Концерт для скрипки № 5 (Паганини)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2021 г. ) |
Концерт для скрипки № 5 ля минор был написан Никколо Паганини в 1830 году . Это один из наиболее широко исполняемых из последних четырех скрипичных концертов Паганини. Обычное представление длится около 40 минут. Фактически это последний концерт Паганини (концерт №6 частично написан в 1815 году).
Концерт состоит из трех частей:
- Аллегро маэстосо ( ля минор )
- Анданте , немного выдержанное ( ми минор – ми мажор )
- Финал – Рондо . Андантино квази Аллегретто ( ля минор )
Сохранилась только сольная партия Концерта № 5 Паганини с несколькими аннотациями к аккомпанементу; оркестровая партитура либо не была записана, либо еще не обнаружена. Судя по рукописи, она была составлена не ранее весны 1830 года, но ни в каком виде не публиковалась до 1976 года.
Этот концерт самого знаменитого скрипача-виртуоза можно назвать монологом для скрипки. Поскольку сольная партия существует, концерт можно исполнить, если его соответствующим образом реконструировать. Известны три реконструкции концерта. Первый, конца 19 века, сделали Ромео Францони и Джусто Даччи , а второй — Марко Анзолетти в начале 20 века, [ 1 ] но оба так и не были опубликованы. [ 2 ]
Момпеллио новую реконструкцию от В 1958 году Витторио Бальони поручил Федерико имени Музыкальной академии Киджиана , и в сентябре 1959 года концерт состоялся впервые. Франко Гулли был солистом, а Лучано Росада - дирижером. Успех этого выступления побудил Гулли представить концерт во многих городах Европы.
Первая тема величественной первой части, тема, порождающая «Le Streghe» (Танец ведьм), и начало второй встречаются также в «Сонате Варсавия» Паганини (Варшавская соната). Анданте, пожалуй, в музыкальном отношении является центральной частью произведения. В третьей части повторяющейся идеей является гениальная мелодия «алла колокольчик». По своему обыкновению Паганини опускает Трио в финале, так как солист ограничивается здесь чисто виртуозными пассажами, очевидно, композитор имел в виду, что тему должен играть оркестр.
Первая часть имеет сонатную форму и чередуется между ля минор и ля мажор и начинается с очень длинного оркестрового вступления, предшествующего сольному голосу, напоминающего Фортепианный концерт № 1 Шопена . Для минорных концертов Паганини характерно тональное движение: ля минор – до мажор – ре минор – ля мажор, удивительным образом возвращающееся к ля минору за 4 такта до конца первой части. Вторая часть — медленное и заунывное анданте, начинающееся ми минор и заканчивающееся ми мажор. Третье - рондо, с припевом ля минор и двумя эпизодами - преимущественно до мажор, затем фа мажор. Последнее предложение третьей части содержит намек на знаменитый «Каприз №24». Большая часть оркестровки была написана не Паганини и была завершена после его смерти.
Записи
[ редактировать ]- Массимо Кварта (солист и дирижер), Оркестр театра Карло Феличе ди Генуя, записано в 2000 году (Dynamic CDS300: Паганини играет на скрипке Паганини, том 2, выпущен в 2002 году)
- Сальваторе Аккардо (скрипка), Шарль Дютуа (дирижер). Лондонский филармонический оркестр (Deutsche Grammophon 2530 961, запись 1975 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Реконструкцию Анзолетти можно рассматривать как рукописную фортепианную редукцию в IMSLP.
- ^ Сцианнамео, Франко, изд. (2016), «Испытание скрипичного концерта: спутник слушателя» , Rowman & Littlefield, с. 52, ISBN 9780810888852