Джесси Тревино
Хесус Тревиньо (24 декабря 1946 — 13 февраля 2023), более известный как Джесси Тревиньо , был американским художником мексиканского происхождения. По сути, он стал художником чикано после того, как был ранен во Вьетнаме во время войны во Вьетнаме , что потребовало от него научиться рисовать левой рукой. [ 1 ] [ 2 ] базирующиеся в Сан-Антонио , штат Техас, Его картины и фрески, в основном изображают сообщество американцев мексиканского происхождения и чикано в Сан-Антонио, включая кинотеатры и местные магазины, а также людей. Он наиболее известен своими фотореалистическими картинами конца 1970-х и начала 1980-х годов, а также своими крупномасштабными мозаичными фресками из керамической плитки, которые он создал позже в своей карьере.
По словам Рубена К. Кордовы, куратора его ретроспективы 2009 года в Музее Аламеды , его любили [ 1 ] а также известен в Сан-Антонио: [ 3 ] «Джесси Тревиньо был, несомненно, самым известным художником, когда-либо созданным Сан-Антонио. Его слава значительно выходила за рамки мира искусства: он был главным героем родного города. В то же время Тревиньо был важным образцом для подражания для художников чикано, начиная с самого себя. -обучил художника Адана Эрнандеса (который уволился с основной работы, когда увидел картины Тревиньо) выпускнику RISD Винсенту Вальдесу (который вел альбом статей о Тревиньо). когда он был ребенком)». [ 4 ] В 2016 году ресторатор Хорхе Кортес заявил: «Сан-Антонио и Тревиньо — синонимы». [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Хесус Тревиньо родился 24 декабря 1946 года в Монтеррее , Мексика, в семье Хуана Тревиньо и Долорес Кампос. Он был их девятым ребенком. Его отец родился в Сабинас-Идальго в 1906 году и переехал в Сан-Антонио по работе. Долорес родилась в 1915 году и выросла в Нью-Браунфелсе . Они встретились в Нью-Браунфелсе, когда Хуан навещал своих братьев, живших в этом городе. Они поженились в Нью-Браунфелсе и жили там до тех пор, пока экономическое давление и расовая напряженность не вынудили семью предпринять обратную миграцию в Монтеррей, Мексика. Хуан работал дальнобойщиком на строительных материалах, пока экономическое давление снова не вынудило семью мигрировать в Соединенные Штаты, на этот раз в Сан-Антонио, штат Техас, где семья поселилась в районе Вест-Сайд. В этом районе проживало значительное количество американцев мексиканского происхождения. [ 5 ]
Тревиньо принял участие и получил свою первую художественную награду от Музея Витте , когда ему было шесть лет. Он учился в средней школе Fox Tech , где учительница по имени Кэтрин Олсуп помогла ему получить стипендию в 1965 году для обучения в Нью-Йорке в Лиге студентов-художников . [ 1 ] В 1966 году Тревиньо призвали в армию для участия в войне во Вьетнаме. У него была возможность вернуться в Мексику как гражданин Мексики, избежав тем самым военной службы, но он решил поступить на военную службу и получить гражданство США. [ 1 ] [ 2 ] Некоторые из его братьев служили в армии, и Тревиньо поддержал эту традицию. [ 6 ] Он служил в компании B, 39-й пехотной, 9-й пехотной дивизии и тренировался в Форт-Райли . [ 7 ] Он был направлен во Вьетнам в декабре 1966 года. 23 февраля 1967 года он был серьезно ранен при переходе через рисовое поле снайперским огнем и миной-ловушкой. [ 1 ] [ 2 ] Его бедренная кость была раздроблена, снайперская пуля перерезала артерию, а в результате взрыва он получил десять осколочных ранений из-за того, что его отбросило на двадцать-тридцать футов. [ 1 ] [ 2 ] Лежа раненый, он начал думать о том, что было важно в его жизни; он поклялся, что, если выживет, вернется домой в Сан-Антонио и нарисует свою семью и сообщество. [ 1 ] [ 6 ] [ 2 ]
«Я приземлился лицом вниз на рисовое поле», - вспоминал Тревиньо. «Моя сломанная правая нога была перекинута через левую ногу, а правая рука казалась горящей. Боль была настолько сильной, что я думал, что умру. Я вспомнил все картины, которые я сделал в своей жизни, и понял, что я просто рисовал то, что мне говорили рисовать учителя, и думал: «Что бы я нарисовал, если бы жил?» Я понял, что никогда не рисовал свою мать или своих братьев... Это заставило меня захотеть выжить, чтобы иметь возможность рисовать то, что имело для меня наибольшее значение». [ 1 ]
«Обездвиженный в грязи и луже собственной крови», Тревиньо ожидал смерти. [ 1 ] Его быстро спас медик и эвакуировал вертолет. [ 2 ] [ 8 ]
Тревиньо лечился в военном госпитале в Японии, а затем был переведен в Форт Сэм Хьюстон . Выздоровление Тревиньо было длительным, и он не мог ходить в течение года. Его правая рука, его доминирующая рука, в конце концов была ампутирована в конце 1970 года. Армандо Альбарран, его коллега-ветеран, которому ампутировали обе ноги из-за боевых ранений, призвал Тревиньо рисовать левой рукой. Портрет Альбаррана был первой картиной, которую Тревиньо написал левой рукой. [ 1 ] [ 2 ] [ 6 ]
Выйдя из больницы, Тревиньо поступил в колледж Сан-Антонио . [ 6 ] где он получит степень младшего специалиста в области искусства в 1970 году. [ 1 ] В частности, под опекой Мела Касаса Тревиньо быстро натренировал свою левую руку, сначала создав весьма экспериментальные работы в 1969 году. Вскоре он понял, что может стать прекрасным художником, а не просто учителем рисования для детей. [ 1 ]
Тревиньо получил степень бакалавра искусств в Университете Богоматери Озерного в 1974 году, где он учился у сестер Тарсиллы Фукс и Этель Мари Корн. [ 1 ] Он получил степень магистра искусств в Техасском университете в Сан-Антонио в 1978 году, где учился у Леонарда Лерера и Казуи Сакаи. [ 1 ]
В декабре 1970 года Тревиньо принял решение ампутировать правую руку, чтобы уменьшить нервную боль. После ампутации он продолжал испытывать фантомные нервные боли. [ 2 ] [ 1 ] В декабре 1971 года он присоединился к арт-группе Con Safo. [ 9 ] В состав этой группы входили известные художники Сан-Антонио Фелипе Рейес (основной основатель и близкий друг) и Мел Касас, бывший учитель Тревиньо в SAC, который присоединился к группе в то же время. Тревиньо назвал группу «магическим кругом» в газетной статье 1994 года. [ 9 ]
Прежде чем развить свой фотореалистический стиль, Тревиньо нарисовал две знаковые фрески : «Ми Вида» (197–72), биографически сюрреалистическую картину, написанную на стене его спальни, и «История Чиканы» (1972–74), 100-футовую фреску, выполненную в Богоматерь Озерная. [ 1 ] Последний показывает развитие в направлении фотореализма.
Во второй половине 1970-х годов Тревиньо развил свою технику, в конечном итоге усовершенствовав стиль фотореализма в 1976–77 годах. [ 1 ] Тревиньо прославился своей мозаикой из плитки на открытом воздухе, на которой были изображены чикано сообщество, культура и история , а также мексиканское наследие города. С годами он приобрел известность как один из самых известных художников Сан-Антонио, а его мозаичные фрески стали виртуальными ориентирами в культурном ландшафте Сан-Антонио. [ 1 ]
Тревиньо лечился от рака в 2021 году. [ 10 ] Он умер 13 февраля 2023 года в возрасте 76 лет. [ 11 ] Мэр Сан-Антонио Рон Ниренберг написал в Твиттере: «Джесси Тревиньо был американским героем. Раны войны во Вьетнаме, которая забрала так много его друзей и соседей из Вестсайда Сан-Антонио, никогда не оставляли его, но он использовал эти шрамы, чтобы принести исцеление». миллионам людей». [ 4 ]
Художественный стиль
[ редактировать ]Во время учебы в Нью-Йорке, где Тревиньо впервые работал с живой моделью, его портреты были выполнены в живописной технике, подражая своему учителю, выдающемуся портретисту Уильяму Ф. Дрейперу. Он научился рисовать тенями и цветом, а не контурами. [ 1 ] В SAC некоторые из его работ, вдохновленных поп-музыкой, были созданы на фигурных поверхностях или предназначены для просмотра в неплоских конфигурациях, включая Alamo Exit . TIAC (Pontiac), 1969 год, включил внешнюю решетку Pontiac GTO для выполнения учебного задания по интеграции реального предмета в произведение искусства. Сапата , 1969, был написан по заданию Мела Касаса, которое требовало изображения героя (Сапата), антигероя (талоны на питание) и злодея (Спиро Агнью) в одном произведении. [ 1 ] [ 2 ]
размером 36 на 48 дюймов Когда он писал картину «Лос-Камарадас дель Баррио» (1976), художник пришел к выводу, что его картины должны быть еще больше, чтобы достичь желаемых эффектов. [ 1 ] Он усовершенствовал свой стиль фотореалиста в следующих работах: La Raspa (1976) , Mis Hermanos (1976), @ Body and Fender (1977), Progresso (1977), La Troca En La Calle Commerce (1979), El Alameda (1980). и сеньора Долорес Тревиньо (1982). [ 1 ]
Куратор Рубен Кордова объясняет, почему Тревиньо понравился стиль фотореализма, которым так трудно овладеть: «Я думаю, что изначально он стремился запечатлеть что-то очень конкретное в своем районе, своей семье и своем народе, и я думаю, что отчасти именно поэтому он создали фотореалистичный стиль», — сказала Кордова. «Он сказал, что хочет создавать работы, которые были бы понятны, понятны каждому, были бы универсальными. И если бы у него был своего рода живописный стиль, возможно, не каждый мог бы понять, что он делает». [ 3 ]
Тревиньо вышел за рамки своего фотореалистического стиля, который предполагал воспроизведение мастер-фотографии в краске. Его фреска в Главной библиотеке 1995 года представляет собой «визуальные элементы, [которые] собраны воедино из многочисленных фотографических источников, которые никогда не существовали вместе во времени и пространстве», следовательно, она «имеет больше общего с похожим на коллаж Ми Вида, чем с меньшим по размеру произведением Тревиньо. , бесшовно написанные фотореалистичные картины». [ 1 ] Дух Исцеления, его 93 фута. Высокая мозаичная фреска (1995–97) включает 70 различных цветов плитки, но «масштаб и среда этой работы потребовали существенно иных эффектов, чем детальное правдоподобие фотореалистических картин Тревиньо». [ 1 ]
Основные работы
[ редактировать ]Первой работой Тревиньо размером с фреску была «Ми Вида» (1971–72), написанная на стене спальни его дома на Вест-Мистлето-авеню в Сан-Антонио. [ 1 ] [ 2 ] [ 12 ] На нем были изображены последствия службы художника во Вьетнаме, вызванные его почти смертельными ранами. [ 2 ] [ 13 ] Центральным элементом фрески является лицо красивой молодой женщины, частично скрытое монументальным изображением протеза конечности Тревиньо, на котором подвешена его медаль «Пурпурное сердце». Справа в черно-белых тонах изображен молодой солдат. Слева — Ford Mustang, купленный художником на пособие по инвалидности. Пиво, сигареты и обезболивающее в верхней части картины — вещества, которые он использовал для борьбы с мучительной болью. [ 2 ] Тревиньо назвал эту работу «вероятно, одним из самых важных произведений… [из] всех произведений, которые я когда-либо делал». [ 6 ] «Я помню это почти как начало всей своей карьеры», — сказал он Эльде Силве в 2009 году. [ 14 ]
После вынесения из дома Ми Вида впервые был выставлен публично в Музее Аламеда в Сан-Антонио на ретроспективе «Джессе Тревиньо: Ми Вида» в 2009–2010 годах. [ 2 ] «Поп-арт встречается с сюрреализмом», — написал куратор Рубен К. Кордова в кураторском заявлении, напечатанном в брошюре. [ 15 ] Во время ретроспективы Элейн Айала сказала, что это картина, «о которой многие слышали, но мало кто видел». [ 16 ] Впоследствии Mi Vida была выставлена в конференц-центре Генри Б. Гонсалеса в Сан-Антонио в 2019 году. [ 2 ] [ 17 ] [ 3 ] Ми Вида была представлена на выставке Смитсоновского музея американского искусства « Ответ художников: американское искусство и война во Вьетнаме, 1965–1975» в 2019–2020 годах, которая отправилась в Институт искусств Миннеаполиса после того, как ее увидели в Вашингтоне, округ Колумбия. [ 18 ] Мелисса Хо, куратор Смитсоновской выставки, отметила: «Захватывающие, галлюцинаторные работы Тревино стали основой финальной галереи выставки, останавливая посетителей». [ 19 ] Ми Вида будет выставлена в главной библиотеке Сан-Антонио в течение двух лет, начиная с 1 апреля 2023 года. [ 20 ]
Кордова отмечает, как быстро Тревиньо освоил новый вид живописи левой рукой: «Что меня больше всего удивляет, так это то, насколько сильными были его работы сразу после потери руки... Я бы просто предположил, что ему понадобится много времени, чтобы переобучиться, но он как будто перезагрузился, вышел и рисовал лучше, чем когда-либо». [ 14 ]
Заканчивая «Ми Виду» , Тревиньо написал еще одну важную работу под названием «Ла Фе» (1972). Эта рука, собирающая апельсины (на которой есть татуировка в виде креста), относится к Объединению сельскохозяйственных рабочих и движению чикано. Тревиньо сказал, что обе картины «сделаны в духе Кон Сафо». [ 1 ]
«История Чиканы» (1972–74), написанная по приглашению Мексикано-американской студенческой ассоциации Богоматери Озерного университета, была написана в комнате отдыха. «Я начал с ацтеков и конкистадоров», - вспоминал Тревиньо. «Я поместил мексиканского революционера в центр следующей панели. Он умирает с раскинутыми руками, как фигура Христа». [ 1 ] Он также изобразил мигрантов, ставших сельскохозяйственными рабочими, а также Деву Гваделупскую как божественную защитницу. [ 1 ] Тревиньо нарисовал большой флаг Объединения сельскохозяйственных рабочих. Изображение кампуса находится рядом с изображениями доколумбовой эпохи в начале повествования, что предполагает преемственность до наших дней. [ 1 ]
«Ла Распа» , изображающая продавца ароматного льда, — одна из знаменитых фотореалистических картин Тревиньо, написанных в 1976 году. [ 15 ] Другими высоко оцененными фотореалистическими картинами являются «Прогрессо» (1977), «Эль-Аламеда» (1980) и «Сеньора Долорес Тревиньо» (1982). [ 15 ]
@ Body and Fender (1977) «возможно, самая необычная картина Тревиньо». [ 15 ] На нем изображена обнаженная женщина, автопортрет и мужчины, работающие в автомастерской, и его можно было увидеть со всех четырех сторон.
Ресторатор Хорхе Кортес глубоко впечатлен тем, что он называет «портретами зданий Тревиньо», особенно «Эль-Аламедой » (1980), одним из самых исторических театров Сан-Антонио. [ 1 ]
Тревиньо любил кино, и он включил вывески шести важных кинотеатров в свою фреску Главной библиотеки 1995 года, действие которой происходит во время Второй мировой войны. «Я вспомнил рождественские гирлянды и украшения, которые видел в детстве», - объяснил Тревиньо. «Я хотел, чтобы это было празднично, и я хотел, чтобы это выглядело как алтарь. Поэтому я включил статую Сан-Антонио (Святого Антония), свечи, фонари и фотографии таких людей, как генерал Макдермотт, Клето Родригес, медаль Конгресса Лауреат награды и Эмма Тенаюка, организатор профсоюзов». [ 1 ]
«Дух исцеления», мозаичная фреска, которую Тревиньо завершил в 1997 году, была сделана для больницы Кристус Санта-Роза (ныне Детская больница) Сан-Антонио. Это самая большая фреска из плитки в Соединенных Штатах: ее высота составляет 93 фута, а ширина - 43 фута. Фреска была создана из немецкой плитки, известной своей прочностью и долговечностью. Для росписи было использовано более 150 000 кусочков керамической плитки. [ 1 ] Моделью ребенка на фреске послужил сын Тревиньо. [ 1 ] [ 21 ] Поскольку его видно на слиянии автомагистралей, «Дух исцеления» является его самым известным публичным произведением искусства. [ 1 ] [ 3 ]
В 1997–98 годах Тревиньо создал «Ла Курандера» фреску в Диабетическом центре Техасского университета системы здравоохранения. Здесь Тревиньо ссылается на традиции народного врачевания, представленные Ботаническим домом Casa Mireles и его владелицей, которая поставляла лечебные травы . [ 1 ]
Ла Веладора — это трехмерная мозаичная фреска, созданная для Центра культурных искусств Гуадалупе в 2001–2003 годах. В этом произведении Тревиньо «монументализировал обетную свечу Девы Гваделупской, которая выступает из здания высотой 40 футов, как чудесное видение». [ 1 ] Богоматерь Гваделупская — популярное изображение на молитвенных свечах , они широко распространены в семьях американцев мексиканского происхождения и чикано, а также в католических церквях. По словам художника, это место было темным и опасным уголком до того, как он создал свою Веладору , которая, по его словам, «сделала его более безопасным, поместив туда эту икону». [ 1 ] Тревиньо восстановил Ла Веладору в 2019 году. [ 22 ] Ла Веладора основана на Ла Веладоре , расписной конструкции, сделанной в 1999 году. [ 15 ]
«Львы Чапа» (2003 г.) - это мозаичная фреска, найденная на боковой стороне здания Goodwill в центре Сан-Антонио , на улице Санта-Роза, напротив Рыночной площади. На нем изображен Тревиньо и несколько рабочих, вешающих рамку вокруг плиточного изображения львиного прайда, что является данью уважения фреске со львом, которая когда-то стояла на соседнем здании. [ 1 ] [ 6 ]
Нетрадиционный портрет профсоюзного лидера Сезара Чавеса, выполненный Тревиньо в стиле постера мексиканского фильма, был написан в 2006 году. [ 1 ]
В том же году Тревиньо сделал большой портрет Розиты Фернандес, известной как «Первая певица Сан-Антонио». На темном фоне изображена набережная реки, украшенная рождественскими гирляндами. Стиль и образность имеют много общего с фреской Центральной библиотеки . [ 1 ]
Мексикано, Чикано, Американо (1982 – 2007) автобиографичны. Три больших автопортрета отражают его наследие и личную историю. Дева Гваделупская символизирует его мексиканское происхождение; его выбор стать чикано представлен орлом Объединения сельскохозяйственных рабочих; он получил американское гражданство благодаря службе во Вьетнаме, в лице врученного ему Пурпурного сердца. [ 1 ]
Картина Эрла Абеля , написанная в 2008 году, увековечивает память о красивой закусочной, снесенной в 2006 году. [ 15 ]
Работы Тревиньо можно просмотреть в Интернете на веб-сайте Смитсоновского музея американского искусства , Художественном музее Сан-Антонио и веб-сайте коллекции произведений искусства библиотек UTSA .
Выставки
[ редактировать ]В 1981–2009 годах у Тревиньо было шесть персональных выставок в следующих учреждениях: [ 1 ]
Институт культуры Мексики, Сан-Антонио, 1981 год;
Институт культуры Мексики, Сан-Антонио, 1993 год;
Смитсоновский музей американского искусства, Вашингтон, округ Колумбия, 1994–95;
Художественный музей Сан-Антонио, Сан-Антонио, 1995 г.;
Художественный музей Южного Техаса, Корпус-Кристи, 1996 г.;
Музей Аламеда, Сан-Антонио, 2009–10. [ 1 ] По заявлению куратора Джесси Тревиньо: Mi Vida была «первой всеобъемлющей ретроспективой художника», в которой «рисунки, картины, эскизы для общественных заказов, артефакты, документы и фреска... впервые выставлялись вместе». [ 15 ] Репортер Элейн Айала сказала об этой выставке: «Те, кто знаком с работами Джесси Тревино, могут найти удивительным, что этот выдающийся художник чикано только что получил свою первую всеобъемлющую ретроспективу. «Джесси Тревино: Моя жизнь»… таким образом, это первый полный взгляд на творчество художника. работай от начала и до настоящего времени». [ 16 ] Гильермо Николас, президент Национального центра латиноамериканских искусств Аламеда, заявил: «Это звездное кураторское начинание, демонстрирующее работы одного из самых важных латиноамериканских художников Америки». [ 23 ] признала ее одной из десяти лучших выставок года Газета San Antonio Express-News : «Может быть, Тревиньо и самый известный художник Сан-Антонио, но тщательно исследованная ретроспектива куратора Рубена К. Кордовы показала нам, что еще многое предстоит узнать о художнике и его творчестве. монументалист». [ 24 ]
Ресурсы
[ редактировать ]Устная история с Джесси Тревиньо (2004), составленная Архивом американского искусства (AAA) Смитсоновского института, доступна в Интернете. [ 7 ] Дух: жизнь и искусство Джесси Тревиньо , биография Джесси Тревиньо, написанная Энтони Хэдом, с предисловием Генри Сиснероса, была опубликована в 2019 году. [ 25 ] [ 26 ] В 2020 году ААА сняла видео, которое доступно на YouTube. [ 27 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с Кордова, Рубен (4 декабря 2016 г.). «Джесси Тревиньо: синоним Сан-Антонио » . Отчет Сан-Антонио .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Кордова, Рубен (26 января 2019 г.). «Боевое крещение: Джесси Тревиньо рисует «Ми Вида» » . Glasstire: Визуальное искусство Техаса .
- ^ Jump up to: а б с д Сильва, Эльда (17 сентября 2017 г.). «Художник Джесси Тревиньо создает непреходящее наследие» . Новости Сан-Антонио Экспресс .
- ^ Jump up to: а б Фуэнтес, Джессика (18 февраля 2023 г.). «Джесси Тревиньо, 1946–2023» . Гласстайр .
- ^ Руководитель, Энтони (2019). Дух: Жизнь и искусство Джесси Тревиньо . Издательство Техасского университета A&M. стр. 5–9. ISBN 978-1-62349-710-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Морган, Джек (29 января 2020 г.). «Как Джесси Тревиньо создал так много произведений общественного искусства Сан-Антонио» . Техасское общественное радио .
- ^ Jump up to: а б Кордова, К., и Тревиньо, Дж. (nd). Устное историческое интервью с Джесси Тревиньо, 15–16 июля 2004 г. Архивы американского искусства . другой.
- ^ "Фотография". Звезды и полосы . 14 марта 1967 г. с. 6.
- ^ Jump up to: а б Кордова, Рубен (2009). Кон Сафо: Художественная группа чикано и политика Южного Техаса . Лос-Анджелес: Издательство Исследовательского центра исследований чикано Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. п. 37. ИСБН 978-0-89551-121-8 .
- ^ Фрэнк, Николас (17 ноября 2021 г.). «Тревиньо, восстанавливающийся после онкологической операции» . Отчет Сан-Антонио .
- ↑ Легендарный художник из Сан-Антонио Джесси Тревиньо скончался после борьбы с раком горла.
- ^ Фрэнк, Николас (14 марта 2019 г.). «Джесси Тревиньо и Ми Вида: параллельное путешествие выживания и восстановления» . Отчет Сан-Антонио .
- ^ Гинзберг, Лиззи (7 ноября 2019 г.). «Искусство войны: для некоторых ветеранов Вьетнама создание искусства из своего опыта было лучшим способом понять его смысл» . Миннеаполисский институт искусств .
- ^ Jump up to: а б Сильва, старейшина. «Эволюция Джесси Тревиньо показана в Музее Аламеда», San Antonio Express-News , 18 октября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кордова, Рубен, «Джесси Тревиньо: Моя жизнь», брошюра к выставке, Сан-Антонио, Музей Аламеда, 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Аяла, Элейн (зима 2010 г.). «Тодо Тревино» . Латиноамериканский журнал . Проверено 1 марта 2023 г.
{{cite news}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Риндфусс, Брайан (31 января 2018 г.). «Выравнивание правил игры: конференц-центр привлекает больше художников Сан-Антонио» . Сан-Антонио Каррент . Проверено 17 февраля 2023 г.
- ^ « Ответ художников: американское искусство и война во Вьетнаме, 1965–1975» в Смитсоновском музее американского искусства исследует, как война во Вьетнаме изменила американское искусство» . Смитсоновский институт . 7 марта 2019 г. Проверено 17 февраля 2023 г.
- ^ Хо, Мелисса (28 февраля 2023 г.). «Дань уважения художнику-фотореалисту и ветерану войны во Вьетнаме, оставившему неизгладимый след в своем родном городе Сан-Антонио» .
- ^ Аяла, Элейн (10 марта 2023 г.). « Картина «Ми Вида», вызывающая горько-сладкое возвращение» . Экспресс-News.com . Проверено 22 марта 2023 г.
- ^ Ромо, Рикардо (15 июля 2018 г.). «ДЖЕСС ТРЕВИНО: ДУХ ИСЦЕЛЕНИЯ ФРЕСОВКА» . Техас Пресс .
- ^ Моралес, Лаура; Арбиттье, Бонни (2 августа 2019 г.). «Ла Веладора в театре Гуадалупе восстановлена в былой славе» . Отчет Сан-Антонио .
- ^ Специально для Southside Reporter (без подписи), затем опубликовано San Antonio Express-News (20 октября 2009 г.). «Ретроспектива художников Вестсайда начинается в четверг» . Мой Сан-Антонио.com . Проверено 22 марта 2023 г.
- ↑ Сильва, Эльда и Беннет, Стив, «Лучшее за 2009 год», San Antonio Express-News , 29 декабря 2009 г., стр. АРТ 5Г.
- ^ «Дух: жизнь и искусство Джесси Тревиньо» . Издательство Техасского университета A&M .
- ^ Джойс, Мэтт (1 марта 2019 г.). «Новая книга рассказывает о жизни художника из Сан-Антонио Джесси Тревиньо» . Техасские шоссе .
- ^ Архив американского искусства, Смитсоновский институт (28 декабря 2020 г.). «Джесси Тревиньо, Проект устной истории пандемии, Архив американского искусства, 2020» . Ютуб .