Кроткие люди
Индейцы Мансо были коренным народом , жившим вдоль реки Рио-Гранде . [ 1 ] с 16 по 17 век. Современный Лас-Крусес, штат Нью-Мексико, возник в этой области. Мансо были одной из групп коренного населения, которые были переселены в миссию Гуадалупе на территории нынешнего Сьюдад-Хуареса, Мексика . Некоторые из их потомков остаются в этом районе и по сей день.
Мансо были полукочевыми охотниками-собирателями , которые практически не занимались сельским хозяйством. Индейцы-земледельцы жили как выше, так и ниже по течению от них. Их образ жизни был похож на образ жизни сума и кончо, живших неподалеку.
Язык
[ редактировать ]Было записано лишь несколько слов их языка. Лингвисты выдвинули теории относительно их языка: альтернативами были юто-ацтекский , [ 1 ] Таноанский , или атабаскский ( апачский ) язык. [ 2 ] Что известно, так это то, что они говорили на том же языке, что и народы яно и йокоме, жившие к западу от них; скорее всего, это был юто-ацтекский язык, родственный кахитанским языкам северо-западной Мексики. [ 3 ]
История
[ редактировать ]Первое письменное упоминание о мансо относится к экспедиции испанского исследователя Антонио де Эспехо в январе 1583 года. Путешествуя вверх по Рио-Гранде в поисках индейцев пуэбло , Эспехо встретил народ, которого он назвал Тампачоа, ниже Эль-Пасо.
«Мы обнаружили большое количество людей, живущих вблизи лагун, через которые протекает река Рио-дель-Норте [Рио-Гранде]. Эти люди, численность которых, должно быть, превышала тысячу мужчин и женщин, расселились в своих ранчериях и травяные охоты, вышли нас встречать… Каждый принес нам в подарок мескитовую фасоль… рыбу многих видов, которых очень много в этих лагунах, и другую пищу… В течение трех дней и ночей мы там они постоянно исполняли… танцы на свой манер, а также на манер мексиканцев». [ 4 ]

Когда в июле 1581 года экспедиция Чамускадо и Родригеса прошла мимо тех же лагун, они обнаружили их необитаемыми. [ 5 ] Историки полагают, что мансо, вероятно, были кочевниками: только часть года они жили вдоль реки Рио-Гранде, а остальную часть года проводили на охоте и сборе пищи в окружающих пустынях и горах. Судя по всему, они жили вдоль реки Рио-Гранде от современного Эль-Пасо на север до Лас-Крусеса, штат Нью-Мексико , и в близлежащих горах. Возможно, они разделяли свой ареал с сума, история которых очень похожа. [ 6 ]
Люди, которых Эспехо называл Тампачоа, вероятно, были теми же людьми, которых встретил Хуан де Оньяте в том же районе в мае 1598 года; он называл туземцев мансо. Онате и его большая экспедиция переправились через Рио-Гранде недалеко от Сокорро, штат Техас, при поддержке 40 индейцев «мэнхо». Мансо по-испански означало «нежный» или «послушный». Их имя неизвестно. [ 6 ]
В 1630 году испанский священник описал мансо как людей, «у которых нет домов, а есть строения на столбах. Они не сеют, не одеваются во что-то особенное, но все обнажены, и только женщины покрывают себя ниже пояса. с оленьими шкурами».
В 1663 году испанец писал о них:
«Народ индейцев мансо настолько варварский и некультурный, что все его представители ходят обнаженными и, хотя в стране очень холодно, у них нет домов, в которых можно было бы жить, они живут под деревьями, даже не зная, как возделывать землю для их еда». [ 6 ]
Говорят также, что мансо едят сырую рыбу и мясо. Но их описывали несколько благосклонно как «крепких людей, высоких и с хорошими чертами лица, хотя они гордятся тем, что мажут себя порошком разных цветов, что придает им очень свирепый вид». [ 7 ]

В 1660-е годы сотни мансо обратились в христианство. [ 1 ] Испанцы основали миссию среди мансо. Люди не вызывали особого беспокойства до 1680-х годов, когда выжившие после восстания пуэбло в Нью-Мексико укрылись в новом поселении Эль-Пасо. Там мансо установил тесные отношения с беженцем Пиро и Тивой (Тигуа). Вполне вероятно, что попытка поддержать 2000 испанских и индийских беженцев в этом районе была трудной. Колонисты отметили, что мансо, живущие в Миссии, были «нарушителями спокойствия», наряду с апачами и сума, все еще живущими в горах и пустынях. [ 8 ]
В 1682 году губернатор Эль-Пасо сообщил, что мансо и сума восстали и напали на народ Янош. 14 марта 1684 года дружественные Тива и Пиро рассказали губернатору Доминго Хиронсе Петрису де Крузате о заговоре Мансо с целью убить всех испанцев в Эль-Пасо. Говорили, что мансо «устали от всего, что связано с Богом и церковью, поэтому они хотели сделать то, что сделали индейцы Нью-Мексико». [ 9 ]
Испанцы взяли в плен зачинщиков заговора. Среди них были апачи и кивира (вероятно, вичита ). Десять из этих туземцев были казнены. В ноябре испанский гарнизон из 60 человек и дружественных воинов напал на скопление враждебно настроенных индейцев, которых они подозревали в планировании собственного восстания. [ 10 ]
После восстания мансо все больше ассимилировались с детрайбализированной атмосферой Эль-Пасо. Болезни и набеги апачей сократили их численность, хотя многие, возможно, присоединились к апачам. К 1765 году в Эль-Пасо проживало 2469 испанцев и только 249 индейцев (племена не указаны). [ 6 ]
Однако в 1883 году Адольф Банделье нашел дюжину семей мансо, живших через Рио-Гранде от Эль-Пасо. [ 2 ] Потомки мансо выжили как члены объединенного племени Пиро-Мансо-Тива (ПМТ) и как члены Тортугас Пуэбло , некорпоративной деревни в Лас-Крусес, Нью-Мексико. Отделившись от основной части, Мансо помог основать Гуадалупе-Пуэбло недалеко от Лас-Крусес в 1910 году, при этом люди нового пуэбло стали называться Los Indigenes de Nuestra Señora de Guadalupe, племенным образованием, которым когда-то было племя Пиро-Мансо-Тива. часть до того, как произошла фракция. [ 11 ] [ 12 ]
Индейцы миссии Пасо-дель-Норте подали заявку на федеральное признание в качестве индейского племени: племя Пиро/Мансо/Тива из Сан-Хуан-де-Гуадалупе и племя Пиро/Мансо/Тива из Гваделупе. В 2000 году в Сан-Хуан-де-Гуадалупе насчитывалось 206 членов племени ПМТ. [ 13 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Рейнольдс 1
- ^ Jump up to: а б Джеральд, Рекс Э. «Нежные индейцы района Северного перевала». Индейцы апачи III. Нью-Йорк: Garland Publishing Co., 1974, стр. 122
- ^ Беккет, Патрик Х и Терри Л. Корбетт, Индейцы Мансо , 1992.
- ^ Болтон, Герберт Юджин. Испанские исследования на юго-западе, 1542-1706 гг . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1916, 175.
- ^ Хаммонд, Джордж П. и Рей, Агапито. Повторное открытие Нью-Мексико, 1580–1594 гг . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико, 1966, стр. 80
- ^ Jump up to: а б с д «Народы-собиратели: чизо и мансос» , Техас за пределами истории. По состоянию на 11 мая 2010 г.
- ^ «Жизнь на грани». , Веб-сайт Desert USA, по состоянию на 10 мая 2010 г.
- ^ Форбс, Джек Дуглас (1957). «Индейцы Янош, Джокомес, Мансос и Сума». Исторический обзор Нью-Мексико . 32 (4): 319–334, стр. 325.
- ^ Полт, Джон HR, изд. «Расследование восстания индейцев мансо и их союзников, проведенное Доминго Хиронсой Петрисом де Крузате, губернатором Нью-Мексико… с 15 марта по 3 ноября 1684 года», 66. http://escholarship.org/uc/item/02w6f5bs , по состоянию на 11 мая 2010 г.
- ^ Кожа, 88, 95-99. [ постоянная мертвая ссылка ] , по состоянию на 11 мая 2010 г.
- ^ Беккет, Патрик Х и Терри Л. Корбетт, Индейцы Мансо , 1992 г.
- ^ Кэмпбелл, Ховард. «Племенной синтез: Пирос, Мансос и Тивас в истории». Журнал Королевского антропологического института , Vol. 12, 2006. 310-302.
- ^ «ПИИ – Пиро» . Архивировано из оригинала 29 марта 2006 года.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
Ссылки
[ редактировать ]- Беккет, Патрик Х. и Терри Л. Корбетт Тортугас Лас-Крусес: COAS Publishing and Research., 1990.
- Беккет, Патрик Х. и Терри Л. Корбетт Индейцы мансо Лас-Крусес: COAS Publishing and Research., 1992
- Рейнольдс, Терри Р. «Взлет и падение коренных общин в Старой миссии Эль-Пасо-дель-Норте». Четыре исторических обзора. 2011 год