ПДКиА
![]() | Тон или стиль этой статьи могут не отражать энциклопедический тон , используемый в Википедии . ( Март 2022 г. ) |
Защита, контроль и учет материалов (MPC&A) относится к обеспечению безопасности ядерных активов, включая ядерное топливо и оружие. В Соединенных Штатах Национальная администрация по ядерной безопасности (NNSA), входящая в состав Министерства энергетики , контролирует MPC&A в рамках своей программы нераспространения.
Программа США и России MPC&A началась в 1944 году отдельно и параллельно с Министерства обороны США (МО США) Программой совместного уменьшения угрозы после принятия Советского закона о сокращении ядерной угрозы 1991 года . Он стремился улучшить безопасность ядерного оружия и материалов для ядерного оружия посредством модернизации защиты материалов, контроля материалов и учета на ядерных объектах в России и других странах бывшего Советского Союза, посредством сотрудничества между Министерством энергетики США и Российским Министерством энергетики. Федеральное агентство по атомной энергии (Росатом). Программа повысила безопасность тысяч тонн оружейного ядерного материала в странах бывшего СССР (БСС). [1]
Обзор MPC&A
[ редактировать ]Системы MPC&A предназначены для защиты ядерных материалов от кражи или перенаправления, а также для обнаружения таких событий, если они происходят. [2] Элементами современной системы MPC&A являются: [3]
- Системы физической защиты , которые «позволяют обнаруживать любое несанкционированное проникновение через барьеры и порталы, тем самым вызывая немедленный ответ, включая применение силы в случае необходимости».
- Системы контроля материалов , которые «предотвращают несанкционированное перемещение материалов и позволяют оперативно обнаруживать кражу или перенаправление материалов».
- Системы учета материалов , которые «должны обеспечивать учет всех материалов, позволять измерять потери и предоставлять информацию для последующего расследования нарушений».
- Надежность персонала посредством «проверки безопасности, идеологической обработки и обучения».
- Процедурные меры контроля, такие как « правило двух человек ».
Американо-российская программа MPC&A
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]после окончания холодной войны , Министерства энергетики По оценкам Россия и Новые Независимые Государства (ННГ) обладали «603 метрическими тоннами оружейного ядерного материала, чего достаточно для производства 41 000 ядерных устройств» на 53 объектах. Ядерный материал, обогащенный уран и плутоний-239 , находившийся на российских объектах, был признан уязвимым для кражи, поскольку «система безопасности, защищавшая этот материал в советский период, значительно ослабла из-за длительного периода политических и экономических потрясений». [4]
Помимо программы MPC&A, США и Россия также заключили соглашения по утилизации и защите российского ядерного оружия . США предоставили два миллиарда долларов в рамках программы СНВ для помощи в транспортировке ядерных материалов из Беларуси , Украины и Казахстана в безопасные места в России . [5]
Межправительственная программа
[ редактировать ]Министерство обороны США начало реализацию межправительственной программы в 1992 году. Однако официальное сотрудничество США и Российской Федерации по MPC&A началось 2 сентября 1993 года с подписания имплементационного соглашения в рамках Программы совместного уменьшения угрозы (или Программы Нанна-Лугара) между Министерством обороны США. Минобороны и Минатома России (Минатом). Первоначальные 10 миллионов долларов были выделены из фондов Нанна-Лугара.
Межправительственная программа была инициирована в 1994 году на Машиностроительного завода «ЭЛЕМАШ» предприятии по производству низкообогащенного урана Электростали (МСЗ) в Московской области . Соединенные Штаты выделили дополнительные 20 миллионов долларов на внедрение процессов MPC&A в Свердловске, однако российское правительство настороженно относится к осуществлению усилий по MPC&A и отклоняет предложение сохранить исторически секретный ядерный комплекс. Однако 20 января 1995 года правительства США и России договорились о совместных усилиях по MPC&A на пяти объектах: заводе по производству высокообогащенного уранового топлива в Электростали, ПО «Маяк» в Озерске , бывший Челябинск-65; институт Физико-энергетический , Обнинск ; научно-производственное объединение «Луч» (Подольск) (НПО «Луч»); и Всероссийский научно-исследовательский институт атомных реакторов (НИИАР) в Димитровграде-10 . [6] [7]
Межправительственная программа с трудом развивалась по многим причинам. И Министерство обороны, и Минатом были отягощены бюрократией, правилами и подозрительностью из-за опасений по поводу разглашения ядерных секретов, которые тщательно охранялись в течение 50 лет во время холодной войны. Строгий пункт закона Нанна-Люгера «покупай американское» гласил, что средства на обучение и оборудование MPC&A должны быть потрачены в Соединенных Штатах, а не в бывшем Советском Союзе. В конечном итоге программа будет объединена с межлабораторной программой Министерства энергетики (DOE), при этом Министерство энергетики сможет обеспечить лучшее сотрудничество с Минатомом, и программа больше не будет ограничена ограничениями на расходы, установленными законодательством Нанна-Люгера. Министерство энергетики станет исполнительным агентом для всех совместных усилий США по MPC&A в соответствии с Директивой № 41 президентского решения. [8] [9]
Программа «Лаборатория-лаборатория»
[ редактировать ]Первоначальное сотрудничество между правительствами США и России было сосредоточено на демонстрационных проектах MPC&A на объектах по производству низкообогащенного урана (НОУ) с целью инициировать меры по укреплению доверия между странами. В 1994 году Министерство энергетики инициировало дополнительный подход «межлабораторно-лабораторно», чтобы стимулировать сотрудничество между национальными лабораториями США и российскими ядерными институтами. [10] По словам Рональда Х. Огюстсона и Джона Р. Филлипса, ученые Лос -Аламосской национальной лаборатории неофициально обсуждали меры контроля MPC&A с российскими учеными из Арзамаса-16 , в частности с Сергеем Зыковым и Владимиром Юферевым. Заместителю министра энергетики Чарльзу Б. Кертису было предложено ускорить застопорившиеся усилия Нанна-Люгера на слушаниях в сенатском комитете по вооруженным силам по сообщениям о хищениях российских ядерных материалов в 1992 и 1993 годах. Затем он встретился с Зигфридом С. Хеккером , директором Национальная лаборатория Лос-Аламоса, который предложил расширить существующее межлабораторное научное сотрудничество между Лос-Аламосом и Арзамасом-16, включив в него MPC&A. [11]
В июне 1994 года делегация из Лос-Аламоса посетила Арзамас-16, чтобы подписать шесть контрактов: пять на «производство конкретных продуктов для компьютеризированного контроля и учета», а шестой – на «объединение продуктов первых пяти контрактов в демонстрацию, которую можно было бы использовать». повысить интерес к контролю и учету материалов среди руководителей российских ядерных институтов». Делегация Лос-Аламоса также подписала контракты с учеными Курчатовского института в Челябинске-70 и с Физико-энергетическим институтом в Обнинске. Межлабораторное сотрудничество было расширено в США и теперь включает пять национальных лабораторий США — Брукхейвен , Лоуренс Ливермор , Ок-Ридж , Тихоокеанский Северо-Запад и Сандия . [12] [13]
В сентябре 1995 года президент Билл Клинтон издал президентскую директиву № 41 (PDD-41) «Политика США по повышению безопасности ядерных материалов в России и других новых независимых государствах», в которой официальная ответственность за руководство программой MPC&A возлагалась на Министерство энергетики. Министерство энергетики создало Целевую группу по безопасности ядерных материалов России и ННГ, подписало официальное соглашение с Госатомнадзором (ГАН), российским ядерным регулятором, и инициировало сотрудничество с независимыми ядерными объектами для разработки нормативной базы. В 1996 году правительства США и России договорились расширить сотрудничество MPC&A на ВМФ России .
В 1997 году программы «межправительственное управление» и «лаборатория-лаборатория» были объединены в единую программу, при этом Министерство энергетики внедрило улучшенную компьютерную систему финансового и статуса мониторинга для мониторинга проектов и установило обновленные руководящие принципы в 1998 году для обеспечить согласованность между проектами. Министерство энергетики инициировало «чрезвычайные меры» в ответ на российский финансовый кризис 1998 года , предоставив зимнюю одежду и обогреватели российским охранникам. 7 февраля 1997 года, в преддверии саммита Клинтон-Ельцин в Хельсинки , исполняющий обязанности министра энергетики Чарльз Б. Кертис и министр атомной энергии России и сопредседатель отдела политики в области атомной энергии Виктор Михайлов подписали совместное заявление, в котором «подтверждались позиции каждой стороны». приверженность двусторонней программе защиты, контроля и учета ядерных материалов (ПДКиА)» и с того же года включил в программу «Приборостроительный научно-исследовательский институт (Лыткарино)». Они отметили, что «15 объектов Министерства по атомной энергии России (МИН АТОМ) были включены в программу MPC&A в ходе трех предыдущих сессий Комиссии Гора Черномырдина. Шесть дополнительных объектов МИН АТОМ также участвуют в деятельности, связанной с MPC&A, в рамках программы сотрудничества между ядерные лаборатории каждой стороны, известные как программа «лаборатория-лаборатория». Всего в программе MPC&A участвуют 44 объекта на территории бывшего Советского Союза». [14] [15]
В 1999 году Министерство энергетики инициировало программу консолидации и конверсии материалов (MCC), направленную на объединение ядерных материалов в меньшее количество зданий и объектов и преобразование их в формы, непригодные для использования в ядерном оружии. Программа MPC&A совместно с ВМФ России также расширилась от мест хранения свежего ядерного оружия до мест хранения ядерного оружия, обеспечив безопасность 4000 ядерных боеголовок, расположенных в 42 хранилищах. В 1999 году Целевая группа по материальной безопасности превратилась в постоянную организацию — Управление международной защиты материалов и чрезвычайного сотрудничества (NN-50).
Другие программы Министерства энергетики
[ редактировать ]Министерство энергетики также реализовало две программы, призванные отговорить российских ученых-ядерщиков продавать свои знания другим странам. Программа «Инициативы по предотвращению распространения» (IPP) финансировала невоенные применения, которые могли бы иметь коммерческую ценность в Соединенных Штатах и бывших советских республиках. В результате контактов между лабораториями были выявлены технологии на бывших советских оружейных объектах, которые могут иметь коммерческое применение. Программа также объединила средства правительства США со средствами американских компаний, стремившихся коммерциализировать эти технологии. Конгресс США выделил на эту программу примерно 20-30 миллионов долларов каждый год, начиная с 1994 финансового года . [16] [17]
Инициатива ядерных городов (NCI) была разработана с целью переместить коммерческие предприятия в закрытые города России , чтобы «у ученых и инженеров не возникло искушения продать свои знания странам, стремящимся к созданию ядерного оружия». Оно помогло профинансировать вычислительный центр в Сарове для производства программного обеспечения для продажи по всему миру. Администрация Клинтона запросила и получила 30 миллионов долларов для NCI в 2001 финансовом году . Однако администрация Буша сократила финансирование программы NCI, запросив всего 6,6 миллиона долларов на 2002 финансовый год . Программа NCI завершилась в конце 2003 года, поскольку США и Россия не смогли заключить новое исполнительное соглашение из-за различий в защите ответственности. [18] [19]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Стратегический план программы MPC&A, июль 2001 г.» (PDF) . Национальное управление ядерной безопасности, Министерство энергетики . Проверено 29 ноября 2022 г.
- ^ Управление Национального исследовательского совета по международным делам (1999). Защита материалов ядерного оружия в России . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. п. 12-14. дои : 10.17226/9469 . ISBN 978-0-309-06547-4 .
- ^ Комитет по контролю и учету материалов, Совет по энергетике, Комиссия по инженерно-техническим системам, Национальный исследовательский совет (1999). Контроль и учет материалов в ядерно-топливном комплексе Министерства энергетики . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. п. 38-42. дои : 10.17226/19067 . ISBN 978-0-309-31824-2 . ОСТИ 6347772 .
- ^ «Программа контроля и учета материальной защиты (ПДКиА)» .
- ^ «Ядерное оружие в России: проблемы безопасности, защищенности и контроля»
- ^ «Россия: Программа DOE MPC&A» . Инициатива ядерного лечения (NTI). 26 июня 2002 г. Архивировано из оригинала 26 января 2011 г.
- ^ «Россия: Россия: Межправительственная программа» . Инициатива ядерного лечения (NTI). 4 июля 2002 г. Архивировано из оригинала 8 ноября 2010 г.
- ^ «Россия: Россия: Межправительственная программа» . Инициатива ядерного лечения (NTI). 4 июля 2002 г. Архивировано из оригинала 8 ноября 2010 г.
- ^ Талмадж, Кейтлин (март 2005 г.). «Нахождение баланса: уроки американо-российского сотрудничества в области безопасности материалов» (PDF) . Обзор нераспространения . 12 (1): 26–28. дои : 10.1080/10736700500208504 . S2CID 10503971 . Проверено 1 декабря 2022 г.
- ^ «Стратегический план программы MPC&A, июль 2001 г.» (PDF) . Национальное управление ядерной безопасности, Министерство энергетики . Проверено 29 ноября 2022 г.
- ^ Огюстсон, Рональд Х.; Филлипс, Джон Р.; Догерти, Дебра А. (1996). «Российско-американский MPC&A «Защита, контроль и учет ядерных материалов в Российской Федерации» (PDF) . Лос-Аламосская наука . 24 :74–75 . Проверено 1 декабря 2022 г.
- ^ Огюстсон, Рональд Х.; Филлипс, Джон Р.; Догерти, Дебра А. (1996). «Российско-американский MPC&A «Защита, контроль и учет ядерных материалов в Российской Федерации» (PDF) . Лос-Аламосская наука . 24 :74–75 . Проверено 1 декабря 2022 г.
- ^ Талмадж, Кейтлин (март 2005 г.). «Нахождение баланса: уроки американо-российского сотрудничества в области безопасности материалов» (PDF) . Обзор нераспространения . 12 (1): 5–8. дои : 10.1080/10736700500208504 . S2CID 10503971 . Проверено 1 декабря 2022 г.
- ^ Медейрос, Эван С. «Комиссия Гора-Чермомырдина расширяет сотрудничество в области ядерной безопасности. (Сотрудничество России и США в области безопасности ядерных материалов)». Arms Control Today 5 (1996): 25. Печать.
- ^ Дойл, Джим. «Повышение безопасности ядерных материалов в бывшем Советском Союзе: следующие шаги по программе MPC&A (Защита, контроль и учет ядерных материалов)». Arms Control Today 2 (1998): 12. Печать.
- ^ Эми Ф. Вульф (21 января 2004 г.). Ядерное оружие в России: проблемы безопасности, защищенности и контроля (Отчет CRS RL32202) (Отчет). Библиотека Конгресса США, Исследовательская служба Конгресса. п. 11 . Проверено 1 декабря 2022 г.
- ^ Эми Ф. Вульф (6 марта 2012 г.). Помощь в нераспространении и уменьшении угроз: программы США в бывшем Советском Союзе (Отчет CRS RL31957) (PDF) (Отчет). Библиотека Конгресса США, Исследовательская служба Конгресса. п. 46 - 47 . Проверено 1 декабря 2022 г.
- ^ Эми Ф. Вульф (21 января 2004 г.). Ядерное оружие в России: проблемы безопасности, защищенности и контроля (Отчет CRS RL32202) (Отчет). Библиотека Конгресса США, Исследовательская служба Конгресса. п. 11 . Проверено 1 декабря 2022 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Эми Ф. Вульф (6 марта 2012 г.). Помощь в нераспространении и уменьшении угроз: программы США в бывшем Советском Союзе (Отчет CRS RL31957) (PDF) (Отчет). Библиотека Конгресса США, Исследовательская служба Конгресса. п. 43-44 . Проверено 1 декабря 2022 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
Источники
[ редактировать ]- Международное агентство по атомной энергии
- Ядерное распространение
- Радиационная защита
- «Защита, контроль и учет материалов (MPC&A) | Центр Стимсона | Прагматические шаги для глобальной безопасности». Защита, контроль и учет материалов (MPC&A) | Центр Стимсона | Прагматичные шаги для глобальной безопасности. Stimson.org, 30 мая 2007 г. Интернет. 29 октября 2014 г.
- Вульф, Эми Ф. «Ядерное оружие в России: проблемы безопасности, защищенности и контроля». БИБЛИОТЕКА КОНГРЕССА, ВАШИНГТОНСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ СЛУЖБА КОНГРЕССА, 2003.
- Дойл, Джим. «Повышение безопасности ядерных материалов в бывшем Советском Союзе: следующие шаги по программе MPC&A (Защита, контроль и учет ядерных материалов)». Arms Control Today 2 (1998): 12. Печать.
- Медейрос, Эван С. «Комиссия Гора-Черномырдина расширяет сотрудничество в области ядерной безопасности (Российско-американское сотрудничество в области безопасности ядерных материалов)». Arms Control Today 5 (1996): 25. Печать.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ядерное распространение
- Контроль над вооружениями
- Агентство по уменьшению оборонной угрозы
- Расформирование и разоружение вооруженных сил
- Ядерная история США
- Ядерная история России
- Отношения Советского Союза и США
- Российско-американские отношения
- Программа ядерного оружия России
- Программа ядерного оружия США
- Атомная энергетика в России
- Атомная энергетика в США
- Сотрудники Лос-Аламосской национальной лаборатории