Jump to content

Зофия Лисса

Зофия Лисса

Зофия Лисса (19 октября 1908 — 26 марта 1980) — польский музыкальный педагог и музыковед . [1]

Зофия Лисса родилась в Лемберге и изучала фортепиано и теорию музыки в Польском музыкальном обществе во Львове. Она продолжила обучение музыковедению у Адольфа Чибинского в университете Яна Казимира Львовском . (1924–1929), где также изучала философию у Казимира Твардовского и Романа Ингардена и посещала лекции по психологии и истории искусств В 1929 году получила степень доктора философии, написав диссертацию на тему «Гармонии Александра Скрябина» . После окончания учебы преподавала теорию музыки во Львовской консерватории , музыкальной школе Кароля Шимановского и музыкальной школе имени Фредерика Шопена во Львове, а также проводила исследования музыкальности детей и подростков в Институте психологии во Львове. Первую польскую работу о музыке для кино «Музыка и видео» она написала в 1937 году.

После присоединения Львова к Советскому Союзу в начале Второй мировой войны работала на Львовском радио, а в 1940 году занимала должность декана факультета теории музыки Львовской консерватории. В 1941 году, после нападения нацистов на Львов, ее перевели в Наманган , Узбекистан , где она работала учителем музыки. В 1943 году она одной из первых вступила в Союз польских патриотов . Находясь в Москве , она организовывала радиоконцерты, писала рецензии на концерты польской музыки, издавала песенники и ноты, в том числе «Песенник польских детей в СССР» (1944), « Песенник польского солдата» (1944) и «Песни и игры для польского детского сада в Москве». СССР (1945). После войны она осталась в Москве, где ей предложили должность атташе по культуре в посольстве Польши.

В 1947 году Лисса вернулась в Варшаву и заняла должность заместителя директора Департамента музыки Министерства культуры и искусств, где занималась исследовательской деятельностью и музыкальной культурой. В 1947 году она получила назначение в Университет Адама Мицкевича в Познани . В 1948 году она организовала кафедру музыковедения Варшавского университета и с 1958 по 1975 год была ее директором. В 1951 году она получила звание доцента, а в 1957 году — профессора университета. Под ее руководством институт активно спонсировал встречи и конференции, в том числе сессию Прокофьевской (1959 г.), первый международный конгресс по Шопену (1960 г.) и сессию, посвященную творчеству Кароля Шимановского (1962 г.).

Лисса инициировала организацию фестиваля Musica Antiqua Europae Orientalis в Быдгоще (1963) и сопутствующего ему международного музыковедческого конгресса, на котором она председательствовала. В 1966 году вместе с Джеромом Фейхтом она организовала центр документации и инициировала инвентаризацию ранней польской музыки, результатом которой стал выпуск серии Antiquitates Musicae в Польше . Во время учебы она связалась с левыми кругами и активно участвовала в идеологических дискуссиях по эстетике и методологии марксистских подходов к музыкознанию.

Она была членом правления (1947–1948) и вице-президентом (1949–1954) Союза польских композиторов , а по ее инициативе в Союз польских композиторов были приняты музыковеды. Она была членом президиума Международного музыковедческого общества (1965–1977), в 1955 году была членом-корреспондентом Академии художеств в Берлине , в 1963 году — Sächsische Akademie der Wissenschaften в Лейпциге, а в 1972 году — Akademie der Wissenschaften und. der Literatur в Майнце.

Ее научные интересы включали историю и теорию музыки, историю и эстетику музыки, методологию истории и теории музыки, а также историю современной польской музыки. Ее работы во многом являются свидетельством эпохи, в которую они были созданы, и противоречивы, поскольку методологический подход был основан на марксистской идеологии. Зофия Лисса ввела в польскую музыковедческую литературу новый подход, рассматривая музыкальные стили в их взаимоотношениях и подчеркивая социальные функции музыки. Библиография ее творчества насчитывает около 600 наименований, в том числе несколько книг, десятки монографий и сотни статей, многие из которых переведены на иностранные языки. Она умерла в Варшаве. [2]

Почести и награды

[ редактировать ]

За свое творчество Лисса была удостоена Премии Союза польских композиторов (1950), Ордена Polonia Restituta , Рыцарского креста (1952), [3] Государственная премия второй степени (1953), премия Комитета радио и телевидения (1966), серебряная медаль Венецианской биеннале (1969), премия Министерства высшего образования (1965 и 1977), II степени (1971 и 1976). ) и Премия Международного музыкального совета (1979). [2]

Публикации

[ редактировать ]

Лисса была очень плодовитой, публикуя статьи, монографии и тексты, в том числе:

  • Очерк музыкальной науки: Национальное отделение Национального института, Львов 1934 г.
  • Музыка и кино: Этюд на грани онтологии, эстетики и психологии киномузыки , Книги Львов, Львов 1937
  • Замечания о методе: Из методических вопросов современного музыкознания , ПИС, Варшава 1950.
  • Польское музыковедение на переломе: слух и критические научные статьи (написанные в 1947–1951 гг.), PWM, Краков, 1952 г.
  • Некоторые аспекты музыкальной эстетики в свете статей Иосифа Сталина о марксизме в языкознании , Краков, 1952 г.
  • Польская музыка эпохи Возрождения [соавтор: Йозеф М. Хоминьский], PIW, Варшава, 1953 г.
  • Особая природа музыки , ШИМ [печать], Краков, 1953 г.
  • Объективность прав в марксистской истории и теории музыки , PWM, Краков, 1954 г.
  • Восстание ученых: Тадеуш Шелиговский , PWM, Краков, 1955 г.
  • История русской музыки , ШИМ, Краков, 1955 г.
  • Вокальная музыка первой половины семнадцатого века , [соавтор: Владимир Позняк], в: Всеобщая история музыки, Том 1 (под редакцией Джозефа М. Чоминского, Зофии Лиссы), PWM, Краков, 1957 г.
  • Эстетика киномузыки , ШИМ, Краков, 1964 г.
  • Очерки из эстетики музыки [сборник этюдов 1938-1964 годов], Краков, 1965 г.
  • Исследования творчества Фредерика Шопена , PWM, Краков, 1970 г.
  • Введение в музыковедение , PWN, Варшава, 1970 г. (второе издание, 1974 г.)
  • Полоника Бетховен , PWM, Краков, 1970 г.
  • Новые наброски эстетики музыки [сборник этюдов 1968–1973 годов], PWM, Краков, 1975.
  1. ^ Бендковский, Станислав; Грабия, Станислав (2001). Витольд Лютославский: биобиблиография .
  2. ^ Jump up to: а б «МУЗИКОЛОГИ» . Проверено 15 февраля 2011 г.
  3. ^ «Постановление Президента Республики Польша от 22 июля 1952 года о награждении государственными наградами» .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2a869ec695d27015befdf6099515b325__1710894480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2a/25/2a869ec695d27015befdf6099515b325.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zofia Lissa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)