Хороший царь, плохие бояре
«Добрый царь , плохие бояре » ( русский : Царь хороший, бояре плохие , латинизированный : Царь хоросий, бояре плохие ), иногда также известный как наивный монархизм , — это российский политический феномен, в котором положительные действия, предпринятые российским правительством, рассматриваются как результат лидера России, а негативные действия правительства рассматриваются как действия чиновников низшего звена без ведома лидера. Этот термин , возникший в Российской империи , с тех пор использовался для обозначения лидеров Советского Союза и постсоветской Российской Федерации, особенно во время правления Владимира Путина .
Разработка
[ редактировать ]Концепция, которая позже стала известна как «Хороший царь, плохие бояре», берет свое начало в Российской империи . В рамках божественного права царей образ доброго и заботливого царя сознательно культивировался российской властью. Этому способствовала разнородная природа России, поскольку большая часть населения проживала в сельской местности вдали от российской столицы. Напротив, бояре , представители аристократии, выполнявшие бюрократические функции, были расположены ближе к крестьянству и, следовательно, более ощутимы для широких слоев населения. В результате народное несогласие было направлено в первую очередь против бояр, а не против царя. [1]
История
[ редактировать ]Российская Империя
[ редактировать ]Во времена Российской империи концепцию «Хороший царь, плохие бояре» практиковали несколько русских царей, в том числе Иван Грозный и Петр Великий . Чтобы укрепить эту точку зрения, были предприняты символические действия, такие как публичные унижения или казни представителей дворянства и бюрократии. [2]
Это явление подверглось серьёзному испытанию во время правления Николая II , начиная с Ходынской трагедии — давки, произошедшей во время его коронации. Подорванное продолжающейся нестабильностью в Империи, убеждение в том, что в катастрофах виновата бюрократия, было серьезно подорвано в результате протестов Кровавого воскресенья 1905 года . Во время протестов группа во главе с отцом Георгием Гапоном прошла маршем к Зимнему дворцу, стремясь предоставить императору доказательства злодеяний бюрократов. Впоследствии протестующие были обстреляны членами Российской императорской гвардии , что привело к массовым жертвам и началу массовых жестоких протестов с целью свержения правительства. После Кровавого воскресенья поддержка Николая II серьезно снизилась и в конечном итоге привела к русской революции , свергнувшей монархию. [3]
Советский Союз
[ редактировать ]Концепция наивного монархизма была возрождена после русской революции и была применена к советскому лидеру Иосифу Сталину во время Великой чистки . [4] Лица, ставшие жертвами чисток, часто писали письма Сталину, полагая, что он исправит ошибку, узнав о судебной ошибке. [2] Позже эту концепцию применил Леонид Брежнев , который стремился увековечить память таким образом. [5]
Этот феномен также был обнаружен в обращении советского правительства с предыдущими лидерами; Фраза «Хороший царь, плохие бояре» была использована русским писателем Виктором Некрасовым в анализе фильма Сергея Эйзенштейна 1944 года «Иван Грозный» . [6]
Российская Федерация
[ редактировать ]После распада Советского Союза образ хорошего царя и плохих бояр стал применяться к российскому президенту Владимиру Путину и составляет важную часть его общественного имиджа . Путин намеренно создал себе имидж «доброго царя», в том числе посредством публичного унижения местных чиновников и демонстрации своей способности обходить местную бюрократию при решении местных проблем. [7] Научный сотрудник Шведского института международных отношений Наталья Мамонтова в своих исследованиях этого явления утверждает, что большинство россиян больше не полностью верят в эту концепцию, но публично выражают свою веру в нее либо из страха подвергнуться нападкам со стороны правительства, либо из-за страха подвергнуться нападкам со стороны правительства. с целью усиления давления на местных чиновников. [8]
Эта концепция привлекла новое внимание после восстания Группы Вагнера в 2023 году , когда командир Группы Вагнера Евгений Пригожин двинулся в сторону российской столицы Москвы. манипулировали Путиным, чтобы он вторгся в Украину, Комментарии Пригожина о том, что генералы и олигархи были истолкованы некоторыми источниками, такими как корреспондент Радио Свободная Европа/Радио Свобода Стив Гаттерман, как отражающие настроения наивного монархизма. [9]
За пределами России
[ редактировать ]Помимо России, это явление применялось лидерами других постсоветских государств , и этот термин иногда использовался как уничижительная фраза. Исследование, проведенное в 2015 году Норвежским институтом международных отношений, показало, что эта концепция также существует в Азербайджане, где Ильхам Алиев пользуется большой популярностью, несмотря на непопулярность других государственных институтов. [1] В Украине эта фраза использовалась в негативном смысле для обозначения попыток политиков оградить себя от обвинений в спорных политических действиях, возлагая ответственность на других политиков более низкого ранга. Такое обвинение было описано в отношении Петра Порошенко. [10] and Volodymyr Zelenskyy , [11] оба президента Украины.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Гобл, Пол (18 февраля 2015 г.). « 'Хороший царь, плохие бояре': народные настроения и будущее Азербайджана» . Фонд Джеймстауна . Проверено 17 января 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Добрый царь/Добрый царь» . GlobalSecurity.org . Проверено 17 января 2024 г.
- ^ Гузвица, Стефан (18 мая 2022 г.). «Крестьянские письма царю: забытая русская традиция» . Коллекционер . Проверено 17 января 2024 г.
- ^ Radzikhovsky, Leonid (10 December 2022). "Почему Сталин поставил Фадеева руководителем советских писателей" [Why Stalin placed Fadeyev as head of the Soviet Writers]. Rossiyskaya Gazeta . Retrieved 17 January 2024 .
- ^ Замостьянов, Арсений (9 ноября 2012 г.). « Добрый царь » . Века (на русском языке) . Проверено 17 января 2024 г.
- ^ Nekrasov, Viktor (16 November 1983). "«Иван Грозный» С. Эйзенштейна" [S. Eisenstein's "Ivan the Terrible"]. Viktor Nekrasov Writer's Memorial Website . Retrieved 17 January 2024 .
- ^ Вейр, Фред (1 июля 2019 г.). «Путин позиционирует себя как «хороший царь», но сможет ли он переделать Россию?» . Христианский научный монитор . Проверено 17 января 2024 г.
- ^ Мамонтова, Наталья (23 апреля 2018 г.). «Владимир Путин – царь без верных подданных?» . Шведский институт международных отношений . Проверено 17 января 2024 г.
- ^ Гаттерман, Стив (24 июня 2023 г.). «Мятеж Пригожина и вызов Путину» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 17 января 2024 г.
- ^ "Порошенко играет в "хорошего царя, плохих бояр" - депутат" . LB.ua. 4 октября 2016 г. Проверено 17 января 2024 г.
- ^ Serdiuk, Vladyslav (15 October 2020). " "Царь хороший, бояре плохие". Зачем Зеленскому понадобился опрос на выборах" ["Good Tsar, bad Boyars": Why Zelenskyy needed an election survey]. LIGA.net (in Russian) . Retrieved 17 January 2024 .