Карам Чанд Баххават
Карамчанд Баххават (1542–1607) (विभूति) был Деваном , премьер-министром штата Биканер в бывшем Раджпутане (ныне Раджастхан ) с 1571 по 1591 год. Карамчанд, потомок Баххраджа, был доблестным воином, хорошим администратором и стратегом. в Биканере и имел хорошие отношения с Акбаром . В 1591 году, опасаясь за свою жизнь, он подал в отставку. По приглашению Акбара Карамчанд позже присоединился к императору в качестве советника при дворе Лахора . [ 1 ] [ 2 ]
Предки
[ редактировать ]Карамчанд Баххават принадлежал к Баххават готре (секте) общины Освал . Баххаваты принадлежат к феодально-аристократическому роду бывших штатов Раджпутана ( Раджастан ), пережившим в жизни немало взлетов и падений. Они были храбрыми, и многие пожертвовали своей жизнью, сражаясь за государство против мусульманских захватчиков. По преимуществу они были дальновидными администраторами, но временами их подозревали в антигосударственном, но промогольском и пробританском режиме. Члены этого клана на протяжении поколений были связаны с управлением государством. Среди них многие были независимыми правителями штата Делвара (бывшее небольшое королевство недалеко от Удайпура ), Раджа Сагар, Рана Шри Каран, Раджа Бохитья Деора Чаухан. Было целых шесть премьер-министров штатов Джодхпур и Биканер из числа прямых предков: Баххраджа, Карама Сингха, Вар Сингха, Награджа, Санграма Сингха и Карамчанда Баххавата. Позже, в штате Мевар, пятеро его потомков, Агарчанд, Девичанд, Шер Сингх, Гокалчанд и Панналал Баххават Мехта, занимали посты премьер-министров, девять членов были назначены киледарами (губернаторами фортов; किलेदार) и более 25 членов этого клана. занимал должности хакимов (администраторов; हाकिम) в различных районах Мевара. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Баххаваты ведут свое происхождение от династии Чаухан Самрата Притхвираджа Чаухана. Предками были Деора (देवड़ा) Чауханы, которые правили государством Делвара (город богов; देवकुलपाटननगरी) в 13-14 веках. Правитель Делвары Раджа Сагар, Деора Чаухан и потомок Рао Киртипала из Джалора , был прародителем баххаватов. Позже, в 14 веке, этот клан принял джайнизм. Так родилась готра Баххават в общине Освал. Поскольку на протяжении поколений многие из них служили правителям (махараджам и махаранам), баххаваты также следовали вайшнавизму наряду с джайнизмом. [ 7 ] [ 6 ]
В середине 15 века Бахрадж предоставил свои услуги вождю Мандора ( Джодхпура ) Рао Ринмалу, где он был назначен Диваном, поскольку был способным администратором и доблестным воином. Говорят, что Рао Ринмала убил родственник Раны Кумбхи из Мевара . Диван Бахрадж быстро короновал старшего сына Рао Джодху, чтобы предотвратить любую внешнюю агрессию. Тогда Рао Джодха впервые позволил Бахраджу и другим освалам принимать участие в командовании армиями. В 1465 году Рао Бика, старший сын Рао Джодхи, выбрал Бахраджа своим главным последователем вместе со своим дядей Равалом Кандалом и другими, приступив к созданию новой территории, позже названной Биканер .
Бахрадж был назначен Деваном недавно основанного штата Биканер. Потомки Баххраджа стали известны как Баххават, которые позже стали самобытным кланом (готрой) и этнической группой. [ 8 ] С течением времени влияние Баххаватов росло как на дрожжах. Каждый потомок этого клана был назначен Деваном Биканера. Хотя предками баххаватов были кшатрии (Деора Чауханы), теперь они принадлежали к касте вайшьев (Бания); следовательно, они понимали военную стратегию лучше, чем любой советник-кшатрий, поскольку в них течет королевская кровь. Они использовали перо и меч с одинаковым мастерством и эффективностью.
Лояльный государству, блестящий администратор и учтивый стратег
[ редактировать ]Карамчанд родился в 1542 году нашей эры (Викрам Самват 1599 год, Пауш вид 11; индийский лунный календарь). В 1571 году Рао Калянмал, после кончины Девана Санграма Сингха, потомка Баххраджа, назначил своего сына Карамчанда Деваном Биканера. Он был популярен в Биканере и установил хорошие отношения с императором Акбаром Джалал-у-дином (1556–1605). Королевская семья Биканера имела брачные отношения с Моголами. Дочь Калянмала была замужем за императором Акбаром в 1570 году, а позже дочь его сына Рай Сингха вышла замуж за принца Салима (впоследствии императора Джахангира). Таким образом, правящая семья Биканера была одной из избранных семей Раджпутаны, будучи частью брачного союза, заключенного Карамчандом. Ни одно из событий не упоминается в «Киянте», но факты записаны Фериштой (стр. 234 и 260, Перевод Бригга). Таким образом, сын Каляна Рай Сингх, сменивший его в 1573 году, был одним из самых выдающихся полководцев Акбара. [ 9 ] [ 10 ] В 1571 году, путешествуя с принцем Рай Сингхом из Биканера ко двору императора Акбара в Лахоре, погрязший в долгах Деван Карамчанд перед отъездом попросил Рао Калянмала: « Мой господин, прикажите мне, как вам будет угодно ». Рао Калянмал заявил, что у него есть все, но он хочет исполнить желания своих предков. Он сказал:
«Я хочу совершить Камаль Пуджу (молитву за души ушедших предков), сидя на «гавакше» (балконе) дворца Джодхпур, чтобы исполнить желание покойного Рао Бики» .
Карамчанд вместе с Раджкумаром Рай Сингхом выразили свое почтение императору Акбару . Поскольку у Карамчанда были хорошие отношения с Акбаром, он попросил его об одолжении, чтобы Рао Калянмал совершил пуджу во дворце Джодхпур. Поскольку Джодхпур находился под властью Акбара, его желания были немедленно исполнены. Таким образом, Рао Калянмал смог исполнить желания своих предков и спросил Карамчанда, чего он хочет взамен. Карамчанд вежливо сказал:
«У меня есть все, что дано тобой. Однако вы можете разрешить, чтобы в течение четырех месяцев чатурмааса (муссона) – тели (нефтяник), кумхар (гончар), кандои (кондитер) и т. д., чтобы прекратить работу, связанную с насилием. Не взимайте налог с «мааля» (товаров), коз, овец и т. д.».
Рао Калянмал принял его желание и подарил Карамчанду четыре деревни на гербовой бумаге. Поскольку Карамчанд был в хороших отношениях с императором Акбаром, правители Биканера были среди самых преданных приверженцев империи и занимали высокие чины Мансабдаров особого порядка при императорском дворе, как Раджа Ман Сингх I из Амбера (Джайпур). Они служили военачальниками в различных кампаниях Великих Моголов по всему Индийскому субконтиненту. Карамчанд сражался вместе с Раджей Рай Сингхом, чтобы победить султана Гуджарата . Император Акбар остался доволен стратегом из Девана Карамчанда и спросил его, чего он желает. Он ответил:
«Я не хочу ничего для себя, кроме дара в 52 парганы для моего короля» .
У Карамчанда было три жены - Аджаиб Деви, Джива Деви и Капур Деви (Аджаибде, Джибаде и Капурде). Он вместе со своей семьей часто ездил в центры паломничества джайнов – Шатрунджай , Гирнар , гору Абу и т . д. и раздавал большое количество милостыни в качестве благотворительной помощи. Он был способным учеником Ачарьи Джиначандры Сури .
Добросердечный и спаситель джайнизма в средневековый период.
[ редактировать ]В 1573 году Рао Калянмала сменил Рао Рай Сингх. С помощью стратега Карамчанда Рао Рай Сингх расширил свое королевство и принес процветание штату Биканер. Королевство Рао Рай Сингха распространилось до Хараппы в Синде (Синдху Деш), разгромив силы белуджей. По велению Карамчанда захваченные военнопленные-белуджи были должным образом одеты, накормлены и с достоинством возвращены в свои дома. [ 11 ]
Доблестный и храбрый король Биканера Рао Рай Сингх получил от императора Акбара титул раджи. Карамчанд, который глубоко заботился об окружающей среде и джайнских традициях, приказал прекратить рыболовную деятельность на реках Сатледж, Дек и Раави. Он прекратил вырубку деревьев в пустынной местности. Раджа Рай Сингх также издал приказ, запрещающий убийство животных во время Парьюшана (священного праздника джайнов во время сезона дождей). [ 12 ]
Редкие 1050 изображений Джина (джайнские картины) и скульптуры (золото и латунь), украденные султаном Турсам-ханом в 1576 году из святилищ Сирохи, хранились у императора Акбара в Фатехпур-Сикри. Планировалось расплавить статуи и извлечь золото, но Акбар отказал в разрешении и приказал сохранить их в безопасности. Именно по велению Карамчанда Раджа Рай Сингх подошел к императору, и в 1582 году статуи были почтительно освобождены.

Когда статуи прибыли в Биканер, Карамчанд вместе с джайнскими ачарьями и учениками организовал грандиозное мероприятие, чтобы приветствовать эти статуи, и установил их в подвале Чинтамани Мандира. Время от времени в особых случаях подвал открывается, и статуям поклоняются публично в соответствии с джайнскими традициями. Такие благоприятные события в ХХ веке были в 1943 году, когда в Биканер прибыл Ачарья Мани Сагар Сури Махарадж, затем в 1962, 1978, 2009 и теперь в ноябре 2017 года. Возможно, из-за отсутствия регулярных пудж и помещений для богослужений для столько божественных статуй, что они и сегодня хранятся в подвале.
В храме Чинтамани главный идол «Чатурвиншти» (24 статуи) был сильно поврежден во время вторжения Камарана, правителя Лахора и брата императора Хумаюна. Каменная доска на храме, установленная в 1952 году (VS 2009), упоминает, что ремонтные работы проводились потомками Баххавата Мантри Баххраджа, а именно Мантри Вар Сингхом. [ 11 ] [ 13 ]
В 1586 году Карамчанд узнал, что джайнские храмы в Шатрунджае (Палитане) и других местах Саураштры разрушались Наваранг-ханом. Опасаясь разрушения новых джайнских храмов в этом районе, он немедленно обратился к Акбару с просьбой защитить джайнские храмы. Акбар сразу же издал фарман (штампованный приказ) Азам-хану из Гуджарата передать Шатрунджай и другие джайнские храмы в Саураштре под контроль Карамчанда для их защиты. Позже Карамчанд построил джайнский храм в Палитане и в своем материнском доме (нанихал) в городе Мерата в память о своей матери. [ 3 ]
Баххаватам присвоен титул Мехта и честь носить золото на ногах
[ редактировать ]В 1586 году принц Салим (впоследствии император Джахангир), сын Акбара и зять Раджи Рай Сингха, получил благословение на рождение дочери в неблагоприятных планетарных условиях. Был запрошен совет шейха Абул Фазала и других ученых людей. В конце концов, были проведены консультации с Карамчандом и астрологами, и понтифик Бхану Чандра провел специальную пуджу согласно философии джайнизма. [ 14 ] чтобы успешно отразить злые последствия. Карамчанд подарил принцу Салиму драгоценное жемчужное ожерелье стоимостью 1300 золотых мохаров (монет). Император Акбар был очень доволен Карамчандом и предоставил дамам семьи Баххават честь носить золото на ступнях. До этого эта честь была предоставлена только семье Саранг из клана Освал. Ему также был присвоен титул Мехта (человек, выполняющий важное задание; महत्त्वपूर्ण कार्यकर्ता). Все его прямые потомки, поселившиеся в Меваре, носят титул Мехта. Карамчанд Баххават Мехта, близкий друг и стратег императора Акбара, стал исторической личностью и стал известен как спаситель джайнизма в средневековый период. [ 15 ] [ 11 ]
Против наград Чаранам
[ редактировать ]Оба джайнских источника, а также Хаят из Даялдаса изображают Раджу Рай Сингха как очень доброжелательную, но экстравагантную личность. Судя по удивительной щедрости к чаранам , с которой «Хьят» приписывает Рай Сингху, он, по-видимому, очень ценил поэзию, и все важные обстоятельства его жизни засвидетельствованы в балладах. [ 16 ] Как Деван государства, Карамчанд вел настороженную позицию в интересах государственной казны и не любил эту феерию с бардами. Поэтому Карамчанд часто протестовал королю по поводу наград.
Богема между Раджей Рай Сингхом и Деваном Карамчандом не могла длиться долго, и очень скоро в их отношениях возникла напряженность.
Бачаваты не поклоняются Дьяди Мате
[ редактировать ]Традиционно, по завершении фестиваля Наваратри, Дьяди Мата ( Ашапура Мата; Кулдеви из Чауханов, поскольку Баххаваты являются их потомками) обычно поклоняются всем кастам Раджастана. Однажды, во второй половине XVI века, когда Карамчанд поклонялся Дьяди Мате, ученик Джайна Муни, Махараджсааба, пришел в Хавели (Особняк) Баххавата за гочари (едой и милостыней). Карамчанд почувствовал беспокойство и велел ученику передать Махараджсаабу, чтобы тот пришел позже за гочари . Махараджсааб был недоволен и с помощью своих духовных сил позволил идолу Дьяди Маты поговорить с Карамчандом : [ 17 ]
«Отныне вы не должны поклоняться мне. Я не буду искать в этом никакой вины. Меня могут погрузить в воду. Если ваши потомки переделают подобную статую и очистят (омоют) ее в куче масла, пуджа может возобновиться». ."
Считается, что Махараджсааб затем приказал бросить золотую статую весом савы (около 1500 кг) в семейный колодец недалеко от хавели в Манек Чоук. Следовательно , с того дня баххаваты и члены этой этнической группы не поклоняются Дьяди Мате (Кулдеви).
Основание форта Джунагарх в Биканере
[ редактировать ]
С 1585 по 1594 год Раджа Рай Сингх из Биканера работал в Декане у императора Акбара, где он был Мансабдаром из Бурханпура . Говорят, что хотя Рай Сингх держал под контролем мелких вождей и хорошо управлял своей провинцией, администрация Биканера была полностью на стороне Карамчанда.
Королевская семья Биканера жила в первоначальной небольшой крепости, построенной Рао Бикой, пока Раджа Рай Сингх не построил новый форт под названием «Чинтамани». Руины старого форта до сих пор можно увидеть вокруг окруженного стеной города, на Раати Гхати возле храма Лакшми Натхджи. Находясь в Бурханпуре, он спланировал и приказал своему министру Карамчанду начать строительство нынешнего прекрасного форта Биканер в 1588 году. [ 18 ] Пока Рай Сингх отсутствовал, Карамчанд в 1588 году заложил фундамент форта, получившего название Форт Чинтамани, и руководил его строительством. Раджа Рай Сингх вернулся из своей субахи через девять лет в 1594 году. В 1593 году император Акбар, будучи очень довольным военной службой и успешными кампаниями в Декане и Гуджарате, проведенными Раджей Рай Сингхом, пожаловал ему джагиры Джунагарха ( Саураштры ) и Бурханпура . В начале 20 века (1926 г.), когда правящая семья переехала во дворец Лалгарх за пределами форта, первоначальный старый форт был переименован в Джунагарх, или «Старый форт».
Форт Чинтамани, построенный в 1593 году, представляет собой впечатляющий форт Северной Индии, известный своей великолепной архитектурой, дизайном и отделкой. Этот форт, также известный как форт Биканер, выдержал разрушительное воздействие времени и остался непокоренным.
Подозрение между Рай Сингхом и Карамчандом
[ редактировать ]Капитан П. У. Паулетт пишет в « Географическом справочнике штата Биканер »:
«Карамчанд установил контроль над государством Биканера, а также оказал влияние на некоторых князей. Частое отсутствие Раджи Рай Сингха из Биканера для выполнения своих обязанностей в качестве Мансабдара использовалось Карамом Чандом для установления своих контактов при дворе Великих Моголов. Эта растущая близость к императору Акбару отдаляла Карамчанда от его короля. Карамчанд обладал доминирующей личностью, и его активная позиция затмила Рай Сингха. Почести, оказанные Караму Чанду императором Акбаром, вызвали зависть у Раджи Рай Сингха».
Одной из причин, названных историками, является нарушение протокола. Карамчанд был хорошим игроком в шахматы, и император Акбар часто просил его сыграть в шахматы, сидя напротив него во дворе Великих Моголов, в то время как его хозяин и другие раджи скромно стояли рядом. [ 18 ] Это, естественно, очень возмутило Рай Сингха, который возненавидел своего слугу и стремился устранить его после его возвращения домой из Бурханпура.
К 1591 году между Рай Сингхом и Карамчандом начала нарастать напряженность. Рай Сингх обнаружил заговор против его жизни. Был задуман заговор с целью сместить Рай Сингха с гадди (трона) Биканера . Главным инициатором заговора якобы был Карамчанд, но это неправда. Также странно сказать, что, несмотря на великолепное обращение раджи с браминами и классом менестрелей, среди заговорщиков также фигурирует Пурохит (священник). Целью было посадить на трон старшего сына Раджи Далпата Сингха или его брата Рама Сингха , тем самым Карамчанд монополизировал власть государства. Эти слухи распространили недоброжелатели Девана Карамчанда. Карамчанд и его семья, получив своевременное предупреждение, бежали в Дели, где были хорошо приняты при дворе Акбара.
Далее это утверждает капитан Паулет в Справочнике штата Биканер:
«Они были назначены верховной властью императора Акбара и познакомили его с тайнами Биканера, преступление, которое до сих пор считается в родных штатах одним из самых отвратительных из возможных . Но в остальном Карамчанд теперь смог стать занозой на глазу Раджи Рай Сингха» .
Капитан Паулетт далее поясняет: «Необходимо понимать, что эти выражения принадлежат авторам хьятов» . Хьяты написаны чаранами , кастой поэтов-воинов, которые с величайшей легкостью сочиняют стихи и рассказы о битвах и героях и поддерживают устную традицию. Истории передаются от отца к сыну. В каком-то смысле они являются первыми историками, и за это их уважали. Однако другая версия этой истории из «Карамчанд Ванш-кавьям» Джейсома гласит: [ 19 ]
« Раджа Рай Сингх восстал против Карамчанда и хотел отомстить. Чувствуя развитие недоброжелательности Раджи Рай Сингха по отношению к себе, Деван Карамчанд вежливо взял разрешение поселиться в городе Мерта вместе с членами своей семьи, чтобы проводить время в служении Паршванатху Свами и Шри Джиндутту Суриджу в соседней деревне Пхалоди. Его пригласил Раджа Ман Сингх из Амбера (Джайпур), один из знаменитых «Наваратн» (девяти драгоценностей при королевском дворе Акбара) и другие короли, но он отказался, поскольку обладал исключительной преданностью Радже Рай Сингху из Биканера ». .
Приглашен Акбаром в суд Лахора.
[ редактировать ]отправил ему письмо с приглашением ко двору в Лахоре Примерно в 1591 году император Акбар, зная о таланте и преданности Девана Карамчанда, через Раджу Рай Сингха . По приказу своего короля Карамчанд вместе со своими помощниками покинул Мерту и отправился в Лахор. По пути он посетил Аджмер, чтобы получить благословение у мемориала (ступы) своего гуру Дада сахиба Шри Джиндутта Сури. Когда он был в Лахоре, император Акбар немедленно вызвал его на аудиенцию, тогда как люди ждали аудиенции несколько дней. Император знал о нем все и заверил Карамчанда, что его утраченная слава вскоре будет восстановлена.
Бханварлал Нахата пишет в своей книге «Мантри Карамчанд Баххават»: [ 17 ]
«Император Акбар назначил Девана Карамчанда Гаджадхикари (главой Государственного совета, казначейства и магазинов). Император подарил ему охотничьего коня, нагруженного золотом. Он также был назначен Самраджадхипати (губернатором; स्म्राज्यधिपति ) Тошампура (ныне в Харьяне) с соответствующим количеством слонов, лошадей и пехотинцев».
Это означало, что все короли и мансабдары Империи Великих Моголов должны были сначала встретиться с Деваном Карамчандом, прежде чем обращаться к императору.
Ачарья Джинчандра Сури приглашен в суд Лахора
[ редактировать ]
Во время одной из встреч с образованными религиозными людьми Акбар спросил пандитов: « Кто был самым образованным джайнским философом? » Пандиты ответили: « Ачарья Джинчандра Сури был одним из таких людей ». Император спросил: « Кто его ученик? » Пандиты ответили: « Деван Карамчанд ». [ 20 ]
Бханварлал Нахата из Академии Пракрит Бхарати, Джайпур, пишет в своей книге « Мантри Карам Чанд Баххават ». [ 11 ] [ 17 ] что Карамчанда вызвали и приказали как можно скорее пригласить своего гуру Махараджа. Соответственно, Ачарья, который тогда находился в Шатрунджае ( Палитана , Саураштра), достиг Лахора после шестимесячного путешествия пешком, 14 февраля 1592 года вместе с 31 учеником в день Ид.
Император, сидевший на балконе дворца, спустился, чтобы принять Ачарью Джинчандру Сури, и после обмена любезностями сказал:
«Я просил вас приехать сюда из Гуджарата, чтобы извлечь пользу из своих мыслей на религиозных собраниях . Я твердо верю в ненасилие (ахимсу); поэтому вы должны посещать мой двор, чтобы дать аудиенцию, хотя бы раз в день, чтобы среди моих детей произошло духовное пробуждение ».
Получив покровительство императора, Ачарья вскоре стал популярен и был хорошо принят всеми без исключения в Лахоре. Он оставался там больше года до следующего сезона дождей.
Акбар отправляется в Кашмир на лодке через реку Джелум.
[ редактировать ]
Джейсом отмечает в Карамчандра Ваншавали Прабандхе: [ 21 ] что император Акбар, находясь в Лахоре в борьбе с узбеками, стремился подчинить себе долину верхнего Инда, чтобы обезопасить приграничные провинции. Он послал армию для завоевания Кашмира в верхнем бассейне Инда. В 1585 году Али-шах немедленно сдался Моголам , но другой из его сыновей, Якуб, короновал себя как король и возглавил упорное сопротивление армиям Великих Моголов. Наконец, в июне 1589 года Акбар сам отправился из Лахора в Сринагар, чтобы принять капитуляцию Якуба и его повстанческих сил. [ 11 ]
В другой раз, в 1592 году, снова почувствовав неприятности со стороны повстанцев, император Акбар пожелал отправиться в Кашмир на лодке через реку Джелум . Он вызвал Карамчанда и попросил его подготовиться к путешествию. Позже император позвал Ачарью Джинчандру Сури на даршан (аудиенцию), прежде чем отправиться в Кашмир. Он сказал Карамчанду обеспечить, чтобы Ачарья комфортно оставался в Лахоре во время его отсутствия, чтобы межрелигиозные духовные беседы, доброта, милосердие ко всем живым существам (ахимса) и защита коров продолжались в его империи. Соответственно, император приказал своим одиннадцати субам следовать инструкциям по ахимсе. Многие короли и султаны, в угоду императору, также издавали приказы защищать в определенные дни живые существа в своем королевстве. [ 9 ] [ 11 ]
Акбар попросил Карамчанда и Вачака Махимраджа Ман Сингха, старшего джайнского проповедника и рассказчика, сопровождать его в Кашмир . Карамчанд предпринял тщательно продуманные приготовления, такие как палатки, материально-техническое обеспечение, а также вегетарианская еда, приготовленная брамином, махатмой и тантриком для сопровождения свиты для отражения любого зла в пути и т. д. Акбар со своей свитой остановился по пути в Рохтаспуре. Во время своего второго визита в Кашмир 7 октября 1592 года великий Могол наслаждался цветением шафрана в Пампуре и отмечал праздник Дивали. По этому случаю по приказу императора были освещены лодки на берегу реки Джелум и крыши домов в Сринагаре. Однако, почувствовав беду со стороны повстанцев, Карамчанд, самый надежный и доблестный чиновник, был отправлен на защиту имперского Анантнага по повелению императора. Карамчанд встретил упорное сопротивление, но успешно захватил повстанцев без кровопролития. [ 9 ] [ 11 ]
Карамчанд Бачават скончался
[ редактировать ]В 1605 году умер император Акбар. Карамчанд Ваншхо-Киртанкам Кавьям (1594 г.) Джейсома отмечает: [ 9 ] [ 11 ]

«После вступления Джахангира на престол императора Индии Раджа Рай Сингх отправился в Дели. Он также призвал больного Карамчанда пожелать ему здоровья и извиниться за прошлое. Он также выразил соболезнования в связи с кончиной Акбара и горько плакал перед Карамчандом ».
После того, как Раджа Рай Сингх ушел, Карамчанд позвал своих сыновей, Бхагчанда и Лакшмичанда. Он похвалил Раджу Рай Сингха, но в то же время предупредил их, что это крокодиловы слезы, а не любовь и привязанность. Он сказал:
« Раджа Рай Сингх рад, что я скоро умру, и сожалеет, что не смог отомстить за прошлое. Дорогие мои дети! Не совершите ошибку, когда-нибудь вернетесь в Биканер ».
Он скончался в Дели после смерти императора Акбара между 1605 и 1607 годами. Капитан П. У. Паулетт пишет в « Географическом справочнике штата Биканер» : [ 18 ]
« Интересно отметить, было ли присутствие Карамчанда при дворе Великих Моголов обусловлено только его личными отношениями с императором Акбаром или его связями с джайнскими религиозными кругами, близкими к Акбару. Еще предстоит установить, содержался ли он в суде в качестве оплота против дома Биканера, чтобы поддерживать систему сдержек и противовесов. Таким образом, месть со стороны Рай Сингха была неизбежна, и, несмотря на проявление симпатии к семье Баххават, он не мог преследовать Карамчанда или его сыновей, чтобы они вернулись в Биканер. Таким образом, герой джайнской традиции стал злодеем королевского дома Биканеров и раджпутских традиций ».
Баххават Карамчанд был очень культурным человеком и действительно был предан королю, как и его предки. Позже исторической личностью стал Деван Карамчанд Баххават Мехта, близкий друг и стратег императора Акбара.
Предсмертное желание Раджи Рай Сингха для Баххаватов
[ редактировать ]Капитан Паулетт пишет в «Ежедневнике штата Биканер» , что сразу после смерти Карамчанда Раджа Рай Сингх был снова назначен Мансабдаром Бурханпура. После посещения Биканера он вместе со своим сыном Сур Сингхом отправился в Декан и успешно правил там в течение семи лет. В 1612 году он заболел, и Сур Сингх, видя, что конец его отца приближается, со сложенными руками попросил его последних предписаний. Умирающий раджа Рай Сингх сказал: [ 18 ]
« Баххаватс, семью Карамчанда следует соблазнить Биканером, чтобы на них были наказаны грехи их отца. Пурохит Ман Махеш и Бхарат Чотджи, а также другие заговорщики, такие как Бхарта Джат, связанные с Карамчандом, должны получить награду за свои злодеяния ».
Взяв обещание, что его пожелания будут учтены, раджа Рай Сингх скончался в 1612 году.
Далпат взошел на трон Биканера в 1612 году. Он заслужил недовольство императора Дели и своего младшего брата Сур Сингха. Из-за непопулярности Далпата его знать отпала от него и открыто или тайно объединилась с Сур Сингхом. Позже Сур Сингх восстал против своего старшего брата Далпата Сингха и убил его вместе со своей охраной с согласия императора Джахангира. Жены Далпата в Биканере были убиты, а жены в Бхатнере стали сати с тюрбаном Далпата в руках. [ 3 ] [ 22 ]
Храбрость и героизм баххаватов в Биканере
[ редактировать ]Сур Сингх взошел на трон Биканера в 1613 году. Около 1619 года Раджа Сур Сингх отправился в Дели, чтобы выразить свое почтение императору Джахангиру, где император восстановил ему 11 мансабов. Он также посетил Бхагчанда и Лакшмичанда, сыновей покойного Девана Карамчанда. Он принял их с полной уверенностью и пригласил в Биканер. Он зашел так далеко, что уволил своего министра и передал эту должность Бхагчанду и Лакшмичанду. Оба сына Карамчанда не послушали совета отца и добросовестно выступили за Биканера . Они были назначены Мантри очень почтительно. Раджа Сур Сингх в последующие месяцы оставался очень благосклонным к этим братьям. Он также принял приглашение посетить хавели Баххават, где братья Баххават преподнесли назрану (подношения королю) в размере одного лакха рупий и другие подарки для поздравления короля. Джинсаар Сури Раас, написанный в 1623 году, упоминает, что около 1619 года Ачарья Джинсагар Сури был принят в Биканере Мантри Бхагчандом и его племянником Манохаром Дасом. [ 11 ] [ 12 ] [ 22 ]
После этого баххаваты были переселены в Биканер, но в одно прекрасное утро на рассвете из-за предательства их жилища были окружены 4000 королевскими войсками Биканера, и вскоре они поняли, что их намеренно уничтожить. Хотя они принадлежали к одной касте баниа (торговцев), они, как и многие представители их класса, жившие среди раджпутов и занимавшие государственные посты, впитали в себя большую часть раджпутского духа и решили умереть тяжело. В это время Бхагчанд отдыхал, а его брат Лакшмичанд и его сын Манохар Дас были в Дурбаре. Жена Лакшмичанда заявила с гордостью и гневом:

«Королевские войска окружили наш хавели. Если у меня будет ваше разрешение, я украшу мужскую форму и покажу им свою силу» .
На что Бхагчанд отказал в разрешении и сам, уничтожив их ценные драгоценности и меч в руке, напал на раджпутов Рай Сингха. Отважные баххаваты ответили своей хорошо обученной охраной из 500 человек. Но гвардия Баххаватов не смогла долго противостоять могучей силе королевских воинов. Жены Карамчанда, Лакшмичанда, Манохара Даса и другие женщины из дома Баххават покончили с собой Джал-Джохаром (прыгнув в колодец хавели), в то время как их мужчины погибли, сражаясь с королевскими солдатами. Там были убиты Лакшмичанд и Манохар Дас, находившиеся в Дурбаре. [ 3 ] [ 11 ]
Баххаваты истреблены обманом
[ редактировать ]В Рангди-ка-Чоук (ранее Манек-Чоук), напротив Бада-Упасары, раньше был колодец, принадлежавший Баххаватам, который позже был закрыт, и построена платформа. Сегодня «Хануман Мандир» стоит на боку. Это был колодец, в котором женщины Баххават совершали Джал-Джохар, чтобы защитить свою честь, когда войска Сур Сингха вторглись в их жилища. [ 12 ]
Однако радже Сур Сингху не удалось полностью истребить баххаватов, поскольку одной беременной женщине, Мевариджи, (Джигишабаи), жене Бхага Чанда, не разрешили принести себя в жертву. Она с помощью доверенного слуги Рагхунатха сбежала в Карни Мата храм в Дешноке . Согласно конвенции, беременной женщине был предоставлен безопасный проход, чтобы она могла вернуться в дом своего отца в Удайпуре. Мевариджи (Джигишабаи) была дочерью Бхамаша , тогда Прадхана штата Мевар во времена Махараны Пратапа. Таким образом, Карамчанд и Бхамашах были связаны брачным союзом между их сыном и дочерью соответственно. [ 11 ]
Капитан П. У. Паулетт пишет в « Географическом справочнике штата Биканер» : [ 18 ]
«В том же году, когда произошла резня Баххаватов, Сур Сингх выполнил предсмертный завет своего отца, конфисковав джагиры потомков заговорщиков Пурохита Мана Махеша и Бхарата Чотаджи. После этого эти люди пришли в форт Биканер (Чинтамани / Джунагарх) и протестовали возле Каранполя, и их намеренно не остановили от самосожжения во время акции протеста. Еще один из тех, кто был осужден покойным Раджей Рай Сингхом, Бхарта Джат, также был безжалостно убит» .
Мохаммед Икбал в своей книге « Биканер Раджья ка Итихас – Куч Анчуе Пахелу » отмечает, что эти события были душераздирающими и считались неблагоприятными для государства. Выразив сожаление и раскаяние во всех убийствах, Раджа Сур Сингх построил озеро на том месте, где брахманы совершили самосожжение. Позже озеро стало известно как Сур Сагар. Говорят, что из-за плохой приметы вода в озере время от времени загадочным образом загрязняется каким-то подземным источником и требует периодической очистки.
Эпилог
[ редактировать ]Деван Карамчанд Баххават Мехта был блестящим администратором, умным стратегом, учтивым политиком и очень культурным человеком. Он также известен как спаситель джайнизма в средневековый период. Он действительно был верен королю, как и его предки. Герой джайнской традиции, ставший злодеем королевского дома Биканеров, — личность историческая.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джейсом Патхак и Гуна Винайя-1594 (1980). Карамчанд Ваншавали Прабандх (санскрит/хинди). СингхиГрантмала, Бхартия Видхья Бхаван, Мумбаи,
- ^ Рай Бахадур Гаури Шанкар Х Оджа (1939). История государства Биканер . Напечатано в Ведической Янтралайе, Аджмер, страницы = 93–94 и 211–212.
- ^ Jump up to: а б с д Рай Бахадур Гауришанкар Х Оджа (1939). История государства Биканер. Напечатано в Ведической Янтралайе, Аджмер. Страницы 93–94 и 211–212.
- ^ Рай Бахадур Гауришанкар Х Оджа (1938). Итихаса из Удайпурского Раджья (История: Королевство Удайпур). Издатель: Раджастхани Грантагар, Джодхпур (хинди)
- ^ Сет Раджмал Лалвани; Сухсампат Радж Бхандари и другие (1939). Осваль Джати ка Итихас. Издательство Oswal History, Бханпура, Индаур
- ^ Jump up to: а б Рай Панналал Мехта CEI, (1989). Сва-Джевни (Автобиография). Опубликовано по просьбе Гокула Лала Мехты, отставного специалиста, IAS / Редакторы: д-р П.Д. Патхак
- ^ Рай Бахадур Гауришанкар Х Оджа (1938). Итихаса из Удайпурского Раджья (История: Королевство Удайпур). Издатель: Раджастхани Грантагар, Джодхпур (хинди)
- ^ Нахата Бханварлал, (2009). Мантри Карам Чанд Бачават. Академия Пракрита Бхарати, Джайпур; Фонд Б. Дж. Нахаты, Калькутта. Страницы 67-80
- ^ Jump up to: а б с д Джейсом Патхак и Гуна Виная-1594 (1980). КарамчандраВаншавалиПрабандх (санскрит/хинди). СингхиГрантмала, Бхартия Видхья Бхаван, Мумбаи
- ^ Бханвар лал Нахата (2009). Мантри Карам Чанд Бачават. Академия Пракрита Бхарати, Джайпур; Фонд Би Джей Нахата, Калькутта
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Бханварлал Нахата (2009). Мантри Карам Чанд Бачават. Академия Пракрита Бхарати, Джайпур; Фонд Би Джей Нахата, Калькутта
- ^ Jump up to: а б с Лалит К. Мехта (1999). Каста, клан и этническая принадлежность: исследование Мехтаса в Раджастане. Публикации Равата
- ^ Доктор Васудев Шаран Агравал (Предисловие); Составлено и отредактировано Агарчандом Нахатой и Бханварлалом Нахатой (2013). Биканер Джайн Лех Сангра. Опубликовано Шри Абхаем Джайном Гранталая, Биканер.
- ^ Сиддхи Чандра Упадхьяя (1941). Бхану Чандра ГаниЧаритра. Эд Шри Моханлал Даличанд Десаи, Калькутта
- ^ Сет Раджмал Лалвани, Сухсампат Радж Бхандари и другие (1939). Осваль Джати ка Итихас. Издательство Oswal History, Бханпура, Индаур
- ^ Дж. К. Джайн и др. (1932). SindhayachDayaldaskiKhyat (хинди/марвари). Часть II; Страница 36
- ^ Jump up to: а б с Бханварлал Нахата (2009). Мантри Карам Чанд Бачават. Академия Пракрита Бхарати, Джайпур; Фонд Би Джей Нахата, Калькутта
- ^ Jump up to: а б с д и Капитан П. В. Роулетт (1874 г.). Справочник штата Биканер. Биканер, перепечатано в правительственной прессе (1832 г.). Страницы с 24 по 34
- ^ Джейсом Патхак и Гуна Винайя-1594 (1980). Карамчандра Ваншавали Прабандх (санскрит/хинди). Сингх Грантмала, Бхартия Видхья Бхаван, Мумбаи
- ^ Английский перевод С.М. Пахедиа (1982). Джайнизм в средневековой Индии (1300-1800 гг.). Глава XIV. https://www.scribd.com/document/59431751/Jainism-in-Medieval-India
- ^ Джейсом Патхак и Гуна Винайя-1594 (1980). Карамчандра Ваншавали Прабандх (санскрит/хинди). Сингхи Грантмала, Бхартия Видхья Бхаван, Мумбаи
- ^ Jump up to: а б Дж. К. Джайн и др. Изд. (1932). Sindhayacha DayaldaskiKhyat (хинди/марвари). Часть II; Страница 36
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тод, Джеймс (1832). Анналы и древности Раджастхана или штатов Центральный и Западный Раджпут Индии, Том 2. Лондон: Смит, Элдер.
- Кавирадж Шьямал Дас (1890/1930). Вир Винод – Мевар ка Итихас (хинди). В 4 томах. Мотилал Банарсидас, Дели.
- Пратап Сингх Мехта (2016). Хроники Раджпутаны: Пушки и слава – тысячелетняя история клана Баххават. Notion Press Media, Ченнаи. https://www.amazon.in/Guns-Glories-Pratap-Singh-Mehta/dp/9352066006
- Далпат Вилас. Издатель: Научно-исследовательский институт Садула Раджастхани, Биканер, 1960 г. Это сохранившийся фрагмент исторической рукописи. Написано на языке Раджастхани и является самым ранним известным раджпутским источником отношений Моголов и раджпутов. Автор Далпат Вилас остается неизвестным.
- Гупта, РК; Бакши, С.Р., ред. (2008). Исследования по истории Индии: Раджастан на протяжении веков Том. 5. Нью-Дели: Саруп и сыновья
- Абул Фазл, Айн-и-Акбари
- Профессор Шалин Джайн (2007 г.). Центр и местность в Индии Великих Моголов: случай Мантри Карама Чанда Баххавата из Биканера. Доклад на 68-й сессии IHC 2007 г.; страницы 332-339.
- Шарма, Дашаратха (1970), Лекции по истории и культуре раджпутов, МотилалБанарсидасс, Дели.
- Шарма, Гириджа Шанкар (2003) Далпат Вилас: Итихаскидришти се самикшан в Хамаре Пуродха -19 Доктор. Дашаратха Шарма (на хинди ) Раджастхан Сахитья Академи, Удайпур. ISBN 81-88445-00-2 .
- Р. К. Джаухри, Шарма, Пушап Лата Джайнизм в средневековой Индии: исследование его контактов с мусульманскими правителями
- Английский перевод С.М. Пахедиа (1982). Джайнизм в средневековой Индии (1300-1800 гг.). Глава XIV. https://www.scribd.com/document/59431751/Jainism-in-Medieval-India
- Майор К.Д. Эрскин, 1909. Газеттеры Раджпутаны, Том III-A, Резиденция штата Западная Раджпутна и агентство Биканер. Pioneer Press, Аллахбад. Страницы 318-19
- Шри Джин Чандра Сури. Акбар Пратибодх Раас. Эд Агар Чанд Нахата. стр. 58-78
- Мохаммад Икбал (2011). История штата Биканер – некоторые ответы. Биканер.