выдвинул свои собственные обвинения в ненадлежащем поведении против миссионеров Джеймса Уоллиса , Джона Уайтли , Натаниэля Тернера и Уильяма Вуна, хотя они были омрачены встречными исками местных маори против Уайта о продолжающемся плохом обращении с женщинами. [ 19 ] Несмотря на это, он продолжал действовать как миссионер, проповедуя и молясь вместе с новообращенными маори, одновременно оспаривая права законных уэслианских миссионеров делать то же самое. [ 18 ]
Помимо проповеди, Уайт стал торговцем лесом и земельным агентом. Он начал отстаивать свои права на землю, которую он купил, когда руководил Мангунгу. Его лесной бизнес подвергся репрессиям со стороны местных конкурентов, а в 1840 году его помещение было ограблено. [ 1 ] [ 20 ] Однако его коммерческие интересы пострадали после того, как «Аврора» , на которой он путешествовал вместе с грузом древесины, затонула в гавани Кайпара 27 апреля 1840 года, и это событие чуть не унесло его жизнь. Некоторые из его земельных документов также были потеряны в результате кораблекрушения. [ 1 ] [ 21 ] Он продолжал бороться со своим лесным бизнесом в Хокианге. [ 22 ] но во время войны во Флагстаффе он и его семья были эвакуированы в Окленд. Они поселились на Грейс-авеню в центре Окленда, в то время как он вернулся на север, чтобы поддержать Тамати Вака Нене , известного (вождя) Нгапухи рангатира , в борьбе против Хоне Хеке . [ 23 ] После того, как боевые действия утихли, Уайт воссоединился со своей семьей, все еще находившейся в Окленде. Он продал оставшуюся землю в Хокианге, чтобы погасить долги. Судя по всему, позже он работал плотником. [ 23 ] В 1862 году он участвовал в полицейской акции, когда напал на переводчика во время арбитражного разбирательства по гражданскому спору, касающемуся земель маори. Его признали виновным в совершении преступления. [ 24 ]
Уайт умер в своем доме 25 ноября 1875 года в возрасте 81 года; как сообщается, незадолго до этого он проехал на лошади 40 миль (64 км), а на следующий день утомился работой в саду. У него остались жена Элиза и двое взрослых детей. [ 7 ] [ 25 ] Джон Хоббс председательствовал на захоронении останков Уайта на кладбище Саймондс-стрит в Окленде, на котором присутствовали еще несколько священнослужителей. [ 23 ]
Наследие
[ редактировать ]События 1830-х годов означали, что Уайта часто использовали в качестве козла отпущения за относительно плохие результаты, достигнутые миссией Уэсли в Новой Зеландии. [ 26 ] Его репутация была такова, что в 1927 году, когда в Мангунгу был установлен памятник методистским миссионерам, его имя было исключено из списка имен, выгравированных на мемориале. Однако пятьдесят лет спустя к мемориалу была добавлена дополнительная мемориальная доска, на которой было написано его имя. [ 27 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Гиттос, МБ «Уайт, Уильям» . Биографический словарь Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия . Проверено 22 мая 2021 г.
- ^ Оуэнс 1973 , с. 26.
- ^ Перейти обратно: а б «Установлена Уэслианская миссия» . История Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия . Проверено 23 мая 2021 г.
- ^ Луна 2012 , с. 75.
- ^ МакКлимонт 1940 , с. 34.
- ^ Клевер 2018 , с. 120.
- ^ Перейти обратно: а б Оуэнс 1973 , стр. 22–23.
- ^ Законы 1977 г. , с. 22.
- ^ Луна 2012 , стр. 106–107.
- ^ Оуэнс 1973 , с. 37.
- ^ Законы 1977 г. , стр. 23–24.
- ^ Клевер 2018 , стр. 125–126.
- ^ Клевер 2018 , с. 157.
- ^ Клевер 2018 , стр. 213–214.
- ^ Оуэнс 1973 , с. 21.
- ^ Клевер 2018 , стр. 227–228.
- ^ Клевер 2018 , стр. 245–246.
- ^ Перейти обратно: а б Клевер 2018 , с. 242.
- ^ Ванхалла 2011 , с. 19.
- ^ Ванхалла 2011 , с. 20.
- ^ Клевер 2018 , с. 251.
- ^ Клевер 2018 , стр. 333–334.
- ^ Перейти обратно: а б с Клевер 2018 , стр. 248–249.
- ^ Ванхалла 2011 , стр. 22–23.
- ^ "Летальные исходы" . Новозеландский Вестник . № 4380. 26 ноября 1875 г. Проверено 19 июня 2022 г.
- ^ Ванхалла 2011 , стр. 21.
- ^ Клевер 2018 , стр. 249–250.
Ссылки
[ редактировать ]- Клевер, Гэри AM (2018). Столкновение, компромисс и обращение во время Уэслианской миссии Хокианга, 1827–1855 гг . Нельсон: Копировальная пресса. ISBN 978-0-473-44050-3 .
- Законы, CH (1977) [1943]. Методистская миссия в Новой Зеландии: первые годы в Хокианге, 1827–1836 гг . Окленд: Историческое общество Уэсли (Новая Зеландия). OCLC 276729552 .
- МакКлимонт, WG (1940). Исследование Новой Зеландии . Веллингтон: Департамент внутренних дел. OCLC 752635396 .
- Мун, Пол (2012). Дикая страна: нерассказанная история Новой Зеландии в 1820-х годах . Окленд: Книги Пингвинов. ISBN 978-0-14356738-7 .
- Оуэнс, JMR (1973). «Уэслианские миссионеры в Новой Зеландии до 1840 года». Журнал истории религии . 7 (4): 324–341. дои : 10.1111/j.1467-9809.1973.tb00349.x .
- Ванхалла, Анджела (2011). «Ссоры» «Братьев Мангунгу»: разговоры, сказки и слухи в ранней Новой Зеландии» . Журнал исследований Новой Зеландии (12): 13–28. дои : 10.26686/jnzs.v0i12.486 . Проверено 19 июня 2022 г.