Человек, который эволюционировал
«Человек, который эволюционировал» | |
---|---|
Рассказ Эдмонда Гамильтона | |
Страна | олень |
Язык | Английский |
Жанр (ы) | научная фантастика |
Публикация | |
Опубликовано в | Чудесные истории |
Тип публикации | Периодическое издание |
Издатель | Гернсбека Публикации |
Тип носителя | Печатная версия ( журнал , твердый и мягкий переплет ) |
Дата публикации | апрель 1931 г. |
« Человек, который эволюционировал » — научно-фантастический рассказ американского писателя Эдмонда Гамильтона , впервые опубликованный в апрельском номере журнала Wonder Stories за 1931 год . В своих комментариях к рассказу в «До золотого века » Айзек Азимов назвал его первым научно-фантастическим рассказом (в отличие от романа), который настолько впечатлил его, что навсегда запомнился ему. Во введении к книге «Лучшее об Эдмонде Гамильтоне » Ли Брэкетт назвала эту историю «прекрасным примером умения Гамильтона воплотить огромную тему в аккуратный и совершенный компас короткого рассказа».
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Рассказчик Артур Райт и его друг Хью Даттон навещают своего бывшего одноклассника, доктора Джона Полларда в его совмещенном доме-лаборатории. Поллард, классический сумасшедший учёный , проводил исследование вопроса о том, что вызывает мутации , движущие эволюцию . Поллард сообщает им, что он определил, что космические лучи являются источником мутаций, и что он решил, что бомбардировка себя тяжелыми концентрациями космических лучей заставит его эволюционировать в будущую версию человечества.
Поллард построил себе концентратор космических лучей, который позволит ему развиваться со скоростью 50 миллионов лет каждые 15 минут воздействия, но ему нужен кто-то другой, чтобы управлять им, поэтому он пригласил Райта и Даттона в свою лабораторию. Райт неохотно соглашается управлять устройством Полларда.
Пятнадцать минут в устройстве дарят Полларду повышенный интеллект и высокоразвитое телосложение. Однако он стремится продолжить этот процесс и изучить дальнейшие эволюционные изменения, которые претерпит человечество. Однако на следующем этапе он оказывается с огромной лысой головой на хрупком теле и атрофированными эмоциями. Он настаивает на продолжении, и на каждой стадии процесса его мозг становится больше и мощнее, а тело — меньше и слабее. На каждом этапе Поллард высмеивает предыдущую стадию как жестокую и примитивную, хвалит свое нынешнее состояние и с нетерпением ждет следующей стадии своей эволюции.
После третьей трансформации цель Полларда состоит в том, чтобы поработить человечество и превратить Землю в огромную лабораторию для своих собственных нужд, но по мере того, как трансформации продолжаются, он выходит за рамки таких желаний, оставляя только интеллектуальное любопытство. На предпоследнем этапе Поллард превращается в огромный обнаженный телепатический мозг, питающийся чистой энергией. Последнее использование устройства, к шоку Райта, оставляет у Полларда лужу протоплазмы, очевидно возвращая эволюцию человечества к ее началу. Даттон сходит с ума от ужаса и разрушает лабораторию, а Райт едва вытаскивает его, прежде чем дом Полларда загорится.
Даттон остается постоянно сумасшедшим, а Райту остается задаваться вопросом, действительно ли Поллард просто вернулся к отправной точке человечества. «Или этот эволюционный цикл, который мы видели, является циклом только по видимости, есть ли какие-то изменения, которые мы не можем понять, выходящие за его пределы? Я не знаю, какая из этих возможностей является правдой, но я знаю, что первая из них не дает мне покоя. ."
Комментарии Азимова
[ редактировать ]Как отмечает Азимов в книге «До золотого века» , космические лучи действительно играют роль в возникновении мутаций, но они вызывают эволюционные изменения в больших популяциях, а не в отдельных организмах. Хотя Поллард утверждает, что сделал «то, чего не смог сделать ни один физик: сконцентрировал космические лучи и при этом лишил их вредных свойств», это всего лишь махание рукой . Подвергнуть себя концентрированному воздействию космических лучей, как отмечает Азимов, просто приведет к смерти, о чем было прекрасно известно еще в начале 1930-х годов.
Культурные ссылки
[ редактировать ]Эпизод телесериала Mighty Max «Zygote Music» имеет похожую сюжетную линию, в которой ученый использует машину для эволюции. Однако на заключительной стадии учёный превратился в чистую мысль. Его побеждают способом, аналогичным тому, который использовался, чтобы помешать Полларду захватить Землю, а именно, продвигая его эволюцию до тех пор, пока он не выйдет за пределы таких желаний.
В эпизоде The Outer Limits « Шестой палец » присутствует искусственно созданный персонаж; Согласно книге Дэвида Шоу «The Outer Limits Companion» , первоначальное завершение сценария точно имитировало «Человека, который эволюционировал», но было изменено в более поздних версиях сценария, чтобы просто вернуть сверхчеловека в его исходное человеческое состояние.
Персонаж комиксов Marvel Модок и комикс DC Гектор Хаммонд - похожие люди, которые эволюционируют в существ будущего. Другие персонажи различных комиксов о Супермене и Фантастической четверке 1980-х годов использовали схожие темы.
История публикаций
[ редактировать ]- Ужас на астероиде и другие истории планетарного ужаса , П. Аллен, Лондон, 1936.
- Из « Off This World» , Лео Маргилес и Оскар Дж. Френд, ред., Merlin Press, 1949.
- До Золотого века: Антология научной фантастики 1930-х годов - Книга 1 , Айзек Азимов, изд., Doubleday, 1974.
- Лучшее из Эдмонда Гамильтона , Ли Брэкетт, изд., Doubleday, 1977.