Jump to content

Gleb Lozino-Lozinskiy

сентябрь 1997 г.
September 1997

Gleb Yevgenyevich Lozino-Lozinskiy ( Russian : Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский ; Kyiv , January 7, 1910 – Moscow , November 28, 2001) was a Ukrainian [ 1 ] [ 2 ] инженер, генеральный директор и генеральный конструктор ОАО «НПО «Молния» , ведущий разработчик программы «Русская Спираль» и «Шаттл Буран» , доктор наук , Герой Социалистического Труда , лауреат Ленинской премии (1962) и Сталинских премий (1950, 1952).

Биография

[ редактировать ]

Глеб родился в Киеве и вместе с семьей переехал в Кременчуг , где получил начальное образование и окончил Кременчугский техникум по специальности сантехник. Позже он поступил в 1926 году и в 1930 году окончил Харьковский механический и машиностроительный институт по специальности инженер по паровым турбинам. Первоначально он работал на электростанции, но в 1932 году перешел на работу в авиационную промышленность, где занимался разработкой реактивных турбин.

В 1939 году он переехал в Ленинград, а в 1941 году вернулся на Украину для работы в Киеве. Во время войны он был эвакуирован в Куйбышев, а в 1942 году поселился в Москве, где поступил на работу в конструкторское бюро Артема Микояна , разработчика советских истребителей, известных во всем мире как МИГи . Лозино-Лозинский руководил работами над первым советским реактивным двигателем с регулируемым соплом и отвечал за производство нескольких поколений истребителей МИГ.

В 1965 году Лозино-Лозинский возглавил сверхсекретный проект под названием «Спираль» ( ru ) , который был ранней советской попыткой разработать небольшой пилотируемый космический самолет, аналогичный американскому проекту X-15 . Его планировалось запустить на хвосте гиперзвукового самолета , способного развивать скорость 6 Маха. После отделения от самолета-носителя «Спираль» должна была быть выведена на орбиту с помощью отделяемой ступени ракеты.

Хотя несколько прототипов космического самолета «Спираль» были построены и испытаны в атмосферных полетах, программа была прекращена.

В 1976 году Лозино-Лозинский возглавил НПО «Молния» — недавно созданный дизайн-центр на окраине Москвы. Перед организацией стояла беспрецедентная задача — разработать 100-тонный орбитальный аппарат многоразового использования с возможностями, аналогичными или превосходящими возможности американского космического корабля «Шаттл». В отличие от американского «Шаттла», советский крылатый орбитальный корабль выйдет на орбиту на сверхтяжелой ракете-носителе, разработанной отдельно в НПО «Энергия». Советский шаттл, известный как «Буран» , совершил одиночный беспилотный орбитальный полет и совершил первую в мире автоматическую посадку в 1988 году. С распадом Советского Союза в 1991 году программа «Буран» была отменена из-за нехватки средств.

Лозино-Лозинский возглавил НПО «Молния» поиски разработки легких самолетов, направленных на снижение стоимости вывода коммерческих грузов в космос.

Небольшой многоразовый космический самолет, разработанный под руководством Лозино-Лозинского в 1990-е годы, предназначался для запуска на базе гигантского самолета Ан-225 «Мрия» , известного как МАКС , или Многоцелевая многоразовая аэрокосмическая система.

Лозино-Лозинский умер 28 ноября 2001 года в возрасте 91 года.

  1. ^ «Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 1 февраля 2010 года . Проверено 29 марта 2010 г.
  2. ^ Виталий Аблицов. «Галактика „Украина“. Украинская диаспора: выдающиеся фигуры» - М.: КИТ, 2007. - 436 с.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2b26586171eb51fd188e7febf4009f52__1699187100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2b/52/2b26586171eb51fd188e7febf4009f52.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gleb Lozino-Lozinskiy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)