Шей локомотив
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2023 г. ) |

Ревущий лагерь и узкоколейная железная дорога «Большие деревья» , Фелтон, Калифорния
Локомотив Шэя — паровоз с редуктором , который возник и в основном использовался в Северной Америке . Локомотивы были построены по патентам Эфраима Шея , которому приписывают популяризацию концепции паровоза с редуктором . Хотя конструкция ранних локомотивов Эфраима Шея отличалась от более поздних, существует четкая линия развития, объединяющая всех Шеев. Локомотивы Shay особенно подходили для лесозаготовительных, горнодобывающих и промышленных работ и могли успешно работать на крутых или некачественных путях.
Разработка
[ редактировать ]Эфраим Шей (1839–1916) был школьным учителем, клерком в госпитале времен Гражданской войны в США , государственным служащим, лесорубом , торговцем , владельцем железной дороги и изобретателем, жившим в Мичигане .
В 1860-х годах он стал лесорубом и хотел найти лучший способ доставлять бревна на мельницу, чем на зимних снежных санях. он построил свой собственный трамвай В 1875 году 2 фута 2 дюйма ( 660 мм ) с шириной колеи на деревянных шпалах , что позволило ему вести лесозаготовки круглый год. Два года спустя он разработал идею разместить двигатель на платформе с котлом , шестернями и тележками поворотными . Первый Shay имел только два цилиндра, и передняя тележка устанавливалась нормально, а задняя тележка была прикреплена к раме и не могла поворачиваться, как обычные машинисты локомотива. Он установил котел диаметром 3 фута (914 мм) и высотой 5 футов (1524 мм) по центру автомобиля, при этом бак для воды находился над передними грузовиками, а двигатель, поставленный Уильямом Криппеном, был установлен поперек над задними грузовиками. Сначала Шэй экспериментировал с цепной передачей от двигателя через пол к оси грузовика. Неизвестно, приводил ли он в движение одну или обе оси, но вскоре он обнаружил, что цепная передача непрактична, и затем попробовал ременную передачу. Идее не потребовалось много времени, чтобы стать популярной.
Шэй подал заявку и получил патент на основную идею в 1881 году. [1] В 1901 году он запатентовал улучшенный грузовик с редуктором для своих двигателей. [2]
Компания Lima Locomotive Works в Лиме, штат Огайо, построила прототип двигателя Эфраима Шея в 1880 году. [3] До 1884 года все выпускавшиеся Shays Lima весили от 10 до 15 коротких тонн (от 8,9 до 13,4 длинных тонн; от 9,1 до 13,6 т) каждый и имели всего два цилиндра. В 1884 году они поставили первый 3-цилиндровый (класс B) Shay, а в 1885 году — первый 3-цилиндровый (класс C) Shay. Успех Shay привел к значительному расширению и реорганизации компании Lima. [4] Когда Лима впервые получила идею Shay, она не была впечатлена, пока Джон Карнс не убедил компанию использовать эту идею, что привело к созданию классического дизайна Shay.
В 1903 году Лима могла заявить, что поставила «самый тяжелый локомотив для машинистов в мире», первый четырехвагонный паровоз (класс D) «Шэй» весом 140 коротких тонн (120 длинных тонн; 130 т). Он был построен для линии Эль-Пасо-Рок-Айленд от Аламогордо, штат Нью-Мексико , до Кокс-Каньона, на расстоянии 31 мили (50 км) по извилистым поворотам и уклонам до 6 % . Использование тендера с двумя грузовиками было необходимо, поскольку из-за плохого качества воды на линии локомотиву приходилось перевозить достаточно воды для поездки туда и обратно. [5] [ нужен лучший источник ]
Льюис Э. Фейтнер, работавший в Лиме, запатентовал улучшенные кронштейны крепления двигателя и пароперегреватель для Shay в 1908 и 1909 годах. [6] [7]
После истечения срока действия основных патентов Шея компания Willamette Iron and Steel Works в Портленде, штат Орегон , производила локомотивы типа Shay, а в 1927 году Уилламетт получил патент на улучшенную тележку с редуктором для таких локомотивов. [8] Они стали известны как локомотивы Willamette . Поскольку «Shay» был торговой маркой Лимы, строго говоря, неверно называть локомотивы, производимые Willamette и другими, «Shays». Шесть локомотивов Shay Patent, известных как Shay в стиле Хендерсона, были построены на заводе Michigan Iron Works в Кадиллаке, штат Мичиган .
Обзор
[ редактировать ]По данным Lima Locomotive Works в 1925 году, «Локомотив Shay с редуктором имеет широкий и разнообразный спектр услуг: он используется в промышленности, карьерах, подрядчиках, лесозаготовительных, горнодобывающих и плантационных работах; (также на ветках и горных участках магистральных линий). железные дороги). Он особенно адаптирован для промышленных железных дорог внутри и вокруг крупных промышленных предприятий. Его ценность в качестве переключающего двигателя обусловлена быстротой, с которой он ускоряет нагрузку, и его способностью обнаруживать автомобили за минимальное время. спроектирован так, чтобы преодолевать любые повороты, на которых могут эксплуатироваться стандартные автомобили». [9] Компания подчеркнула свои результаты на «крутых подъемах», «неровной трассе» и «слишком легкой трассе для прямого двигателя с такой же нагрузкой на ось». [9]
Локомотивы Shay имели обычные жаротрубные котлы, смещенные влево, чтобы обеспечить место и уравновесить вес двух- или трехцилиндрового «двигателя», установленного вертикально справа с продольными приводными валами, идущими вперед и назад от коленчатого вала на колесе. высота оси. Эти валы имели универсальные шарниры и квадратные скользящие призматические шарниры для установки поворотных тележек. Каждая ось приводилась в движение отдельной конической шестерней , без боковых тяг.
Сила этих двигателей заключается в том, что все колеса, в том числе в некоторых двигателях тендерные , приводятся в движение так, что вся масса развивает тяговое усилие . Высокое соотношение хода поршня к оборотам колес позволяло им работать с частичным проскальзыванием, при котором обычный штоковый двигатель раскручивал ведущие колеса и сжигал рельсы, теряя всякую тягу.
Локомотивы Shay часто назывались боковыми или стержневыми намотчиками из-за их боковых приводных валов. Большинство из них были построены для использования в Соединенных Штатах, но многие были экспортированы примерно в 30 стран либо Лимой, либо после того, как они достигли предела своего использования в США.
Классы
[ редактировать ]В период с 1878 по 1945 год в Лиме было построено около 2770 локомотивов Shay четырех классов грузоподъемностью от 6 до 160 коротких тонн (от 5,4 до 142,9 длинных тонн; от 5,4 до 145,1 т).
- Класс А : два цилиндра, два грузовика. Вес от 6 до 24 коротких тонн (от 5,4 до 21,4 длинных тонн; от 5,4 до 21,8 т).
- Класс B : три цилиндра, два грузовика. Вес от 10 до 60 коротких тонн (от 8,9 до 53,6 длинных тонн; от 9,1 до 54,4 т).
- Класс C : три цилиндра, три грузовика. Вес от 40 до 160 коротких тонн (от 36 до 143 длинных тонн; от 36 до 145 т).
- Класс D : три цилиндра, четыре грузовика. Масса 100 и 150 коротких тонн (89 и 134 длинных тонны; 91 и 136 т). Они были не мощнее, чем класс C, но имели больший запас топлива и воды, что приводило к улучшению сцепления.
Два 15 коротких тонны (13 длинных тонн; 14 тонн) были построены с двумя цилиндрами и тремя грузовиками.
Четыре Шая, 600 мм ( Колея 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюйма ), были построены для левшей, все по специальному заказу компании сэра Октавиано Б. Кабрера, [10] Сан-Луис-де-ла-Пас , Мексика.
Выжившие
[ редактировать ]
Сегодня сохранилось 115 шей, некоторые из которых представляют собой комбинацию частей двух шей. [11] Это неполный список:
- Самый старый из сохранившихся «Шей», серийный номер 122, построенный в 1884 году, в настоящее время выставлен в Реддинге, Калифорния, в исследовательском парке Тертл-Бэй .
- Самый старый действующий локомотив Shay расположен в государственном парке Cass Scenic Railroad в Западной Вирджинии и является их локомотивом № 5. Впервые он был куплен в 1905 году компанией West Virginia Pulp & Paper Co. у Касса. Фактически, номер 5 до сих пор курсирует по своей первоначальной железной дороге с момента ее первого запуска в 1905 году.
- Shay № 4 компании Yosemite Lumber Company частично отреставрирован и выставлен в Музее лесозаготовок Сьерра-Невады в Арнольде, Калифорния. Он работал на вершине склона Эль-Портал, доставляя бревна сахарной сосны к вершине склона, где загруженные железнодорожные вагоны опускались примерно на 3000 футов (910 м) на 1,5 мили (2,4 км). Там их подобрала другая железная дорога и отвезла на мельницу. [12]
- Фонду Музея железной дороги штата Аризона принадлежит бывший объект Anaconda Copper Mining Shay No. 5, который ранее хранился в Монтане . Хотя она никогда не работала в Аризоне , она была приобретена ASRM для представления Shays, используемых различными лесозаготовительными и короткими железными дорогами в Северной Аризоне , такими как Saginaw и Manistee Lumber Company. С 2014 года он выставлен в отеле Grand Canyon в Уильямсе . [13] [14]
- Компания Mount Emily Lumber Company 1 в течение нескольких лет находилась в ведении Исторического общества Орегона. С 2022 года он принадлежит Фонду наследия железных дорог Орегона в Портленде, штат Орегон. [15]
- Отреставрированный и выставленный на открытой выставке в центре города Кадиллак, штат Мичиган, для свободного просмотра представляет собой локомотив Cadillac – Soo Lumber Company с тендером.
- В Музее округа Аллен в Лиме, штат Огайо, выставлен двухгрузовый грузовик Shay шириной 3 фута ( 914 мм ), который использовался в местном карьере и, вероятно, является ближайшим к заводу, на котором он был построен в 1925 году, уцелевшим. 1953 г., всего за несколько часов до того, как его разобрали на металлолом, и он был бесплатно восстановлен компанией Болдуин-Лима-Гамильтон . [16]
- Camino-Placerville & Lake Tahoe No. 2, трехгрузовый Shay, выставлен в Музее Travel Town в Лос-Анджелесе, Калифорния .
- в Узкоколейная железная дорога Roaring Camp & Big Trees Фелтоне, Калифорния, управляет двумя поездами Shay: № 1 Dixiana (класс B, серийный номер 2593 от 1912 года) и № 7 Sonora (класс C, серийный номер 2465 от 1911 года).
- В государственном историческом парке Рейлтаун 1897 года хранится Шей класса C, железная дорога Сьерра № 2, по которой иногда курсируют экскурсионные поезда.
- В Музее железной дороги Колорадо есть два Шая, № 12 и 14, которые работали на Джорджтаунской кольцевой железной дороге около 20 лет. [ нужна ссылка ]
- Музей транспорта Нью-Джерси [1] в государственном парке Аллер восстанавливает колею 3 фута ( 914 мм ) лесозаготовительной компании Ely-Thomas № 6. Этот локомотив курсировал по железной дороге Пайн-Крик примерно с 1955 по 2002 год, когда его забрали. выведен из эксплуатации котел.

- Железная дорога Йосемити-Маунтин-Шугар-Пайн владеет и управляет двумя бывшими железными дорогами West Side Lumber Company №№ 10 и 15, расположенными на своей линии к югу от Йосемитского национального парка .
- В Государственном университете Стивена Ф. Остина есть локомотив Шая (серийный номер 2005 из 1907), выставленный возле Колледжа лесного хозяйства и сельского хозяйства Артура Темпла в Накогдочесе, штат Техас .
- Канадскому музею науки и технологий принадлежит один действующий двигатель, построенный на основе двух локомотивов Merrill & Ring Lumber Co. под номерами 3 и 4, которые используются в лесозаготовительных работах в Теодосии-Арм на материковой части Британской Колумбии. Этим Шаем управляют волонтеры Железнодорожного общества Байтауна. [17]
- Железная дорога округа Грэм № 1925 (класс C, серийный номер 3256 от 1925 года) сохранилась в Транспортном музее Северной Каролины в Спенсере, Северная Каролина . 1925 год — самый быстрый результат, когда-либо зафиксированный Шэем. [ нужна ссылка ] зафиксирован бег со скоростью 18 миль в час (29 км/ч) во время «The Great Shay Race» на Railfair '99. Он работал в музее с 1997 по 2005 год, когда двигатель потребовал работы котла. С тех пор он хранился в развязке как статический экспонат, а универсальные шарниры были сняты.
- Серийный номер 3345, класс C Shay был последним узкоколейным Shay. Он был построен в 1929 году для лесной компании Нью-Мексико . Он был приобретен Историческим паровым обществом округа ЛаПорт и перевезен в Хесстонский музей пара , где он был поврежден во время пожара в машинном отделении в 1985 году. Он был перестроен и возобновил работу в 2006 году. [18]
- Вестсайдская лесозаготовительная компания № 9 (класс C, серийный номер 3199 от 1923 года) была куплена Центральной железной дорогой Среднего Запада в 1966 году и после незначительного ремонта в середине 1990-х годов продолжала там работать. В январе 2011 года MCRR и Джорджтаунская кольцевая железная дорога заключили соглашение сроком на 7–10 лет, по которому 9 из них были отремонтированы сотрудниками GLRR. Он начал обслуживать коммерческих пассажиров на Джорджтаунской кольцевой железной дороге 14 июля 2012 года. Он вернулся в Айову в конце лета 2019 года и начал работу на Воссоединении 2019 года.
- Железнодорожный музей Иллинойса , крупнейший железнодорожный музей в Соединенных Штатах, управляет трехцилиндровым трехцилиндровым автомобилем Lima, построенным в 1929 году, ветераном компании J. Neils Lumber Company.

- Компания Meadow River Lumber Co. № 1 - единственный Шей в коллекции Национального исторического памятника Стимтаун в Скрэнтоне, штат Пенсильвания. [19]
- На Cass Scenic Railroad есть следующие Шей:
- Класс C № 6 (серийный номер 3354 от 1945 года), построенный для железной дороги Западного Мэриленда и последний серийный самолет Shay. Это второй по величине построенный «Шай» весом 162 тонны. Он прослужил всего четыре года, после чего был списан и помещен в Железнодорожный музей B&O . В 1981 году его сняли со статической экспозиции в обмен на меньший Shay (бывший Cass Scenic No. 1) и Porter 0-4-0 T Saint Elizabeth #4. Это самый крупный из сохранившихся Шей. [20] : 194–195
- Класс C № 11, построенный в 1923 году компанией Hutchinson Lumber Company, Физер-Фолс, Калифорния; он весит 103 тонны.
- Класс C № 2, Shay на тихоокеанском побережье, построенный в июле 1928 года для компании Mayo Lumber Company в Палди, остров Ванкувер, Британская Колумбия. № 2 — единственная Шэй, которая за свою жизнь сжигала дрова, уголь и нефть. [ нужна ссылка ] .
- Класс С-70 №4; первоначально номер 5 компании Birch Valley Lumber Company, Тайога, Западная Вирджиния, в 1922 году.
- Класс С-70 №7, №4, который находится в нерабочем состоянии. [21]
- на Тайване шириной 762 мм ( 2 фута 6 дюймов ) Лесная железная дорога Алишань имеет два класса Shay. Он имеет пять 18-тонных моделей класса A и десять 28-тонных моделей класса B. Четыре класса B находятся в рабочем состоянии: цифры. 21, 25, 26 и 31. Остальные выставлены на статической выставке на Тайване. № 14 был экспортирован на австралийскую железную дорогу Puffing Billy .
- Локомотив № 22 выставлен на железнодорожной станции Цзиджи в Цзиджи, Тайвань.
- 70-тонный корабль Shay под номером 2147 компании Little River Railroad And Lumber Company находится в музее компании в Таунсенде, штат Теннесси. [22]

- Историческое общество железных дорог Северного Нью-Йорка (RHSNNY) является домом для корабля № 8 класса B «Ливингстон Лансинг», который г-н Лансинг завещал музею. Он выставлен в музее RHSNNY в Крогане, штат Нью-Йорк, на железной дороге Лоувилля и Бивер-Ривер . Он не работает.
- Три Шая класса B находятся в Центре исследований леса Британской Колумбии в Дункане, Британская Колумбия. Шай № 3262, построенный в 1924 году, реконструирован в 1995 году.
- Компания Goodman Lumber Company № 9 выставлена в Железнодорожном музее Среднего Континента в Норт-Фридом, штат Висконсин.
- Публичная библиотека Лонгвью в Лонгвью, штат Вашингтон, имеет полностью отреставрированный Шей на территории библиотеки. Во время специальных мероприятий, проводимых рядом с библиотекой и административным центром, Шей открыт для посещения публикой. http://longviewlibrary.org/shay.php
- Магазин номер 2769, построенный в 1914 году для Великой Северной железной дороги, в настоящее время выставлен в небольшом парке недалеко от магистрали BNSF в Колумбия-Фолс, штат Монтана. [23]
- Один Shay класса C выставлен на железнодорожной станции Буэнависта в Мехико, ранее принадлежал Teziutlan Copper Co. как TCC-2, весом 45 тонн, с задействованным колесным приводом на 29,5 дюймов, вертикальными цилиндрами 10 на 12 дюймов, силовой передачей и шестерни коленчатого вала. В качестве топлива он использовал древесину до 1946 года, когда его приспособили для сжигания нефти. В октябре 1980 года компания Compañía Minera Autlán SA de CV подарила этот локомотив компании Ferrocarriles Nacionales de México как исторический экспонат. [ нужна ссылка ]
- Компания Abitibi Power and Paper Co. Шай № 70, цех № 3298, построенный в 1924 году, в течение многих лет возил пиломатериалы для компании Abitibi Power and Paper Co., прежде чем был передан в дар городу Ирокез-Фолс, где в настоящее время находится в небольшом парке. . Первоначально построен для Tallassee Power Co. как 2713-й построенный Shay. Перед выходом на пенсию он был передан пяти различным компаниям.
- Лесозаготовительная компания Дэвис-Экен № 2 Шэй выставлена в Пенсильванском музее пиломатериалов в Улиссе, штат Пенсильвания.
- Компания Lopez Sugar Corporation № 10 — единственный известный сохранившийся экземпляр на острове Негрос на Филиппинах . По состоянию на июнь 2022 года он выставлен перед штаб-квартирой компании. [24]
- Компания Woodstock Lumber Co., класс B, Шей № 5, магазин № 2958, принадлежит компании Clark's Bears, бывшей компании Clark's Trading Post , в Линкольне, штат Нью-Хэмпшир. Построен в 1917 году и куплен компанией Woodstock Lumber Co., новый, в 1919 году. Два грузовика по 50 тонн использовались в качестве стрелочного перевода на их дворе. [25] Другие источники сообщают, что локомотив эксплуатировался на железной дороге Биб в Кэмптоне, штат Нью-Хэмпшир, а также на восточной железной дороге и железной дороге Лондона. [26] Компания Woodstock Lumber Company стала Franconia Paper Co., и Кларк купил ее у них в период с 1951 по 1952 год. В настоящее время шей не работает, и о планах по его восстановлению не известно. [25] Иногда его можно найти на выставке вместе с разобранными компонентами локомотива Кларка Хейслера.
Изображения
[ редактировать ]- Cass Scenic Railroad Фотография на удостоверение личности
- Подробности об аксессуарах Dixiana (Устройство с надписью «Подающий насос» на самом деле представляет собой пожарный насос, который подает воду в шланг, используемый для тушения пожара. Dixiana использует два инжектора Nathan Monitor #6 в качестве устройств подачи воды в котел.)
- Универсальные шарниры Sonora со скользящей муфтой между
- Двигатель локомотива Шай производства Lima Locomotive Works (серийный номер 3320, 1928 г.). Локомотив все еще работает в государственном парке Cass Scenic Railroad как Cass Scenic No. 2.
- Иллюстрация из каталога Лимы - 70-тонный класс B (серийный номер 2982 от 1918 г.) - Fairfield Steel 170 позже стал Tennessee Coal, Iron and Railroad 170.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эфраим Шей, Локомотивный двигатель, патент США 242992A , 14 июня 1881 г.
- ^ Эфраим Шей, Локомотив-Грузовик, патент США 706604A , 12 августа 1902 г.
- ^ Локомотивы "Шей" за работой, Локомотив , Том XV, № 198 (15 февраля 1909 г.); страница 37.
- ^ Ангус Синклер, Разработка локомотивного двигателя , Нью-Йорк, 1907; страница 566.
- ^ HC Hammack, Замечательный локомотив - самый тяжелый для машинистов в мире, Ежемесячный журнал инженеров локомотивов , Vol. XXXVII, № 1 (январь 1903 г.); страница 51.
- ^ Льюис Э. Фейтнер, Кронштейн коленчатого вала локомотива, патент США 879617A , 18 февраля 1908 г.
- ^ Льюис Э. Фейтнер, Пароперегреватель для локомотивных котлов, патент США 939237A , 9 ноября 1909 г.
- ↑ Альберт Клейпул, Локомотив с редуктором, патент США 1622765A , 29 марта 1927 г.
- ^ Перейти обратно: а б Локомотивы с редуктором Шей: Каталог № С-4 . Лима, Огайо : Лимский локомотивный завод . 1925.
- ^ Г-н Октавиано Б. Кабрера Ко.
- ^ "115 известных выживших Шей"
- ^ www.sierraloggingmuseum.org
- ^ «сн-3203» . www.shaylocomotives.com . Проверено 26 марта 2022 г.
- ^ «Анаконда Майнинг Компани №5 — www.rgusrail.com» . www.rgusrail.com . Проверено 26 марта 2022 г.
- ^ «▶️ Исторический локомотив в Прайнвилле переезжает в Фонд железнодорожного наследия штата Орегон» . Центральный Орегон Дейли . 02.09.2022 . Проверено 12 января 2023 г.
- ^ HL Thomas, «Лима возвращает себе свое», Trains , декабрь 1954 г. журнал
- ^ Байтаунское железнодорожное общество
- ^ ShayLocomotives.com. "sn-3345". Архивировано 5 июля 2012 г. на Wayback Machine, доступ осуществлен 21 февраля 2010 г.
- ^ Чаппелл, Гордон. «Медоу-Риверская лесопромышленная компания №1» . Пар над Скрэнтоном: специальное историческое исследование, американские паровозы . Служба национальных парков . Проверено 13 марта 2012 г.
- ^ Кук, Роджер; Циммерманн, Карл (1992). Железная дорога Западного Мэриленда: огненные шары и черные бриллианты (2-е изд.). Станция Лорис, Пенсильвания: Дом Гаррига. ISBN 0-9620844-4-1 . ОСЛК 26302871 .
- ^ «Государственный парк Касс-Сценик-Рейлроуд» . Cassrailroad.com . Проверено 24 декабря 2016 г.
- ^ «Музей» . Littleriverrailroad.org. Архивировано из оригинала 12 августа 2001 года . Проверено 24 декабря 2016 г.
- ^ «База данных локомотивов Шей» . Проверено 21 мая 2019 г.
- ^ Лопес Шугар Корпорейшн № 10 . 13 июня 2022 г. . Проверено 8 ноября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Стим Локо Шэй» . Центральная железная дорога Белой горы . 19 июля 2013 г. Проверено 15 октября 2023 г.
- ^ «Локомотивы в Линкольне» . вход в систему, Линкольн . Проверено 15 октября 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Соседи Кайла (1969) ЛИМА ШЕЙС НА ГРИНБРАЙЕРЕ, ЧИТ И ЕЛК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ КОМПАНИЯ ASIN B001M07YHO
- Майкл Кох Локомотив Шэя: титан журнала Timber World Press; Ограниченное издание (1971 г.) ASIN B0006WIHIE
- Локомотивный завод Шая. Каталог локомотивов с редуктором и запасных частей Шая. ООО «Перископ Фильм» (26 января 2010 г.) ISBN 978-1-935327-92-9
- Филипа В. Бэгдона Лесозаготовительный локомотив Шэя в Кассе, Западная Вирджиния, 1901–1960 гг. Издательство TLC (21 декабря 2001 г.) ISBN 978-1-883089-65-8
- Компания Lima Locomotive & Machine Company Shay Patent and Direct Locomotives: лесовозные вагоны, автомобильные колеса, оси, отливки для железных дорог и машин Periscope Film LLC (24 марта 2010 г.) ISBN 978-1-935700-11-1
- Рейнджер, Дэн. Шэй с Тихоокеанского побережья, сильный человек из леса . (Золотые книги Веста, 1964)
- https://www.shaylocomotives.com/data/factsheet/sn-3298.htm
- http://whitemountaincentralrr.com/history/locomotives/steam-loco-shay-2/
- https://logginginlincoln.com/Locomotives_in_Lincoln.html
- Медведи Кларка
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Shay Locomotives.com - база данных и справочники