Комитет Министров Российской Империи
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( декабрь 2018 г. ) |
Комитет Министров Российской Империи | |
![]() | |
Обзор агентства | |
---|---|
Сформированный | 8 сентября 1802 г. |
Предыдущее агентство | |
Растворенный | 23 апреля 1906 г. |
Заменяющее агентство | |
Юрисдикция | ![]() |
Комитет министров — высший государственный орган Российской империи в 1802–1906 годах. Во время Революции 1905—07 его заменил Совет Министров Российской империи .
Создание [ править ]
Создан в ходе министерской реформы манифестом от 8 сентября 1802 года. Первоначально состоял из министров, их соратников (заместителей) и государственного казначея.
Вскоре Комитет министров стал «верховным центром Империи». Этому способствовало личное присутствие на его заседаниях императора Александра I , который редко не присутствовал на его заседаниях в 1802–1804 годах. На время отсутствия императора специальные указы Комитету министров были предоставлены .
Состав [ править ]
Высочайшим указом 31 марта 1810 г. председатели отделов Государственного совета вводились Комитету министров по всем важным случаям. Председатели Государственного совета входили в состав Комитета с 27 августа 1905 г., но фактически они присутствовали в Комитете с 1865 г., поскольку великие князья Константин Николаевич (председатель Государственного совета в 1865–1881 гг.) и Михаил Николаевич ( Председатель Государственного совета в 1881–1905 гг.) входили в состав Комитета по особым высочайшим повелениям.
Обер -прокурор Святейшего Синода был членом Комитета с 6 декабря 1904 г., а до этого (с 1835 г.) его вызывали на заседания только при обсуждении религиозных вопросов. Однако обер-прокуроры действительно присутствовали в Комитете с 1865 г., поскольку граф Дмитрий Толстой (член комитета с 1865 по 1880 г.) занимал одновременно и другие министерские посты, а обер-прокурор Синода в 1880–1905 гг. Константин Победоносцев был член Комитета по особому Высочайшему повелению.
Начиная с эпохи Николая I , наследники престола назначались членами Комитета по достижении определенного возраста. Цесаревич Александр Николаевич (будущий Александр II ) был назначен в Комитет в 1841 году в возрасте 23 лет, Цесаревич Александр Александрович (будущий Александр III ) — в 1868 году в возрасте 23 лет, Цесаревич Николай Александрович (будущий Николай II ) — в 1889 г. в возрасте 21 года. Цесаревич Николай Александрович умер в 1865 году в возрасте 21 года, не будучи назначенным членом Комитета.
С 1812 года членами Комитета министров стали и посторонние (впервые — вице-адмирал Александр Шишков ). великие князья Владимир Александрович и Алексей Александрович В 1892 году членами Комитета были назначены . С 1893 года статс-секретарь был членом Комитета министров. В целом в пореформенную эпоху членами Комитета одновременно были от 19 до 24 человек.
Компетенция [ править ]
Компетенция Комитета министров имела мало общего с широко распространенной современной концепцией кабинета министров и кругом его функций. Все министры (а отчасти и обер-суперинтенданты) были независимы друг от друга, единолично отвечали за деятельность своих ведомств и имели независимые отчеты от императора. Комитет министров не нес ответственности ни за деятельность отдельных министерств, ни за последовательность их политики. Его компетенция сложилась исторически и состояла из чрезвычайно разнообразных групп вопросов, большинство из которых были мелкими и несущественными. Подробный перечень полномочий Комитета постоянно менялся, при этом общее количество постепенно увеличивалось.
Формально к компетенции Комитета относились дела двух типов:
- Текущие дела министерского управления (дела, «решение которых выходит за пределы полномочий, вверенных в особенности каждому министру, и требующие высочайшего разрешения» ; дела, требующие рассмотрения различных ведомств);
- Дела, специально отнесенные законом к компетенции Комитета министров.
Эти нормы носили весьма общий характер, а фактический перечень дел, рассматриваемых Комитетом, был хаотичным; лишь в 1905 г. была предпринята первая попытка систематизировать тематику Комитета.
В целом деятельность Комитета была разделена на три направления:
- Важные межведомственные вопросы государственного управления;
- «Одиозные» вопросы, формально входившие в компетенцию одного министерства, но за которые министры не хотели брать на себя личную ответственность и стремились переложить ее на коллегию;
- Мелкие вопросы, перечень которых формировался достаточно хаотично (прежде всего в результате уклонения отдельных министерств от решения этих задач); Эта группа вопросов всегда была самой многочисленной.
Важнейшим предметом, находившимся в ведении Комитета, было железнодорожное дело. Решения о предоставлении концессий на строительство железных дорог, об учреждении железнодорожных компаний, о государственном гарантировании их акций и облигаций, о выкупе железных дорог в казну и т.п. имели со времен Александра II первостепенное государственное и экономическое значение. важность. С 1891 года комитет рассматривал эти дела на совместных заседаниях с отделом экономики Государственного совета.
Мелкие вопросы, которые загружали Комитет, были разнообразными и обширными. Наиболее многочисленными были случаи индивидуального назначения пенсий отставным чиновникам. К началу эпохи Александра II существовавшие размеры нормальных пенсий на государственной службе устарели и не обеспечивали пенсионерам приемлемый уровень жизни. С середины XIX века все больше пенсий назначалось по отдельным Высочайшим Заповедям. В 1883 г. была разработана система так называемых «усиленных» пенсий. Но эти пенсии также назначались в индивидуальном порядке и индивидуально рассматривались Комитетом министров, что существенно перегружало его канцелярскую работу.
Второй большой группой дел было рассмотрение уставов акционерных обществ . Акционерные общества, учреждение которых регулировалось законом 1833 г., утверждались законом, т. е. отдельным законом для каждого отдельного общества. В компетенцию Комитета Министров входило рассмотрение всех уставов, отклоняющихся от требований закона, а поскольку устаревший закон допускал только именные акции, а почти все учредители хотели выпускать акции на предъявителя, Комитет рассматривал практически все уставы вновь создаваемых компаний. к концу 19 века. Число таких случаев достигало 400 в годы наибольшей экономической активности.
Комитет ведал делами старообрядцев и сектантов. С 1882 года Комитет отошел от рассмотрения этой группы вопросов, входивших в ведение Министерства внутренних дел и Синода. Однако даже в этой области компетенция была слабо очерчена законом — в 1894 году министр внутренних дел Иван Дурново провел через комитет Положение о Штунде , избежав тем самым рассмотрения вопроса в либерально настроенном Государственном совете.
Комиссия рассматривала годовые отчеты губернаторов, генерал-губернаторов и отчет государственного контролера за исполнением государственного перечня расходов и доходов. Обычно обсуждение этих докладов проходило медленно и не приводило к значимым последствиям. Исключением можно считать раскрытый Государственным контролем скандал со злоупотреблениями министра путей сообщения Аполлона Кривошеина (1894 г.), приведший к его отставке.
Вытеснив Постоянный совет из области законодательства, Комитет министров в области управления присвоил себе права Сената , который оставался «управляющим» лишь по названию.
В сфере уголовного суда Комитет министров выступал иногда как обвинительная палата, решающая вопрос о передаче его в суд, или как проверяющий орган, требующий взять на себя пересмотр решений судов; иногда дело доходило до судебных дел, еще не оконченных в низших инстанциях; иногда, главным образом по гражданским делам, он выступал и в качестве высшей апелляционной инстанции по отношению к Сенату, принимая жалобы от отдельных лиц на его решения. Он перестал быть судебным органом лишь в 1864 году.
Обычно Комитет Министров занимался лишь предварительным обсуждением вопросов. Ее заключение, принятое единогласно или большинством голосов, было занесено в журнал, который был представлен на утверждение императору.
Особенностью журналов было то, что в них подробно, с приведением обстоятельных аргументов, излагалась не только позиция большинства, но и позиция меньшинства (если не было единогласного решения), а также особые мнения отдельных членов. Комитета (если они хотели их заявить). Офис Комитета составляет журналы, стараясь в максимально нейтральной и содержательной форме представить содержательные аргументы расхождений во мнениях сторон. Журналы представляли собой не столько стенограмму заседаний, сколько аналитическую записку, составляемую канцелярией Комитета; мнения, высказанные на встречах, были переформулированы, и во многих случаях к ним отбирались более удачные примеры и аргументы. Задача журналов при расхождении мнений заключалась не в том, чтобы убедить императора в правоте большинства, а в том, чтобы объективно представить ему всю гамму высказанных мнений. Эта практика полностью совпадала с практикой ведения аналогичных журналов Государственного совета. Присоединение императора к мнению меньшинства не было редкостью.
Журнал, заканчивавшийся фразой «Комитет считает:» , за которой следовал текст предлагаемого закона Комитета, при одобрении императора приобретал силу закона, называемого Высочайше утвержденным постановлением Комитета министров .
Председатель Комитета министров [ править ]
В первые годы существования Комитета Министров на заседаниях председательствовал Российский Император , а в его отсутствие - члены Комитета Министров поочередно, начиная со старшего по рангу, каждый по 4 заседания.
В 1810 году председательство было предоставлено государственному канцлеру графу Николаю Румянцеву , который был тогда председателем Государственного совета. С 1812 года должность председателя Комитета стала самостоятельной должностью, которая до 1865 года обязательно совмещалась с председательством Государственного совета .
По сложившейся традиции председательство в Комитете было последней на государственной службе почетной должностью, на которую назначались сановники, ставшие слишком старыми для выполнения многих хлопотных обязанностей министра. Ряд председателей Комитета (прежде всего князь Александр Чернышев , граф Алексей Орлов , граф Дмитрий Блудов ) характеризовались современниками как «едва живые», «в жалком состоянии». Модест Корф в шутку написал о князе Александре Чернышеве в своем дневнике: «Смотрите, точно живой!». Князь Павел Гагарин скончался в этом положении в возрасте 83 лет.
Переезд активного и влиятельного министра финансов Сергея Витте на пост председателя Комитета министров рассматривался его современниками (да и самим Витте) как политический крах и своего рода почетная отставка; По распространенному анекдоту, Витте «упал».
Список председателей [ править ]
- Nikolay Rumyantsev (1810–1812)
- Nikolai Saltykov (March 1812 – September 1812)
- Sergey Vyazmitinov (1812–1816)
- Пьотр Лопукин (1816–1827)
- Viktor Kochubey (1827–1832)
- Nikolay Novosiltsev (1832–1838)
- Illarion Vasilchikov (1838–1847)
- Василий Левашов (1847–1848).
- Alexander Chernyshyov (1848–1856)
- Алексей Орлов (1856–1860).
- Дмитрий Блудов (1861–1864).
- Павел Гагарин (1864–1872)
- Pavel Ignatyev (1872–1879)
- Pyotr Valuyev (1879–1881)
- Михаэль фон Ройтерн (1881–1886)
- Николай фон Бунге (1887–1895)
- Иван Дурново (1895–1903)
- Сергей Витте (29 августа 1903 – 23 апреля 1906)
Реорганизация [ править ]
Указом императора Николая II от 19 октября 1905 года было создано правительство — Совет министров , объединивший министров в единый кабинет (ранее каждый министр подчинялся непосредственно императору по делам своего ведомства). Первым председателем Совета Министров был назначен Председатель Комитета Министров Сергей Витте .
Комитет министров при создании Совета не был ликвидирован: эти ведомства существовали параллельно целых 6 месяцев (председателем Комитета оставался граф Витте). Комитет министров был ликвидирован только 23 апреля 1906 г., вместе с отставкой Витте с поста председателя Совета министров. Функции Комитета министров были переданы Госсовету и Совету министров .
Источники [ править ]
- Ремнев, Анатолий (2010). Самодержавное правительство. Комитет министров в системе высшего управления Российской империи (вторая половина XIX — начало XX века) . РОССПЕН.
- Бельдова, Мария (1999). Комитет министров // Государственность России (конец XV века – февраль 1917 года): Справочный словарь . Наука. ISBN 5-02-008699-1 .
- Середонин, Сергей (1902). Исторический очерк деятельности Комитета министров: К столетию Комитета министров (1802–1902): В 7 томах .
- Ермолов, Алексей (1891). Комитет министров в царствование императора Александра I.