Кассий Северус
Тит Кассий Север (умер в 32 г. н. э.) — древнеримский ритор из рода Кассия . Он действовал во время правления Августа и Тиберия . Кассий Север, бесстрашный борец за свободу слова, резко выступал против нового правительственного постановления, в результате которого после его смерти его наконец сослали, а его произведения запретили.
Жизнь
[ редактировать ]Говорят, что Кассий Северус вырос из простой семьи. Он имел легендарный успех как преподаватель риторики. Его считали очень начитанным. Его отрицательные качества также были очевидны. В своих выступлениях он порой был неудержимо агрессивен и циничен, а также плохо реагировал на оскорбления.
Ораторское искусство играло жизненно важную роль в социальной и политической жизни Рима; Таким образом, риторика была жизненно важным аспектом при жизни Северуса. Переход от республиканского к имперскому правлению в Риме также повлек за собой изменения в способах ведения ораторского искусства.
Цицероновское ораторское искусство становилось невозможным в условиях растущего монархического правления Августа. Это вызвало необходимость использовать другой вид ораторского искусства в постцицероновском мире. Кассий Север был одним из тех, кто решительно отклонился от древней манеры и привнес новый стиль. Сознательным намерением Северуса было вступить в новую эру, адаптируя ораторское искусство к требованиям новой эпохи империализма.
Манера и стиль ораторского искусства стали более жестокими и агрессивными, чем это практиковалось ранее при республике. Стивен Х. Ратледж в своем эссе «Делаторес и традиция насилия в римском ораторском искусстве» предлагает другую точку зрения. Он указывает на насилие как в выступлениях республиканских обвинителей, так и в выступлениях делаторов при Империи. С другой стороны, Марк Апер и Випстан Мессалла имели разные мнения относительно ораторского искусства и его современного состояния в Древнем Риме. Но в Dialogus de oratoribus Тацита эти два человека в какой-то момент единодушно заявляют, что Кассий Север не внес никакого вклада в изменение ораторского искусства со времен Цицерона. По словам Мессаллы:
Если (Кассия) сравнить с теми, кто был позже, то его можно назвать оратором, хотя большая часть этих книг содержит больше желчи, чем крови. Ибо он был первый, кто, презрев хорошую композицию, не имея чувства скромности и стыда в своей речи и даже беспорядочно и вообще сбиваемый с ног самим оружием, которым он пользовался из-за стремления к удару, не дрался, а препирался. . [ 1 ]
Он известен и сегодня благодаря сохранившимся анализам его речей Квинтилиана , Сенеки и Тацита. Все три автора относятся к нему неоднозначно, считая его талантливым и остроумным (Квинтилиан называет его обязательным к прочтению), но временами слишком страстным и поэтому часто непомерным и смешным. Тацит использует его как пример для объяснения «границы» между риторикой Республики и Принципата . [ 2 ] и в своих Анналах он назвал его:
Человек низкого происхождения и преступной жизни, но могущественный защитник, [который навлек на себя изгнание] своей постоянной сварливостью. [ 3 ]
Тацит поднимает еще одну проблему ораторского искусства - необходимость деликатного баланса между острым остроумием и злоупотреблением им, в котором был виноват Кассий Север. Это можно хорошо понять из цитаты, взятой из книги Пола Пласса « Остроумие и написание истории: риторика историографии в императорском Риме». Цитата, приведенная ниже, указывает на проблему оскорбительной политической риторики, в которой Тацит и другие обвиняют Северуса.
Я [сам Кассий] помню, что вошел в его [Цестия] лекционную аудиторию как раз в тот момент, когда он собирался выступить против Милона, со своим обычным тщеславием он говорил: «Если бы я был гладиатором, я был бы [великим] Фузием; если бы я был пантомимой, я был бы [великим] Батиллом, если бы я был лошадью, я был бы [великим] Мелиссио». Я не смог сдержать гнев и закричал: «Если бы ты был клоакой [клоакой], ты был бы величайшим [клоакой Максиамой]!» Студенты смотрели на меня и недоумевали, кто такой хам. Цестий, намеревавшийся ответить Цицерону, не смог придумать ответа мне и отказался продолжать, пока я не уйду. Я бы не вышел из общественной бани, пока не помылся. Тогда я решил отомстить за Цицерона Цестию; на форуме я вызвал его на суд к претору и, удовлетворившись шутками и оскорблениями, потребовал предъявления ему обвинения. (Сенека, Controv . 3, преф. 16-17) [ 4 ]
Август предпринимал различные шаги, чтобы остановить расцвет антимонархических настроений. Он прекратил публикацию сенаторских протоколов, ядовитых брошюр; сократил всякую устную и письменную критику, начал сжигать книги во имя церковных требований, издал новые законы о цензуре и так далее. Тит Лабиен стал первой жертвой по обвинению в литературной измене согласно lex maiestas. В этом случае конкретная наступательная работа была уничтожена. Но в случае с Титом Лабиеном все его сочинения были обречены на уничтожение.
Тацит также ссылается на закон. Август издал указ против памфлетов, сатир и авторов клеветнических произведений. обращается к юридическому термину — famosos libellos Для обозначения этого Тацит в первой книге своих «Анналов» :
Август был первым, кто под прикрытием этого закона обратил внимание на пасквили, будучи спровоцирован на это раздражительностью Кассия Севера, который в своих сочинениях опорочил многих выдающихся людей обоего пола». [ 5 ]
Этот прерывистый закон был впервые восстановлен Августом для его личной безопасности и безопасности нового режима.
Кассий Север, коллега Тита Лабиена, поддерживал дело Лабиена и его сочинения, хотя Лабиен его крайне не любил. Кассий Север воскликнул: «Если они действительно хотят уничтожить произведения Лабиена, они должны сжечь меня заживо. Ибо я выучил их наизусть!» [ 6 ]
Он также пророчески произнес: «Тит Кассий Север, скромный по происхождению, продвинулся вперед». [ 6 ]
Он был саркастичным адвокатом. Он вел дела как по гражданскому, так и по уголовному праву. Обычно он занимался двумя делами утром и одним днем. Обладая сильными аргументированными ораторскими способностями, он не всегда побеждал. Будучи адвокатом, он брал на себя только те дела, которые, по его мнению, ему понравятся.
Он привлек к ответственности друга Августа Луция Нония Аспренаса за отравление. спас его от иска de moribus Однажды Август . Тем не менее, он придерживался республиканских убеждений. После того, как его жена Амелия предала его ради Сеяна, Друз Юлий Цезарь был уволен Тиберием. Вскоре Кассий Север обвинил его в заговоре против Тиберия. Он был заключен в тюрьму и заключен в темницу на Палатине в 30 году. Он умер от голода в тюрьме в 33 году, после того как ему пришлось жевать набивку своей кровати. [ 7 ] [ 8 ]
Он высказал вескую точку зрения относительно декламаций — лекций в бледных классах и Forum Romanum — традиционной грубой и готовой римской школы для юристов и судей.
Он прокомментировал:
«Школа — это просто тренировочная площадка, настоящая арена Форума… что хорошего может быть в имитации судебного процесса в классе». [ 9 ]
Кассий Север напал на социальную элиту Рима обоих полов, что вызвало гнев императора.
Его поддержка Лабиена означала, что привлечение Кассия Севера к ответственности и превращение его книг в пепел было лишь вопросом времени. Римский сенат на официальном совещании сената добавил к нему наказание в виде изгнания на остров Крит, но его имущество осталось неконфискованным. Однако Кассий Север не раскаялся и не просил пощады. Его убийственное перо продолжало писать оскорбления режима. Август больше не обращал внимания на свою жертву. После смерти Августа дело снова было рассмотрено сенатом. Второй суд закончился запретом огня и воды в 24 году нашей эры. Решение заключалось в том, чтобы превратить жизнь упрямого, мятежного Северуса в живую смерть. Его перевели с Крита , его бывшего места ссылки, на бесплодный маленький остров Серифос . Смерть освободила его от мятежной жажды свободы. Говорят, что он умер в 32 году нашей эры, проведя двадцать пятый год изгнания. Его сочинения были запрещены после его смерти только для того, чтобы быть переизданными под Калигулы , но его судебные речи дошли до наших дней лишь фрагментами.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Уильям Доминик, спутник римской риторики . Джон Ч.Р. Холл включает несколько слов из Випстануса Мессаллы, цитируемых в «Диалоге ораторибусов» (26.4) Тацита.
- ^ Тацит , Диалог об ораторах XIX и XXVI
- ^ Тацит, Анналы , 4.
- ^ Несколько строк, процитированных в книге Пола Пласса, «Остроумие и написание истории: риторика историографии в императорском Риме» , стр. 21
- ^ Джон Драйден и другие цитируют отрывок из первой книги « Анналов » Тацита в «Сатирах Децима Юния Ювеналиса» - том. 1, с. 91
- ^ Jump up to: а б Фредерик Х. Крамер, История свободы слова , с. 175
- ^ Олстон 1998 , с. 43
- ^ Смит 1873 , с. 1088
- ^ Крамер, История , 176.
Источники
[ редактировать ]- Олстон, Ричард (1998), Аспекты римской истории, 14–117 гг. Нашей эры , Рутледж, ISBN 0-415-13236-3
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Смит, Уильям , изд. (1873). «Друсус» . Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Том. 1. С. 1087–1088.
- Стивен Х. Ратледж: Имперская инквизиция. Прокуроры и информаторы от Тиберия до Домициана. Рутледж, Лондон, 2001 г., ISBN 0-415-23700-9 , стр. 209–212.
- Заметки к 28-му письму Плиния Старшего
- Спутник римской риторики под редакцией Уильяма Доминика, Джона Ч.Р. Холла
- Остроумие Пауля Пласса и написание истории: риторика историографии в императорском Риме
- Роланд Сайм, Римская революция
- Фредерик Крамер, «Сжигание книг и цензура в Древнем Риме», История свободы слова