Джамуна Сен (урожденная Бозе) (бенгальский: যমুনা সেন) (7 октября 1912 — 10 февраля 2001) — индийская художница, известная своими дизайнерскими работами в различных средах, включая батик и альпону, а также развивающейся в индийском контексте разнообразные традиционные ремесла со всего мира. Она была пионером в распространении практики батика (окрашивания воском) в Индии в наше время. Дочь Нандалала Боса , центральной фигуры современного индийского искусства, она выросла в художественной и интеллектуальной среде Шантиникетана и внесла значительный вклад в область дизайна.
Джамуна Сен родился в Хавели Кхарагпуре в районе Мунгер штата Бихар в 1912 году и был третьим ребенком Нандалала Боса и Судхиры Деви. Ее отец Нандалал Бос был ключевой фигурой в развитии движения модернистского искусства в Индии. Действительно, она выросла в семье художников: ее старшие братья и сестры Гури Бханджа (урожденная Бозе) и Бисваруп Бос были художниками. Первый разработал и усовершенствовал форму искусства Альпоны Шантиникетан. У нее также был младший брат Горачанд Бос, который по профессии был инженером.
Портрет Джамуны Боса (позже Сена) в 14 лет, автор Абаниндранат Тагор , 1926 год. Фото любезно предоставлено: Супрабудда и Дипа Сен
По приглашению Рабиндраната Тагора Нандалал Бос стал директором зарождающейся художественной школы Кала Бхавана в 1921 году. [ 1 ] Под его опекой и руководством Рабиндраната Кала Бхавана вскоре стала одним из самых важных художественных учреждений в мире, и, в более широком смысле, Шантиникетан развил эстетический стиль в своей повседневной деятельности, который стал частью более широкого культурная норма. Это среда, в которой выросла Джамуна. [ нужна ссылка ]
Джамуна вышла замуж за Кешаба Чандра Сена (известного как Себак Сен), зятя Кшитимохана Сена , в 1936 году. Кешаб Чандра Сен по профессии был инженером-электриком. Их сын Супрабудха Сен родился в 1938 году.
Джамуна Сен с юных лет была опытной танцовщицей. Она хотела формально изучить классический танец, но социальные традиции того времени противоречили. Однако Тагор заметил ее талант и сам научил ее танцевать под его музыку. Именно в этой области Рабиндра-Нритья, танцевального стиля, который развился при Тагоре в Шантиникетане, Джамуна преуспел. Дияли Лахири приводит замечательный отчет: [ 2 ]
«Она была одной из счастливчиков, получивших заботу и внимание от самого поэта. Те, кто видел, как она танцевала в некоторых из этих ролей, часто говорили, что она была прирожденной артисткой и танцы были ее второй натурой. Она была видной участницей первой танцевальной группы и прима-балериной во всех танцевальных драмах Рабиндраната. …Она вместе с другими девушками появлялась на публике на сценах Калькутты и в других местах во многих выступлениях под руководством Тагора.
Джамуна Бос (позже Сен) в одноименной роли в танцевальной драме Тагора «Читрангада»: Фото предоставлено: Эша Дутта
Они сопровождали Тагора во многих его поездках по сбору средств с выступлениями по всей Индии и Цейлону. Это оказало большое влияние на нарушение векового социального табу консервативной Бенгалии, которое запрещало девушкам выступать на публичной сцене… Джамуна, в частности, была среди них первопроходцем и продолжала танцевать даже после замужества… Это были очень смелые изображения женщин. на сцене в начале 1930-х годов. Чтобы изобразить такую самоуверенность в Читрангаде, такое прямое и страстное исследование Пракрити в Чандалике и конфликт между физическим влечением и духовной любовью в Камалике в Шапмохане, и сделать это на публичной сцене, конечно, требовались не только навыки и способности, но и храбрость. Для выражения этой революционной реконструкции женской личности Джамуна была идеальным инструментом. Ее изящный танцевальный стиль, спонтанные выразительные движения и полная вовлеченность в роль, которую она изображала, – ее наследие. В знак признания ее вклада в «стиль танца Тагора» Государственная академия Западной Бенгалии вручила ей награду за 1997-98 год».
Первая партия джиу-джитсу: Джамуна Босе – в центре первого ряда. Фото предоставлено: Супрадипта Сен
В 1929 году Тагор пригласил учителя джиу-джитсу Синдзо Такагаки из Японии посетить Шантиникетан. [ 3 ] Имея учителя, свободного от социальных ограничений, Тагор поощрял как мужчин, так и женщин изучать древнее боевое искусство, а Джамуна вместе со своей соотечественницей Амитой Сен, Ниведитой Бозе (урожденной Гош), была одной из учениц. Подтверждая прогрессивные идеи Тагора и Шантиникетана, они даже выступали в джиу-джитсу в New Empire в Калькутте. [ 4 ]
Обложка книги Джамуны Сен по дизайну вышивки. Фото предоставлено: Эша Дутта
Джамуна присоединился к Кала Бхаване будучи студентом в 1931 году. В то время обучение не было формализовано, как и не было фиксированной даты окончания учебы. После окончания учебы в 1936 году Джамуна продолжала работать в Кала Бхаване в качестве преподавателя, официально присоединившись к ней в качестве преподавателя в 1943 году. Ее диплом дает представление о сфере ее работы, удостоверяя достижения в живописи, включая настенную живопись, декоративные и орнаментальные работы, батик. , рукоделие, ткачество на ручном ткацком станке Манипури, а также оформление сцен и фестивалей. Сертификат также признал ее работу учителем еще во время учебы. [ нужна ссылка ]
В 1951 году Кала Бхавана учредил двухлетний сертификатный курс дизайна. Джамуне Сену было поручено вести этот курс вместе с Нанигопалом Гошем. Это охватывало множество предметов, включая батик, тай-дай, вышивку, изделия из кожи, альпону и ткачество. Позже это привело к созданию Карусангхи. [ 5 ] Она оставалась на своем посту до выхода на пенсию в 1975 году. В 1951 году Джамуна Сен опубликовала книгу дизайнов вышивки. [ 6 ] Она была переиздана в дополненной версии издательством Ananda Publishers в 1984 году. Во введении к книге Нандалал Бозе пишет, что успех рисунков достигается благодаря уникальному восприятию художника в фильтрации природы.
Альпона, ремесла и дизайн, работы Джамуны Сена
Альпона, автор Джамуна Сен. Фото предоставлено: Эша Дутта
Пратима Деви , невестка Рабиндраната Тагора, обучилась технике батика в Париже у французского художника и в 1923 году привезла эти знания, а также некоторые инструменты батика в Шантиникетан. С помощью французского художника Андре Карпелеса она открыла небольшой мастер-класс для дальнейшего изучения этой техники. [ 7 ] Позже Шилпа Бхавана (предшественник нынешней Шильпа Саданы ) развил эту практику в более широком масштабе. Именно в этом предприятии Джамуне вместе со своей сестрой Гури предстоит сыграть ключевую роль.
Под руководством Нандалала и других преподавателей Кала Бхаваны, таких как Беноде Бехари Мукерджи , Рамкинкар Байдж и Сукумари Деви, Джамуна разработала свой собственный стиль дизайна, отличный от других, окружающих ее. Вместо определенной плавной структуры дизайна Альпоны, разработанной ее сестрой Гури, стиль дизайна Джамуны основывался на повторяющихся замысловатых мотивах, часто сочетающих несколько элементов для создания сложной структуры. Фотографии ее Альпоны и сохранившиеся работы из батика свидетельствуют о ее художественном видении и высочайшем мастерстве в выполнении кропотливых задач. Усилия Джамуны Сена и Гури Бханджи в Шантиникетане сделали батик важной формой искусства в Индии в наше время, и оттуда эта практика распространилась во все уголки Индии. Действительно, так же, как изначально мотивы и техники индонезийского батика повлияли на практикующих в Шантиникетане, мотивы, разработанные в Индии, позже распространились за пределы страны.
Батик работы Джамуны Сена
Сари из батика от Джамуны Сен. Фото предоставлено: Эша Дутта
Граница батик-сари на фотографии слева, автор Джамуна Сен. Фото любезно предоставлено: Эша Дутта
Палантин из батика от Джамуны Сен. Фото предоставлено: Эша Дутта
Некоторые другие работы Джамуны Сена
Перо и тушь: Джамуна Сен. Фото предоставлено: Супрадипта Сен.
Перо и тушь: Джамуна Сен. Фото предоставлено: Супрадипта Сен.
Джамуна работал над несколькими фресками в Шантиникетане. Согласно «Шантиникетанским фрескам», [ 8 ] она входила в состав групп, работавших над фресками в следующих зданиях: Сантошалая (внутри холла), общежитие Шри Садан, мемориальная больница Пирсона (внешняя стена), Кала Бхавана Старый Нандан (западное крыло) и Динантика (первый этаж). [ нужна ссылка ]
Конституция Индии (каллиграфическая и иллюминированная версия)
Помимо своей творческой карьеры, Джамуна Сен добавила важную главу в институциональную историю Шантиникетана. Нандалал основал организацию под названием Карусангха в 1930 году, которая просуществовала недолго. [ 5 ] Примерно в 1960 году современное воплощение Карусангхи началось под руководством Джамуны Сена. Как отмечалось выше, оно возникло на основе сертификационного курса дизайна в Кала Бхаване. Как пишет ее невестка Дипа Сен: «Даже после своих регулярных преподавательских обязанностей и работы по дому Ма чувствовала, что женщины Шантиникетана среди ее учениц выиграют от организации, которая позволит им зарабатывать на жизнь посредством навыков, которые они имеют. научилась у нее. Это была идея создания Карусангхи в 1960 году… По сей день ее ученики используют ее рисунки для создания произведений батика, вышивки и т. д. Женщины из многих бедных семей получили от этого пользу». [ 4 ]
Дизайн Джамуны Сена для продукции Karusangha
Сари с вышивкой, дизайн Джамуны Сен. Фото любезно предоставлено: Анжана Дей
Сари с вышивкой, дизайн Джамуны Сен. Фото предоставлено: Эша Дутта
^ Перейти обратно: а б Дипа Сен, «Шатабарше Джамуна Сен» (на бенгали), Шрейаши, опубликовано Алапини Махила Самити, Сантиникетан, 2011/12.
^ Перейти обратно: а б Дутта, Пулак (2001). Карусангха (на бенгали). Шантиникетан: Вишва-Бхарати.
^ Сен, Джамуна (1984). Селай-эр Нокша (на бенгали) (3-е изд.). Калькутта (впервые опубликовано в 1951 году, Сантиникетан): Издательство Ананда. {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
^ Хайманти Чакраварти, «Батик: украшение на ткани, практикуемое на Яве и в Южной Индии», Техническая серия Silpa Bhavana No. 1, Вишва-Бхарати, дата публикации не указана.
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: 37dffdd129f683c01973bbcc3b9e21c0__1721515200 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/37/c0/37dffdd129f683c01973bbcc3b9e21c0.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: Jamuna Sen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)