Фигурный паланкин

связанный Фигурный паланкин, с тотемом своего владельца, — это особый вид носилок , используемый в регионе Большой Аккры в Гане . Эти паланкины, называемые на языке Га окади акпакай, относятся к королевским знакам отличия и используются только королями Га или манцемеи и их заместителями, когда их носят публично на дурбарах и фестивалях, таких как Хомово . С помощью этих образных паланкинов га создают этнические различия между собой и своими соседями акан, которые используют только простые носилки в форме лодок или стульев. [ 1 ]
Значение
[ редактировать ]
Поэтому вождь Га, чей клан использует льва в качестве тотема, должен использовать носилки в форме льва. Тотемы и семейные символы Га представляют животных, растения или предметы. Все они связаны с историей рода и его предками.
Когда в таком образном паланкине несут вождя, использование его тотемного символа обеспечивает защиту духов и предков, связанных с соответствующим символом. При этом магическая сила тотема передается вождю, сидящему в фигурном паланкине. В отличие от обычных носилок Акан в форме лодки или стула, фигуративные паланкины Га также служат знаком различия между ними и их соседями Акан, и они даже обозначают различия между различными кланами Га. [ 2 ]
История
[ редактировать ]В доколониальные времена га не пользовались носилками, а носили своих вождей на человеческих плечах. Этнолог . Маргарет Филд считает, что детеныши акан в форме лодки были завезены в Аккру акваму, жившими там с 17 века В течение 19 века, когда Га сменили части своей военной организации Акваму, они также начали использовать паланкины. [ 3 ] Однако нет точных источников, описывающих, когда Га начали использовать паланкины в качестве своих семейных символов. Социальный антрополог Регула Чуми нашел лишь короткую заметку в газете Gold Coast Independent за 1925 год, указывающую на то, что король Аккры, так называемый Гаманце, в те годы использовал паланкин в форме слона. По словам Чуми, использование фигуративных паланкинов распространилось в течение ХХ века из Аккры в другие прибрежные города, где эти паланкины в некоторой степени используются до сих пор. [ 4 ] [ 5 ]
Пользователи и производители переносных паланкинов
[ редактировать ]
В отличие от Акан, Га используют свои паланкины только для светских вождей. Женщины и их высшие духовные лидеры, уломей , не используют паланкины по разным причинам.
Паланкин изготавливается специально для вождя , а также впервые используется во время церемонии его вступления в должность. После установки паланкин хранится как королевский знак отличия, спрятанный в табуретке соответствующей семьи. Его не вынимают снова, если только это не необходимо по важному случаю, например, на фестивале Хомово .
Соответственно, фигуративные паланкины Га очень редко показываются публично и особенно иностранцам их трудно увидеть. Поэтому неудивительно, что, хотя паланкины внешне похожи на фигуративные гробы хорошо известные на западном арт-рынке , фигуративные паланкины до недавнего времени оставались совершенно неизвестными.
Эти паланкины также, вопреки тому, что раньше считали многие исследователи и даже многие Га, до сих пор используются и строятся теми же мастерами, которые делают фигурные гробы. Одним из самых выдающихся строителей паланкинов за последние 30 лет был Паа Джо , который до сих пор был известен только своими фигуративными гробами. Но поскольку ремесленникам не положено говорить о фигурных паланкинах и других королевских знаках отличия, Паа Джо нелегко разглашает информацию о паланкинах, которые он раньше построил. [ 6 ]
Фигуративные гробы как ритуальные копии паланкинов
[ редактировать ]
В культуре Га, как обнаружила Регула Чуми в ходе своих полевых исследований, инициации и похороны традиционных вождей должны дополнять друг друга. Посвященных следует хоронить так же, как они были назначены на должность или посвящены. Следовательно, вождь, использующий образный паланкин, должен был и должен быть похоронен в гробу, который выглядел так же, как и его ранее использовавшийся носилок. [ 7 ] Вопреки тому, во что верили Тьерри Секретан и другие, [ 8 ] ни одного короля или вождя никогда не хоронили в его образном паланкине, потому что носилки относятся к королевским знакам отличия, которые в культуре Га нельзя хоронить. Следовательно, тех вождей, которые использовали образный паланкин на церемонии своего вступления в должность, приходилось хоронить в его замене, то есть в образном гробу, который выглядел так же, как их паланкин.
Таким образом, первые фигуративные гробы представляли собой просто копии паланкинов, которые использовались вместо них.
Несмотря на внешнее сходство, фигуративные гробы и паланкины, конечно, относятся к разным категориям объектов: паланкины — это королевские знаки отличия, предназначенные для длительного хранения и хранения в семейном доме после смерти их пользователей, в то время как фигуративные гробы можно приносить в жертву и хоронить. с покойным. Фигурный паланкин становится священным после смерти его владельца, и семья хранит его, чтобы поддерживать связь с предками. Для королевских семей они также становятся отличительными знаками и символами легитимности их правления. [ 9 ] [ 10 ]
Западный арт-рынок
[ редактировать ]В то время как фигуративные гробы Га стали всемирно известными на западном арт-рынке, фигуративные паланкины до сих пор остаются скрытым и неизвестным видом искусства. Долгое время считалось, что Га больше не будет использовать фигуративные носилки, а старые паланкины больше не существуют, потому что, как писал Тьерри Секретан, в них якобы хоронили бы вождей. [ 8 ]
Тот факт, что даже многие Га до сих пор верят, что их вождей раньше хоронили в фигуративных паланкинах, можно, как пишет Регула Чуми, легко объяснить: похороны посвященных раньше включали в себя человеческие жертвоприношения, и по сей день ни непосвященные, ни христиане Га не хотели бы или разрешено присутствовать на таких похоронах. Вождей тоже хоронят тайно, поэтому трудно было сказать, как хоронят вождей, если это происходит среди ночи. Следовательно, никто, кроме членов королевских семей, не заметил, что их вождей хоронили в заменяющих их паланкинах.
Поскольку вождя нужно было хоронить так же, как он был назначен на должность, его необходимо было хоронить в гробу, который был копией его паланкина. Таким образом, первые фигуративные гробы, в которых хоронили традиционных вождей, не были новым изобретенным видом искусства, а были всего лишь копиями фигуративных паланкинов. [ 11 ] [ 12 ]
Атаа Око, Кейн Квей и другие гробовщики
[ редактировать ]Христиане и простые га начали использовать фигуративные гробы примерно в 1950–1960 годах. Поскольку им не разрешалось использовать семейные символы, которые все еще принадлежали их традиционным вождям, такие плотники, как Атаа Око (1919–2012), Кейн Квей (1925–1925–2012 гг.) , 1992) и другие начали производить фигуративные гробы, избегая традиционных тотемных символов. Они строили гробы, которые представляли собой не формы с более глубоким значением, а скорее предметы, связанные с родом деятельности умершего.
Сегодня все га, независимо от их религиозной принадлежности, используют фигурные гробы, которые раньше предназначались для традиционных королей, вождей и священников. Таким образом, эти гробы теперь используются более широкими массами народа Га.
С 1970-х годов такие гробы были признаны западным художественным миром произведениями искусства в западном понимании. Выставка «Волшебники земли» 1989 года и теории Тьерри Секретана [ 13 ] привело к тому, что плотник Тешие Кейн Квей был провозглашен изобретателем фигурных гробов , и только его изделия были отнесены к произведениям искусства. По незнанию западный художественный мир ошибочно приписал изобретение якобы нового вида искусства одному художнику и сделал его и фигуративные гробы всемирно известными, тогда как значение уже существовавших фигуративных паланкинов оставалось до недавнего времени совершенно неизвестным. Поэтому на Западе фигуративные гробы приобрели высокий художественный статус, который фактически принадлежал оригинальному виду искусства Га — фигуративным паланкинам. [ 11 ] [ 12 ]
Выставки
[ редактировать ]В марте 2017 года галерея АНО в Аккре впервые показала паланкин на выставке «Аккра: портреты города». Паланкин был изготовлен Куджо Аффуту в 2013 году для вождя Центрального региона Ганы.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чуми (2013) , стр. 60–73.
- ^ Чуми (2013) , стр. 61–62.
- ^ Филд (1937) , с. 88.
- ^ Чуми (2013) , стр. 64.
- ^ Чуми, доктор философии , стр. 125–144.
- ^ Чуми (2013) , стр. 62–64.
- ^ Чуми (2013) , с. 65.
- ^ Jump up to: а б Секретан (1994) , с. 14.
- ^ Чуми (2013) , стр. 65–66.
- ^ Чуми, доктор философии , стр. 98–109, 144–147.
- ^ Jump up to: а б Чуми (2013) , стр. 71–72.
- ^ Jump up to: а б Чуми, доктор философии , стр. 173–178.
- ^ Секретан (1994) .
Библиография
[ редактировать ]- Филд, Маргарет Джойс (1961) [1937]. Религия и медицина народа Га . Оксфордский университет. Нажимать.
- Секретан, Тьерри (1994). Темно, уходи (по-французски). Париж: Хазан.
- Опубликовано на английском языке как Секретан, Тьерри (1995). Уходя во тьму: Фантастические гробы из Африки . Лондон.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
- Чуми, Регула (2012). Фигуративные паланкины и гробы народа га на юге Ганы. История, трансформация и значение художественной формы выражения от истоков до современности (кандидатская диссертация) (на немецком языке). Университет Базель .
- Чуми, Регула (2013). «Изобразительные паланкины Га. История и значение». Африканское искусство . 46 (4): 60–73. дои : 10.1162/AFAR_a_00108 . S2CID 57570945 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чуми, Регула (2014). Скрытое искусство. Фигуративные паланкины и гробы Ганы . Берн: Издание Тилля Шаапа. ISBN 978-3-03828-099-6 .
- Чуми, Регулировать (2014). Захороненные сокровища Га. Искусство гробов в Гане Берн: Издательство Тилля Шаапа. ISBN 9783038280163 .
- Пересмотренное и обновленное второе издание Benteli (2008 г.).
Внешние ссылки
[ редактировать ]