Альфа J-5 Марко
Д-5 Марко | |
---|---|
![]() | |
Роль | самодельный моторный планер |
Национальное происхождение | Польша |
Производитель | Альфа, Краков |
Дизайнер | Ярослав Яновский |
Первый полет | 30 октября 1983 г. |
Количество построенных | Около 36 [ 1 ] |
Alpha J-5 Marco — одноместный самолет с толкающей гондолой и стрелой . Комплекты были построены в Польше, а самолет был экспортирован в несколько стран, включая Германию и США.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Alpha J-5 Marco, иногда известный как J-5 Marco Яновского в честь его конструктора, чьим пятым самолетом он был, иногда так же, как J-5 Marco , представляет собой одноместный самолет с гондолой и толкателем. двигатель и хвост-бабочка . Более ранние конструкции Яновского J-1, J-2 и J-3 также представляли собой толкачи с гондолой и стрелой, хотя и с другим хвостовым оперением. [ 2 ] Конструкция J-5, спроектированная для самостоятельной сборки из комплекта, почти полностью состоит из стекловолокна и эпоксидной смолы . Крылья установлены в верхней части стрелы, когда она переходит в капсулу, содержащую двигатель и кабину. Они имеют удлинение около 10 и постоянную хорду с флаперонами , выполненными из стекловолокна и дюралюминия , по всей задней кромке. Верхние поверхности содержат короткие спойлеры в средней части хорды. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Толкающий двигатель, обычно двухцилиндровый горизонтально-оппозитный двухтактный двигатель KFM 107ER мощностью 25 л.с. (18,6 кВт) , установлен в верхней задней части гондолы. [ 4 ] Некоторые самолеты оснащались Rotax 447UL мощностью 45 л.с. (31 кВт). двухцилиндровым рядным двухтактным двигателем [ 6 ] или оппозитный мотор Hirth F23. [ 3 ] Прямо вперед находится длинный изогнутый фонарь над кабиной, доходящий почти до носа. Marco J-5 имеет боковой рычаг управления и инструменты, установленные друг над другом на центральной вертикальной панели. В кормовой части капсулы имеется тонкая стрела с большим хвостовым оперением-бабочкой и полноразмахными управляющими поверхностями. [ 4 ] [ 5 ]
Доступны две компоновки ходовой части, обе с хвостовым колесом. планерного типа Для достижения оптимальных характеристик Marco J-5 может быть оснащен убирающимся моноколесом с использованием стабилизирующих колес, установленных в загнутых трапециевидных удлинениях законцовок крыла. Вместо этого можно использовать пару консольных колес с фиксированным обтекателем, выходящих из гондолы фюзеляжа. [ 4 ] [ 5 ]
J-5 Marco совершил первый полет 30 октября 1983 года. [ 4 ] Скорее всего, последний J-5, который будет построен, в настоящее время строится в Германии. [ 3 ]
Операционная история
[ редактировать ]Комплекты для J-5 Marco первоначально производились на заводе Marko -Elektronic в Лодзи, Польша, где для этой цели было создано авиационное подразделение. Примерно к 1990 году это подразделение стало известно как «Альфа» и переехало в Краков . В том же году компания Aviation Farm Ltd в Польше купила лицензию на производство собранных самолетов. [ 7 ] В Германии были созданы дистрибьюторские агентства (Hewa-Technics, производившая как комплекты, так и комплектные самолеты). [ 7 ] и в США (Альфа/США). [ 5 ]
Шесть J-5 Marcos были зарегистрированы в США, [ 5 ] один в Великобритании [ 8 ] и восемь в остальной Европе (к западу от России). [ 9 ] [ 10 ] К 1996 году Aviation Farm поставила 20 комплектных самолетов и еще 29 получила заказ. [ 7 ]
Французский зарегистрированный самолет Алена Флоттара J-5 F-WZUE установил несколько рекордов FAI класса C-1a/0 в сезоне 1990-1, большинство из которых все еще сохраняются. [ 11 ]
Варианты
[ редактировать ]Aviation Farm продает или планирует два варианта. [ 7 ] в дополнение к указанным выше версиям с моно- и обычной ходовой частью:
- Д-5 БАЛ
- Ношение тепловизионной камеры для военного использования.
- J-5 бис
- мощностью 48,5 кВт (65 л.с.) . Walter M202 Двухтактный двигатель
- БАЭ ХЕРТИ-Д
- J-5 Marco использовался BAE Systems в качестве основы для этого раннего БПЛА или дрона. Это был стандартный моноколесный J-5 с небольшим турбореактивным двигателем, пришедшим на смену плоскому двухтактному. Фонарь был заменен молдингом аналогичной формы, но с воздухозаборником двигателя в верхней части. Более поздние БПЛА BAE были созданы на базе более крупного J-6 Fregata . [ 5 ]
Технические характеристики
[ редактировать ]Данные Jane's All the World's Aircraft, 1991/2 г. [ 4 ]
Общие характеристики
- Экипаж: один
- Длина: 4,66 м (15 футов 3 дюйма)
- Размах крыльев: 8,16 м (26 футов 9 дюймов)
- Высота: 1,40 м (4 фута 7 дюймов)
- Площадь крыла: 6,3 м 2 (68 кв. футов) брутто
- Профиль крыла : Wortmann FX67-K170/17.
- Пустой вес: 165 кг (364 фунта)
- Максимальный взлетный вес: 290 кг (639 фунтов)
- Силовая установка: 1 × IAME KFM 107ER двухцилиндровый горизонтально-оппозитный двухтактный, мощностью 19 кВт (25 л.с.)
- Гребные винты: 2-лопастные, диаметром 1,15 м (3 фута 9 дюймов).
Производительность
- Крейсерская скорость: 150 км/ч (93 миль в час, 81 узел), экономичная.
- Скорость сваливания: 78 км/ч (48 миль в час, 42 узла)
- Дальность действия: 547 км (340 миль, 295 миль) с максимальным запасом топлива.
- Практический потолок: рабочая высота 3050 м (10 010 футов).
- Пределы g: +6/-3
- Максимальное качество планирования: 16:1 [ 5 ]
- Скорость набора высоты: 3,03 м/с (596 футов/мин)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Симпсон, Лонгли и Свон, 2022 , стр. 171–172.
- ^ «Самолет Яновского» . Проверено 1 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Доктор Марко Рочник. «Страница J-5 Builder» . Проверено 25 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ламберт, Марк (1991). Джейн «Все самолеты мира», 1991-2 . Колсдон, Суррей: Информационная группа Джейн. п. 525 . ISBN 0-7106-0965-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Информация J-5» . Проверено 30 октября 2010 г.
- ^ Симпсон, Род (2001). Мировые самолеты Airlife . Шрусбери: Airlife Publishing Ltd. с. 349. ИСБН 1-84037-115-3 .
- ^ Jump up to: а б с д Джексон, Пол (2000). Джейн «Все самолеты мира» 2000-1 . Колсдон, Суррей: Информационная группа Джейн. п. 322. ИСБН 0-7106-2011-Х .
- ^ «Г-БСБО» . Проверено 31 октября 2010 г.
- ^ Партингтон, Дэйв (2010). Справочник по европейским регистрам, 2010 год . Air Britain (Historians) Ltd. ISBN 978-0-85130-425-0 .
- ^ «СП-ЯК» . Проверено 31 октября 2010 г.
- ^ «Рекорды ФАИ» . Архивировано из оригинала 11 июня 2007 г. Проверено 1 ноября 2010 г.
- Симпсон, Род; Лонгли, Пит; Свон, Роберт (2022). Справочник по авиации общего назначения: Путеводитель для производителей авиации общего назначения-миллениалов и их самолетов . Тонбридж, Кент, Великобритания: Air-Britain (Trading) Limited. ISBN 978-0-85130-562-2 .