Экологические мегаконференции
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти сообщения )
|
Экологическое движение добилось значительного прогресса: от первой акции протеста Гринпис , в которой участвовали шесть человек и лодка в 1971 году, до сегодняшних экологических конференций, в которых участвуют мировые лидеры и которые привлекают внимание всего мира. Экологические мегаконференции фундаментально отличаются от небольших конференций по окружающей среде и устойчивому развитию. Вместо того, чтобы сосредоточиться на конкретных региональных проблемах, таких как кислотные дожди , или «отраслевых» проблемах, таких как здоровье человека или питание, они пытаются сделать краткий обзор отношений между человеческим обществом и миром природы. [ 1 ] Они стремятся; «во-первых, рассмотреть общую траекторию человеческого развития и его взаимосвязь с окружающей средой в целом, а во-вторых, взглянуть на сложные проблемы окружающей среды и развития более широко в более длительном периоде времени, поскольку каждому саммиту предшествует ряд предварительных конференций» . [ 2 ]
Краткая история
[ редактировать ]На сегодняшний день было проведено 4 экологические мегаконференции; Конференция Организации Объединенных Наций (ООН) по окружающей среде обитания человека (UNCHE) 1972 г. (широко известная как Стокгольмская конференция); Конференция ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) 1992 г. (также известная как Конференция Рио или Саммит Земли); Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по устойчивому развитию в Нью-Йорке 1997 г. (Саммит Земли II) и Всемирный саммит по устойчивому развитию (ВВУР) 2002 г. в Йоханнесбурге.
Давление на проведение глобальной экологической мегаконференции нарастало с середины 1960-х годов, поскольку трансграничные проблемы, такие как загрязнение воздуха и воды, повысили осведомленность о необходимости международного сотрудничества. [ 1 ] Это подчеркнули первые снимки Земли, сделанные из космоса. Представитель Швеции впервые предложил эту идею в 1968 году на заседании Экономического и Социального Совета по биосфере, организованном ООН; Швеция в то время находилась под сильным внутренним политическим давлением с целью решения проблемы кислотных дождей и предложила провести предложенную экологическую мегаконференцию. [ 1 ] Стокгольм стал первой глобальной встречей по одному вопросу; это была первая скоординированная попытка обсудить международную проблему на глобальном уровне. [ 1 ] После Стокгольма были проведены мегаконференции по многим глобальным вопросам, таким как здравоохранение, женщины и населенные пункты. Это было революционное достижение в этом отношении и обеспечило основу для будущих экологических мегаконференций, чтобы определить глобальную повестку дня и обеспечить глобальное лидерство.
Воздействие СМИ
[ редактировать ]Экологические мегаконференции отличаются масштабностью и высоким статусом. Они привлекают внимание мировых средств массовой информации благодаря широте освещаемых ими проблем и известным заинтересованным сторонам, которых они привлекают. Они занимают заголовки газет вокруг этого мероприятия и позволяют активистам-экологам, неправительственным организациям (НПО) и общественности оказывать внутреннее давление на результаты, поскольку экологические проблемы выходят на первый план. Роль средств массовой информации важна в определении глобальных программ. [ 3 ] [ 4 ] Время проведения этих конференций позволяет мировым средствам массовой информации и правительствам сосредоточиться на стратегических вопросах и связать воедино такие проблемы, как бедность , здоровье , окружающая среда и торговля , создавая глобальные дебаты и освещая вопросы устойчивого развития. [ 2 ]
На таких конференциях, как ВВУР (Всемирный саммит по устойчивому развитию), большая часть внимания средств массовой информации была сосредоточена на их неудачах, а не на достижениях. [ 2 ] Частично это может быть связано с недостатком понимания, поскольку общественность, возможно, незнакома с термином « устойчивое развитие ». Репортажи по этой теме носят спорадический характер и практически отсутствуют. [ 5 ] и любой достигнутый прогресс (после конференции в Рио в 1992 году и доклада Брудтланда ) достигается на фоне риторики устойчивого развития.
Эти конференции в некоторой степени также стали объектом протестов широкого круга действующих лиц и активистов, которые используют освещение в СМИ для освещения своих собственных взглядов. [ 6 ] [ 7 ] Например, тысячи демонстрантов прошли маршем в Дурбане 3 декабря 2011 года на ежегодной конференции ООН по изменению климата, возмущенные позицией таких богатых стран, как Канада и Америка. [ 8 ] Это негативное внимание средств массовой информации влияет также на участие бизнеса и НПО, поскольку «многие из потенциально спорных партнерств [партнерства типа II, см. ниже], особенно с участием корпораций, проводили свои встречи в преддверии Саммита [Всемирного саммита по устойчивому развитию], опасаясь плохая реклама». [ 9 ]
Заинтересованные стороны и партнерства
[ редактировать ]Экологические мегаконференции предприняли усилия, чтобы бросить вызов своему ярлыку «элитарных и удаленных», став со временем все более инклюзивным; [ 2 ] Повышенная инклюзивность повышает легитимность. присутствует широкий круг заинтересованных сторон На этих конференциях . Наряду с участием более 100 правительств (в Рио-де-Жанейро приняли участие 172 человека, из которых 108 прислали своих глав государств), неправительственные организации присутствуют (НПО), предприятия также направляют своих представителей вместе с представителями основных групп заинтересованных сторон; женщины, молодежь, коренные народы, местные власти, профсоюзы, фермеры и научно-технические сообщества. Этот формальный процесс участия означает, что этим более мелким группам заинтересованных сторон не придется полагаться на неофициальные «побочные мероприятия», чтобы обеспечить косвенный вклад со стороны глобального гражданского общества. [ 1 ]
типа I и На ВВУР были созданы партнерства типа II . Тип I относился к ряду юридически обязательных межправительственных обязательств, призванных помочь государствам в реализации Целей устойчивого развития . [ 10 ] Партнерства типа II представляют собой сотрудничество между национальными или субнациональными правительствами, субъектами частного сектора и субъектами гражданского общества, которые заключают добровольные транснациональные соглашения для достижения конкретных целей устойчивого развития; [ 11 ] они бросают вызов традиционному эко- правительственному подходу, ориентированному на государство, к решению задач устойчивого развития. На ВВУР было объявлено о сотнях таких альянсов, и это поставило НПО и бизнес в центр внимания глобального экологического управления. [ 2 ]
Глобальный разрыв между Севером и Югом
[ редактировать ]Есть критики, которые утверждают, что эти конференции предоставляют новые арены, на которых старые обиды по поводу человеческого потребления (на Севере) и роста населения (на Юге) могут быть сформулированы с гораздо большей ясностью и объемом. [ 12 ] ( Экологическая программа ООН ЮНЕП) заявляет, что после Рио-де-Жанейро «наблюдается устойчивое ухудшение состояния окружающей среды. Одной из ключевых движущих сил является растущий разрыв между богатыми и бедными». Существующие политические позиции поляризованы и не примиряются в центре внимания средств массовой информации. [ 1 ]
Одной из заявленных целей ВВУР было «возобновление глобальной приверженности партнерству Север/Юг и более высокому уровню международной солидарности, а также ускорению реализации Повестки дня на XXI век и содействию устойчивому развитию». [ 13 ] однако его влияние на многосторонность было, пожалуй, незначительным; омрачены событиями 11 сентября, последующей «войной с террором» и американским односторонним подходом . [ 14 ] ВСУР бойкотировали Джордж Буш , тогдашний американский президент, который был в отпуске во время конференции, и Тони Блэр , тогдашний премьер-министр Великобритании, присутствовал на ней всего один день. [ 15 ] Это очевидное отсутствие интереса со стороны высокопоставленных мировых лидеров Северного мира не способствует преодолению разрыва между Севером и Югом, особенно когда подобные конференции потенциально имеют большой потенциал для этого. Это также рискует подорвать значимость таких конференций и снизить политический авторитет.
Более того, этот «растущий разрыв» неравенства между двумя регионами мира, как утверждается, подчеркивается инициативой партнерства типа II. Чтобы быть эффективными, партнерства должны соответствовать двум важным критериям; взаимность — взаимозависимость и равенство между партнерами, а также организационная идентичность — равное соблюдение миссий и целей каждого партнера. [ 16 ] Однако в партнерстве типа II между игроками Севера и Юга первые неизбежно будут вносить в партнерство большие финансовые и материальные ресурсы, тем самым создавая неравенство сил, позволяя усилить контроль и ослабляя взаимность, необходимую для успешного функционирования партнерства. [ 17 ] Чтобы противостоять этому, необходимо обеспечить, чтобы «вклад» в партнерство типа II мог включать знания, навыки и другие соответствующие сильные стороны, а не только финансовые и материальные ресурсы, чтобы восстановить баланс сил внутри партнерства. [ 17 ]
Шесть основных функций
[ редактировать ]Сейфанг и Джордан (2002) определили шесть основных функций, которые призваны выполнять эти мегаконференции;
- Установление глобальной повестки дня
- Содействие «объединенному» мышлению
- Одобрение общих принципов
- Обеспечение глобального лидерства
- Наращивание институционального потенциала
- Легитимизация глобального управления посредством инклюзивности
Некоторые из них более успешны, чем другие, как обсуждается ниже.
Установление глобальной повестки дня
[ редактировать ]Благодаря вышеупомянутому вниманию средств массовой информации, окружавшему эти конференции, а также последующим общественным дебатам и внутриполитическому давлению, экологические проблемы не только попали в глобальную политическую повестку дня, но и сохранили там свои позиции. Они служат объединению разрозненных вопросов, и ООН, вероятно, является единственным форумом, где глобальные аспекты общих проблем, таких как устойчивое развитие, могут быть адекватно решены. [ 1 ] Например, Стокгольмская конференция (первая экологическая мегаконференция) успешно определила круг ведения продолжающихся глобальных экологических дебатов и смягчила назревающий конфликт между окружающей средой и развитием. [ 1 ]
Содействие «объединенному» мышлению
[ редактировать ]Обсуждение взаимосвязанных вопросов устойчивого развития в глобальном масштабе требует объединенного мышления. Мегаконференции предлагают правительствам и заинтересованным сторонам форум, выходящий за рамки обычных краткосрочных политических программ, для решения широкого спектра комплексных проблем. На самом деле добиться этого сложно. Их огромный размах и всеохватывающая программа не позволяют «разобрать тонкости». [ 18 ] вопросов устойчивого развития, и даже в этой области некоторые аспекты, такие как торговля, остаются вне повестки дня (вместо этого вопрос рассматривается Всемирной торговой организацией и Всемирным банком). Попытки достичь объединенного мышления постепенно увеличивались; проблемы, поднятые в Рио и Йоханнесбурге, были значительно более широкими, чем в Стокгольме, [ 1 ] возможно, этому способствует дискурс устойчивого развития. Однако в этом стремлении к всесторонности становится все труднее сосредоточить внимание на конкретных проблемах. [ 1 ]
Одобрение общих принципов
[ редактировать ]Экологические мегаконференции подвергались критике как нечто большее, чем громкие и чрезвычайно дорогие дискуссионные группы, создающие иллюзию того, что мир меняется, хотя на самом деле это не так. [ 19 ] Они произвели так мало конкретных изменений из-за добровольного характера соглашений, сложности мониторинга и отсутствия последующих мер по их соблюдению. [ 1 ] Однако они разработали важные и авторитетные « мягкие законы », что является промежуточным этапом на пути к юридически обязательным рамкам. [ 20 ] Существует сильное ожидание того, что страны будут придерживаться мягких законов и что они станут «жестче» в краткосрочной или долгосрочной перспективе, более точными и более юридически обязательными. [ 21 ] Например, многие принципы, согласованные на Стокгольмской конференции, теперь составляют основу национальных, региональных законов и законов ЕС. [ 1 ] Это не так уж и удивительно, поскольку Стокгольм был первой из мегаконференций и ступал на новую территорию; политики и правительства теперь, когда установлены общие принципы, пытаются перейти к более четким детальным планам действий.
Обеспечение глобального лидерства
[ редактировать ]Мегаконференции обеспечивают платформу для глобального лидерства. Одним из лучших примеров этого является соглашение «Повестка дня на XXI век», разработанное на основе саммита в Рио, которое дало план действий на более низких уровнях управления. [ 1 ] Партнерства типа II, созданные на ВВУР, также демонстрируют сильный «домашний» план действий, несущий вес глобального соглашения. Однако сомнительно, насколько хорошо мегаконференции придерживаются субсидиарного принципа (идея о том, что проблемы должны решаться на самом низком эффективном уровне управления). [ 1 ]
ЕС, благодаря интеграции концепции устойчивого развития во внутреннюю и международную политику и стратегию развития, смог предложить лидерство и «нести флаг устойчивого развития на международной арене». [ 22 ] Многие называют ЕС важным игроком в обеспечении такого лидерства. [ 23 ] [ 24 ] Мегаконференции вынуждают «политику ЕС взаимодействовать с другими политическими структурами и акторами» [ 25 ] а преобразование «мягких законов» в жесткую политику и законы ЕС демонстрирует лидерство, которое можно воспроизвести в других регионах мира (например, в Африканском Союзе ); что, несомненно, станет огромным успехом для будущих экологических мегаконференций.
Наращивание институционального потенциала
[ редактировать ]Прошлые мегаконференции, посвященные ряду вопросов, привели к созданию новых институциональных органов, таких как ООН, ЮНЕП и Комиссия по устойчивому развитию . Морис Стронг , возглавлявший Стокгольмскую конференцию и сторонник экологических мегаконференций, считает, что «процесс — это политика»; [ 26 ] что мегаконференции являются «одним вкладом в гораздо более масштабный процесс социальных и институциональных изменений, а не разовыми, изолированными событиями». [ 27 ] Несмотря на медленные темпы и постоянные разочарования, на которые указывают критики, движение вперед неумолимо; они являются важными мерками, которые группы давления внутри страны могут использовать для сохранения влияния, а конференция за конференцией создает цикл постоянно растущих внутренних обязательств. [ 1 ] Однако высказывается критика в отношении того, что эти новые институты слабы как в финансовом, так и в правовом отношении, и звучат призывы наделить их гораздо большими правовыми и административными полномочиями, чтобы они могли лучше функционировать в качестве двигателей устойчивости. [ 28 ]
Национальное управление
[ редактировать ]Действия, предпринятые на мегаконференциях, косвенно создают новый институциональный внутренний потенциал за счет создания внутренних структур политических возможностей. [ 1 ] Политики на короткое время выходят за рамки обычных ограничений краткосрочного политического мышления и могут рассмотреть другие долгосрочные экологические проблемы. Партнерства типа II, сформированные на ВВУР, также уделяют больше внимания экологическим действиям на национальном и субнациональном уровне. Наряду с созданием новых институциональных процессов, они предлагают отойти от управления на глобальном уровне и побуждают государства предоставлять более полный отчет о своих собственных национальных стратегиях устойчивого развития. [ 1 ] Например, после Стокгольмской конференции (UNCHE) европейские лидеры встретились в Париже на экологической конференции, а также были созваны региональные межправительственные встречи. [ 1 ] Экологические мегаконференции не способствуют конкретному управлению на национальном уровне, но этому способствовал акцент на «общности национальных целей». [ 29 ] Утверждалось, что национальные министерства окружающей среды извлекли наибольшую выгоду из мегаконференций такого рода. [ 1 ]
Легитимизация глобального управления посредством инклюзивности
[ редактировать ]Как говорилось выше, экологические мегаконференции имеют широкий круг участников. Благодаря этому участию достигается легитимность, поскольку все больше людей участвуют в процессе принятия решений и, таким образом, поддерживают любые принятые решения. До сих пор звучат критические замечания в отношении того, что они не могут охватить массовые дебаты по вопросам устойчивого развития и что только хорошо обеспеченные большими ресурсами и крупные заинтересованные группы могут получить место за столом переговоров, в то время как более мелкие группы остаются за пределами формального процесса принятия решений. [ 1 ] Несмотря на это, рост числа участников на протяжении всего развития экологических мегаконференций обнадеживает. Участие НПО выросло со 134 в Стокгольме (десятая часть из которых были из развивающихся стран) до более чем 1400 в Рио (треть из которых возникла из развивающихся стран). [ 30 ]
Также проводятся неформальные, «второстепенные» дискуссии, выходящие за рамки основного мероприятия, в которых в Рио принимают участие 17 000 человек. Во-первых, они помогают НПО оценить свои различные точки зрения и программы и противостоять трудностям сотрудничества, несмотря на язык, культуру и богатство; и, во-вторых, обеспечить международную платформу и авторитет для многих организаций, которые игнорируются, испытывают нехватку ресурсов или активно притесняются в своих странах. [ 30 ] Наконец, Интернет – это новый метод расширения участия общественности и заинтересованных сторон. В подготовке к Йоханнесбургу отдельные лица могли принять участие через такие веб-сайты, как веб-сайт правительства Великобритании по устойчивому развитию. «Рио+20» (который состоится в 2012 году) имеет веб-сайты, на которых основные группы и заинтересованные стороны могут внести свой вклад и использовать их для участия в подготовительном процессе, а также ссылки на Facebook и Twitter . В Великобритании в августе 2011 года были запущены « электронные петиции », которые позволяют общественности создавать и подписывать онлайн-петиции по темам, которые будут обсуждаться в Палате общин. Это онлайн-сообщество вполне может использоваться и дальше в будущем для увеличения участия и, следовательно, легитимности.
Неопределенное будущее
[ редактировать ]Процесс управления глобальной окружающей средой и вопросами ее устойчивости на глобальном уровне сотрудничества, возможно, является романтической идеей. Было сказано, что страны, политики и заинтересованные стороны действуют в ограничительных рамках с непоследовательной внутренней политикой. [ 31 ] Другие критики заявляют, что такие саммиты болезненно подчеркивают бездействие и/или неспособность фундаментально изменить жизнь бедных или решительно действовать в отношении изменения климата. [ 14 ] Вполне возможно, что экологические мегаконференции сыграли свою роль, выдвигая экологические вопросы в глобальную повестку дня, и теперь добровольные, двусторонние партнерства и внутренняя политика могут взять бразды правления в свои руки, делая многосторонние саммиты высокого уровня устаревшими. С другой стороны, их сторонники приходят к выводу, что они по-прежнему выполняют важную функцию в современном управлении, хотя и не являются панацеей, как некоторые первоначально надеялись. [ 2 ] Более того, если решительные активисты организуют свою кампанию и потребуют, чтобы их услышали, вполне возможно, что такого рода давление может поддержать цикл экологических мегаконференций.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Сейфанг Г. и Джордан А., 2002 г., «Йоханнесбургский саммит и устойчивое развитие: насколько эффективны экологические конференции?», в Олаве Шраме Стокке и Ойстейне Б. Томмессене (ред.), Ежегодник международного сотрудничества по Окружающая среда и развитие 2002/2003 (Лондон: Earthscan Publications), 19–39.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сейфанг, Г., 2003. Экологические мегаконференции — от Стокгольма до Йоханнесбурга и за его пределами, Global Environmental Change 13 (3), стр. 224.
- ^ Андерс, Х., 1993. Средства массовой информации и проблемы окружающей среды. Лондон: Издательство Лестерского университета.
- ^ Мазур. А., 1994, Риск 5: 189-280.
- ^ Вуази, Х., и Черч, К., 2000. Освещение в СМИ устойчивого развития и местной повестки дня 21. В The Daily Globe: экологические изменения, общественность и средства массовой информации. 2000, Уэльс, Эббв-Вейл: Earthscan Publications Ltd.
- ^ Кингснорт, П. 2004, Одно нет, много да: Путешествие к сердцу глобального движения сопротивления. Лондон: Свободная пресса
- ^ Мунник В. и Уилсон Дж., 2003, «Мир приходит в одну страну: инсайдерская история Всемирного саммита по устойчивому развитию», Йоханнесбург, 2002. Йоханнесбург: Фонд Генриха Болла.
- ^ Блэк, Р., 2011. Протесты на саммите по изменению климата в Дурбане, ББ [онлайн] Доступ: 8 декабря 2011 г. Доступно по адресу: https://www.bbc.co.uk/news/science-environment-16021217
- ^ Ла Вина, AGGM, Хофф, Г. и ДеРоуз, AM, 2003. Результаты Йоханнесбурга: оценка Всемирного саммита по устойчивому развитию, Обзор SAIS 23 (1), стр. 53-70.
- ^ Смерть, Карл (2009). Управление устойчивым развитием: партнерство, протесты и власть на Всемирном саммите. Абингдон: Рутледж.
- ^ Бейкер, С., 2006. Устойчивое развитие. Абингдон: Рутледж.
- ^ Грабб М., Кох М., Томсон К., Мансон А. и Салливан Ф., 1993. Соглашения «Саммита Земли»: руководство и оценка (Лондон: Earthscan Publications).
- ^ ООН – Организация Объединенных Наций: 2002, Всемирный саммит по устойчивому развитию. План реализации (17b).
- ^ Jump up to: а б Смерть, К., 2008. Нет ВВУР+5? Глобальная экологическая дипломатия в XXI веке, Экологическая политика, 17(1), стр. 121-125.
- ^ Пирс, Ф., 2002, Саммит открывается с небольшим оптимизмом [онлайн] По состоянию на 5 декабря 2010 г. Доступно по адресу: https://www.newscientist.com/article/dn2719-summit-opens-with-little-optimism.html .
- ^ Бринкерхофф, Д.В.; Бринкерхофф, Дж. М. (2004). «Партнерство между международными донорами и неправительственными организациями развития: возможности и ограничения». Обзор административных наук 70 (2): стр. 253–270. [онлайн]. Доступ: 8 декабря 2011 г. Доступно по адресу: http://ras.sagepub.com/content/70/2/253.short.
- ^ Jump up to: а б Благеску, М.; Янг, Дж. (август 2005 г.). «Партнерство и подотчетность: современное мышление и подходы агентств, поддерживающих организации гражданского общества. Рабочий документ ODI № 255» (PDF) . ETH Цюрих . Архивировано из оригинала (PDF) 18 августа 2016 года . Проверено 8 декабря 2011 г.
- ^ Сейфанг, Г., и Джордан, А., 2002, «Йоханнесбургский саммит и устойчивое развитие: насколько эффективны экологические конференции?», В Олаве Шраме Стокке и Ойстейне Б. Томмессене (ред.), Ежегодник международного сотрудничества. по окружающей среде и развитию 2002/2003 (Лондон: Earthscan Publications), 19–39. стр. 23
- ^ Фомеран, Дж., 1996, Конференции ООН: события в СМИ или настоящая дипломатия; 2 Глобальное управление 361
- ^ Дюпюи, Пьер-Мари, 12 лет, штат Мичиган, международный судья, 420 (1990–1991) «Мягкое право» и международное право окружающей среды;
- ^ Бирни и Бойл, 1992, Международное право и окружающая среда. Оксфорд: Кларендон Пресс
- ^ Бэлдок, С., 2003. Стратегия устойчивого развития ЕС: от Лиссабона до Гетебурга и за его пределами - оценка прогресса. Отчет подготовлен для Европейского и социального комитета, Института европейской экологической политики, Брюссель. стр.7
- ^ Уоллстром, М., 2002a, Тревожный сигнал глобальной устойчивости. Выступление на диалоге Европейского политического центра «Устойчивое развитие и глобализация: на пути к Йоханнесбургу», 26 февраля 2002 г., Брюссель.
- ^ FoEE, 2002. ЕС теряет роль лидера саммита Земли. Пресс-релиз: 28 августа 2002 г.
- ^ Келлоу А. и Зито А., 2002. Управление сложностью: экологическое регулирование ЕС в международном контексте. Политические исследования 50 (1) стр. 44
- ^ Хаас, П., 2002. Конференции ООН и конструктивистское управление окружающей средой, стр. 81-87.
- ^ Джордан и Войси, 1998. Процесс Рио, 93.
- ^ Триттен Дж., Эйд У., Мюллер-Крэннер С. и Грегер Н., 2001. От Рио до Йоханнесбурга: вклад в глобализацию устойчивого развития (Берлин: Фонд Генриха Бёлля); Бигг и Доддс, 1997, «Комиссия ООН по устойчивому развитию».
- ^ Сейфанг, Г., и Джордан, А., 2002, «Йоханнесбургский саммит и устойчивое развитие: насколько эффективны экологические конференции?», В Олаве Шраме Стокке и Ойстейне Б. Томмессене (ред.), Ежегодник международного сотрудничества. по окружающей среде и развитию 2002/2003 (Лондон: Earthscan Publications), 19–39.стр.20.
- ^ Jump up to: а б Хаас П., Леви М. и Парсон. Т., 1992. Оценка Саммита Земли: Как нам следует оценивать успех ЮНСЕД? Окружающая среда 34 (8) стр.6-11, 26-33.
- ^ Лайтфут, С., и Берчелл, Дж., 2004. «Зеленая надежда или зеленая отмывка? Действия Европейского Союза на Всемирном саммите по устойчивому развитию». Глобальные изменения окружающей среды. Часть A. (14), стр. 337–344.