Национальная организация российских мусульман

Национальная организация мусульман России ( НОРМ ) — организация российских мусульман , основанная в 2004 году на базе российских мусульманских общин Москвы (Бану Зулькарнаин), Йошкар-Олы (Царевококшайская община российских мусульман), Омска и Алматы .
НОРМ позиционирует себя как базу для создания новой субэтнической группы — российских мусульман. [ 1 ] [ 2 ]
Основные идеи
[ редактировать ]Изначально НОРМ стремилась представлять интересы всех российских мусульман независимо от их религиозной и политической принадлежности, как внутри российской мусульманской общины, так и за ее пределами. [ 2 ] Лидеры НОРМ стремились предоставить альтернативу различным духовным управлениям, тарикатам и джамаатам, способствуя координации между этническими русскими мусульманами для продвижения их прав и интересов. [ 1 ]
Ключевые цели включали:
- Поощрение этнических русских принять ислам.
- Содействие формированию российских мусульманских общин и семей.
- Фильтрация русской и других славянских культур через исламские нормы. Открытие заново или восстановление забытого или заброшенного этнического наследия в рамках монотеизма. [ 1 ]
Лидеры НОРМ подчеркнули необходимость такого подхода для российских мусульман, выступая за их участие в исламе как сплоченной этнической группы, отличной как от большинства россиян, чья идентичность тесно связана с русским православием, так и от этнического мусульманского населения, сохраняющего свою идентичность. дарованный Богом. [ 2 ]
История
[ редактировать ]Период становления (2004–2009 гг.)
[ редактировать ]В 2003 году в Москве Харун ар-Руси (Вадим Сидоров, 1977 г.р.) под влиянием своего учителя, философа и политического деятеля российско-азербайджанского происхождения Гейдара Джемаля принял ислам и основал Джамаат российских мусульман «Бану Зулькарнайн». "Первоначально в его состав входило около десяти человек. [ 1 ]
11–13 июня 2004 г. в Омске по инициативе Вадима Сидорова (Гарун ар-Руси) прошел первый учредительный съезд. Председателем был избран Абу Талиб (Анатолий Степченко) из Омска, принявший ислам в 1990 году.
российские мусульманские общины Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону В 2005 году к НОРМ присоединились также . Члены Организации создали Культурно-просветительский центр «Сторонники традиций и единства», целью которого является повышение призыва среди этнических русских и взаимодействие с другими этническими мусульманскими общинами.
Харун Сидоров (ар-Руси) был мухтасибом и лидером московской организации, а Салман Север (Максим Байдак) возглавлял петербургское отделение. В совет организации также вошел Амир Хамдани (Григорий Мавров) из Йошкар-Олы. Произошёл переход от острой полемики к сотрудничеству с бывшим священником РПЦ , ныне известным исламоведом Вячеславом Полосиным . [ 3 ] которые присоединились к организации в 2006 году. [ 2 ] идейный вдохновитель организации Гейдар Джемаль . На первой пресс-конференции присутствовал [ 2 ]
Первоначально в организацию входили как мусульмане-шииты, так и мусульмане-сунниты. Однако позже произошел раскол, в результате которого шииты постепенно покинули организацию, а ее ядро обратилось к суннитскому исламу, приняв его популярную в то время салафитскую интерпретацию. [ 2 ] В то же время были прекращены взаимодействия с Гейдаром Джемалем , которого оппоненты Организации обычно называли основателем НОРМ. [ 4 ]
В это время организация пользовалась значительной свободой в контексте российской политики, поскольку еще не было четкой позиции о полной поддержке Русской Православной Церкви и ее фундаменталистской идеологии «русского мира ». Сторонники НОРМ поддерживали связи с официальными исламскими органами в России, такими как Совет муфтиев России и Духовное управление мусульман Татарстана. Их новости были опубликованы в крупных национальных СМИ.
Оппозиционный (Мурабитунский) период (2009-2013 гг.)
[ редактировать ]Этот период характеризуется тем, что активисты НОРМ покидают Россию, начинают сопротивление политическому направлению страны и присоединяются к Всемирному движению Мурабитун .
В 2007 году произошел первый контакт между НОРМ и Всемирным движением Мурабитун и его лидером Абдалкадиром ас-Суфи . Представители NORM посетили Кейптаун .
До 2008 года НОРМ была сторонником салафитской теологии . В 2008 году было решено перейти к классической Ашари теологической школе и мазхабу Малики . [ 5 ] который был официальным мазхабом Мурабитуна. Активисты НОРМ также присоединились к суфийскому братству Шадхилия-Даркавия-Хабибия . [ 2 ]
Выбор маликитской юридической школы лидеры НОРМ объяснили необходимостью для российских мусульман следовать мазхабу, отличному от традиционного ханафитского мазхаба татар и шафиитского мазхаба кавказцев, с целью избежать ассимиляции в эти группы и потенциальных конфликтов. Однако НОРМ признала приверженность любому из четырех традиционных мазхабов, а критика была направлена в адрес «безмазхабников» (людей без мазхаба) и салафитов. [ 2 ]
НОРМ основал собственный Маликитский центр, активно продвигая юридическую школу Малики среди российских мусульман путем перевода и публикации ключевой литературы мазхаба. В то же время критики внутри движения утверждали, что НОРМ и Мурабитун не были классическими представителями школы Малики, а пытались создать на ее основе пятый «мединийский» мазхаб. [ 2 ]
контакты со Всемирным движением Мурабитун Расширились . Москву посетили лидеры мусульманских общин Германии и Испании.
В том же 2007 году, в связи с началом репрессий против исламского сектора в России, в Устав Организации были внесены некоторые изменения — индивидуальное членство в НОРМ заменено на коллективное членство. Организация превратилась в сетевое сообщество общин и проектов, объединенных общей идеей и возглавляемое одним Амиром при поддержке Совета Шуры .
В 2008 году Харун Сидоров, столкнувшись с преследованием со стороны спецслужб, был вынужден покинуть Россию. «Решение покинуть родину я принял в 2008 году, посоветовавшись с товарищами, потому что, увы, точно предсказал, что она будет развиваться в направлении, к которому мне не место». [ 6 ] Сидоров стал новым эмиром НОРМ и, обосновавшись в ЕС, мог формировать политический курс организации из-за границы, открыто критикуя ситуацию в стране.
В 2010 году делегация НОРМ приняла участие в Мусамме (ежегодной конференции) учеников Абдалкадира ас-Суфия в Кейптауне , а также провела там Шуру (Конференцию). Некоторые изменения произошли в Национальном совете НОРМ.
12 июня 2011 года Сидоров заявил, что в России устанавливается нетерпимый режим, призвав мусульманских лидеров прекратить его поддержку. Организация стала международной НПО . Вся деятельность в прежнем формате была прекращена.
27 декабря 2011 года по инициативе НОРМ Исламскую гражданскую хартию подписали независимые мусульманские лидеры, в том числе философ Гейдар Джемаль, активист Абдулла Ринат Мухаметов, писательница и правозащитница Фаузия Байрамова , издатель Асламбек Эжаев и другие. [ 7 ] [ 8 ]
В 2012 году общины НОРМ в Москве и Санкт-Петербурге активно приняли участие в протестах российской оппозиции . После начала политических репрессий против членов организации в 2013 году руководство НОРМ приняло решение не иметь официальных представительств в России до смены существующего режима.
Славяно-исламский период (2013-2017 гг.)
[ редактировать ]Этот период характеризуется активным участием членов НОРМ в событиях на Украине и попыткой создания славяно-исламского союза.
В 2013 году произошло расхождение путей активистов НОРМ и движения Мурабитун. Сидоров считал, что «центральное руководство Мурабитуна окончательно решило прекратить свое существование как движение, что способствовало нашим разногласиям, поскольку мы стремились оживить его». [ 9 ]
После отъезда активных членов организации из России была предпринята попытка осуществлять деятельность в Турции. Однако турецкие службы безопасности решительно выступили против этого, в результате чего некоторые члены были арестованы, а другие покинули страну.
С самого начала событий Майдана в Украине, кульминацией которых стала Революция достоинства 2014 года , НОРМ поддерживала украинских мусульман, активно сопротивляющихся диктатуре Кремля. В. Сидоров охарактеризовал Украину как место эмиграции (имея в виду исламский термин хиджра ) для славяно-мусульман: «Сегодня мы вместе боремся за Русь-Украину, видя в ней место, которое могло бы стать Эфиопией для славяноязычных мусульман постсоветские страны, включая Россию, из которой хиджра становится острой необходимостью для российских мусульман». [ 6 ]
В том же году местные сторонники организации совместно с НОРМ учредили Славяно-исламскую лигу (СИЛА). Для продвижения концепции славяно-мусульман и идеи славяно-исламского союза использовался средневековый арабский термин « сакалиба », обозначающий выходцев из Центральной и Восточной Европы. Были также установлены контакты с украинскими традиционалистами и националистическими организациями. НОРМ установила союзнические и дружеские отношения со многими известными мусульманами Украины, а также с рядом украинских общественных деятелей и интеллектуалов. [ 9 ]
Исламско-европейский период (2017-2019 гг.)
[ редактировать ]В 2017 году активисты NORM в европейских странах запустили проект «Ислам4Европейцы» — англоязычную платформу для коренных европейских мусульман. [ 9 ] Его основные идеи во многом отражали идеи НОРМ, но в пан-западном масштабе: создание общин и семей коренных европейских мусульман, противодействие тенденции растворения новообращенных в диаспорах мусульман из Азии и Ближнего Востока, адаптация традиционных европейских культур к исламским нормам, и, в идеале, создание мусульманской европейской культуры, схожей с культурой Боснии.
Сидоров рассматривал Россию как часть западной цивилизации, поэтому русские новообращенные из НОРМ органически принадлежали к тому же культурному пространству, «к которому принадлежат также новообращенные из Англии, Германии и Швеции». [ 1 ]
Параллельно с этим в 2018 году произошел ребрендинг предыдущих проектов НОРМ, кульминацией которого стал сайт «Мусульмане России». [ 9 ]
Ключевые идеи Сидорова в этот период отражены в его книге «Неоконченная революция», критикующей историческую российскую государственность и Русскую Православную Церковь. Сидоров выступил как политический активист, выступающий за переформатирование России с ориентацией на союз русских радикалов и национальных республик Российской Федерации. [ 9 ]
В декабре 2019 года Сидоров заявил о переносе проекта «Ислам4европейцы» в связи с его переходом к политической деятельности. [ 9 ] ее лидером стал новообращенный мусульманин канадского происхождения Роберт Дюфур.
Критика и обвинения в экстремизме
[ редактировать ]Критики утверждают, что NORM использует ислам как прикрытие для своей политической программы. [ 9 ] Они утверждают, что основные убеждения организации склоняются к правой идеологии. [ 2 ] а некоторые даже обвиняют его в пропаганде фашистских идей, используя увлечение соответствующей эстетикой и терминологией некоторых лидеров движения в первые дни их деятельности. [ 9 ] Представители NORM неоднократно опровергали эти обвинения. [ 10 ]
Между тем, некоторые коренные мусульманские группы в России считают НОРМ заблуждающейся сектой, считая, что ее цели не совпадают с их целями. Наблюдатели отмечают, что эта изоляция может быть вызвана тем, что этнические мусульмане не признают убеждения NORM. Однако попытки создать отдельную «Русскую нацию ислама» привели к тому, что некоторые этнические мусульмане стали считать, что российские мусульмане отдают приоритет национальности над религией. [ 2 ]
Другая критика, исходящая от консервативной группы Дар уль-Фикр, утверждает, что ислам несовместим с западной культурой, видными представителями которой были лидеры НОРМ. «Они сознательно используют европейский дискурс и проповедуют западный образ жизни». [ 2 ] Вещи, которые шейх Абдалкадир ас-Суфий считал законными в маликитском мазхабе, такие как допустимость музыки и курения, критика никаба в западных странах и критика современной денежной системы, рассматривались неблагоприятно с точки зрения консервативной ханафитской теологии. «В глазах Дар уль-Фикра образ алима, который носит дорогой костюм и швейцарские часы и курит сигары, слушая Вагнера, несовместим с поведением порядочного мусульманина». [ 2 ]
Несмотря на попытки некоторых оппонентов связать деятельность НОРМ с экстремистской деятельностью некоторых новообращенных российских мусульман, Национальная организация российских мусульман, ее лидеры и члены никогда не обвинялись в экстремизме , никогда не привлекались к ответственности и не разыскивались за подобные обвинения. .
Элитарное видение ислама
[ редактировать ]Другим полюсом понимания движения является его представление как «интеллектуальной версии ислама». [ 11 ] Ее лидеры стремились позиционировать себя как «авангард российской уммы», а некоторые новообращенные утверждали, что приняли ислам под влиянием таких интеллектуалов, как Харун Сидоров или Салман Север. [ 1 ]
Р. Беккин считает российских мусульман не столько элитой российской уммы, сколько элитой российского общества в целом. «Это интеллектуальная элита, которая размышляет о смысле жизни, которая ищет себя, которая не хочет идти проторенной дорогой и просто следовать религии своих предков. Таких людей всегда единицы , и нет никаких оснований внушать страх и верить в миф о неизбежности исламизации России». [ 2 ]
Харун Сидоров отстаивает точку зрения, согласно которой европейцы, принявшие ислам, являются ценными «культуртрегерами» (переносчиками культурных идей) не только для Европы, но и для исламского мира. «По его мнению, эти «органические сообщества» испанских, немецких, украинских и русских мусульман продолжают и продвигают «истинные» и «подлинно» европейские ценности и культуры; в то же время они также являются надеждой на реформацию в исламском мире. мир." [ 1 ]
В отличие от так называемого «традиционного ислама», НОРМ охватывает «религию свободного, независимого, разумного человека, чувствующего себя частью русской культуры». [ 1 ] Сам Сидоров «подчеркнул свое открытие ислама как «очень красивой, очень мощной интеллектуальной доктрины». [ 11 ]
На движение оказало глубокое влияние философ Гейдар Джемаль , «крестный отец» российских правых новообращенных. [ 1 ] который представил ислам как религию интеллектуалов и пассионариев. [ 2 ]
Проблематика «русскости»
[ редактировать ]В последние годы заметно снизился акцент на «русскость» в публичной деятельности лидеров НОРМ. Это связано с тем, что самоидентификация как русский становится все более проблематичной с тех пор, как РПЦ официально заявила, что русский – это тот, кто «признает православие основой национальной духовной культуры; чувствует солидарность с судьбой русского народа». [ 1 ] а российская идентичность активно использовалась при формировании шовинистической идеологии, которая стала одним из мотивов вторжения в Украину.
Художество российских мусульман
[ редактировать ]Творческая деятельность российских мусульман, часто ассоциируемая с НОРМ, — это феномен, который исследователи также исследуют наряду с их политической и религиозной деятельностью.
Роман Дмитрия (Муслима) Ахтямова «Исламский прорыв» , опубликованный в 2005 году издательством «Ультра.Культура», стал первым значительным литературным произведением автора, назвавшего себя российским мусульманином. [ 2 ]
В том же году учреждена литературная премия «Исламский прорыв» , названная по роману Ахтямова и учрежденная известным поэтом, переводчиком и издателем Ильей Кормильцевым . [ 2 ]
В 2012 году активисты НОРМ составили антологию «Сабля ислама» ( Sablya islama ), в которой были представлены поэтические произведения и идеологическая позиция организации того времени.
На музыкальной сцене также выступил рэпер Е. Дубровин, известный как Дуб Дервиш. [ 9 ]
В 2020 году канал Alif TV, посвященный мусульманской жизни, показал подробный сюжет о Джахаре Кутбе, выдающемся поэте и российском мусульманине. [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Сибгатуллина, Гульназ (2020). «Дискурсивные стратегии в конверсионных нарративах российских мусульман» . Языки ислама и христианства в постсоветской России. Брилл : 65–84. дои : 10.1163/9789004426450_005 . ISBN 978-90-04-42645-0 – через БРИЛЛ.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Беккин, Ренат (2012). Бустанов, Альфрид. К. (ред.). «Российские мусульмане: заблуждающаяся секта или авангард российской уммы?» (PDF) . Исламская власть и русский язык: исследования текстов европейской части России, Северного Кавказа и Западной Сибири : 361–401.
- ^ "Али Вячеслав Полосин стал первым заместителем председателя НОРМ" [Ali Vyacheslav Polosin became first deputy chairman of the NORM] (in Russian). SOVA Center for Information and Analysis. 6 February 2006 . Retrieved 4 July 2016 .
- ^ "НОРМ обвинила Г.Джемаля в "травле" "русских мусульман" " [NORM accused G. Dzhemal of the "baiting" of "Russian Muslims"] (in Russian). SOVA Center for Information and Analysis. 29 March 2006 . Retrieved 4 July 2016 .
- ^ Sidorov, Vadim (24 July 2012). "Валиулла Якупов: Исламский традиционализм на примере одной судьбы" [Valiulla Yakupov: Islamic traditionalism one an example of one destiny] (in Russian). Portal-Credo.Ru. Archived from the original on November 10, 2013 . Retrieved 2013-09-28 .
- ^ Jump up to: а б Рогатин, Владимир Николаевич (2019). "Деятельность Славяно-исламской лиги на Украине". Исламоведение . 10 (2): 32–46.
- ^ Гладышев, Сергей Викторович (2017). "ПРОТЕСТНАЯ АКТИВНОСТЬ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ". НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА : 36.
- ^ Кашаф, Шамиль Равильевич (2012). "Российское государство в политическом дискурсе мусульманского сообщества". Социология власти . 3 : 111.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Рогатин, Владимир Николаевич (2021). "Эксплуатация неофашистских идей в радикальном крыле «Национальной организации русских мусульман". Религиоведение . 3 : 140-150.
- ^ Сидоров, ВАДИМ (ХАРУН) (2012). «МЫ НЕ ФАШИСТЫ, МЫ СУФИИ». Исламская власть и русский язык .
- ^ Jump up to: а б Шестопалец, Денис (2021). «Между верой и этничностью: мотивы обращения и отношение к этническим мусульманам в дискурсах русских, принявших ислам». Современный ислам . 15 (3): 357–380. дои : 10.1007/s11562-021-00474-2 .