Темко Попов
Темко Попов ( македонский : Темко Попов ; сербский : Темко Поповић ) был промакедонским активистом и сербским национальным деятелем в Османской империи. Согласно болгарским источникам, в юности он поддерживал своего рода македонскую просербскую идентичность. Согласно сербским источникам, этот план использовался сербскими политиками как противовес болгарскому влиянию и для сербизации македонских славян. [ 1 ] [ 2 ]
Жизнь
[ редактировать ]Попов родился в Охриде , тогда в Османской империи. Окончил среднюю школу в Афинах, Греция. В Афинах он работал в различных православных учреждениях. Затем Темко работал учителем в Эдирне , а затем в Болгарской мужской средней школе Битолы . Впоследствии он переехал в Софию, Болгария, где был среди основателей тайного Македонского общества, созданного в 1886 году для пропаганды каких-то просербских настроений и идей среди македонских славян, чтобы отличать их особенно от этнической идентичности македонских славян. болгары . [ 3 ] Другими лидерами были Наум Евров, Коста Групчев и Василий Караёвьев. [ 4 ]
участвовали в формировании Ассоциации сербо-македонцев Преследуемые болгарскими властями, в конце августа 1886 года они переехали в Белград, где вели переговоры с сербским правительством по македонскому вопросу и в том же году . В то время « македонизм » рассматривался сербским правительством как возможный противовес болгарскому влиянию в Македонии и как этап постепенной сербизации македонских славян. [ 5 ] Из Белграда сербские власти отправили его в Салоники, куда его внедрили для работы в болгарской средней школе. Однако в 1887 году он был изгнан оттуда из-за своей просербской пропаганды. В 1888 году в письме деспоту Баджовичу Темко Попов подчеркнул важнейшую цель: македонизировать македонских славян. [ 6 ] В том же письме он заявил:
«Не будем лгать себе, Деспот, национальный дух в Македонии достиг сегодня такой стадии, что даже если бы Иисус Христос пришел на Землю, он не смог бы убедить македонянина, что он болгарин или серб , за исключением тех македонцев, в которых болгарская пропаганда уже укоренилась». [ 7 ]
Эта деятельность Попова подверглась критике со стороны болгарской интеллигенции Македонии. По этому поводу Кузман Шапкарев писал в письме Марину Дринову в 1888 году, что «Один урод — Темко Попов, внебрачный сын Стефана Владикова — предателя Димитра Миладинова , лжёт сербскому консулу в Цариграде ( Стояну Новаковичу ), [ 8 ] что он превратит македонских болгар в старых сербов». [ 9 ] Темко вернулся в Белград, где общество Святого Саввы оказало ему материальную помощь в новом назначении на работу. Этот компромисс с сербскими интересами привел его позже к полному отказу от своей сепаратистской программы. [ 10 ] Впоследствии с 1888 по 1913 год Темко находился на сербской дипломатической службе последовательно в Салониках, Стамбуле и Афинах. В результате с кануна нового столетия он и его сотрудники продвигали только просербские идеи. [ 11 ] После младотурецкой революции Темко стал сербским сенатором в османском парламенте в 1908–09, когда жил в Константинополе. [ 12 ] Здесь он издавал сербскую газету «Цариградский гласник». [ 13 ] Позже он работал в посольстве Сербии в Афинах до окончания Балканских войн в 1913 году. Затем он переехал в Охрид, только что отошедший к Сербии, и стал его мэром до болгарской оккупации в 1915 году. В 1918 году, после Первой мировой войны, он занимал должность мэр Охрида во второй раз. В 1921 году Попов был назначен инспектором сельскохозяйственной службы в Битоле, откуда вышел в отставку.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ ... Другими словами, македонность — это прямое следствие или, точнее, конструкция конкурирующих балканских идеологий. Маринов приводит несколько примеров того, как эта македонность нашла выражение. Однако эти примеры приводят только к одному выводу: не совсем ясно, что означает македонность, поскольку все македонские интеллектуалы определяли и выражали ее по-разному, включая Групчевича и Поповича. По мнению Маринова, «есть исторические личности из позднеосманской Македонии, идентичность которых во многом «плавала» между сербским и болгарским национальным вариантом», а между ними появился третий македонский вариант, который использовался сербскими дипломатическими кругами как «возможный противовес» болгарскому влиянию в Македонии». Стоян Новакович конкретно предположил, что было бы гораздо лучше использовать уже существующее смутное ощущение этой македонскости и повернуть, обуздать и сформировать его в интересах сербов, вместо того, чтобы пытаться навязать сербскую государственность непосредственно македонцам. Очевидно, так было и с двумя владельцами Цариградского гласника, которые отвернулись от полученного им греческого образования и своего смутного чувства македонской принадлежности к сербской государственности. .. Подробнее см.: Клара Воларич, «Забытый Стамбульский документ на службе османских сербов, 1895-1909 гг.» (Неопубликованная докторская диссертация, Центрально-Европейский университет, Будапешт, 2014), с. 94.
- ↑ Сербский политик, возможно, имел в виду «успешный» пример македонских славян, которые мигрировали в Сербию и развили своего рода македонскую просербскую идентичность. Одним из таких случаев был Деспот Баджович, личный друг Георгии Пулевски, который в 1879 году опубликовал букварь, написанный на сербифицированной разновидности македонского языка. Точно так же некоторые из первых «македонистов» получили образование в Сербии или под сербским культурным влиянием; иногда они стремились распространить это влияние. Вероятно, так было с четырьмя активистами — Наумом Евро(вич), Костой Группе(вич), Темко Поповым(ич) и Василием(ие) Караёвовым(ич) — которые в 1886 году сформировали в Софии эфемерный «Тайный македонский комитет». ». Подробнее см.: Румен Даскалов и Чавдар Маринов. Запутанная история Балкан: Том первый: Национальные идеологии и языковая политика . БРИЛЛ, 2013. с. 315.
- ^ Румен Даскалов и Чавдар Маринов. Запутанная история Балкан: Том первый: Национальные идеологии и языковая политика . БРИЛЛ, 2013. с. 316
- ^ Драган Ташковский (1969). Рождение македонской нации . Институт издания учебников Социалистической Республики Сербия. п. 175 . Проверено 23 мая 2013 г.
под руководством Наума Еврова, Косты Групчева, Василия Караёвева и Темко Попова
- ^ Оспариваемая этническая идентичность: случай македонских иммигрантов в Торонто, 1900–1996, Крис Костов, Питер Ланг, 2010, ISBN 3034301960 , с. 65
- ^ Йован Павловски; Мишель Павловски (1993). От первой идеи к государствам: один из возможных взглядов на развитие национальной мысли и государственности у македонцев . Детская радость. п. 45 . Проверено 25 мая 2013 г.
Не будем врать, Деспот, национализм в Македонии сегодня достиг такого уровня, что даже сам Иисус Христос, если бы он сошел с небес, не смог бы убедить македонца, что он болгарин или серб, кроме тех македонцев в кого там больше укоренилась болгарская пропаганда.
- ^ Матика и за ее пределами: культурные ассоциации и национализм в Европе, Кристина Лайози и Андреас Стинен, BRILL, 2020, ISBN 9789004425385 , с. 150.
- ↑ По словам Новаковича, болгарская идея глубоко укоренилась в Македонии, и было почти невозможно полностью поколебать ее, противопоставив ей просто сербскую идею. Вот почему сербской идее нужен был союзник, который мог бы стоять в прямой оппозиции к болгаризму и содержать в себе элементы, которые могли бы привлечь людей и их чувства и тем самым оторвать их от болгаризма. Этого союзника он видел в македонизме. Дипломатическая деятельность Новаковича в Константинополе и Санкт-Петербурге сыграла значительную роль в реализации его македонских идей. Дипломатическая конвенция с Османской Турцией, подписанная в 1886 году, благодаря умелым переговорам Новаковича, сделала возможным открытие сербских консульств в Скопье и Салониках. Он сыграл важную роль в организации огромной сети сербских консульств, светских и религиозных сербских школ и сербских религиозных учреждений по всей Турции в Европе, в частности в Македонии, где он помогал македонским интеллектуалам. Ангел Г. Ангелов, Европейское наследие: к новым парадигмам, 1470–1316, том 2, выпуск 3, 1997, стр. 411–417.
- ^ Македонизм и поддержка на Македонию срешту его, Коста Цурнушанов, Университетское издательство "Св. Климент Охридский", 1992, стр. 38.
- ^ Sociolinguistica, Тома 5–6, Клаус Дж. Маттейер, Издательство: М. Нимейер, 1991, ISBN 3484603682 , с. 131
- ^ Исторический словарь Республики Македония, Димитар Бечев, Scarecrow Press, 2009, ISBN 0810855658 , с. 162
- ^ Мехмет Хаджисалихоглу, Младотурки и македонский вопрос (1890-1918); Ольденбург, 2003 г., ISBN 3486567454 , с. 257.
- ^ Клара Воларич, Между Османским и сербским государствами: Чариградски Гласник, Стамбульская газета османских сербов, 1895-1909; Венгерский исторический обзор, Vol. 3, № 3, (2014), стр. 560-586.
Источники
[ редактировать ]- Общество Св. Сава (1936). Памятник Общества Святого Саввы, 1886-1936 гг . Общество Св. Сава.
- Биляна Вучетич (1 сентября 2012 г.). Наша проблема в Османской империи: Наша проблема в Османской империи . Исторический институт. стр. 63, 107. ISBN 978-86-7743-095-5 .