Палатка чудес (роман)
![]() Первое издание | |
Автор | Хорхе Амадо |
---|---|
Оригинальное название | Палатка Чудес |
Язык | португальский |
Издатель | Мартинс, Сан-Паулу, Бразилия |
Дата публикации | 1969 |
Место публикации | Бразилия |
Опубликовано на английском языке | 1971 |
Палатка чудес ( португальский : Tenda dos Milagres ) — бразильский модернистский роман . Он был написан Хорхе Амадо в 1967 году и опубликован в следующем году. Позже он был адаптирован к Cinema Novo ( Nouvelle Vague ) фильму 1977 года режиссером и сценаристом Нельсоном Перейрой душ Сантосом .
«Палатка чудес» была написана через три года после того, как военные свергли бразильскую демократию, и является частью серии Амадо под названием «Романы Баии», исследующей прошлое региона. В романе рассказывается о хаосе, который возникает, когда известный профессор Колумбийского университета приезжает в Бразилию, не имея на устах ничего, кроме похвал в адрес давно забытого местного писателя из штата Баия и социолога-самоучки по имени Педро Арчанджо. На дворе 1968 год, который, как объявляет Левинсон, является столетием со дня рождения Арчанджо, что вызывает ажиотаж в СМИ, пытаясь выяснить, кем был Арчанджо, чтобы они могли извлечь выгоду из празднования его жизни. Когда несколько человек наконец узнают, кем был Арканджо и что он поддерживал, медиамагнаты и рекламщики с ужасом обнаруживают, что он был афро-бразильским социальным критиком, бабником и пьяницей, который умер без гроша в сточной канаве. Итак, они изобретают своего собственного Педро Арчанхо, которого раскручивают на различных рекламных мероприятиях, привлекая к работе некоторых бразильских ученых, столь же поверхностных и саморекламирующихся, как Левинсон.
Роман перемещается между событиями из жизни исторического героя Педро Арчанхо и современностью. Большинство персонажей относятся к типам, которые поддаются беспощадной сатире автора. Историческое место действия — красочный старый район Пелоуриньо в Сальвадоре, штат Баия , который спускается с холма от главной площади, где Арчанхо работает скромным бегуном в медицинской школе, прилегающей к собору. Местом названия является дом героя и его лучшего друга Лидио Корро, который также служит парикмахерской, культурным центром, типографией и мастерской художника. Исторические разделы посвящены афро-бразильской культуре и расовой дискриминации. Автор Хорхе Амадо однажды заявил, что «Бразилия — это расовая демократия», и роман соответствует этому убеждению, поскольку он относит весь расизм в прошлое.
Дети мужского пола героя разбросаны по всему городу, но отца у него нет. Они называют его «крестным отцом», и он берет под свое крыло одного из своих «крестников», Тадеу, чтобы тот помог ему получить степень инженера. Распутство героя подчеркивает веру Педро Арчанхо и автора романа в то, что раскованная сексуальная страсть между людьми разных рас и цветов кожи (и, как следствие, смешанными детьми) является уникальным решением проблемы расизма в Бразилии. Теория, лежащая в основе этой точки зрения, была распространена бразильским социологом и историком Жилберто Фрейре в его трактате Casa-Grande & Senzala (1933), переведенном на английский язык как «Господа и рабы» . Ряд женских персонажей романа сильно сексуализированы, что, по мнению критиков, представляет собой расовые стереотипы.
Перед лицом критики его изображений женщин и афро-бразильской культуры Хорхе Амадо заявил: «Это не вопрос литературной гордости. Это всего лишь уверенность в том, что никто до сегодняшнего дня не осмеливался взглянуть лицом к лицу с столько любви к баийскому человечеству и его проблемам. Никто лучше меня, написавшего их, не знает слабостей и недостатков моих романов. Но точно так же никто не может измерить жертву, которой они мне стоили, - честность. что в их создание вложили бескорыстие и чистую любовь, которые заставили романиста вернуться к своему народу». [ нужна указание авторства ]
Помимо отношения Амадо к женщинам и афро-бразильской культуре, «Палатка чудес» представляет собой сатиру на современные бразильские институты, особенно средства массовой информации и некоторые научные круги. От ножа автора спаслись бразильские военные, которые в 1967 году задерживали, пытали и высылали некоторых политических друзей Амадо. Некоторые ученые предположили, что роман скрывает в своем сюжете притчу, критикующую военную диктатуру, особенно за счет изображения репрессивного, но неэффективного помощника комиссара полиции Педрито Гордо.