Эвтаксиология
Эвтаксиология (от греческого eu – добро и налог – порядок) – философское исследование порядка и замысла. Она отличается от телеологии тем, что не фокусируется на назначении или задаче данной структуры или процесса, а лишь на степени и сложности структуры или процесса.
История
[ редактировать ]Термин «эваксиология» был впервые введен геологом Льюисом Эзрой Хиксом в его «Критике аргументов замысла» , в которой он утверждал, что можно оценить сложности органической жизни на Земле, не предполагая и не принимая теорию разумного замысла . [1] Однако эта концепция существовала на протяжении веков, особенно в работах Аристотеля , который предложил в физике идею естественного замысла без творца, заявив, что «абсурдно предполагать, что цели не существуют [в природе], потому что мы не видеть агента, размышляющего». [2] Лукреций , который также был сторонником акцидентализма , аналогичным образом заявил в De Rerum Natura: «Ничто в теле не создано для того, чтобы мы могли его использовать. То, что существует, является причиной его использования». [3]
Телеология
[ редактировать ]Эвтаксиологию часто путают с телеологией, изучением цели и замысла. Однако можно утверждать, что эвтаксиология и телеология на самом деле дополняют друг друга, утверждая, что хороший дизайн и порядок обязательно подразумевают способность достичь цели или задачи. Эти два термина также часто используются в качестве аргументов друг против друга, подразумевая, что эвтаксиология — это наблюдение процесса, который происходит случайно, в то время как телеология всегда разрабатывается каким-то дизайнером. [4]
Религия
[ редактировать ]В результате эвтаксиология часто используется в религиозных спорах, особенно относительно существования Бога , хотя она используется обеими сторонами аргумента. В дополнение к телеологии можно утверждать, что основные принципы физики и химии разработаны таким образом, чтобы поддерживать органическую жизнь. С другой стороны, скептики указывают на эволюционную биологию , утверждая, что, если бы Земля была идеально задумана совершенным творцом, длительный и порой безуспешный процесс эволюции не должен был бы иметь место. Критики этой теории утверждают, что эволюционная биология на самом деле является свидетельством разумного замысла и, следовательно, Бога, указывая на возможное развитие человеческого мозга, который мог бы спроектировать общество. [5]
Философия
[ редактировать ]В этом отношении эвтаксиологию можно также применить к этике , особенно в отношении целей, оправдывающих средства, и того, действительно ли цели зависят от средств. В более широком масштабе эвтаксиологию можно использовать как для аргументации за, так и против антропного принципа . С одной стороны, можно утверждать, что наблюдения за физической и метафизической Вселенной должны быть совместимы с наблюдаемой в ней жизнью. Например, люди [ ВОЗ? ] считают, что Вселенная была специально создана для них, потому что они не могут постичь другие, совершенно другие Вселенные, подразумевая экзистенциальную эпистемическую эвтаксиологию. И наоборот, можно сказать, что благодаря бритве Оккама Вселенная должна быть специально спроектирована для людей из-за сложности конструкции, которая позволяет нам жить там, где и как мы живем. Метафизически это можно объяснить причинно-следственными аргументами (то есть, существуют ли люди благодаря сложным биохимическим процессам, или они существуют потому, что Бог создал эти биохимические процессы?)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хикс, Льюис Эзра, Критика аргументов замысла . Бостон: Franklin Press, 1883. Интернет на archive.org.
- ^ Аристотель. «Органон» и другие произведения . Коллекция с открытым исходным кодом. Переведено под редакцией В.Д. Росса. Полный текст в Интернет-архиве (archive.org). п. 649 в тексте. n647 в поле страницы. https://archive.org/details/AristotleOrganon . Проверено 22 октября 2009 г.
- ^ Лукреций. О природе вещей: De rerum natura . Энтони М. Эсолен , пер. Балтимор: Университет Джонса Хопкинса. Пр., 1995. ISBN 0-8018-5055-X
- ^ Нагель, Эрнест . Телеология . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 1979.
- ^ Кори, Майкл Энтони. Бог и новая космология . Лэнхэм, Мэриленд: Rowman & Littlefield Publishers, Inc., 1993.