Хелен ЛаФранс
Хелен ЛаФранс | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 20 ноября 2020 г. Мэйфилд , округ Грейвс, Кентукки | ( 20.11.2020 )
Движение | аутсайдерское искусство , живопись памяти Черное искусство, женщины-художники |
Хелен ЛаФранс (2 ноября 1919 — 20 ноября 2020) — чернокожая американская художница-самоучка, родившаяся в округе Грейвс, штат Кентукки , вторая из четырёх дочерей Джеймса Франклина Орра и Лилли Мэй Лайгон Орр. Хелен часто описывали как художницу-аутсайдера из-за отсутствия у нее формального образования и существования вне культурного мейнстрима, так и как художницу памяти , наиболее известную своими изображениями исчезающего образа жизни сельского Юга. Имея общие черты с художниками памяти Горацием Пиппином (1888–1946) и бабушкой Мозес (1860–1961), ЛаФранс называли «Черной бабушкой Мозес». Она также рисовала мощные и глубоко духовные визионерские интерпретации Библии в стиле, который радикально отличался от ее картин-воспоминаний.
Биография
[ редактировать ]ЛаФранс вырос в заботливой семье в соответствии с законами Джима Кроу , которые между 1876 и 1965 годами предписывали сегрегацию и неблагоприятные социальные, экономические и образовательные условия для афроамериканцев в Соединенных Штатах. Ее отец владел своей землей и обрабатывал ее, выращивая табак, кукурузу, горох, фасоль, арахис и сорго в то время, когда издольное земледелие было обычным явлением. Она ходила в школу всего около трех лет, но позже ушла работать на ферму. [ 1 ] Вместо этого ее родители купили школьные учебники, чтобы обучать ее дома, а после того, как она закончила работу по дому, в свободное время она рисовала и вырезала. Ее первая картина, изображающая большого серого кролика, была создана на обратной стороне оставшегося куска обоев акварелью, подаренной ей тетей. [ 1 ] Ее художественные наклонности поощрялись с детства, и ей предлагалось рисовать то, что она видела. [ 2 ] Когда ее мать умерла, она ушла из дома, чтобы подрабатывать в больнице: ухаживать за детьми, готовить, работать в табачных сараях и на керамической фабрике, где украшала бутылки виски известных марок. В свои 40 лет она заработала достаточно денег, чтобы покупать товары для рисования в продуктовом магазине, а в 1986 году начала заниматься рисованием полный рабочий день.
СМИ
[ редактировать ]Не ограничиваясь двумерными медиа, ЛаФранс был выдающимся мастером лоскутных одеял и резчиком по дереву скульптур животных и шарнирных кукол с текстильной одеждой ручной работы. Но именно ее картины-воспоминания наиболее убедительно предполагают общий опыт. «Проще говоря, живопись воспоминаний — это визуальная история воспоминаний, исходящих из определенной системы отсчета». [ 3 ] Ее чувство времени и места резонирует с эмоциями и воспоминаниями зрителя, притягивая их. Маслом на холсте ЛаФранс поделилась традициями семьи и церкви, ценностями, с которыми она выросла, а также воспоминаниями об охоте на енотов, рыбалке, посадках растений. и сбор хлопка и табака, выращивание цветов и использование их лепестков для красок, универсальный магазин товаров, амбарные танцы, цирк, жареная рыба, семейные встречи и церковные пикники, где община собиралась вместе. Она была свидетельницей Депрессии , краха фондового рынка 1929 года , войны во Вьетнаме , принятия Закона о гражданских правах 1964 года и Закона об избирательных правах 1965 года . Сочетание личного опыта ЛаФранс и выразительного артистизма в ее картинах произвело эмоциональное воздействие на зрителей.

ЛаФранс также создала 28 религиозных картин, вдохновленных стихами, которые она читала в драматическом визионерском стиле и отличающихся от ее более известных работ своими взрывными цветами, темами и размером. Некоторые из этих картин были включены в выставку «Хелен ЛаФранс: Женщина из Кентукки», которая проходила с 26 августа 2022 года по 30 апреля 2023 года в престижном музее Speed Art Museum. Однако первая выставка этих аллегорических картин («Хелен ЛаФранс: Библейские видения») состоялась в Университете Вандербильта осенью 2012 года. Эти изображения, спонсируемые программой «Религия в искусстве и современной культуре» Школы богословия, никогда не выставлялись напоказ. общественность.

В каталоге выставки помощник программного директора Дэйв Перкинс написал: «Эти работы обладают жизненной силой, эффект которой заключается в том, что они являются не просто изображением библейских событий, воспоминаний, личных видений или откровений, а чем-то живым. Работы – это видения. Это визуализированная библейская герменевтика. Они показывают художника, творчески работающего с текстом и концепцией. Ее свобода воображения в визуализации священного текста — это качество, которое обогащает современную религиозную мысль, практику и образование». Одна из самых ранних общественных работ ЛаФранса - фреска 1940-х годов, изображающая Иисуса, молящегося в Гефсиманском саду, нарисованная на всей бетонной стене хорового чердака церкви Св. Джеймса AME в Мэйфилде, Кентукки. Это была одна из церквей, которые она посещала. Основанная освобожденными рабами в 1868 году, это одна из старейших общин чернокожих в Мэйфилде и окрестностях округа Грейвс. Фреска чудесным образом пережила обрушение крыши церкви во время торнадо 10 декабря 2021 года, сравнявшего с землей большую часть здания 1923 года и большую часть Мэйфилда.

В январе 2023 года Национальный фонд охраны исторического наследия выделил исторической церкви 100 000 долларов на восстановление, расширение и сохранение фрески. [ 4 ] Эти картины в основном находятся в частных коллекциях.
Примечательные особенности
[ редактировать ]Работы ЛаФранса представлены во многих известных государственных и частных коллекциях в этой стране и в Европе, включая Опру Уинфри , Гейл Кинг , Брайанта Гамбеля , Бет Рудин ДеВуди и современного художника Ред Грумса . [ 5 ] Ее работы выставлялись на окружных ярмарках, в Мэйфилда, Кентукки банке и публичной библиотеке , Государственном университете Мюррея , Музее Кентукки (Боулинг-Грин), Национальной выставке изящных искусств чернокожих (Нью-Йорк) и художественной выставке Color, спонсируемой Опра Уинфри в Чикаго. Ее изображение рабочих, скатывающих нарезанный табак, включено в коллекцию табачного искусства Ван Нелле в Амстердаме, Нидерланды, купленную во время посещения табачного сарая в Кентукки, где она работала. Музей изящных искусств Оуэнсборо хранит образцы ее работ в своей коллекции и представил ее на каталогизированной выставке 1991 года под названием «Дух Кентукки, наивная традиция». Художественный музей Сент-Луиса и Музей скоростного искусства включают ее работы в свои постоянные коллекции. Центр народного искусства Кентукки в Морхеде также владеет ее работами и включает ее в свои выставки. Сюжет программы Образовательного телевидения Кентукки (KET) и других документальных фильмов. В 2011 году она получила престижную премию «Народное наследие», одну из премий губернатора в области искусств, присуждаемых Совет искусств Кентукки . [ 6 ] Она фигурирует в двух книгах Кэти Мозес: «Хелен ЛаФранс: Воспоминания о народном искусстве» и справочнике « Аутсайдерское искусство Юга» . [ 7 ] [ 3 ] Ее жизнь и работа были задокументированы в отмеченном наградами сценарии Мэрилин Джей Льюис « Расскажи моим костям: История Хелен ЛаФранс» и в отмеченном наградами документальном фильме 2019 года «Хелен ЛаФранс: Воспоминания».
В последующие годы ЛаФранс жила в доме престарелых в Кентукки и рассказывала о своих днях: «Когда я не ем и не сплю, я рисую». [ 7 ] : 1 В 2019 году она отпраздновала свое 100-летие в кругу семьи и друзей, многие из которых приехали из Мемфиса и Нэшвилла, штат Теннесси, чтобы посетить церковь, посмотреть отмеченный наградами документальный фильм 2019 года о ее жизни и ее искусстве и навестить ее. ЛаФранс умерла во сне в возрасте 101 года в ноябре 2020 года в Мэйфилде, Кентукки. [ 8 ] [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кроуфорд, Байрон (24 августа 1997 г.). «Рука матери влекла дочь к искусству». Курьер-Журнал .
- ^ «Зал славы: Хелен ЛаФранс» . Комиссия Кентукки по правам человека . Проверено 29 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Моисей, Кэти (1999). Аутсайдерское искусство Юга . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing Ltd. & Design. стр. 40–48. ISBN 0764307290 .
- ↑ WKMS, Лиам Нимейер, опубликовано 7 января 2002 г.
- ^ Грин, Пенелопа (08 декабря 2020 г.). «Хелен ЛаФранс, народная артистка сельского Кентукки, умерла в возрасте 101 года» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 26 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Совет искусств Кентукки» . Проверено 19 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Моисей, Кэти (2011). Хелен ЛаФранс Воспоминания о народном искусстве . С&С Паблишинг. ISBN 978-0615413143 .
- ^ Хелен ЛаФранс, 1919-2020 RIP
- ^ Народная артистка ЛаФранс продемонстрировала свой талант, жизнь
- ^ Моисей, Кэти (1999). Аутсайдерское искусство Юга . Шиффер Паб ООО ISBN 978-0764307294 .