Ключ (рассказ)
"Ключ" | |||
---|---|---|---|
Рассказ Айзека Азимова | |||
![]() | |||
Страна | Соединенные Штаты | ||
Язык | Английский | ||
Жанр (ы) | научной фантастики Загадка | ||
Публикация | |||
Опубликовано в | Журнал фэнтези и научной фантастики | ||
Дата публикации | Октябрь 1966 г. | ||
Хронология | |||
Ряд | Венделл Урт | ||
|
« Ключ » — научно-фантастический детективный роман американского писателя Айзека Азимова . Это одна из историй об ученом-затворнике Венделле Урте. Впервые он появился в журнале «Фэнтези и научная фантастика» в октябре 1966 года и был переиздан в антологиях «Тайны Азимова» (1968) и «Лучшие тайны Айзека Азимова» (1986).
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]В этом рассказе где-то на Луне спрятан внеземной артефакт. Два исследователя, Дженнингс и Штраус, обнаружили его, но Дженнингс мертв, а Штраус безумен. Артефакт, похоже, способен усиливать и передавать мысли, вплоть до того, что позволяет одному человеку повредить разум другого. Единственные зацепки - это лист бумаги с написанными на нем загадочными символами, цифрами и буквами, а также лепет оставшегося члена экспедиции, Штрауса. Штраус является членом Ультрас, евгенического общества, занимающегося уничтожением «несущественных» людей и сокращением численности человечества до нескольких миллионов, мыслящих так же, как они сами. Есть опасения, что это устройство может помочь ультрас осуществить свой план. Оригинал документа уже исчез, предположительно украденный Ультра, и у следователей есть только копия для работы. Подсказки на листе бумаги, кажется, указывают на разные места на Луне, но одно выделяется: вертикальная стрелка, указывающая вверх на астрологический символ Земли. Один из следователей понимает, что сообщение означает «иди на Землю», а точнее, «иди на Урс». Дженнингс был бывшим учеником экстратерролога Венделла Урта. Он умер от ножевого ранения Штрауса, но не раньше, чем свел Штрауса с ума, используя силу артефакта, а затем отправился в неизвестное место, чтобы спрятать его. Таинственная бумага была найдена внутри рукавицы скафандра.
Когда следователи связываются с Венделлом Уртом, он вспоминает, что Дженнингс был человеком, который любил плохие каламбуры. Урт утверждает, что ему нравится хороший каламбур, но его усилия Дженнингса раздражают. Прочитав бумажную подсказку и прослушав аудиозапись, он приходит к выводу, что символы в основном являются отвлекающим маневром. Они слишком двусмысленны и противоречивы, чтобы быть полезными. Вместо этого он рассказывает следователям историю астронома Кристофа Клау , немецкого иезуита математика и астронома- , который изменил концепцию современного григорианского календаря . Его аудитория озадачена, пока он не сообщает им, что в записях бреда Штрауса часто упоминается артефакт как «ключ» к будущему мира. Он говорит им, что, поскольку артефакт увеличил активность его мозга, Дженнингс достиг своего величайшего каламбура, соединив слова «подсказка» и «ключ». «Подсказка» звучит похоже на «Клау»; латинизированная форма имени Клау была Clavius, что похоже на латинское слово clavis, что означает «ключ»; таким образом, «разгадка» и «ключ» к тайне были одним и тем же, связанным двуязычным каламбуром. Урс приказывает исследователям заглянуть в лунный кратер Клавиус, в точку, где Земля будет находиться прямо над головой (обозначено стрелкой, указывающей на Землю). Он также говорит им, что их опасения по поводу использования устройства ультрас беспочвенны. Штраус не смог использовать артефакт сам. Урс также знал Штрауса как студента и осознавал его холодный и расчетливый характер. Он считает, что единственная человеческая характеристика, на которую действует артефакт, — это сочувствие, качество, которым ультрас не обладают.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Рассказы 1966 года
- Рассказы Айзека Азимова
- Работы первоначально опубликованы в Журнале фэнтези и научной фантастики.
- Научно-фантастические рассказы
- Короткие рассказы, действие которых происходит на Луне
- Спекулятивные преступления и триллеры
- Книги по демографии
- Фантастика о контроле над разумом
- Романы об убийстве
- Археология в массовой культуре
- Детективные романы