Матильда тер Хейне
Матильда тер Хейне (родилась в 1969 году в Страсбурге , Франция) — голландская художница из Берлина, работающая в основном в сфере видео, перформансов и инсталляций. Училась в Маастрихте в Stadsacademie (1988–1992), в Амстердаме в Rijksacademie voor Beeldende Kunsten (1992–1994). С 2011 по 2018 год работала профессором визуального искусства, перформанса, медиа и инсталляции в Kunsthochschule Kassel , а с 2018 года — профессором визуальных искусств, перформанса и медиа в Университете искусств в Берлине.
Работа
[ редактировать ]Исследовательская практика Тер Хейне основана на интерсекциональном феминизме. Ее видеоарт, созданный в 1990-х годах, дестабилизировал патриархальные стереотипы в литературе и кино посредством тщательно продуманных инсценировок и смены ролей. Некоторые примеры этого включают Матильду, Матильду , где сама художница имитирует склонных к суициду любовниц в киноадаптациях. [ 1 ] или ее видеопроект 2001 года «Маленькие вещи кончаются, великие вещи продолжаются» , где она предлагает чтение « Jahrestage» Уве Джонсона (1934–84). В обеих этих работах Тер Хейне отвечает на женскую и культурно укорененную травму поколений, где в конце концов, будь то рассказ, фильм или реальная жизнь, женщина всегда умирает. Это внутреннее постоянное состояние унижения или то, что Гризельда Поллок назвала травмой рождения в фаллоцентрическом мире, — это концепции, с которыми тер Хейне борется и которые безвременно разрывает на части. «Играя жертву», тер Хейне тонко меняет властные роли, превращая женщину как объект в женщину как субъект.
В своей более поздней работе (с 2005 г. по настоящее время) тер Хейне демонстрирует активный и в то же время столь же радикальный подход к творчеству как процессу участия. В своем постоянном проекте Woman To Go она собирает биографии женщин, живших в XIX веке и находящихся на пороге забвения. Чтобы противодействовать культурной амнезии, она заново представляет эти биографии в контексте художественной институции, превращающей забытые когда-то важные жизни в говорящие свидетельства, которые отражаются в настоящем.
Для тер Хейне ритуал и церемония — это структуры художественного наблюдения и потенциального освобождения. Исторически сложилось так, что в ритуале женщина одновременно теряла и обретала свою силу. Например, брак изначально, а иногда и в настоящее время, представляет собой социальный контракт, вовлекающий женщин в то, что Симона де Бовуар называет « вторым полом» . К черту патриархат! (2004) иллюстрирует это подчиненное, второстепенное положение второго пола , которое женщина исторически занимала в буржуазных обществах. Тер Хейне указывает на голландское общество 17 века как на источник такого рода патриархального угнетения. Она ставит картины Вермеера, изображающие домашнее женское счастье, на вершину этого банального злодеяния, прославляющего женщину как рабыню. Однако как в мифической, так и в незападной культуре ритуал был местом, где женщина могла захватить власть или спастись от опасностей. В Menschen Opfern скульптурный двойник Матильды тер Хейне заменяет тело Ифигении, которая в греческой трагедии была спасена от жертвоприношения, чтобы стать жрицей. В инсталляции литые тела лежали на возвышении, словно оперный хор из Кристофа Виллибальда Глюка опера «Ифигения в Тавриде» На заднем плане звучит . Театральная сцена и хор представляют собой структуры, в которых участники действуют вместе в унисон, сплетая воедино общие истории и переживания.
Заявления
[ редактировать ]Оливер Кернер фон Густорф в ArtMag: «Ее искусство действительно направлено на то, что действительно ранит — механизмы угнетения женщин, домашнего насилия, маргинализации и самопожертвования, которые скрываются за фасадами якобы просвещенных или нетронутых семейных отношений». [ 2 ]
София Тролльманн в рекламном буклете выставки «Перформинг изменений»: «Она выносит на обсуждение альтернативные способы видения и экспериментальные ценности, чтобы обеспечить и осуществить изменение точки зрения, чтобы создать новые реальности». [ 3 ]
Каталоги
[ редактировать ]- Матильда тер Хейне: осуществление перемен. Музей нового искусства – Муниципальные музеи Фрайбурга, Германия: Sternberg Press, 2015.
- Матильда тер Хейне: В любой день. Кунстхалле Нюрнберг в Художественном квартале, Германия и Художественный музей Линц, Австрия: Verlag für Moderne Kunst, Нюрнберг, 2010.
- Матильда тер Хейне: Если это я, то это не я. Остфильдер, Германия: Hatje Cantz Verlag, 2008.
- Ингрид Каламе, Матильда тер Хейне, Йорг Вагнер. Кунстферейн Ганновер, Германия, 2004 г.
- Матильда тер Хейне: Трагедия. Музей современного искусства Мигрос, Цюрих, Швейцария: Revolver Publishing, 2002.
Избранные персональные выставки
[ редактировать ]- 2016 – Кровь, пот и слезы , галерея в Кёрнерпарке, Берлин.
- 2015 – Так будет! , Кунстферайн, Haus am Lützowplatz, Берлин
- 2014 – «Выполнение перемен» , Музей нового искусства Фрайбурга.
- 2011 – Любой день сейчас , Музей Лентос, Линц
- 2010 – «В любой день» , Кунстхалле Нюрнберг
- 2009 – Да здравствует матриархат! , музея Стеделик , Амстердам Бюро
- 2006 – Woman To Go , Берлинская галерея , Берлин
- 2005 – BASE 103 , Коллекция Гётца, Мюнхен
- 2002 – Трагедия , Музей современного искусства Мигрос, Цюрих.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Матильда, Матильда | Матильда тер Хейн» . www.terheijne.net . Проверено 25 августа 2021 г.
- ^ Кернер фон Густорф, Оливер. Полученная история: встреча с Матильдой тер Хейне . Дойче Банк Арт Mag, выпуск 71, 6 июня 2012 г. - 3 октября 2012 г.
- ^ Performing Change, Матильда тер Хейне , Музей нового искусства, Фрайбург, 8 ноября 2014 г. - 22 февраля 2015 г.