Jump to content

Национальная организация российских мусульман

Флаг российских мусульман

Национальная организация мусульман России ( НОРМ ) — организация российских мусульман , основанная в 2004 году на базе российских мусульманских общин Москвы (Бану Зулькарнаин), Йошкар-Олы (Царевококшайская община российских мусульман), Омска и Алматы .

НОРМ позиционирует себя как базу для создания новой субэтнической группы — российских мусульман. [ 1 ] [ 2 ]

Основные идеи

[ редактировать ]

Изначально НОРМ стремилась представлять интересы всех российских мусульман независимо от их религиозной и политической принадлежности, как внутри российской мусульманской общины, так и за ее пределами. [ 2 ] Лидеры НОРМ стремились предоставить альтернативу различным духовным управлениям, тарикатам и джамаатам, способствуя координации между этническими русскими мусульманами для продвижения их прав и интересов. [ 1 ]

Ключевые цели включали:

  • Поощрение этнических русских принять ислам.
  • Содействие формированию российских мусульманских общин и семей.
  • Фильтрация русской и других славянских культур через исламские нормы. Открытие заново или восстановление забытого или заброшенного этнического наследия в рамках монотеизма. [ 1 ]

Лидеры НОРМ подчеркнули необходимость такого подхода для российских мусульман, выступая за их участие в исламе как сплоченной этнической группы, отличной как от большинства россиян, чья идентичность тесно связана с русским православием, так и от этнического мусульманского населения, сохраняющего свою идентичность. дарованный Богом. [ 2 ]

Период становления (2004–2009 гг.)

[ редактировать ]

В 2003 году в Москве Харун ар-Руси (Вадим Сидоров, 1977 г.р.) под влиянием своего учителя, философа и политического деятеля российско-азербайджанского происхождения Гейдара Джемаля принял ислам и основал Джамаат российских мусульман «Бану Зулькарнайн». "Первоначально в его состав входило около десяти человек. [ 1 ]

11–13 июня 2004 г. в Омске по инициативе Вадима Сидорова (Гарун ар-Руси) прошел первый учредительный съезд. Председателем был избран Абу Талиб (Анатолий Степченко) из Омска, принявший ислам в 1990 году.

российские мусульманские общины Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону В 2005 году к НОРМ присоединились также . Члены Организации создали Культурно-просветительский центр «Сторонники традиций и единства», целью которого является повышение призыва среди этнических русских и взаимодействие с другими этническими мусульманскими общинами.

Харун Сидоров (ар-Руси) был мухтасибом и лидером московской организации, а Салман Север (Максим Байдак) возглавлял петербургское отделение. В совет организации также вошел Амир Хамдани (Григорий Мавров) из Йошкар-Олы. Произошёл переход от острой полемики к сотрудничеству с бывшим священником РПЦ , ныне известным исламоведом Вячеславом Полосиным . [ 3 ] которые присоединились к организации в 2006 году. [ 2 ] идейный вдохновитель организации Гейдар Джемаль . На первой пресс-конференции присутствовал [ 2 ]

Первоначально в организацию входили как мусульмане-шииты, так и мусульмане-сунниты. Однако позже произошел раскол, в результате которого шииты постепенно покинули организацию, а ее ядро ​​обратилось к суннитскому исламу, приняв его популярную в то время салафитскую интерпретацию. [ 2 ] В то же время были прекращены взаимодействия с Гейдаром Джемалем , которого оппоненты Организации обычно называли основателем НОРМ. [ 4 ]

В это время организация пользовалась значительной свободой в контексте российской политики, поскольку еще не было четкой позиции о полной поддержке Русской Православной Церкви и ее фундаменталистской идеологии «русского мира ». Сторонники НОРМ поддерживали связи с официальными исламскими органами в России, такими как Совет муфтиев России и Духовное управление мусульман Татарстана. Их новости были опубликованы в крупных национальных СМИ.

Оппозиционный (Мурабитунский) период (2009-2013 гг.)

[ редактировать ]

Этот период характеризуется тем, что активисты НОРМ покидают Россию, начинают сопротивление политическому направлению страны и присоединяются к Всемирному движению Мурабитун .

В 2007 году произошел первый контакт между НОРМ и Всемирным движением Мурабитун и его лидером Абдалкадиром ас-Суфи . Представители NORM посетили Кейптаун .

До 2008 года НОРМ была сторонником салафитской теологии . В 2008 году было решено перейти к классической Ашари теологической школе и мазхабу Малики . [ 5 ] который был официальным мазхабом Мурабитуна. Активисты НОРМ также присоединились к суфийскому братству Шадхилия-Даркавия-Хабибия . [ 2 ]

Выбор маликитской юридической школы лидеры НОРМ объяснили необходимостью для российских мусульман следовать мазхабу, отличному от традиционного ханафитского мазхаба татар и шафиитского мазхаба кавказцев, с целью избежать ассимиляции в эти группы и потенциальных конфликтов. Однако НОРМ признала приверженность любому из четырех традиционных мазхабов, а критика была направлена ​​в адрес «безмазхабников» (людей без мазхаба) и салафитов. [ 2 ]

НОРМ основал собственный Маликитский центр, активно продвигая юридическую школу Малики среди российских мусульман путем перевода и публикации ключевой литературы мазхаба. В то же время критики внутри движения утверждали, что НОРМ и Мурабитун не были классическими представителями школы Малики, а пытались создать на ее основе пятый «мединийский» мазхаб. [ 2 ]

контакты со Всемирным движением Мурабитун Расширились . Москву посетили лидеры мусульманских общин Германии и Испании.

В том же 2007 году, в связи с началом репрессий против исламского сектора в России, в Устав Организации были внесены некоторые изменения — индивидуальное членство в НОРМ заменено на коллективное членство. Организация превратилась в сетевое сообщество общин и проектов, объединенных общей идеей и возглавляемое одним Амиром при поддержке Совета Шуры .

В 2008 году Харун Сидоров, столкнувшись с преследованием со стороны спецслужб, был вынужден покинуть Россию. «Решение покинуть родину я принял в 2008 году, посоветовавшись с товарищами, потому что, увы, точно предсказал, что она будет развиваться в направлении, к которому мне не место». [ 6 ] Сидоров стал новым эмиром НОРМ и, обосновавшись в ЕС, мог формировать политический курс организации из-за границы, открыто критикуя ситуацию в стране.

В 2010 году делегация НОРМ приняла участие в Мусамме (ежегодной конференции) учеников Абдалкадира ас-Суфия в Кейптауне , а также провела там Шуру (Конференцию). Некоторые изменения произошли в Национальном совете НОРМ.

12 июня 2011 года Сидоров заявил, что в России устанавливается нетерпимый режим, призвав мусульманских лидеров прекратить его поддержку. Организация стала международной НПО . Вся деятельность в прежнем формате была прекращена.

27 декабря 2011 года по инициативе НОРМ Исламскую гражданскую хартию подписали независимые мусульманские лидеры, в том числе философ Гейдар Джемаль, активист Абдулла Ринат Мухаметов, писательница и правозащитница Фаузия Байрамова , издатель Асламбек Эжаев и другие. [ 7 ] [ 8 ]

В 2012 году общины НОРМ в Москве и Санкт-Петербурге активно приняли участие в протестах российской оппозиции . После начала политических репрессий против членов организации в 2013 году руководство НОРМ приняло решение не иметь официальных представительств в России до смены существующего режима.

Славяно-исламский период (2013-2017 гг.)

[ редактировать ]

Этот период характеризуется активным участием членов НОРМ в событиях на Украине и попыткой создания славяно-исламского союза.

В 2013 году произошло расхождение путей активистов НОРМ и движения Мурабитун. Сидоров считал, что «центральное руководство Мурабитуна окончательно решило прекратить свое существование как движение, что способствовало нашим разногласиям, поскольку мы стремились оживить его». [ 9 ]

После отъезда активных членов организации из России была предпринята попытка осуществлять деятельность в Турции. Однако турецкие службы безопасности решительно выступили против этого, в результате чего некоторые члены были арестованы, а другие покинули страну.

С самого начала событий Майдана в Украине, кульминацией которых стала Революция достоинства 2014 года , НОРМ поддерживала украинских мусульман, активно сопротивляющихся диктатуре Кремля. В. Сидоров охарактеризовал Украину как место эмиграции (имея в виду исламский термин хиджра ) для славяно-мусульман: «Сегодня мы вместе боремся за Русь-Украину, видя в ней место, которое могло бы стать Эфиопией для славяноязычных мусульман постсоветские страны, включая Россию, из которой хиджра становится острой необходимостью для российских мусульман». [ 6 ]

В том же году местные сторонники организации совместно с НОРМ учредили Славяно-исламскую лигу (СИЛА). Для продвижения концепции славяно-мусульман и идеи славяно-исламского союза использовался средневековый арабский термин « сакалиба », обозначающий выходцев из Центральной и Восточной Европы. Были также установлены контакты с украинскими традиционалистами и националистическими организациями. НОРМ установила союзнические и дружеские отношения со многими известными мусульманами Украины, а также с рядом украинских общественных деятелей и интеллектуалов. [ 9 ]

Исламско-европейский период (2017-2019 гг.)

[ редактировать ]

В 2017 году активисты NORM в европейских странах запустили проект «Ислам4Европейцы» — англоязычную платформу для коренных европейских мусульман. [ 9 ] Его основные идеи во многом отражали идеи НОРМ, но в пан-западном масштабе: создание общин и семей коренных европейских мусульман, противодействие тенденции растворения новообращенных в диаспорах мусульман из Азии и Ближнего Востока, адаптация традиционных европейских культур к исламским нормам, и, в идеале, создание мусульманской европейской культуры, схожей с культурой Боснии.

Сидоров рассматривал Россию как часть западной цивилизации, поэтому русские новообращенные из НОРМ органически принадлежали к тому же культурному пространству, «к которому принадлежат также новообращенные из Англии, Германии и Швеции». [ 1 ]

Параллельно с этим в 2018 году произошел ребрендинг предыдущих проектов НОРМ, кульминацией которого стал сайт «Мусульмане России». [ 9 ]

Ключевые идеи Сидорова в этот период отражены в его книге «Неоконченная революция», критикующей историческую российскую государственность и Русскую Православную Церковь. Сидоров выступил как политический активист, выступающий за переформатирование России с ориентацией на союз русских радикалов и национальных республик Российской Федерации. [ 9 ]

В декабре 2019 года Сидоров заявил о переносе проекта «Ислам4европейцы» в связи с его переходом к политической деятельности. [ 9 ] ее лидером стал новообращенный мусульманин канадского происхождения Роберт Дюфур.

Критика и обвинения в экстремизме

[ редактировать ]

Критики утверждают, что NORM использует ислам как прикрытие для своей политической программы. [ 9 ] Они утверждают, что основные убеждения организации склоняются к правой идеологии. [ 2 ] а некоторые даже обвиняют его в пропаганде фашистских идей, используя увлечение соответствующей эстетикой и терминологией некоторых лидеров движения в первые дни их деятельности. [ 9 ] Представители NORM неоднократно опровергали эти обвинения. [ 10 ]

Между тем, некоторые коренные мусульманские группы в России считают НОРМ заблуждающейся сектой, считая, что ее цели не совпадают с их целями. Наблюдатели отмечают, что эта изоляция может быть вызвана тем, что этнические мусульмане не признают убеждения NORM. Однако попытки создать отдельную «Русскую нацию ислама» привели к тому, что некоторые этнические мусульмане стали считать, что российские мусульмане отдают приоритет национальности над религией. [ 2 ]

Другая критика, исходящая от консервативной группы Дар уль-Фикр, утверждает, что ислам несовместим с западной культурой, видными представителями которой были лидеры НОРМ. «Они сознательно используют европейский дискурс и проповедуют западный образ жизни». [ 2 ] Вещи, которые шейх Абдалкадир ас-Суфий считал законными в маликитском мазхабе, такие как допустимость музыки и курения, критика никаба в западных странах и критика современной денежной системы, рассматривались неблагоприятно с точки зрения консервативной ханафитской теологии. «В глазах Дар уль-Фикра образ алима, который носит дорогой костюм и швейцарские часы и курит сигары, слушая Вагнера, несовместим с поведением порядочного мусульманина». [ 2 ]

Несмотря на попытки некоторых оппонентов связать деятельность НОРМ с экстремистской деятельностью некоторых новообращенных российских мусульман, Национальная организация российских мусульман, ее лидеры и члены никогда не обвинялись в экстремизме , никогда не привлекались к ответственности и не разыскивались за подобные обвинения. .

Элитарное видение ислама

[ редактировать ]

Другим полюсом понимания движения является его представление как «интеллектуальной версии ислама». [ 11 ] Ее лидеры стремились позиционировать себя как «авангард российской уммы», а некоторые новообращенные утверждали, что приняли ислам под влиянием таких интеллектуалов, как Харун Сидоров или Салман Север. [ 1 ]

Р. Беккин считает российских мусульман не столько элитой российской уммы, сколько элитой российского общества в целом. «Это интеллектуальная элита, которая размышляет о смысле жизни, которая ищет себя, которая не хочет идти проторенной дорогой и просто следовать религии своих предков. Таких людей всегда единицы , и нет никаких оснований внушать страх и верить в миф о неизбежности исламизации России». [ 2 ]

Харун Сидоров отстаивает точку зрения, согласно которой европейцы, принявшие ислам, являются ценными «культуртрегерами» (переносчиками культурных идей) не только для Европы, но и для исламского мира. «По его мнению, эти «органические сообщества» испанских, немецких, украинских и русских мусульман продолжают и продвигают «истинные» и «подлинно» европейские ценности и культуры; в то же время они также являются надеждой на реформацию в исламском мире. мир." [ 1 ]

В отличие от так называемого «традиционного ислама», НОРМ охватывает «религию свободного, независимого, разумного человека, чувствующего себя частью русской культуры». [ 1 ] Сам Сидоров «подчеркнул свое открытие ислама как «очень красивой, очень мощной интеллектуальной доктрины». [ 11 ]

На движение оказало глубокое влияние философ Гейдар Джемаль , «крестный отец» российских правых новообращенных. [ 1 ] который представил ислам как религию интеллектуалов и пассионариев. [ 2 ]

Проблематика «русскости»

[ редактировать ]

В последние годы заметно снизился акцент на «русскость» в публичной деятельности лидеров НОРМ. Это связано с тем, что самоидентификация как русский становится все более проблематичной с тех пор, как РПЦ официально заявила, что русский – это тот, кто «признает православие основой национальной духовной культуры; чувствует солидарность с судьбой русского народа». [ 1 ] а российская идентичность активно использовалась при формировании шовинистической идеологии, которая стала одним из мотивов вторжения в Украину.

Художество российских мусульман

[ редактировать ]

Творческая деятельность российских мусульман, часто ассоциируемая с НОРМ, — это феномен, который исследователи также исследуют наряду с их политической и религиозной деятельностью.

Роман Дмитрия (Муслима) Ахтямова «Исламский прорыв» , опубликованный в 2005 году издательством «Ультра.Культура», стал первым значительным литературным произведением автора, назвавшего себя российским мусульманином. [ 2 ]

В том же году учреждена литературная премия «Исламский прорыв» , названная по роману Ахтямова и учрежденная известным поэтом, переводчиком и издателем Ильей Кормильцевым . [ 2 ]

В 2012 году активисты НОРМ составили антологию «Сабля ислама» ( Sablya islama ), в которой были представлены поэтические произведения и идеологическая позиция организации того времени.

На музыкальной сцене также выступил рэпер Е. Дубровин, известный как Дуб Дервиш. [ 9 ]

В 2020 году канал Alif TV, посвященный мусульманской жизни, показал подробный сюжет о Джахаре Кутбе, выдающемся поэте и российском мусульманине. [1]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Сибгатуллина, Гульназ (2020). «Дискурсивные стратегии в конверсионных нарративах российских мусульман» . Языки ислама и христианства в постсоветской России. Брилл : 65–84. дои : 10.1163/9789004426450_005 . ISBN  978-90-04-42645-0 – через БРИЛЛ.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Беккин, Ренат (2012). Бустанов, Альфрид. К. (ред.). «Российские мусульмане: заблуждающаяся секта или авангард российской уммы?» (PDF) . Исламская власть и русский язык: исследования текстов европейской части России, Северного Кавказа и Западной Сибири : 361–401.
  3. ^ "Али Вячеслав Полосин стал первым заместителем председателя НОРМ" [Ali Vyacheslav Polosin became first deputy chairman of the NORM] (in Russian). SOVA Center for Information and Analysis. 6 February 2006 . Retrieved 4 July 2016 .
  4. ^ "НОРМ обвинила Г.Джемаля в "травле" "русских мусульман" " [NORM accused G. Dzhemal of the "baiting" of "Russian Muslims"] (in Russian). SOVA Center for Information and Analysis. 29 March 2006 . Retrieved 4 July 2016 .
  5. ^ Sidorov, Vadim (24 July 2012). "Валиулла Якупов: Исламский традиционализм на примере одной судьбы" [Valiulla Yakupov: Islamic traditionalism one an example of one destiny] (in Russian). Portal-Credo.Ru. Archived from the original on November 10, 2013 . Retrieved 2013-09-28 .
  6. ^ Jump up to: а б Рогатин, Владимир Николаевич (2019). "Деятельность Славяно-исламской лиги на Украине". Исламоведение . 10 (2): 32–46.
  7. ^ Гладышев, Сергей Викторович (2017). "ПРОТЕСТНАЯ АКТИВНОСТЬ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ". НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА : 36.
  8. ^ Кашаф, Шамиль Равильевич (2012). "Российское государство в политическом дискурсе мусульманского сообщества". Социология власти . 3 : 111.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Рогатин, Владимир Николаевич (2021). "Эксплуатация неофашистских идей в радикальном крыле «Национальной организации русских мусульман". Религиоведение . 3 : 140-150.
  10. ^ Сидоров, ВАДИМ (ХАРУН) (2012). «МЫ НЕ ФАШИСТЫ, МЫ СУФИИ». Исламская власть и русский язык .
  11. ^ Jump up to: а б Шестопалец, Денис (2021). «Между верой и этничностью: мотивы обращения и отношение к этническим мусульманам в дискурсах русских, принявших ислам». Современный ислам . 15 (3): 357–380. дои : 10.1007/s11562-021-00474-2 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2aec952ca79684414d414b9a4276ec82__1721856120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2a/82/2aec952ca79684414d414b9a4276ec82.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
National Organization of Russian Muslims - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)