Николао Дорати
Николао Дорати (ок. 1513 – февраль 1593) был итальянским композитором и тромбонистом эпохи Возрождения , работавшим в Лукке . Хотя он был в первую очередь инструменталистом, вся его опубликованная музыка вокальная и состоит в основном из мадригалов .
Из его жизни известны некоторые подробности. Он был частью семьи музыкантов, многие из которых были тромбонистами в Лукке, и родился в этом городе. Младший брат Бартоломео также играл на тромбоне. Николао был нанят городом тромбонистом при создании Капеллы Палаццо в 1543 году, а в 1557 году он стал директором этого ансамбля и занимал эту должность до конца своей жизни. [ 1 ]
Большая часть сохранившейся музыки Дорати была издана в Венеции . Он выпустил три сборника мадригалов для пяти голосов (1549, 1561, 1567); книга мадригалов на пять-восемь голосов (1551 г.); сборник мадригалов для четырех голосов под названием « Станце делла синьора Виттория Колонна» (1570); и книга мадригалов для шести голосов (1579 г.). В дополнение к этому значительному произведению светской музыки он написал как минимум три мотета, два из которых были для шести голосов и опубликованы в 1585 году, а один из них сохранился неполным. Кроме того, в публикациях появляется несколько работ, посвященных преимущественно чужой музыке. Как это обычно бывает с композиторами того времени, большая часть его музыки могла не быть опубликована и могла быть утеряна. Несмотря на то, что он был профессиональным тромбонистом, известно, что он не писал никакой инструментальной музыки. [ 1 ]
В его мадригалах часто используется новый тактовый размер (C – мисура хроматика ), а не все более архаичный размер. , общая мера . [ 1 ] Некоторые из них используют декламационный и аккордовый стиль, родственный тому, который одновременно разрабатывался во Флоренции Франческо Кортекчиа и другими. Другие инновационные особенности включают использование пяти и более голосов, в том числе разделение ансамбля на две группы для мадригалов на шесть-восемь голосов. [ 1 ] ( полихоральная музыка находилась в зачаточном состоянии в середине 16 века, и даже тогда была относительной редкостью за пределами Венеции ).
Один из его мадригалов, представляющий собой композицию нескольких строф романтического эпоса Ариосто «Орландо Фуриозо» , описывающих прелести волшебницы Альсины , появляется в сборнике Чиприано де Роре , что указывает на уважение, с которым композитор пользовался как со стороны Роре, так и со стороны его венецианца. издатель. Эти же строфы были написаны многими другими композиторами той же эпохи, в том числе молодым Орландом де Лассусом . [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Габриэлла Бьяджи Равенни. «Дорати, Николао». В Grove Music Online. Oxford Music Online, http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/article/grove/music/08027 (по состоянию на 20 октября 2009 г.).
- ^ Альфред Эйнштейн , Итальянский мадригал. Три тома. Принстон, Нью-Джерси, издательство Принстонского университета, 1949. ISBN 0-691-09112-9 Том. На стр. 208
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Габриэла Бьяджи Равенни: «Я Дорати, музыканты из Лукки, в свете новых архивных документов». Rivista Italiana di Musicologia , vii (1972), 39–81.
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Николао Дорати в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)