Лисбет Нюпан
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( февраль 2012 г. ) |
Лисбет (Элизабет) Нюпан | |
---|---|
Рожденный | Элизабет Педерсдоттер около 1610 г. |
Умер | 1670 г. (59–60 лет) |
Причина смерти | Казнен через сожжение на костре |
Известный | Предполагаемая ведьма |
Уголовное обвинение | Колдовство |
Уголовное наказание | Казнь через сожжение на костре |
Супруг | Будь Нюпаном |
Дети | Ингеборг, Ане, Марит, Педер |
Родители) | Педер Кульграндстад, неизвестная мать |
Лисбет Нюпан ( урожденная Элизабет Педерсдоттер Кулграндстад ) ( ок. 1610 — сентябрь 1670) — предполагаемая норвежская ведьма . Будучи одной из самых известных жертв охоты на ведьм в своей стране, она также была предпоследней обвиняемой, казненной за колдовство в Норвегии.
Дело против Лисбет и ее мужа Оле Нюпана — единственная норвежская охота на ведьм, описанная Росселлом Хоупом Роббинсом в его книге 1959 года « Энциклопедия колдовства и демонологии» . [ 1 ] Его известность возросла несколько лет спустя, в 1962 году, когда он был инсценирован в Норвегии Торбьёрном Прествиком в его романе « Нюпан Лисбет : Последний суд над ведьмами в Трёнделаге, от начала до сожжения ».
Фон
[ редактировать ]Лисбет родилась и была крещена как Элизабет Педерсдаттер на ферме Кулграндстад в Хёлландете (ныне Хёлонда), в 25 милях (40 километрах) к юго-западу от Тронхейма , в округе Трёндхейм (« Trøndhjems amt », ныне Сёр-Трёнделаг ). [ 2 ] Хотя имя ее отца известно, имя ее матери остается неизвестным. Лисбет была не единственным членом ее семьи, обвиненным в ведьме. Ее сестру также назвали ведьмой. [ 2 ] Точно неизвестно, когда и где Лисбет вышла замуж за фермера и трактирщика Оле Нюпана ( около 1602–1670). Приходские записи Хёлландета начались только в 1732 году. [ 3 ] Однако известно, что в 1670 году, в год суда, им было уже за шестьдесят, и у них было четверо взрослых детей. Их детьми были Ингеборг, Ане, Марит и Педер. [ 2 ] Фамилия семьи была взята от ее фермы Нюпан в Лейнстранде , к югу от города Тронхейм , в Сёр-Тренделаге. (Лейнстранд сейчас является районом Тронхейма.)
Суд над ведьмой
[ редактировать ]Обвинения против Лисбет и Оле были предъявлены в 1670 году, когда они подали в суд иск за клевету , но их дело было быстро обращено против них. Это привело к допросу в Лейнстранде, а затем и в залах суда Лагтинг- холла в Тронхейме. Суд длился шесть месяцев, с марта по сентябрь 1670 года. По показаниям свидетелей, Лисбет с 1640-х годов имела репутацию целительницы . К ней часто приходили люди со своими болезнями и страданиями. Методы, которые она использовала, представляли собой смесь христианской веры, черной магии и натуральной медицины. Одним из ее методов было «чтение по соли» — старинная народная традиция. Она читала молитву над солью, которую потом съедал больной. Несколько свидетелей утверждали, что после лечения Лисбет им стало лучше. Четыре ее стиха были записаны и сохранились в документах дела. Один из них был использован и представлен Лисбет во время суда в следующих строках:
« Для Рины
« Иисус красный над де Хе, хан конь удаф
« иди в Лег, Господь в Хоу и Хууд с Костью
« С тех пор, как прежде. Слово Божие. Аминь » . [ 4 ]
[" За чистоту
«Иисус ехал по пустоши, он стоял вперед,
«И сотворил ногу Господь из плоти, кожи, костей,
«с тех пор, как прежде. Слово Божье. Аминь».]
Лисбет взимала плату за свои услуги. Это вызывало у людей подозрения, и они боялись, что она наложила на них болезнь, чтобы заработать деньги. Поэтому, когда люди или животные болели, начинали распространяться слухи. Не помогло и то, что Оле часто напоминал людям, на которых он женился, когда вступал с ними в ссору. Лисбет призналась в суде, что использовала имя Бога для исцеления, но никогда не использовала свои силы, чтобы причинить кому-либо вред. Она заявила, что она и ее муж стали жертвами лжи и сплетен. Суд ей не поверил, заявив, что она использовала молитвы, чтобы просить помощи у сатаны , а не у Бога .
Приходской священник Ленстранда Оле Ментсен и судебный пристав Ганс Эвертсен Мейер (1615–1688) пытались убедить пару признаться. Но пара сохранила свою позицию, не признав никакой вины и не выказав никакого раскаяния, даже после заключения и пыток. Это было расценено как акт неуважения к суду и, вероятно, способствовало ужесточению наказания. В приговоре говорилось, что они не смогли прийти к «правильному исповеданию» из-за своей тесной связи с Дьяволом . Судья Виллем Кнутсен и суд сочли Лисбет более виновной в колдовстве, чем Оле. Поэтому ее приговорили к сожжению заживо на костре , а ее мужа приговорили к обезглавливанию. Приговоры были утверждены лагманном ( высшим судьей) Гансом Мортенсеном Веслингом (1620–1671) 5 сентября 1670 года и завершены в сентябре. Источники расходятся в деталях того, где именно была сожжена Лисбет. Одни говорят, что казнь произошла во дворце архиепископа в Тронхейме, другие — на рыбном рынке, а третьи говорят, что она была казнена на Гальгеберг в Иле, недалеко от западных ворот города. Лисбет Нюпан было около 60 лет, когда ее казнили, а ее мужу около 67 лет.
Наследие
[ редактировать ]17 мая 2005 года в начальной школе Нипванг в Лейнстранде была открыта скульптура в память о Лисбет Нюпан. Его разработал Стейнар Гарберг. [ 5 ] [ 6 ] Дорога в Каттеме также названа в честь Лисбет Нюпан.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ (en) Росселл Хоуп Роббинс (1912-1990), Энциклопедия колдовства и демонологии (Нью-Йорк: Crown Publishers, 1959)
- ^ Jump up to: а б с (нет) «Лисбет Нюпан»; DIS-Norge, Slektsforum, Etterlysninger, Sør-Trøndelag [DIS-Norge, Семейный форум, Справки, Южный Трёнделаг], Тронхейм; Проверено 6 февраля 2013 г., дискуссия на норвежском языке о возможных потомках Лисбет и Оле Нюпана. Оно началось 18 мая 2005 года с новости об открытии памятника Нюпану в начальной школе Нюпванга и продолжалось год.
- ^ (en) FamilySearch.org, «Мельхус, Норвегия», https://www.familysearch.org/learn/wiki/en/Melhus,_Norway . Проверено 6 февраля 2013 г.
- ^ (нет) Антон Кристиан Банг , Норвежские колдовские заклинания и магические рецепты. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine ). [Норвежские колдовские заклинания и магические рецепты], Часть 2, Глава 1, страница 1 (Кристиания (ныне Осло): AW Brøggers Ботриккери , [Публикации Антона Вильгельма Брёггера], 1901-1902)
- ^ (нет) Эйнар Миренгет: « Til minne om Lisbet Nypan » [Памяти Лисбет Нюпан], HøgskoleAvisa [«Студенческая газета», газета колледжа Южного Трёндерлага] (о памятнике в начальной школе Нюпванг).
- ^ (нет) Харальд Лангос, « Лисбет Нюпан удостоена чести в ее родном городе ». Архивировано 11 февраля 2012 г. в Wayback Machine [Лисбет Нюпан удостоена чести в ее родном городе], Trønderbladet [Журнал Trønder], 19 мая 2005 г. (о памятнике в ее родном городе). Начальная школа Нипванга).
Источники
[ редактировать ]- (нет) Торбьёрн Прествик: Лисбет Нюпан: Последний суд над ведьмами в Трёнделаге, приведший к костру и огню [Лисбет Нюпан: Последний суд над ведьмами в Трёнделаге, от начала до сожжения], (Тронхейм: Sentrum bok- og aksidensrykkeri, 1962) ), роман, драматизирующий суд над Нюпанами.
- (нет) Руне Бликс Хаген: Ведьмы – От Преследований к Гламуру [Ведьмы – От Преследований к Гламуру] (Осло, Oslo Humanist forlag, 2003) ISBN 82-904-2562-7
- (нет) Руне Бликс Хаген: «Нюпан, Лисбет»; в: Норвежский биографический словарь, 2-е изд., 7-й том ]: Ньёс-Самуэльсен (Осло: Kunnskapsforlaget, 2003). ISBN 82-573-1009-3
- (нет) Руне Бликс Хаген: Преследование европейских ведьм: новые факты, 1999–2013 гг.
- (нет) Терье Братберг и др. , Энциклопедия города Тронхейм (Осло: Kunnskapsforlaget, 2008). ISBN 978-82-573-1762-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (нет) «Лисбет Нипан» , Жители Тронхейма до нас [Жители Тронхейма в прошлом], www.trondheim.no/trondhjemmere/
- (ru) Руне Бликс Хаген: «Норвежские ведьмы: Лисбет Педерсдаттер Нюпан» , Universitetet i Tromsø [Университет Тромсё], Уит , 2005 г.
- (нет) «Лисбет Педерсдаттер Нюпан в онлайн-версии Store Norske Lekiskon [Большой норвежский словарь].
- (нет) Руне Бликс Хаген, «Лисбет Нюпан» в онлайн-версии Норвежской биографической энциклопедии .