Закон об упразднении рейхсрата
Закон об упразднении рейхсрата | |
---|---|
![]() Рейхсадлер Веймарской республики, с 1933 по 1935 год | |
Кабинет Гитлера | |
Цитирование | РГБл. 1934 г. I с. 89 |
Принят | Кабинет Гитлера |
Подписано | Адольф Гитлер , рейхсканцлер Вильгельм Фрик , министр внутренних дел |
Подписано | 14 февраля 1934 г. |
Началось | 14 февраля 1934 г. |
Статус: Отменен |
Закон об упразднении рейхсрата ( нем . Gesetz über die Aufhebung des Reichsrats ) — мера, принятая правительством нацистской Германии 14 февраля 1934 года и упразднившая вторую палату немецкого парламента.
Предыстория [ править ]
Конституция парламент , Веймарской республики учредила двухпалатный состоящий из Рейхстага и Рейхсрата . Рейхсрат федеральные (Рейхсовет) был органом, посредством которого земли Германии ( нем . Länder ) участвовали в формировании законодательства на национальном уровне. Депутаты рейхсрата были членами или представителями государственных министерств и были связаны инструкциями правительств своих штатов. Государства были представлены в Рейхсрате на основе их населения. Хотя Рейхсрат обычно называли «верхней палатой», на самом деле он не был таким могущественным, как Рейхстаг . Его полномочия заключались в большей степени в отсрочке или блокировании предлагаемого закона путем отказа в его необходимом согласии. Министры правительства Рейха должны были информировать Рейхсрат о предлагаемых законах или административных правилах и позволить ему высказать возражения. Рейхсрат . мог также наложить вето на закон, принятый Рейхстагом , и это вето могло быть преодолено только двумя третями голосов депутатов Рейхстаг. [1]
После того, как Адольф Гитлер стал рейхсканцлером 30 января 1933 года, он инициировал процесс Gleichschaltung (координации), чтобы взять на себя контроль над всеми аспектами немецкого правительства и общества. Первые шаги включали захват эффективного контроля над ландтагем (парламентами) штатов посредством Временного закона о координации штатов с Рейхом (31 марта 1933 г.). Следующим шагом стал Второй закон о координации штатов с рейхом (7 апреля 1933 г.), который назначал рейхсгубернатора ( Reichsstatthalter ) в каждом штате для надзора за правительственной администрацией. Возможно, самое главное, Закон о реконструкции Рейха (30 января 1934 г.) отменил земельный ландтаг и формально передал суверенитет земель центральному правительству Рейха. [2]
Штаты, хотя и не были устранены, больше не были участвующими компонентами федеративной системы , а были всего лишь административными единицами высокоцентрализованного унитарного государства . На тот момент они больше не играли даже номинальной роли в национальной политике, поэтому сохранять Рейхсрат не имело особого смысла . Следовательно, следующим логическим шагом в неустанном нацистском уменьшении государств стала полная ликвидация рейхсрата . Это должно было быть достигнуто посредством Закона об упразднении Рейхсрата , который был разработан имперским министром внутренних дел Вильгельмом Фриком , который также занимал пост председателя Рейхсрата . [3]
Текст [ править ]

Закон об упразднении рейхсрата.14 февраля 1934 года.
Правительство Рейха приняло следующий закон, который настоящим обнародуется:
§ 1
(1) Рейхсрат распускается.
(2) Представительство штатов в Рейхе прекращает свое существование.
§ 2
(1) Участие Рейхсрата в законодательстве и управлении прекращается.
(2) Поскольку рейхсрат действовал независимо, его место занимает ответственный рейхсминистр или должность, определенная им по консультации с рейхсминистром внутренних дел.
(3) Участие лиц, уполномоченных Рейхсратом, в корпорациях, судах и органах любого рода прекращается.
§ 3
Компетентные имперские министры уполномочены принимать дополнительные положения по согласованию с имперским министром внутренних дел и учитывать изменения, вытекающие из настоящего закона, при обнародовании новой редакции правовых норм.
Берлин, 14 февраля 1934 года.
РейхсканцлерАдольф Гитлер
Рейхсминистр внутренних делФрик
легитимность Конституционная
В соответствии с чрезвычайными полномочиями, предоставленными ему Законом о полномочиях (23 марта 1933 г.), правительство рейха (т. е. рейхсканцлер и его кабинет) приняло закон без прохождения через рейхстаг и без получения подписи рейхспрезидента Пауля фон Гинденбург . На первый взгляд, закон представлял собой явное нарушение статьи 2 Закона о полномочиях, которая конкретно гарантировала существование Рейхсрата : «Законы, принятые имперским кабинетом, могут отклоняться от конституции, пока они не затрагивают институты Рейхстага Рейхсрата и » . [4] Однако последующий Закон о реконструкции Рейха (30 января 1934 г.), принятый Рейхстагом в форме поправки к конституции, содержал в статье 4 следующую формулировку: «Правительство Рейха может издавать новые конституционные законы». [5] Таким образом, некоторые утверждали, что упразднение Рейхсрата постановлением кабинета министров могло соответствовать действовавшему тогда правовому процессу. [6] Дальнейший контраргумент, выдвинутый историком Ричардом Дж. Эвансом, отмечал, что многие правительства штатов были свергнуты нацистами в соответствии с Указом о поджоге Рейхстага и, следовательно, «не были должным образом сформированы или представлены», когда Рейхсрат дал свое согласие на вышеупомянутые законы. [7] Излишне говорить, что эти конституционные положения, касающиеся легитимности закона, никогда не оспаривались Высшим судебным судом нацистской Германии.
Последствия [ править ]
Принятие закона упразднило Рейхсрат и формально исключило участие немецких государств в национальном законодательстве. На самом деле это было менее значимо, чем могло показаться на первый взгляд. Если в прошлом рейхсрат служил сдерживающим фактором для действий рейхстага в Веймарской Германии, то к 1934 году это уже не так. Как только нацисты установили контроль над правительствами немецких государств, они использовали эту власть, чтобы назначить своих сторонников представителями государств в рейхсрате . Достаточно взглянуть на действия рейхсрата по принятию Закона о полномочиях вечером 23 марта 1933 года, когда «разбирательство заняло всего несколько минут, а единогласное одобрение было дано без дебатов», чтобы увидеть, что он больше не выполняет функцию независимого и независимого органа. совещательный законодательный орган, но теперь его статус был низведен до статуса « штампованного ». [8] Земли не могли восстановить свою национальную законодательную функцию до мая 1949 года, когда Основной закон Федеративной Республики Германии предусмотрел создание Бундесрата , который стал преемником Рейхсрата .
Ссылки [ править ]
- ^ «Веймарская конституция» . Викиисточник . Проверено 17 марта 2023 г.
- ^ Zentner & Needy 1997 , стр. 940–941.
- ^ «Нацистский заговор и агрессия, том II, глава XVI: индивидуальная ответственность обвиняемых, стр. 659» . Офис главного юрисконсульта США по преследованию преступлений стран Оси. 1946 год . Проверено 17 марта 2023 г.
- ^ «Текст разрешительного акта» . Проверено 18 марта 2023 г.
- ^ «Текст Закона о реконструкции Рейха» . Проверено 18 марта 2023 г.
- ^ Уэллс 1936 , с. 355.
- ^ Эванс 2005 , с. 453.
- ^ Фергюссон 1964 , с. 256.
Источники [ править ]
- Эванс, Ричард Дж. (2005). Приход Третьего Рейха . Нью-Йорк: Книги Пингвина. ISBN 978-0-143-03469-8 .
- Фергюссон, Гилберт (апрель 1964 г.). «План диктатуры. Закон Гитлера о полномочиях от марта 1933 года». Международные дела . 40 (2): 256.
- Уэллс, Роджер Х. (апрель 1936 г.). «Ликвидация немецких земель». Американский обзор политической науки . 30 (2). Американская ассоциация политических наук: 350–361. дои : 10.2307/1947263 . JSTOR 1947263 . S2CID 147621323 .
- Центнер, Кристиан; В нужде, Фридеманн, ред. (1997) [1991]. Энциклопедия Третьего Рейха . Нью-Йорк: Да Капо Пресс. ISBN 978-0-306-80793-0 .
Внешние ссылки [ править ]
- «Закон об отмене рейхсрата» (на немецком языке) . Проверено 16 марта 2023 г.