Карел Доббеларе
Карел Доббеларе (родился 16 сентября 1933 г.) — бельгийский педагог и известный социолог религии. Доббеларе — почетный профессор Университета Антверпена и Католического университета Левена (Лувен) в Бельгии. Он бывший президент и генеральный секретарь Международного общества социологии религии . [1]
Академическая карьера
[ редактировать ]Карел Доббеларе родился в Ньюпорте , Бельгия, 16 сентября 1933 года. Он учился в Католическом университете ( Католическом университете ) в Лёвене, где в 1966 году получил докторскую степень по общественным наукам. В 1968 году он был назначен профессором Католикенского университета. проделал важную работу в области определения места религии в социальной структуре и того, как секуляризация религиозных ролей в государственных институтах влияет как на общество, так и на религию. он проводил полевые Вместе с Брайаном Р. Уилсоном исследования новых религиозных движений и сект. Он также в течение многих лет работал в комитете социальных наук Национального фонда научных исследований Бельгии. [2]
В центре его преподавания была социология и социология религии . Область его исследований – влияние религиозного участия, а также новых религиозных движений и сект . [1]
Он является членом Европейской академии наук и искусств Бельгии и Королевской фламандской академии наук и искусств . Он также работал приглашенным профессором в различных институтах и университетах по всему миру. Он является автором, соавтором и редактором более 200 книг, статей и исследований. [3]
Среди его опубликованных работ книги «Секуляризация: анализ на трех уровнях» (PIE — Питер Ланг, 2002), «Время петь» (Clarendon, 1994) и «Секуляризация: многомерная концепция» (Sage, 1982). [4]
Теория секуляризации
[ редактировать ]Доббелаэр известен своей защитой классической теории секуляризации и подвергался критике как таковая. Однако на самом деле теория секуляризации Доббелера утверждает, что это явление следует изучать на трех разных уровнях. Он называет их «макросекуляризацией», «мезосекуляризацией» и «микросекуляризацией».
«Макросекуляризация» означает уменьшение влияния религии на общество. Доббеларе считает, что нет никаких сомнений в том, что социальный и политический выбор все меньше и меньше зависит от религии, по крайней мере, в западных обществах, и отмечает, что большинство социологов спорят с ним по этому вопросу.
«Микросекуляризация» относится к сфере частных убеждений. В отличие от других теоретиков секуляризации, Доббелар отмечает, что религия действительно выживает на «деинституционализированном» уровне частных верований и практик. И здесь он снова полагает, что большинство социологов религии с ним согласятся. [5]
Доббеларе осознает, что наиболее противоречивая часть его теории касается того, что он называет «мезосекуляризацией», под которой он подразумевает снижение организационного уровня религии, измеряемое несколькими показателями, среди которых посещаемость церкви и пожертвования на институциональную религию. [6] Доббелер утверждает, что религиозные организации и институты в современном мире в целом приходят в упадок, в то время как его критики утверждают, что эта форма секуляризации типична только для Западной Европы (и, возможно, Канады и Австралии/Новой Зеландии), но не для Соединенных Штатов или Латинская Америка, Азия и Африка. [7]
Этюд Сока Гаккай
[ редактировать ]Доббеларе был одним из первых западных ученых, опубликовавших социологические исследования японского религиозного движения Сока Гаккай . В книге «Время петь» , которую он написал в соавторстве с британским социологом Брайаном Р. Уилсоном , он утверждал, что Сока Гаккай добился успеха в Соединенном Королевстве, отказавшись от некоторых японских особенностей и адаптировавшись к европейскому контексту. [8]
В своей более поздней книге « Сока Гаккай: от светского движения к религии» (2001) Доббелаэр раскрыл конфликт и возможное разделение между мирскими лидерами Сока Гаккай и монахами Ничирен Сёсю как образцовый пример напряжения, которое возникает, когда миряне ищущие религиозной поддержки для своей светской жизни, и священники, главная цель которых — увековечить свою иерархическую власть, работают вместе. Доббеларе также рассказал о том, как после отделения от монахов Сока Гаккай была реорганизована с другой структурой, но в конечном итоге превратилась в полноценную «религию» и продолжила свои успешные миссии за рубежом. [9]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Бекфорд, Джеймс А.; Джеймс Т. Ричардсон (2003). Вызов религии: очерки в честь Эйлин Баркер . Лондон, Великобритания: Рутледж. п. ix. ISBN 978-0-415-30948-6 .
- ^ Лаерманс, Руди; Брайан Р. Уилсон; Яак Биллиет (1998). Секуляризация и социальная интеграция: статьи в честь Карела Доббелера . Левен/Лувен, Бельгия: Издательство Левенского университета. стр. xi – xiv. ISBN 90-6186-932-3 .
- ^ Баркер, Эйлин (2008). Центральное место религии в общественной жизни: очерки в честь Джеймса А. Бекфорда . Олдершот, Хэмпшир, Великобритания: Ashgate Publishing, Ltd. viii. ISBN 978-0-7546-6515-1 .
- ^ Сватос, Уильям Х..; Кивисто, Питер (1998). Энциклопедия религии и общества . Соединенное Королевство: Роуман Альтамира. п. 141. ИСБН 978-0-7619-8956-1 .
- ^ ПЕРЕС-АГОТЕ, Альфонсо, «Понятие секуляризации: определение границ его современной научной обоснованности», Current Sociology , vol. 62, 2014, стр. 886–904.
- ^ ПЕРЕС-АГОТЕ, 2014, с. 895.
- ^ ДЭВИ, Грейс, «Модели религии в Западной Европе: исключительный случай», в FENN, Ричард К., редактор, The Blackwell Companion to Sociology of Religion , Oxford: Blackwell, 2001, 264–278. ISBN 0-631-21240-X
- ^ ЧИТАТЕЛЬ, Ян, «Брайан Уилсон и Карел Доббелер, «Время петь: буддисты Сока Гаккай в Великобритании» (обзор книги)», « Японский журнал религиоведения» , том. 22, 1995, 219–220.
- ^ ХЕРСТ, Джейн, «Обзор книги» , Журнал глобального буддизма , том. 3, 2002, 86–91.