Фантазийный гроб
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2020 г. ) |
Фантазийные гробы или образные гробы , также называемые «ФАВ» (фантастические транспортные средства загробной жизни) и нестандартные , фантастические или пресловутые гробы ( абебуу адекай ), [ 1 ] Функциональные гробы, изготовленные специализированными плотниками в регионе Большой Аккры в Гане . Эти красочные предметы, возникшие на основе фигуративных паланкинов , являются не только гробами, но и считаются произведениями искусства. Впервые они были показаны широкой западной публике на выставке Les Magiciens de la terre в Национальном музее современного искусства в Париже в 1989 году. Семь гробов, представленных в Париже, были изготовлены Кейном Квеем (1922–1992) и его бывший помощник Паа Джо (р. 1947). [ 2 ] С тех пор гробы работы Кейна Квея, его внука Эрика Аджети Ананга , Паа Джо , Даниэля Менса , Куджо Аффуту , Теофила Нии Анум Сова , Бенезате и других художников выставлялись в международных художественных музеях и галереях по всему миру. [ 3 ]
Происхождение и значение
[ редактировать ]Фэнтезийные гробы в основном используются жителями Га из южной Ганы из-за их религиозных убеждений относительно загробной жизни. Га верят, что жизнь в следующем мире продолжается так же, как и на Земле. Предки также считаются гораздо более могущественными, чем живые, и способными влиять на своих еще живых родственников, а социальный статус умершего отчасти зависит от использования при погребении эксклюзивного гроба.
Фантазийные гробы выставляются только в тот день, когда их хоронят вместе с умершим. Они часто символизируют профессию умершего. Определенные формы, такие как меч или табурет, представляют собой королевские или священнические знаки отличия, имеющие магическую и религиозную функцию. В таких гробах разрешается хоронить только людей, имеющих соответствующий статус. Такие животные, как львы, петушки и крабы, могут использоваться в качестве тотемов клана. Точно так же только глав клановых семей разрешается хоронить в гробах этой конкретной формы. Многие формы гробов вызывают пословицы, которые Га по-разному интерпретируются. Вот почему фэнтезийные гробы иногда называют пресловутыми гробами ( абэбуу адэкай ) или окади адэкай на языке га .
История
[ редактировать ]Среди христиан использование нестандартных гробов началось относительно недавно и началось в регионе Большой Аккры примерно в 1950 году. Раньше они использовались только вожди и священниками Га, но примерно с 1960 года образные гробы стали неотъемлемой частью местной похоронной культуры. [ 4 ] До их использования христианами Га использовал фигуративные паланкины и гробы с начала 20 века. [ 5 ]
Изобретение фигурных гробов в какой-то момент приписывалось Сету Кейну Квею, хотя антропологи Роберта Бонетти [ 6 ] и Регула Чуми подвергают сомнению этот миф. Идея изготовления и использования нестандартных гробов была вдохновлена фигурными паланкинами, в которых носили вождей Га и в которых их иногда хоронили. [ 7 ] Согласно некоторым источникам, Атаа Око из Ла, возможно, начал изготавливать гробы и фигурные паланкины по индивидуальному заказу примерно в 1945 году. Наряду с Кейн Квей из Тешие и Атаа Око из Ла, другие плотники, возможно, начали делать их в начале 1950-х годов.
Производство
[ редактировать ]Фигурные гробы изготавливаются на заказ. Мастера-плотники нанимают одного или нескольких учеников, которые выполняют большую часть работы. Это позволяет художнику изготавливать несколько гробов одновременно. Гробы обычно изготавливаются из древесины местного дерева вава. В целях долговечности предметы, производимые для музеев, изготавливаются из красного дерева или другой высококачественной твердой древесины, чтобы защитить их от растрескивания и нападения насекомых при переносе из одного климата в другой. На изготовление каждого гроба уходит от двух до шести недель, в зависимости от сложности конструкции и опыта плотника. При срочном заказе над одной деталью работают несколько плотников. Обработка древесины осуществляется с помощью простых неэлектрических инструментов. На покраску может уйти до двух дней. Некоторые модели раскрашивает руководитель мастерской, другие — местные художники-вывески, некоторые из которых хорошо известны на западном арт-рынке благодаря изготовлению раскрашенных вручную киноплакатов. Изготовители гробов и художники по вывескам обычно вместе решают, какие узоры и цвета использовать для гроба. [ 8 ]
Известные художники
[ редактировать ]Куджое Афуту
[ редактировать ]Куджо Аффуту родился в 1985 году в Авуту Бавиасе, Центральный регион, Гана. С 2002 по 2006 год его тренировал Паа Джо в Нунгуа, регион Большая Аккра. С 2007 года он руководит собственной мастерской в Авуту Бавийасе, Центральный регион.
Куджо Аффуту сотрудничал с различными европейскими художниками, в том числе с Томасом Демандом , Саданом Афифом и дуэтом художников М.С. Бастиан/Изабель Л. Гробы Куджо Аффуту выставлялись в Центре Помпиду в Париже, Музее Тэнгли в Базеле, Новом национальном музее Монако. и Этнографический музей Невшателя. Позже он стал специализироваться на производстве миниатюрных гробов, некоторые из которых были показаны в 2018 и 2019 годах в Музее Фёлькера в Австрии и в 2020 году в Кунстхалле Гамбурга . Куджо Аффуту также работал с куратором из Ганы Наной Офориаттой Айим , которая включила его работы в открытую выставку своей галереи в Аккре в 2017 году.
Эрик Аджетей Ананг
[ редактировать ]родился в 1985 году и Эрик Аджети Ананг является внуком Сета Кейна Квея. Он руководит столярной мастерской Кейн Квей вместе со своим отцом Седи с 2005 года, после окончания Академии Аккры . С 2009 года он стал героем нескольких документальных фильмов, снятых в Великобритании, Франции, Бразилии, Японии, Норвегии и США. Он был постоянным художником в России, США, Бельгии, Дании и организовывал резиденции для иностранных художников в Гане. Его пригласили в Италию на Неделю дизайна в Милане в 2013 году и в Южную Корею на Биеннале дизайна в Кванджу в 2011 году.
Держись, Джо
[ редактировать ]Паа Джо родился в 1947 году в регионе Аквапим, Гана. Он прошел обучение у Кейн Квей в Тешие , но ушел в 1974 году. В 1976 году он открыл свою собственную мастерскую в Нунгуа. В 1989 году его пригласили показать свои работы на выставке «Les Magiciens de la terre» в Париже. С тех пор его гробы показывают по всему миру. В 2005 году они выставлялись в галерее Джека Шейнмана в Нью-Йорке и галерее Джека Белла в Лондоне. В 2006 году участвовал в выставке «Six Feet Under» в Художественном музее Берна . В 2007 году он открыл новую мастерскую в Побимане недалеко от Аккры. [ 9 ] а в мае 2013 года он был постоянным артистом в Великобритании вместе со своим сыном Джейкобом. Он был героем фильма Artdocs «Паа Джо и лев» режиссера Бенджамина Вигли и продюсера Анны Гриффин, выпущенного в 2016 году.
Эрик Кпакпо
[ редактировать ]Эрик Кпакпо родился в 1979 году в Нунгуа, Гана. С 1994 по 2000 год он изучал столярное дело в мастерской Паа Джо в Нунгуа. Он оставался там мастером-плотником до 2006 года, когда открыл собственную мастерскую по изготовлению гробов в Ла и стал одним из самых успешных мастеров по изготовлению гробов в своем регионе. Время от времени он работает со своим бывшим хозяином Паа Джо. Он также сделал себе имя на международном рынке искусства, особенно благодаря своим миниатюрным гробам. В 2019 году работы Кпакпо были показаны в Гане в передвижном музее ганского куратора Наны Офориатты Айим .
Дэниел «Привет» Менса
[ редактировать ]Дэниел Менса , также известный как «Привет», родился в 1968 году в Теши, Гана. Он завершил шестилетнее обучение у Паа Джо в Нунгуа, а затем провел еще восемь лет с Паа Джо . В 1998 году он открыл собственную студию Hello Design Coffin Works в Тешие. Его работы демонстрировались на различных международных художественных выставках и в европейских фильмах. В 2011 году его работы были показаны в Центре визуальных искусств Сэйнсбери .
Даже не там
[ редактировать ]Атаа Око родилась в прибрежном городе Ла, Гана. С 1936 по 1939 год он учился на плотника в Аккре. До 2002 года он шил гробы только для заказчиков из Ганы и поэтому оставался неизвестным в западных художественных кругах. В 2006 году его работы впервые были выставлены в художественном музее Берна . [ 10 ] Не под влиянием западных заказчиков, Атаа Око разработал свою собственную форму художественного языка. Поэтому его работы отличаются от работ художников традиции Кейн Квея не только с точки зрения дизайна и материалов, но и по внешнему виду. [ 11 ] С 2005 года и до своей смерти в 2012 году работал художником под руководством антрополога Регулы Чуми . В 2010–2011 годах прошла его первая персональная выставка в музее западного искусства, в Collection de l’Art Brut в Лозанне .
Галерея
[ редактировать ]-
Куриный гроб, Куджо Аффуту ,
-
Атаа Око и Куджо Аффуту с гробом Красного Петуха Окоса
-
Гроб Центра Помпиду, Куджо Аффуту, 2010 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Альтернативные истории пословиц Адекай. Роберта Бонетти, Африканское искусство, осень 2010 г.
- ^ Смертное ложе живого человека. Гроб для Центра Помпиду. Регула Чуми в Саадане Афиф (ред.), «Антология черного юмора», Париж: Издания Центра Помпиду. 2010. С.56.
- ^ Захороненные сокровища Га. Искусство гробов в Гане. Регулирует Чуми. Берн: Бентели 2008, с. 230-3
- ^ Захороненные сокровища Га. Искусство гробов в Гане. Регулирует Чуми. Берн: Бентели 2008, с. 52-6
- ^ Регула Чуми: Фигуративные паланкины Га. История и значение , в: Африканское искусство, Vol. 46, № 4, 2013, С. 60-73.
- ^ Роберта Бонетти, Альтернативные истории Абебуу Адека i, Африканское искусство, осень 2010 г., стр. 14-33: Роберта Бонетти пришла к тому же выводу, что и Регула Чуми считает вымышленными известные истории о происхождении фигурок-гробов: «[...] Мы видели, как те же самые критерии подлинности, которые были фундаментальными, в документировании уникальности и правдивости древних произведений были приняты за новейшие гробы. Доказательством служит предполагаемое происхождение произведения, которое стало еще более ценным и исключительным после смерти его «изобретенного» изобретателя Кейна Квея.
- ^ Захороненные сокровища Га. Искусство гробов в Гане. Регулирует Чуми. Берн: Бентели 2008, с. 57, 221-2
- ^ Захороненные сокровища искусства гробов штата Джорджия в Гане. Регула Чуми. Берн: Бентели 2008, с. 63-81. Регула Чуми 2011. Смертное ложе живого человека. Гроб для центра Помпиду, в: Ева Хуттенлаух (редактор): «Еще одна антология черного юмора», MMK Frankfurt: Kunstbuchverlag Nürnberg. п. 46-47.
- ^ Захороненные сокровища Га. Искусство гробов в Гане. Регулирует Чуми. Берн: Бентели 2008, с. 242-4
- ^ Six Feet Under, 2006. Художественный музей Берна и «Six Feet Under» 2007/2008 в Немецком музее гигиены, Дрезден.
- ^ Атаа Око, Ex. Cat., Collection de l'art brut (Hg), Infolio, 2010, с. 15-34.
Библиография
[ редактировать ]- Регула Чуми: Скрытое искусство. Фигуративные паланкины и гробы Ганы. Издание Тилль Шаап, Берн. ISBN 978-3-03828-099-6 .
- Регула Чуми: Погребенные сокровища Га: Искусство гробов в Гане. Издание Тилля Шаапа, Берн, 2014 г. ISBN 9783038280163 . Пересмотренное и обновленное второе издание Benteli 2008.
- Регула Чуми: Фигуративные паланкины Га. История и значение , в: Африканское искусство , том. 46, нет. 4, 2013, с. 60-73
- Атаа Око , Ex. Cat., Collection de l'art brut (ред.), Infolio, 2010 г.
- Роберта Бонетти: Альтернативные истории Абебуу Адекаи, в: Африканское искусство, Bd. 43, нет. 3, 2010, с. 14-3
- Вивиан Бернс: Путешествие в рай: Фэнтезийные гробы, в: Африканское искусство, том. 17, нет. 2 (1974), с. 24-25
- Жан-Юбер Мартен: Кейн Квей, Сэмюэл Кейн Квей, в: Андре Маньен (редактор): Современное искусство Африки. Темза и Гудзон, Лондон, 1996 г., с. 76.
- Тьерри Секретан: Уходя во тьму: Фантастические гробы из Африки. Лондон 1995.
- Регула Чуми : Отчет о пресловутых гробах Тешие и Нунгуа, Гана, в: Африка и Средиземноморье, вып. 47–8, 2004, стр. 47–8. 44–7
- Регула Чуми: Последний поклон, первый почетный. Ганские погребальные ритуалы и фигурные гробы, в: Kunstmuseum Bern (ред.): Six Feet Under. Вскрытие нашего отношения к мертвым. Кербер, Билефельд и Лейпциг 2006, с. 114-125.
- Регула Чуми: Смертное ложе живого человека. Гроб для Центра Помпиду, в: Саадан Афиф (редактор), Антология черного юмора. Издание Центра Помпиду, Париж, 2010, с. 56–61.