Эфраим Шэй
Эфраим Шэй | |
---|---|
Рожденный | Округ Гурон, Огайо , США | 17 июля 1839 г.
Умер | 19 апреля 1916 г. Харбор-Спрингс, Мичиган , США | ( 76 лет
Род занятий | Изобретатель, предприниматель |
Супруг | Джейн Хендерсон |
Награды | Премия Джона Скотта (1892 г.) |
Эфраим Шэй (17 июля 1839 – 19 апреля 1916) был американским купцом, предпринимателем и инженером-железнодорожником-самоучкой, работавшим в штате Мичиган. Он спроектировал первый локомотив Шэя и запатентовал этот тип. Он лицензировал его производство на предприятии, которое стало известно как Lima Locomotive Works в Огайо; с 1882 по 1892 год было продано около 300 паровозов этого типа.
Молодость и военная служба
[ редактировать ]Эфраим Шэй родился 17 июля 1839 года в Шерман-Тауншип , округ Гурон, штат Огайо. Его родителями были Джеймс и Фиби (Пробаско) Шэй, чьи семьи вернулись в колониальный Нью-Йорк. Его родители были англичанами по происхождению, с некоторыми голландскими и польскими корнями. По отцовской линии его мать происходила от иммигранта Джорджа (Юрриена) Пробацкого, который был родом из Бреслау, Силезия (ныне Вроцлав, Польша ). В 1654 году Пробацкий отправился в Нидерланды и вместе с некоторыми голландцами иммигрировал через Амстердам и Бразилию в Новые Нидерланды (Нью-Йорк). Со временем, в результате голландских и английских браков и вариаций, имя в Соединенных Штатах превратилось в Пробаско. [ 1 ] вероятно, в течение первых нескольких поколений.
В 1861 году 22-летний молодой человек Шэй переехал с семьей в Мьюир, штат Мичиган . Вскоре после этого он записался в роту D 8-го добровольческого пехотного полка штата Миссури . В своем дневнике Гражданской войны в США Шэй написал: «Получил приказ выступать. Совершенное совпадение; в тот день, когда мне исполняется 22 года, я отправляюсь в свою первую экспедицию по защите чести и флага моей страны». [ нужна ссылка ] Шэй служил на Западном театре военных действий под командованием генерала Уильяма Текумсе Шермана . Он был с честью демобилизован в 1864 году и вернулся в Огайо, чтобы жениться.
Брак и начало карьеры
[ редактировать ]Шэй женился на своей возлюбленной Джейн Хендерсон 26 июля того же года. Молодая пара переехала в округ Иония, штат Мичиган , чтобы быть рядом с членами своей семьи в Портленде , Лайоне , Мьюире и Себеве . В 1870 году они переехали в Санфилд, штат Мичиган , где Шэй управлял паровой лесопилкой . Их сын Летте родился там 26 января 1870 года.
Пиломатериалы и локомотив
[ редактировать ]После 1873 года семья Шей переехала в Харинг, штат Мичиган , где Шей открыл в приграничном городе универсальный магазин и лесопилку. В 1876 или 1877 году ему пришла в голову идея использовать локомотив для перевозки бревен. Он экспериментировал с использованием кленовых полос на сосновых рельсах, чтобы построить быстрые пути для передвижения локомотива по лесам, и разработал локомотив Шая . Шэй начал работать с Lima Machine Works (позже Lima Locomotive Works ) в Лиме, штат Огайо , лицензируя им производство этой модели.
В 1880 году первый локомотив Shay был отправлен заказчику в Гранд-Рапидс, штат Мичиган , центр лесозаготовок на полуострове Мичиган. В 1881 году Шэй начал подавать патенты на свои работы. Уильям Э. Вудард помог Лиме улучшить конструкцию двигателя. Лима построила четыре локомотива Shay в 1881 году и 37 локомотивов Shay в 1883 году. В 1884 году у Лимы был 34-страничный каталог, в котором были представлены пять моделей локомотивов Shay. С 1882 по 1892 год Лима продала около 300 локомотивов Shay. К концу 1890-х годов локомотивы Shay разошлись по всему миру.
Эксперименты со сталью
[ редактировать ]В 1888 году Шэй и его семья переехали в Харбор-Спрингс, штат Мичиган , в залив Литл-Траверс . Там он спроектировал и построил примерно в 1892 году то, что сейчас известно как Шестиугольный дом Шэя , строение шестиугольной формы. У него четыре крыла, открывающиеся от центрального ядра, и двухэтажная башня наверху. Дом внесен в Национальный реестр исторических мест . Внутренние и внешние стены были изготовлены из штампованной стали, что является необычным использованием этого относительно нового продукта.
В 1891 году Шэй построил цельнометаллическую лодку длиной 40 футов и шириной 6 футов, получившую название « Ага». Останки Ага были возвращены в Харбор-Спрингс и сохранены. Шэй также спроектировал и управлял частной водопроводной станцией для города Харбор-Спрингс. Использование стали для крупных озерных грузовых судов , разработанное в этот период, стало важным нововведением в судоходстве по Великим озерам .
Шей основал железную дорогу Харбор-Спрингс (по прозвищу «Центральный Болиголов»), зафрахтованную в 1902 году. Она была распущена в 1912 году. Единственной движущей силой были три локомотива конструкции Шэя. Железная дорога в основном перевозила лес , но также использовалась для осмотра достопримечательностей. Шэй также сделал санки с кленовыми полозьями в качестве рождественских подарков для местных детей, всего более 400 санок.
Жена Шэя Джейн умерла 24 июля 1912 года. Он умер 19 апреля 1916 года. Он похоронен на кладбище Лейквью в Харбор-Спрингс.
Историческое общество района Харбор-Спрингс ежегодно спонсирует фестиваль «Дни Шая» в Hexagon House, который проводится в выходные, незадолго до дня рождения Шэя. В 2005 году фестиваль проходил 15, 16 и 17 июля.
Галерея
[ редактировать ]-
Шестиугольный дом сегодня.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Исследование ДНК Пробаско/Бартошевского/Бартоса - Результаты , ДНК генеалогического древа, по состоянию на 17 декабря 2015 г.
Источники
[ редактировать ]- Соседи Кайла (1969) LIMA SHAYS НА GREENBRIER, Cheat & ELK RAILROAD COMPANY, ASIN B001M07YHO
- Майкл Кох Локомотив Шэя: Древесный Титан, World Press; Ограниченное издание (1971 г.) ASIN B0006WIHIE
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Веб-сайт Эфраима Шэя. Архивировано 15 июля 2019 г. в Wayback Machine.
- ShayLocomotives.com
- Страницы Shay Geared Steam Locomotive Works
- Касс Сценик Железная дорога
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Элизабет Вемигвасе (май/июнь 2022 г.). «Пар и сталь: Эфраим Шей и его локомотив». История Мичигана . Лансинг, Мичиган: Историческое общество Мичигана.