Лестница в Суррее
«Лестница в Суррее» — серия из пяти романов . Шотландский писатель и академик Джим Стюарт (1906–1994), опубликованный в период с 1974 по 1978 год Виктором Голланцем в Лондоне. Слово «Суррей» в названии квинтета относится к студенческому общежитию в воображаемом оксфордском колледже. (Лестница в колледжах с более традиционным дизайном представляет собой группу студенческих комнат с входом на первый этаж, ведущим в четырехугольник .)
Серия
[ редактировать ]Книги в порядке выхода в свет:
- Гауди (1974)
- Молодой патруль (1975)
- Поминальная служба (1976)
- Мадонна Астролябии (1977)
- Полный срок (1978)
Сюжет
[ редактировать ]Рассказчик и центральный герой — драматург Дункан Паттулло, сын Лахлана Паттулло, известного шотландского художника, специализирующегося на пейзажах, но иногда рисующего портреты. Он получил образование в Эдинбурге, в школе, явно призванной напоминать Феттса , а затем в безымянном колледже в Оксфорде (одним из четырехугольников которого является Суррей) в качестве стипендиата Джона Раскина.
В первом романе серии, «Гауди» , Паттулло возвращается в свой Оксфордский колледж после долгого отсутствия (и успешной карьеры драматурга, включая длительное проживание за границей) и встречает ряд старых друзей, в том числе Альберта Талберта, его бывший преподаватель английской литературы; Лорд Марчпейн, бывший Тони Мамфорд (современник студента, живший в комнатах напротив его); его товарищ-шотландец и одноклассник Ранальд Маккечни, ныне королевский профессор греческого языка в колледже (жена Маккечни, Джанет, - первая любовь Дункана); Сирил Бедворт (ныне старший преподаватель колледжа, но бывший друг-студент, живший наверху лестницы Паттулло); и Роберт Дэмиен (доктор колледжа, но также современник Паттулло, который поставил его в неловкое положение, заменив эскиз знаменитой картины, принадлежавшей ему, непристойной картиной Мамфорда как раз в тот момент, когда великие и добрые собрались, чтобы посмотреть ее).
Второй роман, «Молодой Паттулло» , рассказывает историю их прежних отношений и студенческой карьеры Паттулло. В «Поминальной службе» Паттулло играет важную роль в разрешении кризиса, вызванного академической недостаточностью и агрессивным антиинституциональным поведением Иво Мамфорда, сына его друга Тони, и начинает предварительное сотрудничество со своей кузиной Фионой Петри, преподавателем одного из женских колледжей. , а также возродить дружбу с Джанет МакКечни. Название косвенно отсылает к персонажу Пола Ласби, который покончил жизнь самоубийством в первом романе в результате глупого пари, предложенного Иво Мамфордом, и чей брат Питер добивается поступления в колледж, отчасти в память о своем брате. В «Мадонне астролябии» Паттулло приходится справляться со своей бывшей женой и ее сексуальными замыслами в отношении нынешних студентов, постановкой студентами «Тамерлана» и проблемами сбора достаточного количества денег для срочно необходимого восстановления разрушающейся Великой Башни (по образцу Том Тауэр ). Обнаружение утерянного шедевра Пьеро делла Франческа имеет решающее значение для будущего состояния колледжа, и Паттулло может помочь, когда его украдут. Полный семестр освещает эмоциональные конфликты Паттулло, но фокусируется на скандальном и, очевидно, предательском поведении преподавателя физики колледжа Уильяма Уотершута, которые драматически разрешаются в конце.
Роман с ключом
[ редактировать ]Лестница в Суррее частично функционирует как римский ключ с многочисленными намеками на людей и места под тонкими вуалами. Колледж, название которого не упоминается в романах, явно основан на одном из колледжей Стюарта, Крайст-Черч , где он был студентом (то есть научным сотрудником и наставником) с 1949 по 1973 год, а также университетским преподавателем английского языка. Суррей создан по образцу четырехугольника Пекуотера, в котором, как предполагается в романах, находится библиотека колледжа, но нет статуи бывшего главы дома (в центре Суррея находится статуя ректора Харбиджа). Характер проректора (главы колледжа) основан на персонаже Генри Чедвика , декана Крайст-Черч в Оксфорде во время пребывания там Стюарта. [1] Его имя взято от имени Эдварда Покока (1604–1691), королевского профессора иврита семнадцатого века (1648–91), в честь которого названы Дерево Покока (вдохновение для Льюиса Кэрролла » «Бармаглота ) и Сад Покока в Крайст-Черч. назван. [2] Писатель-фантаст и преподаватель Оксфорда Дж. Р. Р. Толкин во всех романах появляется (или запомнился) как пожилой «профессор Дж. Б. Тимбермилл». [3] [4] Персонаж Арнольда Лемприера, древнего преподавателя истории колледжа, наполовину вышедшего на пенсию, основан на эксцентричном цензоре Крайст-Черч Р. Х. Дандасе. Титул Тони Мамфорда «Марчпейн», очевидно, является одновременно и данью маркизу Марчмейну, персонажу из Ивлина романа Во «Возвращение в Брайдсхед » (еще один роман, частично действие которого происходит в Крайст-Черч, Оксфорд), но также и шуткой над «марчпаном», старым именем. для марципана . Стюарт косвенно ссылается на себя в «Полном курсе» : «другой [новый парень», лысый и потертый, считался сбежавшим в среднем возрасте с какой-то профессорской должности в антиподах» (стр. 37) - Стюарт был профессором-присяжным заседателем английского языка в Университете Аделаиды, прежде чем получить свой пост в Крайст-Черч .
Оценка
[ редактировать ]Серия романов Стюарта высоко ценится за его ученую иносказанность и чистоту повествовательного стиля, за его владение иронией и за его замечательный дар сопровождать диалог острым психологическим комментарием относительно контекстуальной мотивации сказанного. Квинтет беззастенчиво ностальгирует по эпохе оксфордских манер, которая в 1970-х годах пошла на убыль, если не уже прошла, и это оттолкнуло некоторых читателей (хотя, вероятно, привлекло других). Он воспроизводит подлинные взгляды сообщества, которое он вызывает, на общество, пол, политику, расу и образование, которые никоим образом не получили широкого распространения в наши дни. Лишь немногие читатели теперь согласятся со многими предположениями, сделанными или подразумеваемыми в этих областях персонажами или даже рассказчиком. Стюарт рассказывает о мире, в котором привилегии и снобизм являются нормой; он критикует это, но не превосходит этого. В истории о том, как Иво Мамфорд спрыгнул с парашютом из-за обвинения в изнасиловании, современный читатель наверняка пожалеет о любом осмысленном размышлении о положении жертвы. В этих романах преобладает ощущение, что «мальчики будут мальчиками», и присутствует упрощенное признание (на повествовательном уровне) нормальности классовых различий и того, как они влияют на возможности получения образования и успех. Тем не менее, к учащимся, столкнувшимся с проблемами, проявляется большая чуткость. Романы ценны прежде всего своим пониманием социальной и интеллектуальной динамики академических сообществ. В этом отношении Стюарт гораздо более проницателен, чем С. П. Сноу , некоторые из чьих романов « Незнакомцы и братья » предыдущей эпохи посвящены схожим людям, и он не менее успешен в построении сюжета, чем его кембриджский коллега.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Уильямс, Роуэн , Некролог — Генри Чедвик — Он был ведущим англиканским учёным и стремился к экуменизму , The Guardian , 19 июня 2008 г. Проверено 26 июня 2008 г.
- ^ «Сад Покок | Крайст-Черч, Оксфордский университет» .
- ^ Грей, Кристофер (2 января 2014 г.). «Нежные воспоминания о жизни в Крайст-Черч» . Оксфордская почта . Проверено 24 ноября 2023 г.
Затем Эмприер обращается к художественным произведениям своего коллеги Дж. Б. Тимбермилла и замечает: «Я полагаю, что его книгу о роме можно было бы назвать своего рода романом». «Ромовая книга» — «Властелин колец»
- ^ Йейтс, Джессика (1994). «ДЖИМ Стюарт, Дж. Б. Тимбермилл и Дж. Р. Р. Толкин». Мэллорн (31): 54–56. JSTOR 45320385 .